Скачать 116.71 Kb.
|
Рабочая программа по литературе 7 класс I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели ступени общего образования Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Выделяются три этапа литературного образования на ступени основного общего образования: V-VI классы Цели этапа: формирование представления о специфике литературы как искусства слова; развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции. VII-VIII классы Цели этапа: развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. В курсе 8 класса затронута проблема – взаимосвязь литературы и истории. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений. IX класс Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса. Цели этапа: подведение итогов за предыдущие годы; расширение сведений о биографии писателей; знакомство с новыми темами, проблемами, писателями; углубление работы по осмыслению прочитанного. X-XI классы Цели этапа: изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.
Цели изучения предмета:
Задачи изучения предмета:
3. Требования к уровню усвоения программы. В результате изучения предмета литературы учащиеся должны: Знать:
Уметь:
Использовать:
4.Сведения о рабочей программе. Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2011г.), Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2010 год), учебника –хрестоматии для общеобразовательных учреждений «Литература 8 класс» 1,2 ч. Под редакцией Коровиной В.Я. –М.: Просвещение, 2011 г Программа предназначена для приобщения учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Программа рассчитана на 68 ч, 2 ч в неделю. Для классных сочинений предусмотрено 6 часов, для уроков внеклассного чтения – 5 часов. Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в неё включены произведения для чтения и обсуждения в классе во время уроков внеклассного чтения. Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков. Введение (2 ч.) Русская литература и искусство. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Эстетическое значение обрядового фольклора. Искусство чтения. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства. Устное народное творчество(4 ч.) Лирическая песня. Особенности жанра. Отображение в песне идеалов душевной красоты, нравственности крестьян. Исторические песни. Особенности жанра. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости). Частушки. Особенности жанра. Своеобразие частушек. Краткость и простота. Древнерусская литература (3 ч.) «Повесть о житии и храбрости благородного князя Александра Невского». Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, богатырской силы, ума) Русская история в картинках. Исторические повести. Вн.чт. Повесть о Шемякином суде». Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть. Житиё. Русская литература XVIII в. (4 ч) Н.М.Карамзин. «Наталья, боярская дочь» - сентиментально-психологическая повесть. Изображение внутреннего мира героев. Новаторство писателя. Особенности языка. Признаки сентиментализма в повести. Описание в повести древней Москвы. Русская литература XIX в (33 ч.) И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Русские басни. Художественная и нравственная ценность басен. Смешное и грустное в баснях. Особенность языка. Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория. К.Ф.Рылеев. «Смерть Ермака». Драматический характер думы. Отражение исторических событий. Теория литературы. Дума. А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Антитезы в романе Пушкина и обитатели Белгородской крепости. Трагическая непримиримость борющихся сторон. Гринёв и Савельич. Пушкинский Пугачёв. «Старинные люди» и Маша Миронова. Душевная красота и сила героини. Историческая правда и художественный вымысел. Мотивы народного творчества в повести. Сочинение по роману. Теория литературы. Историзм художественной литературы. Реализм. М.Ю.Лермонтов. Жизнь и судьба. «Мцыри». Композиция и художественные особенности поэмы. Романтический герой. Образ монастыря и образ природы, их роль в произведении. Своеобразие поэмы. Вн.чт. «Маскарад», «Тамань». Особенности изображения людей и природы. Теория литературы. Поэма. Романтический герой. Романтическая поэма. Н.Гоголь. Краткая биография писателя. «Ревизор». История создания. Хлестаков и «миражная интрига». Семейство городничего. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. Хлестаковщина как общественное явление. Мастерство Гоголя-драматурга в создании образа Хлестакова. Сочинение по комедии. Теория литературы. Комедия. Сатира и юмор. И.С.Тургенев. Краткая биография писателя. «Ася». Автобиографические мотивы в повести. Любовь к жизни писателя. История семьи Гагиных. Психологизм в повести. Образ рассказчика. Образ «тургеневской» девушки в повести. Мотив превосходства «тургеневской» девушки в силе характера и решительности. Поиск собственного пути, обаяние героини. Стиль тургеневской прозы. М.Е.Салтыеов-Щедрин. Краткая биография писателя. «История одного города». Сатира и гротеск. Вн.чт. Сатира в произведениях Салтыкова-Щедрина. Добродушный смех. Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Теория литературы. Гипербола, гротеск. Литературная пародия. Эзопов язык. Н.С.Лесков. Краткая биография писателя. «Старый гений». Горькое чувство от униженности и бесправия. Теория литературы. Рассказ. Художественная деталь. Л.Н.Толстой. Краткая биография писателя. «После бала». Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа. Проблема воспитания, нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей. Мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг. Сочинение Теория литературы. Художественная деталь. Композиция. Роль антитезы в композиции произведений. А.С.Пушкин, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Стихотворения о природе. Природа в лирике поэтов 20 века. Выражение переживаний и мироощущений в стихотворениях о родной природе. А.П.Чехов. Краткая биография писателя. «О любви».Переживания героя. Теория литературы. Психологизм художественной литературы. Русская литература XX в (17 ч) И.А.Бунин. «Кавказ». Своеобразие произведения Бунина. А.И.Куприн. Краткая биография писателя. «Куст сирени». Поэтическое изображение природы в произведении. Богатство духовного мира. Смысл названия произведения. Теория литературы. Сюжет и фабула. Максим Горький. Краткая биография писателя. «Челкаш». Образы вора-босяка и крестьянского парня. Литературные портреты. Развитие образов. Челкаша и Гаврилы. Отношение к деньгам как проверка нравственной стойкости человека. Суровая правда рассказа. А.А.Блок. Стихотворение « Россия». Стихотворный цикл «На поле Куликовом». Тема России в поэзии Блока. С.А.Есенин. Поэма «Пугачёв». Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, богатырской силы, ума) Теория литературы. Драматическая поэма. Вн.чт. М.А.Осоргин «Пенсне», И.С.Шмелёв «Как я стал писателем», Тефи «Жизнь и воротник», М.Зощенко «История болезни». Писатели улыбаются. Добродушный смех. Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. А.Т.Твардовский «Василий Тёркин». Замысел и история создания. Жанровое и идейно-композиционное своеобразие произведения. Трагические, героические и комические темы в поэме. Народный подвиг, самоотверженность народного героя в борьбе за родную землю. Автор и герой в поэме. Теория литературы. Фольклор и литература. Авторские отступления. Вн.чт. А.П.Платонов. Краткая биография писателя. «Возвращение». Положительный герой. Идея доброты, взаимопонимания, жизни для других. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера. Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорби перед памятью павших на полях сражений. В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Особенности сюжета рассказа. Простота и глубина сюжета. Красота души бабушки, учителя, их односельчан. Непреходящая историческая память народа. Теория литературы. Герой-повествователь. Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе. Чувство радости и печали, любви к родной природе в стихотворениях поэтов 20 века. Поэты русского зарубежья о Родине. Чувство радости и печали, любви к родной природе в стихотворениях поэтов 20 века. Зарубежная литература (4 ч.) Уильям Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Знакомство с трагедией. Конфликт живого чувства и семейной вражды. Сила чувств влюблённых, их преданность друг другу. Теория литературы. Конфликт.Ж.Б.Мольер. Основные страницы жизни и творчества Мольера. «Мещанин во дворянстве Добродушный смех. Речь героев как источник юмораТеория литературы. Классицизм. Сатира. Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера». Гротеск в произведении. В.Скотт. Основные страницы жизни и творчества В.Скотта. Исторический роман «Айвенго». Подведение итогов учебного года. Список летнего чтения. |
Пояснительная записка 5 класс Настоящая программа по литературе составлена... ... | Программа по Пояснительная записка рабочая программа по литературе 7-9 класс Рабочая программа по литературе (7-9 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного... | ||
Рабочая программа по русской литературе 5 класс пояснительная записка Программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, рекомендованных... | Программа по Литературе 11 класс. Пояснительная записка Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования... | ||
Рабочая программа по литературе 5 класс. Пояснительная записка Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной... | Пояснительная записка Нормативная база преподавания предмета Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по литературе для общеобразовательных школ (Рабочая программа... | ||
Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для средней... Программы по литературе для 5-11 классов( под. Редакцией В. Я. Коровиной. М.: Просвещение) в соответствии с буп – 2004 года | Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая... В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных... | ||
Программа по литературе 8 класс (68 ч.) Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы... | Пояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л.... | ||
Рабочая программа по литературе 11 класс пояснительная записка Программы общеобразовательных учреждений. Литература п/р В. Я. Коровиной М., Просвещение 2006г | Программа по литературе 11 класс Пояснительная записка Рабочая программа направлена на реализацию государственного стандарта литературного образования за курс среднего (полного) общего... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена... В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008г.). Программа реализуется в соответствии с учебником «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия»... | Программа по литературе для 9 класса Пояснительная записка К учебнику «Литература 9 класс» Издательство «Москва Просвещение» 2012 Автор В. Я. Коровина | ||
Пояснительная записка по литературе 5 класс Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 мо РФ от 05. 03. 2004г №089 Москва) | Пояснительная записка по литературе 9 класс Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 мо РФ от 05. 03. 2004г. №1089, Москва) |