Тема урока: Колокольные звоны России





Скачать 57.83 Kb.
НазваниеТема урока: Колокольные звоны России
Дата публикации12.10.2013
Размер57.83 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема четверти: Музыка моего народа

Тема урока: Колокольные звоны России

Цель: познакомить с колокольными звонами России

Задачи:

  • Воспитательная - формирование любви к музыке, как неотъемлемой части нашей жизни. Эмоционально увлечь ребят музыкой, “ пробудить” желание думать о своём жизненном пути и о пути других. Воспитание навыков импровизации

  • Образовательная - заинтересовать слушанием, знакомство с творчеством М.И. Глинки, С.С. Прокофьева; жанром музыки – кантата. Пробудить интерес учащихся к изучаемой теме через поисковую и творческую деятельность

  • Развивающая - развитие вокальных, хоровых навыков, внутреннего слуха и внутреннего зрения. Развивать креативность мышления и умение формулировать свои эмоционально – оценочные суждения. Развивать самостоятельность творческих поисков, умение работать коллективно, и умение защищать свою точку зрения.



Оборудование: портрет М.И. Глинка, портрет С.С. Прокофьева

Музыкальное сопровождение: С.С. Прокофьев «Александр Невский», «Вставайте люди русские»; М.И. Глинка «Иван Сусанин», хор «Славься», магнитофонная запись «Колокольные звоны России», иллюстрации с изображениями храма.


Ход урока.

- Сейчас мы с вами послушаем одно музыкальное произведение, а вы попробуете определить тему нашего урока (звучит бой Кремлевских курантов).

- Как вы думаете, о чем пойдет речь у нас на уроке? (ответы детей)

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он.

О юных днях в краю родном

Где я любил, где отчий дом,

И как я, с ним навек простясь,

Там слушал звон в последний раз!

- Правильно, ребята, тема нашего урока «Колокольные звоны России» (запись в тетрадь).

- Необходимой принадлежностью православных храмов являются колокола, которые помещаются или на крыше храма, в башнях куполов, или при входе в церковь, в звонницах (звонарь, показ иллюстрации).

- Как вы думаете, а для чего предназначены колокола в церкви? (ответы детей)

- Колокола в церкви предназначены для того, чтобы:

  • Созывать людей к богослужению

  • Выражать торжество церкви и её богослужений

  • Звоном созывался народ на собрание

  • Звоном указывали дорогу заблудившимся путникам

  • Звон оповещал о какой – либо опасности, несчастье

  • В трагические дни для России звоном призывали народ к защите отечества.

Обычно в храмах бывает несколько колоколов, различных между собой по величине и по силе звучания.

А) праздничные

В) будничные

Б) воскресные

Г) малый колокол

Слово «колокол» произошло от старинного русского слова «коло» - что обозначает круг, окружность. На Руси колокола появились в конце X века.

Впервые колокола появились в Западной Европе в конце IV в или в начале V века. Святой Павлин во сне увидел полевые цветы – колокольчики, которые издавали приятные звуки. После этого сна епископ велел отлить колокол, имевший форму этого цветка.

- Как вы думаете, звон колоколов одинаковый или нет? (ответы детей)

- правильно, звон колоколов различается. Русские колокола отличаются особой звучностью и певучестью. Это зависит из чего он отлит (медь, олово, серебро), также зависит от размеров (высота, ширина и даже толщина стен колокола), (предлагается рассмотреть схему колокольного звона). Перед вами лежит схема колокольного звона.

- На какие виды делятся колокольные звоны? (благовест, собственно звон)

- Сейчас мы послушаем, как же звенят колокола (слушание магнитофонной записи).

- Как вы думаете, сложно ли отличить колокола (ответы детей). Издавна литьё колоколов считалось большим мастерством. В 15 веке литейное мастерство процветало в России. Было отлито много колоколов для Москвы. В 1735г. в Московском Кремле русский колокольный мастер Михаил Моторин отлил самый большой в мире колокол, который весит около 200 тонн. Известный под названием «Царь - колокол». Сейчас он находится в Кремле (показ иллюстрации «Царь - колокол»).

- Ребята, а как вы думаете: русские композиторы использовали в своих произведениях звон колоколов?

А и было дело на Неве – реке

На Неве – реке, на большой воде

Там рубились в войске воинском

За великую землю русскую.

За собою войско вел Александр

Были силы в войске богатырские

Как налево махнут – станет улица

А направо махнут – переулочек.

Не уступим мы землю русскую,

Кто придет на Русь, будет побежден.

- О каком князе – победителе идет речь? (Александр Невский)

- Это было в 1240г. князь Александр разбил отряд шведских рыцарей на реке Неве, за это его стали звать Невский.

С.С.Прокофьев в своей знаменитой кантате «Александр Невский» использовал звучание колоколов (слушание фрагмента, где услышат бой колокола поднять руку).

Александр сказал своим воинам:

На Руси большой, на Руси родной

Не бывать врагу! Бей колокол новгородский.

Созывай народ под знамена русские

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет русская земля.

- А ещё один русский композитор М.И. Глинка в своей опере «Иван Сусанин» тоже использовал колокольный звон (задание детям при прослушивании хора «Славься»).

Что придает музыке использование колокольного звона? (могущество, силу, смелость, веру в победу, величественность, уверенность).

- Сейчас мы послушаем колокольные звоны, а вы попробуете нарисовать свой колокол (дети рисуют под колокольный звон).

- Сегодня на уроке мы разучим новую песню «Это Родина моя» музыка Н.Лукониной, слова Л. Чадовой.

- Послушайте эту песню (учитель исполняет песню).

- О чем эта песня? (ответы детей)

- Как вы понимаете, что такое Родина? (ответы детей)

Разучивание песни.

  • Исполнение куплета учителем

  • Исполнение первой строчки с учителем

  • Исполнение первой строчки без учителя

  • Исполнение первой и второй строчки вместе с учителем

  • Исполнение первой и второй строчки без учителя

  • Первая, вторая, третья строчки – с учителем

  • Первая, вторая, третья строчки – без учителя (учитель слушает)

  • Первая, вторая, третья, четвертая – с учителем

  • Первая, вторая, третья, четвертая – без учителя

  • Поют первый куплет все вместе

- Ребята, давайте вспомним, как называется неполный такт? (затакт)

- Какой самый высокий звук в песне? (выпадает на слово «это»)

- Настроимся на первый звук «ля». Ребята, встаньте, пожалуйста. Исполняем первый куплет и припев все вместе. Ваша задача передать настроение песни. Спойте её эмоционально, лирично и певуче (дети исполняют песню).

Итог занятия.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Надеюсь, что сегодняшняя встреча с музыкой вам понравилась и надолго запомнится.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

школа №4 имени Ф.Н.Красовского

Тема: «Колокольные звоны России»

план – конспект урока музыки

по программе «МУЗЫКА» под редакцией Д. Б. Кабалевского

4 класс

Подготовила: Антуфьева И.В.

учитель музыки

Галич

2008

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Колокольные звоны России iconКонспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока
Тема и номер урока в теме Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)
Тема урока: Колокольные звоны России iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: познакомить учащихся с колокольными звонами как ярким явлением в русской православной культуре. Путем исследования определить,...
Тема урока: Колокольные звоны России iconКонспект открытого урока по обж для учащихся 7,9-10 классов Тема...
Тема урока: «Ознакомление с деятельностью мчс россии. Средства индивидуальной защиты»
Тема урока: Колокольные звоны России iconТема: «Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны» Тема урока
План-конспект урока с применением мультимедийного учебника «История России XX век. Ч. 2» в гимназии №25 г. Ставрополя
Тема урока: Колокольные звоны России iconТема урока «Животный и растительный мир России»
Цель урока: сформировать представление о растительном и животном мире России: выявить закономерности его распространения по территории...
Тема урока: Колокольные звоны России iconУрока, Дата (планир/ фактич) Тема Форма проведения, тип урока
О проявлении общих закономерностей развития стран и народов в истории России, исторических темпах развития России
Тема урока: Колокольные звоны России iconУроки Тема урока Количество часов Тип урока Требования к уровню
Показывать на карте территорию Российской империи, называть особенности процесса модернизации в России начала ХХ века; сравнивать...
Тема урока: Колокольные звоны России iconТема урока: «Образ России в музыке»
Цели урока: Создать обобщенный музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки,...
Тема урока: Колокольные звоны России iconТема урока : «Миграции населения в России»
Тип урока*: традиционный урок с использованием информационных технологий. (*по С. Г. Манвелову)
Тема урока: Колокольные звоны России iconТема урока: Анимация. Тип урока: открытие нового знания и способа деятельности Класс
«История и философия науки». Программы-минимума кандидатского экзамена по истории и философии науки, одобренной президиумом вак минобразования...
Тема урока: Колокольные звоны России iconУрока Тема Вид урока
Судьба России в 20веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20в
Тема урока: Колокольные звоны России iconКонспект урока тема урока «Смутное время» 10 класс Предмет: История
Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин смутного времени в России, сформировать представление о Смуте и значении данного...
Тема урока: Колокольные звоны России iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....
Тема урока: Колокольные звоны России iconКонспект урока гимнастики. 2 класс. Тема урока: кувырок вперёд
Фгаоу впо «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
Тема урока: Колокольные звоны России iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе Тема урока Золотое кольцо России
Познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями
Тема урока: Колокольные звоны России iconУрока, Дата (планир/ фактич) Тема Форма проведения, тип урока
О причинах отмены крепостного права в России, основных положениях крестьянской реформы 1861 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск