Урок по информатике "Основы логики" (в рамках рмо)





Скачать 58.52 Kb.
НазваниеУрок по информатике "Основы логики" (в рамках рмо)
Дата публикации08.09.2014
Размер58.52 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок

Урок по информатике "Основы логики" (в рамках РМО) на базе

МОУ «Марьяновская СОШ №2»

Класс 10

Преподаватель Вагнер Л.В.

Дата 27.10.09




Цели:

  • познакомиться с историей возникновения логики;

  • дать определение понятия, суждения, умозаключения;

  • формирование умения оперировать этими понятиями при выполнении различных упражнений;

  • развитие интереса к предмету через нестандартные задания;

  • развитие межпредметных связей (математика);

  • развитие общего кругозора учащихся;

  • развитие логического мышления

Формы организации урока: объяснительно - иллюстративный, диалогический.

Ход урока.

I. Изложение нового материала.
Слайд 2. Сегодня мы начинаем новую главу «Основы логики». Тема сегодняшнего урока

«Понятие. Суждение. Умозаключение». Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

Формулируются цели урока.

Многие из вас, наверное, мысленно задали вопрос: «Зачем нам эта логика?»

Слайд 3. Попытаюсь ответить на ваш вопрос, а вы мне поможете.

? Без каких основных понятий информатика существовать не сможет (информация, компьютер).

? Какая связь между этими понятиями (компьютер хранит и обрабатывает информацию).

? Какое устройство компьютера отвечает за обработку информации (процессор, щелчок мышью).

? Какое устройство отвечает за хранение информации (память, щелчок мышью).

Главной частью процессора является сумматор, который выполняет сложение двоичных чисел (щелчок мышью). Важнейшей структурной единицей оперативной памяти компьютера является триггер (щелчок мышью). Триггер и сумматор строятся на логических элементах (щелчок мышью). Базовые логические элементы реализуют основные логические операции и / или / не (щелчок мышью). Именно они и составляют основу логики (щелчок мышью).

Но прежде чем мы начнем знакомиться с ними нам необходимо дать определение «Понятию, Суждению, Умозаключению».

Слайд 4. 1. Заглянем в историю.

Логика очень древняя наука.

1-й этап связан с работами ученого и философа Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.). Он пытался найти ответ на вопрос “Как мы рассуждаем”, изучал правила мышления. Аристотель впервые дал систематическое изложение логики. Он подверг анализу человеческое мышление, его формы – понятие, суждение, умозаключение. Так возникла формальная логика.

2-й этап – появление математической, или символической, логики. Основы ее заложил немецкий ученый и философ Г.В. Лейбниц (1646-1716). Он сделал попытку построить первые логические исчисления, считал, что можно заменит простые рассуждения действиями со знаками, и привел соответствующие правила. Но он выдвинул только идею, а развил её окончательно англичанин Д. Буль (1815-1864). Буль считается основоположником математической логики как самостоятельной дисциплины. В его работах логика обрела свой алфавит, свою орфографию и грамматику.

2. Изучение нового материала.

Слайд 5. Логика – эта наука, изучающая законы и формы мышления; учение о способах рассуждений и доказательств (в тетрадь).

Основными формами мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

Слайд 6. Понятие – это форма мышления, выделяющая существенные признаки предмета или класса предметов, позволяющих отличить их от других (в тетрадь).

Например: компьютер, трапеция, портфель, ураганный ветер.

Упражнение 1 (устно). Приведите свои примеры.
Слайд 7. Понятие имеет две стороны: содержание и объем.

Содержание понятия – совокупность существенных признаков, отраженных в этом понятии (в тетрадь).

Объем понятия – множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, составляющие содержание понятий (в тетрадь).
Например:

1. Объем понятия город – это множество, состоящее из городов, носящих имя Москва, Одесса, Казань, Уфа, Нижнекамск и др.
Слайд 8. 2. Содержание понятия персональный компьютер-это универсальное электронное устройство для автоматической обработки информации, предназначенное для одного пользователя.

3. Объем понятия персональный компьютер – совокупность существующих в мире персональных компьютеров.
Слайд 9.Упражнение 2 (устно)

1. Перечислите существенные признаки, составляющие содержание понятий: добродетель, истинна, ложь.
2. Определите объем понятий: столица России, столица, река.

Слайд 10. Суждение (высказывание, утверждение) – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о свойствах реальных предметов и отношениях между ними (в тет.). Высказывание может быть либо истинным, либо ложным, и может быть либо простым, либо составным (сложным).
Например: Слайд 11.

1. Истинное и простое высказывание: Буква “т” - согласная.
2. Ложное и сложное высказывание: Осень наступила, и грачи прилетели.


Вопросительные и восклицательные предложения не являются высказываниями, так как в них ни чего не утверждается и не отрицается.

Например:

1. Уходя, гасите свет!
2. Кто хочет быть счастливым?


Высказывания могут выражаться с помощью математических, физических, химических и прочих знаков. Например: 5>3, H2O+SO2=H2SO4.

Слайд 12. Упражнение 3 (устно). Объясните, почему следующие высказывания не являются высказываниями:

1. Какого цвета твой велосипед?
2. Число Х больше пяти?
3. 5Х-2
4. Посмотрите в окно.
5. Пейте томатный сок!
6. Вы были в музее?
Слайд 13. Упражнение 4 (устно). Какие из следующих высказываний являются истинными, а какие ложными?

1. Город Москва – столица России.
2. Число 12 – простое.
3. 7*3=1.
4. 12<15.
5. Сканер – устройство, которое может напечатать на бумаге то, что изображено на экране компьютера.
6. Клавиатура – устройство ввода информации.


Упражнение 5 (устно). Приведите свои примеры истинных и ложных высказываний.
Слайд 14. Умозаключение – это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение (в тетрадь).

Посылками умозаключения по правилам формальной логики могут быть только истинные суждения. Тогда, если умозаключение проводится в соответствии с правилами формальной логики, то оно будет истинным. В противном случае можно прийти к ложному умозаключению.

Например:

1. Все металлы – простые вещества.

Литий – металл.

Литий – простое вещество.

2. Все школьники – отличники.

Вовочка – школьник.

Вовочка – отличник.

Слайд 15. Упражнение 6.

1. Дано высказывание “Все углы треугольника равны”. Путем умозаключений получить высказывание “Этот треугольник равносторонний”.
2. Оцените правильность следующего рассуждения: сидящий встал; кто встал, тот стоит; значит, сидящий стоит.


Мы часто слышим слова: «Давайте рассуждать логически». Что они обозначают? (путем составления истинных высказываний прийти к верному умозаключению). Но, часто, на каком-то этапе рассуждений истинное суждение заменяется на ложное. В этом случае результат оказывается неверным. Ярким примером таких рассуждений являются математические софизмы.

Слайд 16. 1. Простейший математический софизм ? Почему в итоге четыре равно пяти. Где ошибка?


Слайд 17. 1. Пример другого математического софизма «Вес комара равен весу слона».

Давайте вы попробуете найти путем логических рассуждений ответ к следующей логической задаче (карточки).

2. Логическая задача о царе Горохе и трех богатырях.

До царя Гороха дошла молва, что кто-то из троих богатырей убил Змея Горыныча. Царь приказал всем троим явиться ко двору и молвили они:

Илья Муромец «Змея убил Добрыня Никитич».

Добрыня Никитич «Змея убил Алеша Попович».

Алеша Попович «Змея убил я».

При этом оказалось, что один из них сказал правду, а двое слукавили. Кто убил змея? Ответ обоснуй. (Ответ: Илья Муромец).
Можно определять истинность или ложность составного высказывания, не вникая в их содержание. Для этого и создана алгебра логики, знакомиться с которой мы начнем на следующем уроке.
Узнать, насколько хорошо усвоен вами сегодняшний материал, поможет тест, состоящий из вопросов. Тестирование (работа в парах)
III. Итог урока. Вспомним, чем мы сегодня занимались. Продолжи фразу: Сегодня на уроке я…

Слайд 18. Оцени себя сам одной из предложенных фраз.
Слайд 19. IV. Домашнее задание.

1. Выучить определения.
2. Найти и решить мат. софизм или логическую задачу.
Спасибо за работу. До свидания!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по информатике \"Основы логики\" (в рамках рмо) icon2. Основы логики и логические основы компьютера Основы логики. Основные...
Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации....
Урок по информатике \"Основы логики\" (в рамках рмо) iconГришина Татьяна Владимировна, учитель информатики моу усош №2 идентификатор...
Логического мышления требуют и сочинения по литературе, в которых необходимо последовательно раскрывать тему, правильно делать выводы...
Урок по информатике \"Основы логики\" (в рамках рмо) iconУрок лекция План проведения урока
Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной...
Урок по информатике \"Основы логики\" (в рамках рмо) iconУрок русского языка в 9 классе. Тема урока Сложноподчиненные предложения с разными видами связи
На базе школы прошли заседания рмо учителей русского языка и литературы и рмо учителей географии и биологии
Урок по информатике \"Основы логики\" (в рамках рмо) iconУрок по географии в 7классе по теме «Климат Евразии»
Рмо учителей географии. На этом рмо тесля Ирина Николаевна, учитель географии мбоу «Ленская сош» подготовила и провела открытый урок...
Урок по информатике \"Основы логики\" (в рамках рмо) iconУрок-соревнование "Кто сильнее в информатике"
...
Урок по информатике \"Основы логики\" (в рамках рмо) iconУрок-проект «Моя родословная»
Фгос». На занятии рмо присутствовали: директор моу сош №24 Давыдов Н. В., заместитель директора по увр илюхина Л. Н., методист мку...
Урок по информатике \"Основы логики\" (в рамках рмо) iconРеферат по информатике и икт на тему: «Логика»
Что такое алгебра логики стр. 4
Урок по информатике \"Основы логики\" (в рамках рмо) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Регистрация участников рмо (рмо дошкольного образования – мдоу подгорнский детский сад «Березка»)
Урок по информатике \"Основы логики\" (в рамках рмо) iconРеферат по информатике и икт по теме: “ Основы логики”
Увв обеспечить поступление в пк из окружающей среды программ и данных для обработки, а также выдачу результатов работы пк в виде,...
Урок по информатике \"Основы логики\" (в рамках рмо) iconУрок информатики и логики в 3 классе по теме: «Логика и информация»
Пономарёва Е. А. учитель начальных классов моу гимназии №56 Интегрированный урок информатики и логики в 3 классе по теме: «Логика...
Урок по информатике \"Основы логики\" (в рамках рмо) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рмо учителей географии «Защита творческих работ в рамках аттестации на 1 кв категорию»
Урок по информатике \"Основы логики\" (в рамках рмо) icon«Этикет»
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для...
Урок по информатике \"Основы логики\" (в рамках рмо) iconПрограммы Microsoft Office (Power Point, Word, Excel), Paint; Internet...
Этот урок – урок изучения нового материала в рамках программы 10 класса (глава «Основы генетики»). Но в начале я решила дополнить...
Урок по информатике \"Основы логики\" (в рамках рмо) iconРабочая программа практикума по информатике и икт «Основы компьютерной грамотности»
Рабочая программа практикума по информатике и икт «Основы компьютерной грамотности» составлена на основе авторской программы Л. Л....
Урок по информатике \"Основы логики\" (в рамках рмо) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск