Рабочая программа дисциплины (модуля)





Скачать 173.52 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины (модуля)
Дата публикации15.10.2013
Размер173.52 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


Утверждаю

________________________

декан факультета / института

«___» ___________ 20__ года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)



ОПД.Ф.04. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ (часть 2-ая — теория и методика обучения литературе)

1. Цели и задачи дисциплины.
Методика преподавания литературы призвана профессионализировать филологическое сознание студентов 4 курса, то есть оформить его в некое педагогическое содержание, владея которым, будущий словесник должен быть способен развивать личность ребенка, используя средства литературы.

Такое определение цели (научить организовать нравственное воздействие с помощью предмета), означающее толкование методики как науки педагогической, предполагает решение нескольких педагогических задач.

  1. Формирование (теоретическое и практическое) навыков педагогического общения на уроке литературы.

  2. Формирование умений педагогического конструирования в процессе изучения литературы.

  3. Формирование умений профессиональной самоидентификации, самосовершенствования.

В данной логике методика трактуется как наука интегративная, предполагающая взаимосвязь с философией, социологией, статистикой, литературоведческими дисциплинами, психологией, педагогикой.


  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.


Студенты, освоившие курс должны иметь знания:

  • содержании методики как педагогической науки;

  • специфике художественного восприятия и понимания;

  • содержании педагогической и методической деятельности в различных формах урока-задания, урока-проблематизации, урока-диалога.

В то же время они, опираясь на эти знания, они должны уметь:

  • анализировать педагогическую практику, выявлять проблемы.

  • проектировать различные виды урока

  • реализовывать эти проекты в деятельности

  • рефлексировать свою педагогическую деятельность.



  1. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Всего часов


8 семестр

Общая трудоемкость дисциплины

202

202

Аудиторные занятия

108

108

Лекции




36

Практические занятия (ПЗ)




72

Самостоятельная работа

94

94

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




Экз


4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план):


№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Самосто-ятельная работа

1

Методика преподавания литературы как науки (цели, задачи, интегративный характер науки).

2

4

6

2

Изучение художественных произведений как педагогический процесс (цели, задачи, психологический механизм, педагогическое участие на разных этапах)




4

6

3

Особенности художественного восприятия школьников (возрастной подход).

2

4

4

4

Организация совместной деятельности на уроке литературы (цели, задачи, содержание; основные педагогические модели: авторитарная, лидерская, партнерская).

2

4

4

5

Авторитарная модель взаимодействия. Содержание совместной деятельности, особенности позиции педагога и учащихся.

2

4

4

6

Урок-задание: содержание и структура совместной деятельности. Основания анализа ее успешности.

2

4

4

7

Приемы организации урока-задания (схематизация, алгоритмизация, концептуализация; с ориентацией на жанровое содержание художественного текста, деталь и т.д.)

2

4

4

8

Виды урока – задания (лекция, беседа, лабораторная работа, семинар, КВН, литературный турнир и т.д.)

2

2

10

9

Лидерская модель взаимодействия. Содержание совместной деятельности, особенности позиции педагога и учащихся (организация проблемной ситуации как основа совместной деятельности)

2

2

4

10

Урок-проблемная ситуация: содержание и структура совместной деятельности. Основания анализа ее успешности.

2

4

4

11

Приемы организация урока – проблемной ситуации (погружение в тематическое содержание деятельности, приемы провоцирующего собеседника, анализа текста в логике «Я как другой в культуре».

2

4

4

12

Виды урока – проблемной ситуации (урок-лекция, лабораторная работа, урок-экспертиза, урок-консилиум, урок-конференция)

2

4

6

13

Партнерская модель взаимодействия. Содержание совместной деятельности, особенности позиции педагога и учащихся.

2

4

6

14

Урок-диалог: содержание и структура совместной деятельности. Основания анализа ее успешности.

2

4

6

15

Виды урока – диалога и приемы его организации. Урок – диалог – погружение, диалог культурологический.

2

4

4

16

Организация совместной деятельности в группах индивидуального развития (кружках, факультативах, проектах).

2

4

4

17

Развитие профессиональной компетентности учителя филолога. ЛОТ в обучении.

2

4

6

18

Анализ и обобщение передового педагогического опыта

2

4

4

19

История методики (Ломоносов, Буслаев, Рыбникова, Ильин, Долинина)

2

4

4






Содержание разделов дисциплины:

Методика как наука. Обсуждается содержание дисциплины, ее педагогическая направленность, интегративный характер (связь с психологией, педагогикой, философией). Анализ современных тенденций развития методической науки появление в практике различного содержания литературного образования: традиционного и личностно-ориентированного.

Специфика школьного литературоведения: его обусловленность особенностями возрастного развития учащихся, художественным восприятием обучающихся (присутствие эмоционального компонента, «наивный реализм», этапы художественного восприятия).

Особенности организации совместной деятельности на уроке литературы. Обусловленность ее содержания целям педагога, а именно: его ориентацией на авторитарную, лидерскую и партнерскую модели организации совместной деятельности.

Авторитарная модель организации совместной деятельности. Иерархизация отношений участников: иормирование и фукционированивание в авторитарной модели. Психологические основы авторитаризма (Э. Фромм «Бегство от свободы»).

Модель урока-задания. Позиция педагога в нем: понятия «некультурного» и культурного авторитаризма. Виды урока-задания: беседа, лекция, семинар, конференция и т.д. Приемы организации урока-задания: схематизация, алгоритмизация, концептуализация.

Лидерская модель организации совместной деятельности. Лидерство как социальный, нравственно-психологический феномен. Урок-проблемная ситуация: понятие «проблемная ситуация», специфика ее организации на уроке. Концепция Л.С. Выготского о проблемном обучении. Основания анализа его успешности. Виды урока-проблематизации (урок-экспертиза, лаборатория, консилиум и т.д.).

Приемы организации урока-проблематизации: (погружение в тематическое пространство деятельности, прием «провоцирующего собеседника», анализа текста в логике «Я как другой в культуре».

Партнерская модель взаимодействия. Смыслообразование как содержание образования в этом виде деятельности. Характеристики смысла: субъектность, трансформируемость, объектность. Особенности позиции педагога и учащихся на уроке-диалоге. Равноправие, рядоположенность, взаимное уважение.

Урок-диалог в школе. Модель урока, основание анализа его успешности. Виды урока-диалога: диалог-погружение, диалог культурологический. Этапы развития смыслодеятельности: погружение в ситуацию, актуализация смыслов, проявление их, соорганизация, индивидуализация. Приемы организации партнерской позиции учителя в диалоге: феноменологические, нормативные, проектные.

Проблемы организации диалога в школе. Знаньевый (педагоги не представляют философско-культурологические основы проектирования этой формы совместной деятельности), технологический (учителя-филологи не владеют технологией конструирования диалогов).

Организация внеклассной работы по литературе (группы индивидуального развития, факультативы, кружки, литературные гостиные и т.д.).

Профессиональное мастерство учителя-филолога: предметная компетентность, педагогическая и методическая грамотность. Использование инноваций в деятельности.

История русской методики. Работы Л.В. Ломоносова, Ф.И. Буслаева, М.А. Рыбниковой, Г.А. Гуковского. Мастера современной методики: Е.Н. Ильин, Н.А. Долинина.

Практическое занятие № 1

Преподавание литературы в школе как педагогическая проблема (анализ личного опыта изучения литературы в школе).
Практическое занятие № 2

Актуальные проблемы преподавания литературы в школе. (Опыт социологического исследования).

Практическое занятие №3

Анализ учебного методического комплекса (учебники по литературе).
Практическое занятие № 4

Проектирование урока-задания (защита методического проекта).
Практическое занятие № 5

Проектирование урока-задания (в среднем звене, оргдеятельностная игра).
Практическое занятие № 6

Обучающее проектирование: подготовка методических проектов к педагогической практике.
Практическое занятие № 7

Проблемы методико-педагогической деятельности учителя; анализ личного профессионального опыта, приобретенного на педагогической практике.
Практическое занятие № 8

Проектирование урока – проблемной ситуации (оргдеятельностная игра).
Практическое занятие № 9

Проектирование урока-диалога (защита методического проекта).
Практическое занятие № 10

Проектирование урока-диалога (оргдеятельностная игра).
Практическое занятие № 11

Деятельностное проектирование разработка и защита проектов уроков по отдельным темам для изучения литературы в среднем звене.
Практическое занятие № 12

Деятельностное проектирование разработка и защита проектов уроков по отдельным темам для изучения литературы в старшем звене.
Практическое занятие № 13

Подготовка к педагогической практике.
5. Лабораторный практикум.
Не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

    1. Рекомендуемая литература


а) основная


  1. Богданова, О.Ю. и др. Методика преподавания литературы : Учебник для вузов : под ред. О.Ю. Богдановой. - 2-е изд., стереотип. - М. Академия, 2009. с 397


б) дополнительная:


  1. Айзерман Л.С. С углубленным изучением литературы. - М.: Педагогика, 2001. с. 190

  2. Доманский В.А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2002. с.136

  3. Ильин Е.Н. «Рождение урока». - М.: Педагогика, 2001. с. 173

  4. Ильин Е.Н. Минувших дней итоги. – Л.: Лениздат, 2002. с. 123

  5. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение, 2005. с. 348

  6. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М.: Просвещение, 2000. - с 126

  7. Методика преподавания интеграционного курса (литература, изобразительное искусство, компьютерные технологии) в Диалоге Культур: Методическое пособие к курсу / Под ред. Вербицкой О.В., Иванченко С.В., Гайдамака Е.П., Чудновой Н.А., Васильченко Н.П. – Томск, 2002. с 124

  8. Семенов А.Н., Семенова В.В. Вопросы по методике преподавания литературы. – М.: Владос-пресс, 2003. с. 156


6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины

Конспекты уроков литературы и проекты элективных и факультативных курсов, разработанных учителями и методистами школ г. Томска.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютер, электронный банк данных уроков литературы, проектов изучения тем школьного курса литературы и элективных курсов, составленных студентами ФФ и учителями русского языка и литературы г. Томска.

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
8.1. Вопросы для самопроверки (темы проектов)

  1. Приемы организации урока-диалога в совместной деятельности (на материале изучения темы "Русские народные былины" в 5 классе).

  2. Вариант методического проектирования совместной деятельности (на материале изучения поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души").

  3. Методический проект организации урока-задания ( на материале изучения сказок С.-Щедрина).

  4. Методический проект организации урока-диалога в совместной деятельности (на материале изучения одной из басен И.А. Крылова).

  5. Актуальные проблемы методики преподавания литературы в общеобразовательной школе.

  6. Приемы организации урока-проблематизации в совместной деятельности (на материале изучения романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" в 10 классе.

  7. Приемы организации урока-задания в совместной деятельности (на материале изучения темы "Классицизм" в 9 классе).

  8. Педагогические возможности использования приема комментированного чтения (на материале изучения "Слово о полку Игореве" в 9 классе).

  9. Методический проект организации совместной деятельности (на материале изучения комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" в 9 классе).

  10. Анализ одной из программ по литературе (по выбору студента).

  11. Методический проект организации совместной деятельности (на материале изучения повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).

  12. Анализ одной из программ изучения литературы в средней школе (по выбору студента).

  13. Методический проект организации урока-диалога в совместной деятельности (на материале изучения лирики С. Есенина).

  14. Методический проект организации урока (на материале творчества А.П. Чехова).

  15. Методические формы организации совместной деятельности: урок проблематизация (на материале изучения темы "Особенности русского романтизма" в 9 классе).

  16. Методический проект организации совместной деятельности (на материале изучения романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" в 9 классе).

  17. Использование различных методических форм организации совместной деятельности (на материале монографического изучения лирики М. Ю.Лермонтова).

  18. Организация урока-задания (на материале изучения одного из стихотворений).

  19. Методический проект организации совместной деятельности (на материале изучения романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени").

  20. Методический проект организации совместной деятельности (на материале изучения поэмы А. Блока "Двенадцать").

  21. Организация урока-задания в совместной деятельности (на материале изучения понятия "роман").

  22. Методические организации урока-задания деятельности (на материале изучения поэмы Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо").

  23. Методический проект организации совместной деятельности (на материале изучения одного из произведений М. Булгакова - по выбору студента).

  24. Приемы организации урока-диалога в совместной деятельности (на материале изучения романа Л. Н. Толстого "Война и мир").

  25. Формы, приемы организации совместной деятельности (на материале изучения творчества А. Платонова).



8.2. Тестовые задания
При выполнении тестов необходимо помнить, что правильных ответов на вопрос может быть несколько.
1. Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

а) освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

б) развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным;

в) воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

г) формирование навыка анализа художественного произведения.
2. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются:

а) высокая художественная ценность;

б) гуманистическая направленность;

в) позитивное влияние на личность ученика;

г) соответствие задачам развития ребенка и его возрастным особенностям.
3. Укажите основные виды деятельности по освоению литературных произведений:

а) выразительное чтение;

б) составление конспектов;

в) осознанное чтение художественных произведений различных жанров;

г) анализ и интерпретация литературных произведений.
4. В результате изучения литературы ученик должен знать:

а) род и жанр литературного произведения;

б) образную природу словесного искусства;

в) содержание изученных литературных произведений;

г) изученные теоретико-литературные понятия.
5. Сколько часов в неделю отводится на изучение литературы в социально-гуманитарном и филологическом профилях:

а) 4;

б) 6;

в) 10;

г) 12.
6. Какая модель педагогической деятельности реализуется на уроке литературы, если содержание педагогической деятельности – организация выполнения детьми заданий и требований педагога?

а) модель лидерской педагогической деятельности;

б) модель авторитарной педагогической деятельности;

в) модель партнерской педагогической деятельности;

г) модель демократической педагогической деятельности.
7. Какая модель педагогической деятельности реализуется на уроке литературы, если содержание педагогической деятельности – организация совместной исследовательской деятельности?

а) модель лидерской педагогической деятельности;

б) модель авторитарной педагогической деятельности;

в) модель партнерской педагогической деятельности;

г) модель демократической педагогической деятельности.
8. Какая модель педагогической деятельности реализуется на уроке литературы, если содержание педагогической деятельности – организация, решение общих проблем и задач?

а) модель лидерской педагогической деятельности;

б) модель авторитарной педагогической деятельности;

в) модель партнерской педагогической деятельности;

г) модель демократической педагогической деятельности.
9. Укажите ошибочное утверждение:

а) организация, решение общих задач и проблем происходит на уроке-задании;

б) организация выполнения детьми заданий и требований педагога происходит на уроке-проблематизации;

в) организация совместной исследовательской деятельности происходит на уроке-диалоге;

г) организация совместной исследовательской деятельности происходит на уроке-проблематизации.
10. Для какого типа урока характерно «лидерство» учителя в совместной деятельности?

а) урок-задание;

б) урок-проблематизация;

в) урок-диалог;

г) урок-контрольная работа.
8.3. Экзаменационные вопросы

  1. Содержание методики обучения литературе, интегративный характер дисциплины.

  2. Современные тенденции развития методической науки.

  3. Традиционное и личностно-ориентированное содержание литературного образования.

  4. Специфика школьного литературоведения.

  5. Особенности организации совместной деятельности на уроке литературы.

  6. Авторитарная модель организации совместной деятельности.

  7. Модель урока-задания. Позиция педагога в нем: понятия «некультурного» и культурного авторитаризма.

  8. Виды урока-задания: беседа, лекция, семинар, конференция и т.д. Приемы организации урока-задания: схематизация, алгоритмизация, концептуализация.

  9. Лидерская модель организации совместной деятельности.

  10. Урок-проблемная ситуация: понятие «проблемная ситуация», специфика ее организации на уроке.

  11. Виды урока-проблематизации (урок-экспертиза, лаборатория, консилиум и т.д.).

  12. Приемы организации урока-проблематизации: (погружение в тематическое пространство деятельности, прием «провоцирующего собеседника», анализа текста в логике «Я как другой в культуре».

  13. Партнерская модель взаимодействия.

  14. Урок-диалог в школе. Модель урока, основание анализа его успешности.

  15. Виды урока-диалога: диалог-погружение, диалог культурологический.

  16. Этапы развития смыслодеятельности: погружение в ситуацию, актуализация смыслов, проявление их, соорганизация, индивидуализация.

  17. Приемы организации партнерской позиции учителя в диалоге: феноменологические, нормативные, проектные.

  18. Проблемы организации диалога в школе.

  19. Организация внеклассной работы по литературе (группы индивидуального развития, факультативы, кружки, литературные гостиные и т.д.).

  20. История отечественной методической мысли. .


Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050301.65 «Филологическое образование» («Русский язык и литература» (квалификация — учитель русского языка и литературы)
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена:

к.п.н., доцент кафедры теории языка и

методики обучения русскому языку и литературе _______________________Е.Н. Ковалевская

(подпись)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля) основы ветеринарии (наименование...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля) морфология с. Х. Животных (наименование...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск