Актуальность проблемыВ наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», необходимо всерьез задуматься о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Как быть нам, педагогам, чтобы этого не произошло?
Выход в том, чтобы с раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют.
Я предлагаю познакомить детей с нашими традициями-русскими народными традициями, воспитывать их на материале истории нашего народа.
А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Народное декоративно-прикладное искусство вводит ребенка в богатый мир предметов и образов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм, яркими орнаментальными настроениями. Это вызывает живой эмоциональный отклик и активизирует творческую деятельность детей, желание по своему отобразить увиденное в рисунке, аппликации, лепке, что в свою очередь, содействует формированию личности, воспитанию интереса у ребенка и любви к искусству своего народа. Полноценное осуществление этой задачи зависит от умелой, целенаправленной организации учебно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях.
Мною разработано тематическое планирование для знакомства детей с декоративно-прикладным искусством. Такая организация занятий позволяет сформировать у детей начала системных знаний, помогает лучше усвоить подаваемый материал, значительно экономить время, так как одна и та же тема проходит через все виды детской деятельности.
Для развития речи детей изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, филимоновские и богородские игрушки, матрешки), придумывать сказки.
Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них-изображения человека, и животных, и птиц, растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек-часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.
Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.
Цель: Всестороннее развитие детей через средства русского народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
Формирование обобщенных знаний и умений:
-умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);
- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.
Умение создавать выразительные образы на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
Длительность - 6 месяцев
Срок реализации — сентябрь-январь
Предполагаемый результат - выставка работ детей; презентация выставки детьми для детей подготовительной и логопедической «А» групп.
Диагностика - 2 пол. сентября, 1 пол. января
Форма работы - групповые, микрогруппы, индивидуальные, продуктивная деятельность, дидактические игры, рассматривание изделий народных промыслов и репродукций, беседы.
Этапы
| Содержание работы
| Задачи
| Сроки
реализации
| Время в течении дня
| Место и способ проведения
|
1. Установочный
| -рассматривание предметов рус. нар. дек- пр. ис-ва;
прослушивание рус нар. музыки.
| -Развивать интерес к изучению рус. нар. промыслов, проводя работу по «вживлению» в образ изделий нар. мастеров, усиливая их восприятие через нар. фольклор, знакомство с древними обрядами.
-Прививать любовь и уважение к труду нар. мастеров- умельцев.
| Октябрь,
ноябрь,
декабрь
| I и II пол. дня
| группа, ИЗО- студия
|
2.0рганизационный
| -сюрпризный момент, посещение музея;
чтение потешек, стихов;
приглашение в сказку; -приглашение в город мастеров, на ярмарку; -посылка;
| -Воспитывать интерес к рус. нар. промыслам. Сформировать интерес к изучению нар. культуры, чувство единства с русским народом, его традициям.
| Октябрь-
декабрь
| I и II пол. дня
| Группа, ИЗО- студия; сюрпризный момент
|
|
| -развивать связную речь детей, обучая придумывать сказки; - обогатить словарь детей словами, обозначающими названия старинной посуды.
|
|
|
|
3 .Практический
| «Дымковская игрушка»;
«Русская нар. игрушка»; «Золотая хохлома»; «Жостовские подносы» «Сине-голубая Гжель»
Оформление выставки
Итоговое занятие «Русская ярмарка»
| 1 Рассказать детям историю нар. промысла.
Сформировать знания об
особенностях росписи изделия, колорите, осн. элементах узора.
3.Упражнять в лепке изделия, состоящего из отд.частей.
4.Упражнять в выполнении приёмов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания и изготовления отд. частей. развивать мелкую моторику.
5.Развивать чувство
| Октябрь - декабрь
| I и II пол. дня
| Группа, ИЗО -
студия. Беседы,
рассматривание,
составление
опис. рассказов.
ИЗО-
деятельность.
|
|
| цвета и композиции.
Развивать умение составлять рассказ об изделии.
Развивать навыки творческого рассказывания, умения придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании.
8 Коррек. задача: Обогатить словарь детей, обозначающими названия старинной посуды.
9.Воспитывать умение работать в коллективе, в микрогруппах.
|
|
|
|
4. Итоговый
| Презентация выставки «Ярмарка русского промысла»
| - Научить детей организовывать и проводить
презентацию изделий нар. промыслов.
| I пол. января
| II пол. дня
| Группа, воспитатели, родители, дети лог. «А» группы.
|