Скачать 72.47 Kb.
|
Сценарий урока музыки по теме: «Синтез искусств. Рождение рок - оперы». Учителя музыки МБОУ СОШ «Горки – Х» Одинцовского района Московской области Воробьевой Н.К. Декабрь 2012г. Тема четверти: “Что значит современность в музыке»? Класс: 7 Тема урока: "Синтез искусств. Рождение рок – оперы»". Тип урока: Введение в тему. Знакомство с рок - оперой. Цель: Научить понимать направления рок-музыки, проникновения рока в классическую музыку. Задачи: Научить ребят разбираться в стилевых направлениях. Сформировать представление о музыке как о художественном воспроизведении жизни Эпиграф урока: «Я посвящаю тебя в любовь!». Андрей Вознесенский Ход урока: Учитель: Дорогие ребята! Сегодня нам предстоит встреча с удивительной и прекрасной музыкой современности – рок - оперой А. Рыбникова « Юнона и Авось». Но для начала давайте разберемся, где истоки этого музыкально- театрального жанра, с чего все начиналось? Как и когда смогли встретиться и подружиться два противоположных жанра: опера и рок? (слайд №2). Ведь опера – один из самых престижных жанров «серьезной» музыки. Назовите отличительные черты оперы. Дети: Это сложное драматическое произведение для театра, вокальные партии которого в сопровождении оркестра исполняют высокопрофессиональные артисты. Учитель: Что можно сказать о роке? Ведь рок - массовое молодежное искусство, истоки которого в танцевальных ритмах рок-н-ролла? (слайд №3) Дети: Рок – это открытая манера пения, при которой используются: усилительная аппаратура, электрогитары , блок - эффекты, экспрессия исполнения (выкрики, стоны). Учитель: И тем не менее, их непреодолимо тянуло друг к другу. (Слайд 4). Эти два искусства пережили три этапа: 50гг. – полное отрицание, противопоставление – опера или рок. Рок- музыканты агрессивно противопоставляли свое творчество жанрам серьезной, классической музыки. 60гг. – этап приглядывания. Рок из развлекательной музыки превращаетсяв социальную, т.е.становится способом выражения отношений молодого поколения к окружающей жизни и ее проблемам. 70гг. – рождение рок- оперы. Талантливые и одаренные рок – музыканты стремились найти в роке именно музыкальность, проявить себя в таком жанре, как рок- опера. И результат не заставил себя ждать… Вот уже более тридцати лет название этого спектакля не сходит с афиш театра Ленком. Это – потрясающий успех рок- -оперы за рубежом и особенно в Америке, стране, искушенной рок- -искусством. В чем тайна успеха отечественной рок – оперы «Юнона и Авось»? (слайд №5) Спектакль композитора А Рыбникова, либреттиста А .Вознесенского и режиссера М.Захарова – это национальный художественный феномен, где авторы сумели органично соединить, синтезировать три «разнородных» пласта: академический оперный жанр, музыку рок и древнерусскую музыкальную куль туру, представленную знаменными распевами и традицией русского хорового пения. Сюжет оперы романтичен. Резанов Николай Петрович, выдающийся русский путешественник и государственный деятель, учредитель Российско – Американской Торговой Компании в 1806г. предпринял путешествие от Аляски в Калифорнию для налаживания торговых связей между Россией и испанскими колонистами. На собственные деньги он нанимает две шхуны, дав им названия «Юнона» и «Авось», и отправляется в плаванье во славу державы Российской. Достигнув берегов американского континента, прямо с корабля он попадает во дворец губернатора Сан – Франциско на торжество по случаю пятнадцатилетия его дочери Кончитты. Эта встреча мгновенно перевернула их судьбы. Резанов и Кончитта обручились наперекор всем и всему. Государственные дела вынуждают Николая Петровича на время вернуться в Россию. На обратном пути Резанов умирает от простуды в Красноярске. А Кончитта ждет. Она ждала его 35 лет – с16-ти до 52-х. Узнав достоверно о смерти мужа она ушла в монастырь и дала обет молчания. Вот такая история любви, подвиг верности. В ходе сценического действия мы впервые встречаем Резанова уже тяжелобольным, умирающим в глухой сибирской тайге. Вой ветра за окном деревенской избы смешивается с плачами-причитаниями, молитвой отпевания. Звучит сцена Пролога. (слайд№6) Учитель: Итак, поделитесь впечатлением об услышанном. О чем идет речь в этом фрагменте? Дети: Трудно сказать… Судя о времени, в котором живут герои спектакля, это начало 19 в. Учитель: Какой художественный прием использует А. Рыбников в прологе? Дети: Звучит как бы полифония. Голоса очень высокие, а затем тема уходит в басовые партии. Учитель: Вы правы. Автор использует здесь прием «скрим», когда звучание высокого голоса близко к визгу, а басы звучат запредельно низко. Это создает эффект раздвинутого горизонта, видение исторических далей. Поэтому пролог воспринимается как философский эпиграф к спектаклю. А теперь послушаем лирическую характеристику героя. Вслушайтесь: здесь сокровенная тайна. Звучит романс «Ты меня на рассвете разбудишь» ( слайд№7) Учитель: Кому посвящен романс? Дети: Это «карие вишни» Кончитты «слезятся от ветра». Учитель: Но ведь романс звучит в исполнении моряков шхуны? В опере он прозвучит еще раз дуэтом в финальной сцене прощания. В чем же тайна? В болезненном жару Резанов выдает свой «грех». Карие вишни – это глаза иконы Казанской Божьей матери, потрясшие его еще в отрочестве и пронесенные через всю жизнь как символ единения божьей и земной любви. И когда он встретит взгляд «карих вишен» Кончитты, ему больше всего на свете захочется ее спасти, защитить. В чем сила этой музыки? Почему она так потрясает слушателей? Дети: Она душевная, заставляет сопереживать героям, в ней столько доверия, как будто это откровенный разговор. Учитель: Это сильный момент спектакля! Переживаешь вместе с героями, сливаешься с ними в одно целое! Рыбников обращается здесь к выразительным средствам рок- музыки – нагнетание экспрессии, переходящей затем на шепот. Это романс –раздумье. Линия любви и линия жизни. Композитор и поэт выводят формулу смысла жизни Резанова: - для счастья нужны Родина и любовь. Звучит ария Резанова. (слайд №8) Учитель: Какая тема здесь является главной? Дети: Тема Родины. Здесь раздумье, размышление, мелодия похожа на вздохи, в ней много уныния. Учитель: Мечта Резанова – основать новое государство Добра и Справедливости, «без денег и петли», но он горестно осознает, что идеальный мир – это только мечта. «Как по золоту пишут иконы - Будут лики людей светлы!» Николай Резанов – человек своего поколения – романтиков и героев. Нетрудно предугадать его судьбу, останься он жив… Дети: Он обязательно довел бы начатое до конца! Учитель: Совсем другим предстанет герой в обращении Арии –обращения к Богу, где музыкальная драматургия развертывается по нарастающей: от интонации раздумья в стиле песенно – балладного рока – к надрывной экспрессии, к безудержному крику отчаяния. «Я умираю от простой хворобы, На полдороги к истине и чуду.» Звучит фрагмент сцены в церкви. Учитель: Это один из самых интереснейших эпизодов рок – оперы, привлекательном именно с точки зрения творческой находки талантливого композитора: сцене перехода из «бытия земного» в «вечное бытие». Какие музыкальные стили использует композитор? Дети: В сцене отпевания звучит церковное пение. Учитель: В традициях русских молитвенных песнопений знаменный распев всегда рассматривался как состояние духа. Рыбников не столько «отрывается» от традиций, сколько переосмысливает их: для него знаменный распев прежде всего источник интонационной драматургии. Дети: Получается, что композитор соединил несоединимое: русское хоровое церковное пение, музыку рок и оперный жанр? Учитель: Да, здесь соединились «протестующая» энергетика рока, вокальная манера и исконно русские узнаваемые обороты церковных песнопений. Звучит Ария Пресвятой Богородицы. Учитель: не кажется ли вам, что «Сцене в церкви» и «Ария Пресвятой Богородицы» составляют единое целое в спектакле? Или они построены на контрасте? Дети: Скорее на контрасте, т.к. этот эпизод просто «оглушает» своей необычностью. Музыка какая – то космическая, в стиле балладного рока. Учитель: Вы правы. Художественно –техническая задача рока – ослепить, оглушить, дотянутся до мечты Резанова: увидеть женщину с « вишневыми глазами»… А сейчас мы послушаем другой эпизод. Звучит песня о «Белом шиповнике» (слайд №9) Учитель: Чей это образ? Дети: Это Кончитта! Учитель: Образ юной испанки Кончитты - обворожительной, возвышенной, потребовал от композитора особого такта. Вокал написан с достоинством и тонким лиризмом. А почему «белый шиповник?» Дети: Потому что она молодая, юная… Учитель: Это – цветок молодости, чистоты и верности. В каком стиле звучит эта песня? Дети: Похоже на танцевальные сюиты 16-17 в. Учитель: Да, написана в традициях европейских канцон эпохи Возрождения: гитарный аккомпанемент, нежный подголосок скрипки. В драматургии образа Кончитты мелодия «Песни о шиповнике» станет впоследствии лейтмотивом ее ожидания… Звучит Сцена «Ожидание» (слайды №10, 11) ( перед глазами учеников картина Константина Васильева «Ожидание») Учитель: Как вы полагаете, насколько эта картина близка тому. Что вы сейчас услышали? Дети: Музыка сливается с картиной: тоска и надежда в глазах женщины на картине и в голосе Кончитты. Те же оттенки. Учитель: Мелодия любящего сердца: тоска и надежда звучит в глазах и этой женщины, и в голосе Кончитты. Лишь свеча, как знак, символ любви, верности, ожидания горит «спасительным» светом в окне женщины, а свеча Кончитты становится погребальной. Что звучит эпилогом этого эпизода рок-оперы? Дети: Мелодия припева: «Для любви не названа цена, Лишь только жизнь одна…» Учитель: Каков, на ваш взгляд, должен быть финал спектакля? С чем обратился композитор к своим слушателям? (слайд №12) ( Ответы учащихся самые разные: от горестного чувства скорби до гимна любви). Учитель: Давайте послушаем авторское решение. Звучит «Аллилуйя любви». (слайд №13) Учитель: У Р. Щедрина есть замечательные слова по поводу этого спектакля: «Есть высокие человеческие поступки, которые по красоте своей и значимости остаются в сознании поколений наравне с великими шедеврами искусства». (Слайд №14) Да. Жизнь Николая Резанова – это поступок. И жизнь Кончитты – тоже поступок! Дети: Рыбников не мог изменить русской традиции – вере в силу Добра, Верности и Любви. Учитель: Слова и музыка финала звучат как завещание потомкам, как нравственное наставление, как проповедь! «Мы как бы уже с дистанции Времени видим людей, давно ушедших, но столь схожих с нами в своих порывах, страстях, суждениях, муках, радостях и горе… От этого произведения веет чувством поразительной духовности. Сила эта всегда жила в России. Она для нас – жизнь!» (Родион Щедрин). (Данный урок, как правило, заканчиваем в тишине, ведь работа души продолжается… ) Используемая литература:
|
Разработка урока музыки в 8-м классе по теме «Джаз, рок, рок-н-ролл» Цель: накопление восьмиклассниками первоначальных представлений о современных музыкальных стилях: джаз, рок-н-ролл | Тема урока Тип урока Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния | ||
Урока Тема урока Элемент содержания Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния | Реферат по теме: «Рок-движение» Феномен рок-музыки как формы контркультуры исследован давно и достаточно глубоко. Однако в данной работе будет предпринята попытка... | ||
Реферат по теме: «отечественная рок- и поп-музыка» Интересно заметить, что многие известные музыканты заимствуют элементы рок-музыки прошлого и настоящего и представляют публике свой... | Конспект открытого урока по музыке, проводимого в 8 «А» классе Тема... Цель урока: расширить представления учащихся об эстрадной музыке на примере таких жанров, как рок-н-ролл, танго, диско через использование... | ||
Рабочая программа по преподаванию курса «Музыка в формировании духовной... Курс «Синтез искусств» базируется на программе Неменского Б. М. «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс» | Урока музыки по теме «Можем ли мы увидеть музыку?» Цель урока музыки: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... России «Старый Новый Рок» в тринадцатый раз соберет под одной крышей юных талантливых музыкантов и звезд рок-музыки | Тематическое планирование 1 класс Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния | ||
Тематическое планирование уроков музыки 5 класс П. Чайковский «Грустная песенка». М. Глинка «Жаворонок». М. Глинка – М. Балакирев «Жаворонок». Г. Свиридов «Поет зима, аукает» (из... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния | Тема урока: «Небесное и земное в звуках и красках» Цель урока: раскрыть взаимосвязь музыки с живописью, показать значение музыки в синтезе искусств; формировать и развивать художественную... | ||
Методическая разработка урока в 9-м классе Тема урока «Синтез искусств:... Характеристика учащихся: Общеобразовательный класс, с устойчивой учебной мотивацией, вокальные данные детей хорошие | Сценарный план урока музыки в 5 классе (Программа «Музыка. 5-7 кл.»... Цель: сформировать представление о тесной связи в русской песне двух искусств: музыки и литературы, показать на примерах значение... |