Скачать 84.98 Kb.
|
Игнатенко Татьяна Ивановна учитель первой квалификационной категории МОУ «СОШ №28» г. Курска СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ (Программа «Музыка. 5-7 кл.» авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская) Тема полугодия: Музыка и литература Тема урока: Мир русской песни Цель: сформировать представление о тесной связи в русской песне двух искусств: музыки и литературы, показать на примерах значение этого жанра в духовном возрождении России. Задачи: 1.Обучающая – научить выделять особенности русской народной песни, определять жанры русских народных песен, познакомить с творчеством выдающихся композиторов классической музыки. 2.Развивающая – развивать интонационно-образное мышление, музыкальную память, чувство ритма, тембровый слух, вокальные навыки при исполнении музыки в народном стиле. 3. Воспитывающая – формировать эстетический вкус на примерах народных музыкальных произведений, способствовать становлению позитивного отношения к народному творчеству, воспитывать ценностные человеческие качества: доброту, справедливость, сострадание, умение дружить. Оснащение урока: мультимедийный проектор, медиапрезентация по теме урока, фортепьяно, баян, портреты композиторов, учебник и творческая тетрадь «Музыка 5 кл.» Г. П. Сергеева, Е.Д.Критская Ход урока I.Организационный момент. Вход под музыку. Музыкальное приветствие – попевка-диалог «Родина моя» исполняется приемом «эхо» учителем и учащимся с построчным повтором текста: Родина моя – российская земля. Дружно здесь живем, весело поем. Добрый день, добрый день, Добрый день все! II. Постановка целей урока. Я очень рада новой встрече с вами. На прошлом уроке мы беседовали о том, что музыка и литература очень тесно взаимосвязаны. Сегодня продолжим этот разговор. Наш урок я хочу начать с таких стихотворных строчек Е. Растопчиной: Какая власть сравниться с властью их? Друг с другом мы через слова и звуки Сближаемся …Блаженство, радость, муки, Любовь, вражду - все облекаем в них… В словах и звуках вечный ключ сердец! - О чем говорит нам поэтесса? - В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки? (в песне) Сегодня на уроке мы проследим взаимосвязь музыки и литературы на примере жанра русской народной песни. III. Повторение изученного материала. Главным жанром вокальной музыки является песня, потому, что песня неразлучна с человеком. Чтобы не происходило в нашей жизни, всегда рядом песня. Я наиграю мелодию одной вам известной песни. Определите её название и авторов.( «Песня о России» муз. В. Локтев, сл .О Высотской). Я предлагаю вам её исполнить. «Песня о России» муз. В. Локтева, сл. ОВысотской) – исполнение. Слушая и исполняя эту песню, мы понимаем, как много можно высказать в одном небольшом произведении. - Какие чувства вызывает у вас эта песня? (любовь к родине, нежность) - Можно ли однозначно сказать, что важнее в этой песне – слова или мелодия? Почему? IV.Изучение новой темы. Хорошая песня – целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту. Так писал о песне русский поэт 19 века Иван Суриков: Как кому на свете Дышится, живется- Такова и песня У него поется… Жизнь дает для песни Образы и звуки: Даст ли она радость, Даст ли скорбь и муки. Даст ли день роскошный. Тьму ли без рассвета- То и отразится В песне у поэта. То же можно сказать и о песне народной. Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Это строки из стихотворения С.Есенина «Русская песня». Песня русская в березах, в хлебах – На покосах, на морозах, На санях и на лугах… На ветру шумят рябины, Каждый слушать их готов. Сколько песен у России – Сколько во поле цветов! Кто сложил ее, не знаю, Только песня та добра, Песня с детства мне родная И подруга, и сестра! А слова ее простые Душу трогают до слез, столько песен из России, Сколько в рощицах берез. Словно музыка степная Золотая рожь встает В полный голос слышен колос – Это Родина поет! Песни русские такие, что охота подпевать… Столько песен у России, - Никому не сосчитать. Что же хотел поэт донести до нас своими поэтическими строками? (русская песня рассказывает о жизни русских людей, то что она душевная и добрая, что песен много и их не сосчитать) Правильно, народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей, рассказывала об их праздниках и буднях. Персонажи русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. На уроках музыки вы неоднократно знакомились с народной музыкой и народными песнями. Вспомните жанры народных песен. 1.Игра «Собери слоги – назови жанр» Е ис ри то чес Дат ски сол е До тру вы е со вы пля е ри чес ли ки е е точ ны шу е деб сва ны туш час ки 2.Слушая и исполняя песни, определите к какому жанру она относится и заполните таблицу.
3.Р.н.п. «Камаринская», анализ средств музыкальной выразительности 4.Расскажите об особенностях жанра плясовых песен. В русской плясовой песне, который каждый участник старается придумать новое движение и перещеголять других в умении и ловкости. Русские пляски исполняются в присядку, притопами, скачками, скольжениями. Участники при помощи этих движений показывают свою удаль. Композиторы всех времен черпали свое вдохновение в народной песне. Не перечислить всех превращений народной песни! Преображенная композитором, мастером своего дела, она сверкает новыми гранями, удивляет своей красотой и задором! Так из маленькой плясовой возникла симфоническая музыка. Автор этого чуда – русский композитор М.И. Глинка. «Камаринская» – гениальная фантазия на 2 подлинные народные темы. «Помнишь, – говорил Глинка сестре, – у нас частенько на свадьбах певали «Из-за гор, гор, высоких гор», а потом на гуляньях плясовую «Камаринскую»? Я связал эти песни в одно музыкальное произведение, стремясь удовлетворить одновременно настоящих знатоков и обычную публику. Вот была моя задача». Он говорил: «Сочиняет музыку народ, а мы же, композиторы, только аранжируем ее». 3.«Камаринская» фантазия для симфонического оркестра М.И. Глинки (фрагмент) – слушание, анализ средств выразительности. (На доске – портрет композитора, на экране – иллюстрация русской плясовой). В результате глубокого изучения особенностей народных песен, Глинка сумел найти такие приемы развития, которые характерны именно для русского музыкального фольклора, и создать произведения, отразившие существенные стороны народной жизни и народного характера. Проводится сравнительный анализ двух произведений . Не смотря на то, что песен так много, и все они такие разные, есть главная черта, особенность, которая объединяет все русские песни. Назовите её. на доске слово из разбросанных букв ПВЧЕЕСУЬТ (певучесть) 4.Знакомство с русской народной песней «Стоит ива одинокая» - Какое настроение в этой песне ? (нежное, лирическое) - Какая мелодия? (темп, звуковедение) Мелодия песни нетороплива, как бескрайние просторы нашей родины. - Ребята, просмотрите текст песни. Что вы заметили в словах песни? (повторение слов) Разучивание песни по фразам (четыре фразы) Можно, ребята, и по другому исполнить эту песню. Запевает один (солист), и потом подхватывают все поющие, весь хор с сопровождением инструмента или без него. Давайте исполним песню так: солист запевает первую строчку, и дальше поет весь класс вместе. Песни бывают разными по характеру. Медленные, задумчивые, лирические, печальные, веселые, быстрые, шуточные, например, частушки. - А кто знает, что такое частушка? (От слово «частый» – это короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов. По содержанию может быть различной: можно услышать сатиру, юмор, лирическое раздумье. Ритм в частушке четкий, танцевальный. Может быть в сопровождении инструмента балалайки или гармошки. Издавна пользуется популярностью.) Сегодня на уроке у нас будут звучать частушки на школьную тему. Творческое задание «Собери частушку». Не смотрите так, девчонки, Мы не заволнуемся, Мы поучимся на славу И посоревнуемся. Мы, как видите, красавцы, И сердца у нас горят Да к тому же мастера мы Петь частушки для девчат. Я читаю очень быстро, В школе все гордятся мной Ни один мальчишка в классе Не угонится за мной. Я танцую и пою, И учусь отлично. Да к тому же, посмотрите. Очень симпатична. Ох, девчонки, не волнуйтесь Я ведь тоже не плохой, И в учебе все в порядке – Скоро буду я герой. Ах, как мне не погордиться Хороши мои дела, Все контрольные работы На пятерочки сдала. - Кто хочет исполнить частушки? (По желанию ребят) V. Домашнее задание. Остается только удивляться, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни! Не менее талантливы и вы, дети. Поэтому домашнее задание для вас будет творческим: сочините частушки о себе, своих друзьях, своем классе. А так же выполните задание в творческой тетради: стр.14-17. VI. Итог урока. Оценивание детей. Рефлексия. Игра-тест «Верите ли вы, что…» Я буду задавать вам вопросы, каждый из которых будет начинаться словами «Верите ли вы что…», а вы должны будете ответить: «Да» или «Нет». - Верите ли вы, что есть много жанров русской песни? - Верители вы, что русская песня поется только хором? - Верите ли вы, что Н. А. Римский-Корсаков сочинил фантазию на тему «Камаринской»? - Верите , ли вы, что короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов называется частушкой? - Верите ли вы, что в песне объединились несколько видов искусства? (Да, поэзия и музыка) Народная песня- это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство. Русь и в песне-то могуча, Широка и глубока, И свободна, и гремуча, И привольна, и звонка! Ребята, на доске три смайлика, передающих разные настроения: улыбающийся, серьёзный и грустный. Я прошу вас оценить свою работу на уроке, нарисовав на листочке одно из этих настроений. Музыкальное прощание. Учитель: до свидания, спасибо за урок; Обучающиеся: до свидания, до свидания, до сви-да-ни-я! Литература 1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Музыка. 5-7кл.: Программы для общеобразовательных учреждений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2009. 2. Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования. Сценарии проведения, тестовый контроль: Учебно-методическое пособие. – М.: Глобус, 2007. 3. Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. – Ярославль: Академия развития, 2007. 5. Ресурсы сети интернет: -Фестиваль педагогических идей" Открый урок» http://festival.1september.ru "Издательский дом "Первое сентября" |
Рабочая программа по музыке ступень обучения (класс) основное общее образование, 5 7 класс Минобрнауки РФ №1897 от 17 декабря 2010г., М.: «Просвещение», 2011г., авторской программой «Музыка» 5-7 классы, авт. Е. Д. Критская,... | Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа по музыке... М.: «Просвещение», 2011г., авторской программой «Музыка» 5-7 классы, авт. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М.: Просвещение,... | ||
Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка»: Учебник для... «Музыка. Начальные классы» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. М., Просвещение, 2011 | Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка»: Учебник для... «Музыка. Начальные классы» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7... | ||
2013 – 2014 учебный год пояснительная записка Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы по предмету «Музыка» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.... | Календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс Программа: Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой,... | ||
Конспект открытого урока по музыке, проводимого в 5 классе по программе... Цель урока: cформировать представление учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства | Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 кл нач шк В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Сергеева Г. П. «Искусство. 8-9 классы: учеб для общеобразоват учреждений/... Министерством образования рф, авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д.... | ||
Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 кл нач шк Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 кл нач шк. – М.: Просвещение, 2011 | Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 кл нач шк «Музыка. Начальная школа», авторов: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011 | ||
Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка»: Учебник для... «Музыка. Начальная школа», авторов: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Критская Е. Д, Сергеева Г. П. – М.: Просвещение, 2010, инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Музыка» в общеобразовательных... | ||
Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Уроки музыки 1-4 классы:... «Музыка 1-4 классы», авторов: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011. Программа составлена в соответствии... | Рабочая программа по предмету «Искусство (музыка)» «Музыка 1-8» классы. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации под руководством Д. Б. Кабалевского 3-е... |