Скачать 54.55 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 9» Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема «Этикет» Разработка урока Гонебная Валентина Александровна, учитель начальных классов г. Ачинск, 2011 Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Теме «Этикет» отводится урок № 11. Данная тема имеет важное значение для воспитания учащихся. Умение вести себя за столом, в гостях, во время поездки в общественном транспорте, в театре, в школе характеризует общий уровень культуры человека. Определение слова «Этикет» учащиеся находят сами, используя различные способы достижения цели (в зависимости от уровня развития): опрос взрослых, работу с толковыми словарями, подбор правильного ответа из предложенного материала. Для наглядного изучения нового материала используются видеоролики из детского юмористического журнала «Ералаш». В конце урока на этапе «закрепление» дети самостоятельно выводят правила поведения в различных ситуациях. Модуль «Основы светской этики» Учитель: Гонебная Валентина Александровна. Тема: Этикет Цели урока: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человека Задачи:
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа, видеоролики из детского юмористического тележурнала «Ералаш»: «Царевна Несмеяна», «Почему мы так говорим», толковые словари. Ход урока.
Ребята, давайте с вами разгадаем кроссворд (Разгадывание кроссворда).
III. Целеполагание. Учитель: Какое ключевое слово получилось? (этикет) Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей: этикет – ключевое слово в кроссворде).
Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни. Для работы мы разделимся на три группы. Каждая группа получит свое задание. Время выполнения – 5 минут. III. Изучение нового материала. 1) Работа в группах (5 минут). 1 группа - ищет ответ в толковых словарях. 2 группа – проводит опрос взрослых. 3 группа – подбирает высказывание (из предложенных вариантов), подходящее по смыслу к слову ЭТИКЕТ. (Выступление групп – 5 минут) Учитель: Так все же, давайте скажем, что же такое этикет (учащиеся делают вывод самостоятельно). Вывод: Что ж такое этикет? Кто-то знает, кто-то - нет. Это ПРАВИЛА такие ПОВЕДЕНИЯ, когда Мы привычки все плохие Забываем навсегда. Ты усвоил ЭТИКЕТ, И дурных привычек нет! (ЮРИЙ ЧИЧЁВ) 2) Беседа по теме. Учитель: Этикет уже был, когда самого слова ещё не было. Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикетка» - и произошло слово этикет. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим. - Ребята, с каким правилами этикета вы уже знакомы? (ответы детей: правила поведения дома, в школе и т.д.) - От кого вы узнали о правилах этикета? 3) Учитель: В этикете много правил. И сегодня на уроке мы поговорим лишь о некоторых из них. О нашей воспитанности можно судить по нашей речи, и огромное значение предает ей этикет. Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам знакомого журнала «Ералаш». Когда вы будете смотреть, обратите внимание на речь мальчика и подумайте, что в его речи было необычного. Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?» 4) Обсуждение просмотренного отрывка.
Учитель: Такие слова, как «гикнулся», «закочевряжился», «фитиль», «шнобель», «велик», «училка», относятся к молодежному жаргону – сленгу. Но с этим новым понятием вы познакомитесь на уроках русского языка в 6 классе. А всегда ли уместно использовать в разговоре сленговые слова? (Ребята обращают внимание на то, что мальчик разговаривает с взрослым человеком). 5) Учитель: А сейчас вы увидите еще один отрывок из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна». Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного. Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна» 6) Обсуждение просмотренного отрывка в парах.
IV. Закрепление изученного материала. Работа в парах. Учитель: Ребята, давайте еще раз назовем, с каким понятием мы с вами познакомились на уроке (этикет). Мы с вами посмотрели два отрывка, проанализировали ситуации, в которых оказались герои. А теперь вы поработаете в парах и выведите правила этикета:
Когда вы обсудите правила, запишите их на больших листах и прикрепите на доску. Когда все пары закончат работу, необходимо перечислить правила, которые вы записали и объяснить свой выбор. Остальные учащиеся должны будут внимательно слушать и дополнить ответ выступающих. Учащиеся выполняют задание: на листах записывают правила этикета и прикрепляют на доску, а затем во время выступления рассказывают, какие правила они записали. Остальные учащиеся дополняют их ответ с места. (новые правила можно сразу записать на листах). V. Подведение итогов.
VI. Рефлексия.
VII. Домашнее задание. Читать с. 56-57 Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик. |