Скачать 110.01 Kb.
|
Логические задачи на уроках информатики в начальной школе 629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, пгт. Уренгой, ул. Геологов, д.43, тел. (34934)9-25-67 Гришина Татьяна Владимировна, учитель информатики МОУ УСОШ №2 идентификатор - 205807012 Уроки логики в начальной школе Уроки логики в рамках уроков информатики дают хорошие результаты, так как, изучив основы логики, ученики более осмысленно изучают законы и определения в физике, химии, математики. Логического мышления требуют и сочинения по литературе, в которых необходимо последовательно раскрывать тему, правильно делать выводы и умозаключения. К сожалению, большая и сложная программа по информатике в X-XI классах очень сужает и ограничивает возможности раскрытия темы «Формальная логика» реально увеличить количество часов на эту тему только за счет переноса преподавания логики как разряда информатики в начальную школу. Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно развивать. Решение логических зада на уроках информатики в начальной школе как раз и представляет собой один из приемов развития мышления. Решение логических задач дает возможность развить внимание, память и привить навыки правильного мышления. Однако решение задач – это только один из приемов достижения цели. Наиболее эффективным методом развития логического абстрактного мышления является систематическое изучение науки логики. Тема: Решение логических задач. Цель урока: познакомить учеников с основными понятиями и терминами формальной классической и математической логики. План урока:
Ход урока
Логикой мы будем называть умение правильно мыслить. Всегда ли мы правильно мыслим? Нет, не всегда. Например:
Детям предлагается объяснить, почему эти предложения неправильные, и записать в тетрадь примеры нелогичных и логичных предложений по следующему образцу:
Далее следуют попросить детей привести свои примеры правильных и не правильных предложений. Три самых ярких примера записываются в тетрадь.
Умение мыслить (думать) отличать человека от животных и машин. Мы мыслим, когда решаем какие-то задачи, когда что- то вспоминаем или о чем-то мечтаем. Мысли можно записывать или высказывать. Например:
Записывая данные примеры, обращаю внимание детей на то, что, если мысли высказать или записать в виде повествовательных предложений, то они будут называться суждениями или высказываниями. В свою очередь высказывания могут быть простыми и сложными. Примеры простых высказываний:
Сложное высказывание образуется из простых высказываний, соединенных логическими связками «И», «ИЛИ», «ЕСЛИ…,ТО». Примеры сложных высказываний:
Когда в разговоре друг с другом мы хотим что-то спросить (узнать), То мы задаем вопрос, например: «Ты смотрел вчера новый фильм?» Если нас что-то приводит в восторг, мы восклицаем: «Отличный фильм!». Вопросительные и восклицательные предложения суждениями не являются. Они помогают нам общаться и мыслить. Иногда в высказываниях встречаются слова:
Эти слова имеют одно общее для них название – слова - кванторы. «Квантор» в переводе с латинского означает «сколько». Примеры высказываний, содержащих слова- кванторы:
Использование в высказываниях слов- кванторов делают его более точным. Умение мыслить и высказывать свои мысли отличают нас от всех других существ, населяющих Землю. Назовите птицу, рыбу или зверя, умеющих, так же как мы, мыслить и говорить. Таких – нет.
Задание 1. Нарисовано 5 шапочек . Вопрос: Сколько детей могут надеть шапочки? Почему? Ответ: 5 детей. У каждого человека одна голова, значит, сколько шапочек – столько детей могут их надеть. Задание 2. Нарисовано 6 варежек. Вопрос: Сколько детей могут надеть варежки? Ответ: 3 ребёнка. У каждого человека 2 руки, и ему нужны 2 варежки. 2 варежки- первому, 2- второму, 2 – третьему. Задание 3. Нарисовано 12 собачьих лап под забором. Вопрос: Сколько собак гуляет за забором? Ответ: 3 собаки. У каждой собаки 4 лапы. Отсчитываем 4 лапы одной собаки, 4- другой, 4- третьей. Задание 4. Придумайте по данному рисунку свою задачу! Учащиеся предлагают свои варианты задач и ответов на них. Например: Скольким девочкам были подарены эти цветы, если каждая получила по одному (по два, по три) цветка? Ответ: 3 девочкам (одной) Итак, сегодня вы узнали, что:
(и), (или), (если…,то);
Использование слов-кванторов делает суждение более точным. Домашнее задание Придумать и записать три логических (правильных) и три нелогичных (неправильных) высказывания с использованием слов-кванторов. В отношении одной и той же задачи можно выполнить разное задание: решить задачу, проверить ее готовое решение и на ее основе составить другую, более простую задачу. Задания также различаются по сложности поисковой деятельности: решить задачу проще, чем проверить один из ответов к ней, а проверить готовое решение легче, чем составить задачу. Систематический курс, построенный на таком разнообразном – по содержанию и сложности поисковых задач – неучебном материале создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей произвольности, самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому методу у детей формируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач. На уроках мною используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. На занятиях создаются благоприятные условия для развития творческих способностей, творческого мышления детей. Например, формируется такое важное качество творческого мышления как гибкость, так как детям предлагается решать задачи с одним и тем же условием, но разным содержанием искомого. Это требует от ребенка по - разному воспринимать одну и ту же задачу. В процессе занятий формируется такое важное качество, как глубина мышления, так как задачи, решаемые на одном занятии, относятся к одному и тому же виду, поэтому требуют применение одних и тех же правил. Эти задачи имеют внутреннее единство, как бы внутреннее родство и содержат единый общий подход к каждому конкретному поиску их решения. На занятиях развивается также и такое важное качество, как критичность, обоснованность мышления, так как решение задач организовано по форме выбора одного ответа (правильного) из нескольких, поскольку любой выбор всегда содержит требование к его обоснованию, к объяснению того, почему выбран один, а не другой ответ. Примером могут служит следующие задачи. Какой рисунок в свободной клетке?
Следовательно, систематический курс занятий на материале поисково-творческих задач неучебного содержания создает благоприятные условия для восприятия у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения. Реализация такой возможности, проявление культуры мышления, предполагает наличие общих интеллектуальных способностей:
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой подход к образованию создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. |
Урок информатики и логики в 3 классе по теме: «Логика и информация» Пономарёва Е. А. учитель начальных классов моу гимназии №56 Интегрированный урок информатики и логики в 3 классе по теме: «Логика... | Тема: «Исследования Луны» Учитель физики моу «Каширская оош» Горчакова Елена Павловна Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной... | ||
В ходе фестиваля педагогами были даны открытые уроки по ознакомлению... Верхунова И. А. педагог моу «усош №1 им. Г. Е. Егорова»), выставка работ учащихся декоративно – прикладного творчества, исследовательских... | Уроки информатики в средней школе Ионова С. Г. Уроки информатики в средней школе, брошюра, в помощь учителю информатики, г. Биробиджан, 20011, 29 с | ||
Урок по информатике "Основы логики" (в рамках рмо) Слайд Сегодня мы начинаем новую главу «Основы логики». Тема сегодняшнего урока | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проведение нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения... | ||
Уроки математики, физики и информатики в современной школе Районный методический фестиваль "Уроки математики, физики и информатики в современной школе" является массовой формой повышения квалификации... | Урок лекция План проведения урока Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной... | ||
Уроки по окружающему миру по теме: Формирование ууд на уроках окружающего мира в начальной школе Проблема, над которой работает учитель«Формирование учебно– познавательных компетенции через активные методы обучения на уроках в... | Урок математики Уроки – праздники провожу не более 1 раза в четверть. Данный урок был проведен в школе накануне 8 Марта. Уроки в тот день были по... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В рамках семинара педагогами школы были даны открытые уроки в начальной, основной и средней школе, внеклассные мероприятия, презентация... | Урок №1(из 3) Используемые источники информации Автор урока: Перевалова Татьяна Владимировна, учитель истории моу сош сельского поселения «Село Богородское» | ||
Программа дисциплины логика для специальности 080504. 65 Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной... | Развивающие игры как средство развития логического мышления младшего школьника Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной... | ||
Педагогическая психология среди других наук Общенаучная характеристика педагогической психологии Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной... | Уроки логики Благодаря выработке этих приёмов, человек получает возможность произвольно пользоваться ими при решении новых познавательных задач.... |