Программа по литературе 7 класс I. Пояснительная записка





Скачать 116.71 Kb.
НазваниеПрограмма по литературе 7 класс I. Пояснительная записка
Дата публикации12.10.2013
Размер116.71 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
Рабочая программа по литературе

7 класс
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели ступени общего образования
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Выделяются три этапа литературного образования на ступени основного общего образования:

V-VI классы

Цели этапа: формирование представления о специфике литературы как искусства слова; развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей.

Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

VII-VIII классы

Цели этапа: развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

В курсе 8 класса затронута проблема – взаимосвязь литературы и истории.

Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

IX класс

Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Цели этапа: подведение итогов за предыдущие годы; расширение сведений о биографии писателей; знакомство с новыми темами, проблемами, писателями; углубление работы по осмыслению прочитанного.

X-XI классы

Цели этапа: изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.


  1. Цели изучения учебного предмета и задачи


Цели изучения предмета:


  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Задачи изучения предмета:

  • расширение круга чтения;

  • повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст;

  • развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

  • совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;

  • постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.


3. Требования к уровню усвоения программы.
В результате изучения предмета литературы учащиеся должны:
Знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); поэма, роман ,романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представления); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет, фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Уметь:


  • видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

  • обнаруживать связь между героями литературного произведения и эпохой;

  • видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

  • комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

  • различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

  • определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

  • сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

  • выделять общие свойства произведений, объединённых жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

  • сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

  • выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

  • сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актёрами, режиссёрской интерпретацией;

  • редактировать свои сочинения.


Использовать:


  • разнообразные информационные источники, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии;

  • приобретённые знания и умения в практической деятельности.


4.Сведения о рабочей программе.
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2011г.), Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2010 год), учебника –хрестоматии для общеобразовательных учреждений «Литература 8 класс» 1,2 ч. Под редакцией Коровиной В.Я. –М.: Просвещение, 2011 г

Программа предназначена для приобщения учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

Программа рассчитана на 68 ч, 2 ч в неделю. Для классных сочинений предусмотрено 6 часов, для уроков внеклассного чтения – 5 часов.

Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в неё включены произведения для чтения и обсуждения в классе во время уроков внеклассного чтения. Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.


Введение (2 ч.)
Русская литература и искусство. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Искусство чтения. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства.
Устное народное творчество(4 ч.)
Лирическая песня. Особенности жанра. Отображение в песне идеалов душевной красоты, нравственности крестьян.

Исторические песни. Особенности жанра. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости).

Частушки. Особенности жанра. Своеобразие частушек. Краткость и простота.

Древнерусская литература (3 ч.)
«Повесть о житии и храбрости благородного князя Александра Невского». Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, богатырской силы, ума)

Русская история в картинках. Исторические повести.

Вн.чт. Повесть о Шемякином суде». Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть. Житиё.
Русская литература XVIII в. (4 ч)
Н.М.Карамзин. «Наталья, боярская дочь» - сентиментально-психологическая повесть. Изображение внутреннего мира героев. Новаторство писателя. Особенности языка. Признаки сентиментализма в повести. Описание в повести древней Москвы.
Русская литература XIX в (33 ч.)
И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Русские басни. Художественная и нравственная ценность басен. Смешное и грустное в баснях. Особенность языка.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория.

К.Ф.Рылеев. «Смерть Ермака». Драматический характер думы. Отражение исторических событий.

Теория литературы. Дума.

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Антитезы в романе Пушкина и обитатели Белгородской крепости. Трагическая непримиримость борющихся сторон. Гринёв и Савельич. Пушкинский Пугачёв. «Старинные люди» и Маша Миронова. Душевная красота и сила героини. Историческая правда и художественный вымысел. Мотивы народного творчества в повести. Сочинение по роману.

Теория литературы. Историзм художественной литературы. Реализм.

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и судьба. «Мцыри». Композиция и художественные особенности поэмы. Романтический герой. Образ монастыря и образ природы, их роль в произведении. Своеобразие поэмы.

Вн.чт. «Маскарад», «Тамань». Особенности изображения людей и природы.

Теория литературы. Поэма. Романтический герой. Романтическая поэма.

Н.Гоголь. Краткая биография писателя. «Ревизор». История создания. Хлестаков и «миражная интрига». Семейство городничего. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. Хлестаковщина как общественное явление. Мастерство Гоголя-драматурга в создании образа Хлестакова. Сочинение по комедии.

Теория литературы. Комедия. Сатира и юмор.

И.С.Тургенев. Краткая биография писателя. «Ася». Автобиографические мотивы в повести. Любовь к жизни писателя. История семьи Гагиных. Психологизм в повести. Образ рассказчика. Образ «тургеневской» девушки в повести. Мотив превосходства «тургеневской» девушки в силе характера и решительности. Поиск собственного пути, обаяние героини. Стиль тургеневской прозы.

М.Е.Салтыеов-Щедрин. Краткая биография писателя. «История одного города». Сатира и гротеск.

Вн.чт. Сатира в произведениях Салтыкова-Щедрина. Добродушный смех. Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация.

Теория литературы. Гипербола, гротеск. Литературная пародия. Эзопов язык.

Н.С.Лесков. Краткая биография писателя. «Старый гений». Горькое чувство от униженности и бесправия.

Теория литературы. Рассказ. Художественная деталь.

Л.Н.Толстой. Краткая биография писателя. «После бала». Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа. Проблема воспитания, нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей. Мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг. Сочинение

Теория литературы. Художественная деталь. Композиция. Роль антитезы в композиции произведений.

А.С.Пушкин, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Стихотворения о природе. Природа в лирике поэтов 20 века. Выражение переживаний и мироощущений в стихотворениях о родной природе.

А.П.Чехов. Краткая биография писателя. «О любви».Переживания героя.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы.
Русская литература XX в (17 ч)
И.А.Бунин. «Кавказ». Своеобразие произведения Бунина.

А.И.Куприн. Краткая биография писателя. «Куст сирени». Поэтическое изображение природы в произведении. Богатство духовного мира. Смысл названия произведения.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Максим Горький. Краткая биография писателя. «Челкаш». Образы вора-босяка и крестьянского парня. Литературные портреты. Развитие образов. Челкаша и Гаврилы. Отношение к деньгам как проверка нравственной стойкости человека. Суровая правда рассказа.

А.А.Блок. Стихотворение « Россия». Стихотворный цикл «На поле Куликовом». Тема России в поэзии Блока.

С.А.Есенин. Поэма «Пугачёв». Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, богатырской силы, ума)

Теория литературы. Драматическая поэма.

Вн.чт. М.А.Осоргин «Пенсне», И.С.Шмелёв «Как я стал писателем», Тефи «Жизнь и воротник», М.Зощенко «История болезни». Писатели улыбаются. Добродушный смех. Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация.

А.Т.Твардовский «Василий Тёркин». Замысел и история создания. Жанровое и идейно-композиционное своеобразие произведения. Трагические, героические и комические темы в поэме. Народный подвиг, самоотверженность народного героя в борьбе за родную землю. Автор и герой в поэме.

Теория литературы. Фольклор и литература. Авторские отступления.

Вн.чт. А.П.Платонов. Краткая биография писателя. «Возвращение». Положительный герой. Идея доброты, взаимопонимания, жизни для других.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера. Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорби перед памятью павших на полях сражений.

В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Особенности сюжета рассказа. Простота и глубина сюжета. Красота души бабушки, учителя, их односельчан. Непреходящая историческая память народа.

Теория литературы. Герой-повествователь.

Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе. Чувство радости и печали, любви к родной природе в стихотворениях поэтов 20 века.

Поэты русского зарубежья о Родине. Чувство радости и печали, любви к родной природе в стихотворениях поэтов 20 века.
Зарубежная литература (4 ч.)
Уильям Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Знакомство с трагедией. Конфликт живого чувства и семейной вражды. Сила чувств влюблённых, их преданность друг другу.

Теория литературы. Конфликт.Ж.Б.Мольер. Основные страницы жизни и творчества Мольера. «Мещанин во дворянстве Добродушный смех. Речь героев как источник юмораТеория литературы. Классицизм. Сатира.

Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера». Гротеск в произведении.

В.Скотт. Основные страницы жизни и творчества В.Скотта. Исторический роман «Айвенго».

Подведение итогов учебного года. Список летнего чтения.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по литературе 7 класс I. Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 класс Настоящая программа по литературе составлена...
...
Программа по литературе 7 класс I. Пояснительная записка iconПрограмма по Пояснительная записка рабочая программа по литературе 7-9 класс
Рабочая программа по литературе (7-9 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного...
Программа по литературе 7 класс I. Пояснительная записка iconРабочая программа по русской литературе 5 класс пояснительная записка
Программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, рекомендованных...
Программа по литературе 7 класс I. Пояснительная записка iconПрограмма по Литературе 11 класс. Пояснительная записка
Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Программа по литературе 7 класс I. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 5 класс. Пояснительная записка
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной...
Программа по литературе 7 класс I. Пояснительная записка iconПояснительная записка Нормативная база преподавания предмета
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по литературе для общеобразовательных школ (Рабочая программа...
Программа по литературе 7 класс I. Пояснительная записка iconПояснительная записка Настоящая программа по литературе для средней...
Программы по литературе для 5-11 классов( под. Редакцией В. Я. Коровиной. М.: Просвещение) в соответствии с буп – 2004 года
Программа по литературе 7 класс I. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая...
В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных...
Программа по литературе 7 класс I. Пояснительная записка iconПрограмма по литературе 8 класс (68 ч.) Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...
Программа по литературе 7 класс I. Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории
Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л....
Программа по литературе 7 класс I. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 11 класс пояснительная записка
Программы общеобразовательных учреждений. Литература п/р В. Я. Коровиной М., Просвещение 2006г
Программа по литературе 7 класс I. Пояснительная записка iconПрограмма по литературе 11 класс Пояснительная записка
Рабочая программа направлена на реализацию государственного стандарта литературного образования за курс среднего (полного) общего...
Программа по литературе 7 класс I. Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008г.). Программа реализуется в соответствии с учебником «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия»...
Программа по литературе 7 класс I. Пояснительная записка iconПрограмма по литературе для 9 класса Пояснительная записка
К учебнику «Литература 9 класс» Издательство «Москва Просвещение» 2012 Автор В. Я. Коровина
Программа по литературе 7 класс I. Пояснительная записка iconПояснительная записка по литературе 5 класс
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 мо РФ от 05. 03. 2004г №089 Москва)
Программа по литературе 7 класс I. Пояснительная записка iconПояснительная записка по литературе 9 класс
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 мо РФ от 05. 03. 2004г. №1089, Москва)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск