ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
«Звуки осени» (музыка и технология),
1.Шпыркова Татьяна Борисовна
2. Место работы МБОУ «Гимназия №3»
3. Должность учитель начальных классов
4. Предмет «Музыка» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина; «Художественный труд и искусство», авт. О. А. Куревина, Е. Е. Лутцева.
5. Класс 1 «А»
6. Тема и номер урока в теме «Звуки осени» (музыка и технология)урок (музыка)№8 «Природа и музыка», урок (технология) №4 «Разные люди - разные культуры». (Одежда разных народов. Украшаем национальный костюм.)
7. Базовый учебник Учебно-методический комплект:
I) 1. «Прекрасное рядом с тобой» 1 класс
О.А.Куревина, Е.А.Лутцева
2. Рабочая тетрадь «Разноцветный мир»
О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская
3. «Прекрасное рядом с тобой»
О.А.Куревина, Е.А.Лутцева
II) «Музыка» 1 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 8. Цель урока: раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного труда и музыки.
9. Задачи:
Обучающая: Уметь выявлять характер музыки; принимать организованное участие в общей игре; осмысленно владеть способами певческой деятельности; откликаться на характер музыки пластикой рук, хлопками в ритме; понимать значение мелодии в музыке.
Уметь правильно работать ручными инструментами; с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу; осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий; аккуратно выполнять клеевые соединения деталей. Развивающая: Развивать творческие способности детей через коллективную деятельность; формировать положительное эмоциональное отношение к красоте природы; расширять познавательные способности учащихся; развивать воображение, музыкальный слух, ритмичность движений, дыхательные способности детей, мелкую моторику рук. Воспитывающая:
Воспитывать любовь к природе; умение работать в группах; уважать мнение товарища по работе; аккуратность при изготовлении поделки; прививать навыки культурного общения. 10. Тип урока: комбинированный- урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
11. Формы работы учащихся - работа в группах
12. Необходимое техническое оборудование
-электронные образовательные ресурсы;
-компьютеры;
-компьютер, проектор, экран;
- музыкальные инструменты: бубен, барабан, ложки, металлофон, треугольник;
- бумажные листочки, проекты-заготовки (приготовленные на предыдущем уроке);
- макет красавицы осени;
- музыкальные и художественные произведения;
- клей, салфетки, клеёнки. 13. Структура и ход урока СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Таблица 1.
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1.
| Организационный момент.
|
| - Здравствуйте, ребята. Посмотрит, как в окно радостно улыбается солнце. Улыбнитесь и вы друг другу. На такой прекрасной ноте мы и начнём свой урок. А урок у нас сегодня будет не простой. Мы погрузимся в мир музыки. А также в мир технологии. Вас это заинтересовало? Тогда в путь.
| Дети улыбаются друг другу и учителю.
| 1 мин
30
сек
| 2.
| Вступительная часть. Эмоциональный настрой.
|
Звучание разных народных инструментов.
№ 2
Выбери звуки для оркестра.
№3
| А было это, когда лето отшумело.
И отзвенело, и отзеленело,
Когда промчались тёплые деньки,
И больше не летали мотыльки.
И тут неслышно осень подошла.
И тихо-тихо встала у ворот.
- Ребята. Давайте позовём к нам осень
-Ребята, как называется эта пьеса?
-А кто композитор? Как звучит музыка?
-Что придаёт музыке отрывистое звучание?
- Молодцы, а сейчас я предлагаю отгадать вам загадку:
Плывёт по небу пушистая штучка,
Закапает дождик, расплачется
- Давайте представим, что вы музыканты оркестра. Послушайте, какие звуки могут издавать изображённые объекты. Какие звуки можно взять в оркестр? Какие звуки для оркестра не годятся?
-Послушайте звучание разных народных инструментов. -А теперь попробуем сами сыграть в оркестре. Я буду озвучивать текст стихотворения, а вы играть на инструментах.
|
Распевка «Осень, осень в гости просим…» (исполнение с движениями) Осень.
Кап-кап, откройте, это я пришла,
Кап-кап, уж настал мой черёд. Прослушивание пьесы «Дождь накрапывает»,
-«Дождь накрапывает…»
- Александров
-Она звучит легко, отрывисто, энергично. - Стаккато
- Тучка.
(ответы детей)
(дети проговаривают, как звучит каждый инструмент)
(весь класс делится на группы:
Лежит на небе туча, вздыхает и ворчит – дуют в бутылочки, на листочки;
А маленькая тучка копытцами стучит – игра на ложках, палочках;
По лужице, по лужице стучит, стучит, стучит – детское ведёрко, барабан;
Вприпрыжку по дорожке она легко бежит – бубны;
Стучит она по зонтику, по зонтику груздя – пальчиками стучат по партам;
Стучит как оленёнок, копытцами дождя – деревянные брусочки.
| 8 мин
| 3.
| Сообщение темы и цели урока.
|
| -Как вы думаете, какому времени года мы посвятим урок?
- А тема нашего урока: «Музыка осени». Цель урока: рассмотреть, какая же разная бывает осень, какой музыкой и какими красками она изображена.
У входа осень молча поджидает,
Но двери ей никто не открывает.
| - Осени.
| 1 мин
30
сек
| 4.
| Погружение в тему.
| Сказка про осень.
№5
А.Г. Венецианов. "Весна"
№ 1
Собери костюм
№ 4
| - Разве не прекрасна осень. Только осенью земля становится золотой. Почему, как вы думаете?
-Посмотрите, ребята, какой красивый ковёр соткала осень из листьев. Давайте встанем из-за парт, вокруг листьев образуйте четыре круга, и под красивое музыкальное сопровождение «Листочки летят» проведём осеннюю разминку. -Сегодня на уроке – технологии мы украсим костюм нашей гостьи. Рассмотрите репродукцию картины. Во что одета девушка? Какого цвета у неё сарафан? Почему художник изобразил её в праздничном наряде?
-Предлагаю немного поиграть.
Игра называется «Собери костюм»
–У каждой группы на столах есть
заготовленные
элементы наряда.
-Как вы должны работать в группах? Пожалуйста, не забывайте об этом.
- Посмотрите. Какая теперь осень? Да она бывает разной: то грустной и дождливой. То яркой и прекрасной.
|
(ответы детей) Появляется девочка-Осень.
Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду…
(на места дети возвращаются с листочками).
(ответы детей) Каждая группа работает на отдельном компьютере.
- Дружно. Самостоятельная работа детей.
На столах части- заготовки наряда Осени (кокошник, передник, сапожки и рукава. По окончанию работы элементы наряда прикрепляются на своё место так, чтобы зоготовка «девушки»-Осени стала нарядной.
| 23 мин
| 5.
| Обобщение темы.
| Музыкальное сопровождение
| - Природа осенью не умирает, она только засыпает до зимы. Но покой её мы не имеем право нарушать.
| Дети читают стихи:
Белоствольное лето,
Златокудрая осень_
Вот живые ответы
На немые вопросы.
Не губите берёзы,
Не ломайте рябины:
Их безмолвные слёзы
Непорочно-невинны.
Не тревожьте покоя
Вечно дремлющих сосен,
Их не только и люди –
Их не трогает осень.
3)В ярких заревах света
Будем с ними честнее,
Ведь они для планеты
Человека роднее.
4) Всё когда- нибудь будет,
И свершится, поверьте.
Только, помните люди:
Не губите деревья!
5)Мы постараемся их сохранить,
И чуду природы не навредить.
| 4 мин
| 6.
| Итог урока.
|
| - Вам понравился урок?
-Что вы запомнили на уроке?
- Какой музыкой изображается осень? Какие для этого используются краски?
- Какой символ вы выберите на компьютере: солнышко или тучку? Почему? - Спасибо всем огромное за урок.
| Ответы детей.
Сообща в группах дети выбирают символ и нажимают на него.
| 2 мин
|
Приложение к плану-конспекту урока (тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
| Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
| 1.
| А.Г. Венецианов. "Весна"
| информационный
| Репродукция для демонстрации через проектор [Карточка ресурса]
| ссылка
| 2.
| Звучание разных народных инструментов
| информационный
| Изображения для демонстрации через проектор [Карточка ресурса]
| ссылка
| 3.
| Выбери звуки для оркестра
| практический
| Материал для коллективной работы и обсуждения [Карточка ресурса]
| ссылка
| 4.
| Собери костюм
| практический
| Игра [Карточка ресурса]
| ссылка
| 5.
| Сказка про осень
| информационный
| Видеофрагмент. Сказка про осень [Карточка ресурса]
| ссылка
| |