Скачать 57.83 Kb.
|
Тема четверти: Музыка моего народа Тема урока: Колокольные звоны России Цель: познакомить с колокольными звонами России Задачи:
Оборудование: портрет М.И. Глинка, портрет С.С. Прокофьева Музыкальное сопровождение: С.С. Прокофьев «Александр Невский», «Вставайте люди русские»; М.И. Глинка «Иван Сусанин», хор «Славься», магнитофонная запись «Колокольные звоны России», иллюстрации с изображениями храма. Ход урока. - Сейчас мы с вами послушаем одно музыкальное произведение, а вы попробуете определить тему нашего урока (звучит бой Кремлевских курантов). - Как вы думаете, о чем пойдет речь у нас на уроке? (ответы детей) Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он. О юных днях в краю родном Где я любил, где отчий дом, И как я, с ним навек простясь, Там слушал звон в последний раз! - Правильно, ребята, тема нашего урока «Колокольные звоны России» (запись в тетрадь). - Необходимой принадлежностью православных храмов являются колокола, которые помещаются или на крыше храма, в башнях куполов, или при входе в церковь, в звонницах (звонарь, показ иллюстрации). - Как вы думаете, а для чего предназначены колокола в церкви? (ответы детей) - Колокола в церкви предназначены для того, чтобы:
Обычно в храмах бывает несколько колоколов, различных между собой по величине и по силе звучания.
Слово «колокол» произошло от старинного русского слова «коло» - что обозначает круг, окружность. На Руси колокола появились в конце X века. Впервые колокола появились в Западной Европе в конце IV в или в начале V века. Святой Павлин во сне увидел полевые цветы – колокольчики, которые издавали приятные звуки. После этого сна епископ велел отлить колокол, имевший форму этого цветка. - Как вы думаете, звон колоколов одинаковый или нет? (ответы детей) - правильно, звон колоколов различается. Русские колокола отличаются особой звучностью и певучестью. Это зависит из чего он отлит (медь, олово, серебро), также зависит от размеров (высота, ширина и даже толщина стен колокола), (предлагается рассмотреть схему колокольного звона). Перед вами лежит схема колокольного звона. - На какие виды делятся колокольные звоны? (благовест, собственно звон) - Сейчас мы послушаем, как же звенят колокола (слушание магнитофонной записи). - Как вы думаете, сложно ли отличить колокола (ответы детей). Издавна литьё колоколов считалось большим мастерством. В 15 веке литейное мастерство процветало в России. Было отлито много колоколов для Москвы. В 1735г. в Московском Кремле русский колокольный мастер Михаил Моторин отлил самый большой в мире колокол, который весит около 200 тонн. Известный под названием «Царь - колокол». Сейчас он находится в Кремле (показ иллюстрации «Царь - колокол»). - Ребята, а как вы думаете: русские композиторы использовали в своих произведениях звон колоколов? А и было дело на Неве – реке На Неве – реке, на большой воде Там рубились в войске воинском За великую землю русскую. За собою войско вел Александр Были силы в войске богатырские Как налево махнут – станет улица А направо махнут – переулочек. Не уступим мы землю русскую, Кто придет на Русь, будет побежден. - О каком князе – победителе идет речь? (Александр Невский) - Это было в 1240г. князь Александр разбил отряд шведских рыцарей на реке Неве, за это его стали звать Невский. С.С.Прокофьев в своей знаменитой кантате «Александр Невский» использовал звучание колоколов (слушание фрагмента, где услышат бой колокола поднять руку). Александр сказал своим воинам: На Руси большой, на Руси родной Не бывать врагу! Бей колокол новгородский. Созывай народ под знамена русские Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет русская земля. - А ещё один русский композитор М.И. Глинка в своей опере «Иван Сусанин» тоже использовал колокольный звон (задание детям при прослушивании хора «Славься»). Что придает музыке использование колокольного звона? (могущество, силу, смелость, веру в победу, величественность, уверенность). - Сейчас мы послушаем колокольные звоны, а вы попробуете нарисовать свой колокол (дети рисуют под колокольный звон). - Сегодня на уроке мы разучим новую песню «Это Родина моя» музыка Н.Лукониной, слова Л. Чадовой. - Послушайте эту песню (учитель исполняет песню). - О чем эта песня? (ответы детей) - Как вы понимаете, что такое Родина? (ответы детей) Разучивание песни.
- Ребята, давайте вспомним, как называется неполный такт? (затакт) - Какой самый высокий звук в песне? (выпадает на слово «это») - Настроимся на первый звук «ля». Ребята, встаньте, пожалуйста. Исполняем первый куплет и припев все вместе. Ваша задача передать настроение песни. Спойте её эмоционально, лирично и певуче (дети исполняют песню). Итог занятия. - Что нового вы сегодня узнали на уроке? - Надеюсь, что сегодняшняя встреча с музыкой вам понравилась и надолго запомнится.
|
Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока Тема и номер урока в теме Временные представления (раньше, позже, сначала, потом) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: познакомить учащихся с колокольными звонами как ярким явлением в русской православной культуре. Путем исследования определить,... | ||
Конспект открытого урока по обж для учащихся 7,9-10 классов Тема... Тема урока: «Ознакомление с деятельностью мчс россии. Средства индивидуальной защиты» | Тема: «Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны» Тема урока План-конспект урока с применением мультимедийного учебника «История России XX век. Ч. 2» в гимназии №25 г. Ставрополя | ||
Тема урока «Животный и растительный мир России» Цель урока: сформировать представление о растительном и животном мире России: выявить закономерности его распространения по территории... | Урока, Дата (планир/ фактич) Тема Форма проведения, тип урока О проявлении общих закономерностей развития стран и народов в истории России, исторических темпах развития России | ||
Уроки Тема урока Количество часов Тип урока Требования к уровню Показывать на карте территорию Российской империи, называть особенности процесса модернизации в России начала ХХ века; сравнивать... | Тема урока: «Образ России в музыке» Цели урока: Создать обобщенный музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки,... | ||
Тема урока : «Миграции населения в России» Тип урока*: традиционный урок с использованием информационных технологий. (*по С. Г. Манвелову) | Тема урока: Анимация. Тип урока: открытие нового знания и способа деятельности Класс «История и философия науки». Программы-минимума кандидатского экзамена по истории и философии науки, одобренной президиумом вак минобразования... | ||
Урока Тема Вид урока Судьба России в 20веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20в | Конспект урока тема урока «Смутное время» 10 класс Предмет: История Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин смутного времени в России, сформировать представление о Смуте и значении данного... | ||
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут.... | Конспект урока гимнастики. 2 класс. Тема урока: кувырок вперёд Фгаоу впо «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» | ||
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе Тема урока Золотое кольцо России Познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями | Урока, Дата (планир/ фактич) Тема Форма проведения, тип урока О причинах отмены крепостного права в России, основных положениях крестьянской реформы 1861 г |