Тема учебного занятия: Частица как часть речи. Разряды частиц





Скачать 57.99 Kb.
НазваниеТема учебного занятия: Частица как часть речи. Разряды частиц
Дата публикации21.10.2013
Размер57.99 Kb.
ТипПрезентация
100-bal.ru > Литература > Презентация
Конспект урока по русскому языку

БОУ ЦТРиГО «Перспектива»

Учитель: Жилина Юлия Владимировна

Класс: 7

Тема учебного занятия: Частица как часть речи. Разряды частиц

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Форма урока: комбинированный

Цели

образовательная: Показать отличие частиц от знаменательных частей речи; Показать отличие частиц от других

служебных частей речи;

развивающая: Увидеть функцию и роль частиц в русском языке.

воспитательная: воспитывать внимательное русскому языку, к его морфологическому и грамматическому строю.

Задачи учебного занятия: изучить новый материал по теме, организуя фронтальную работу в классе; повысить мотивацию к

изучению данной темы; научить структурировать материал темы в виде схемы, на практике закрепить

полученную информацию, рассмотреть разнообразие роли частиц в русском языке.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Применяемые методы, педтехнологии: интерактивные методы обучения (диалог, обсуждения, беседы, применение ИКТ);
Дидактические материалы: мультимедийная презентация, созданная в программе PowerPoint, стикеры с частицами, толковый

словарь, раздаточный материал (карточки).

Ход учебного занятия



Этапы учебного занятия

Время

Дидактические материалы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Актуализация знаний

2-5 мин




Приветствие. Мотивирует учащихся на изучение новой темы. Вместе с учащимися определяет цели и тему урока.Слайд 1

Участвуют в обсуждении. Записывают тему.

2.Изучение нового материала. Актуализация имеющихся знаний.

5 мин.

Презентация PowerPoint

Слово учителя: Ну а сейчас мы займемся исследованием, что же такое частица. Начертим схему, которую в течение урока мы будем заполнять и дополнять.

Материал и вопросы для заполнения схемы:



    • Что мы знаем о частице? Какой частью речи она является?
      Слайд2

    • Следовательно, чем она отличается от знаменательной? Какими качествами обладает?



    • Какие мы уже изучили служебные части речи?

    • Какова их синтаксическая роль?



Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, смотрят презентацию, переносят схему в тетрадь.

Создание ситуации разрыва. Фиксация разрыва. Разрешение учебной задачи. Анализ языкового материала. Работа с презентацией.

7-9 мин.

Презентация PowerPoint

Частица как служебная часть речи тоже имеет свою функцию, что это за функция мы сейчас и посмотрим.

Обратите свое внимание на доску. Здесь записаны 2 предложения. (Частицы написаны на стикерах)

  1. Да здравствует солнце, да скроется тьма!

  2. То же слово, да не так бы молвил.

Просит одного из учащихся снять стикеры и сказать, что изменилось. Приглашает к обсуждению. Как, по-вашему, какую роль в предложении играют эти слова?

(доп. вопрос к первому предложению: Есть ли в нем побудительный смысл? Повеление?). Назовите в предложении сказуемые и укажите, в каком наклонении они стоят. Вместе с учащимися делает вывод о том, что:

с помощью частиц были образованы повелительное и сослагательное наклонения.

Таким образом, какова первая функция частиц?
Ответ: образование наклонений глагола

Такие частицы называются формообразующими. Слайд 3

Обращает внимание на доску. Теперь давайте посмотрим на эти два предложения:



  1. Неужели вы этого не видите?



  2. Вряд ли тебе это удастся.



Какой смысл здесь несут частицы?

Вместе с учащимися делает вывод, что здесь они выражают различные значения. Такие частицы называются модальными. Слайд 3


Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, анализируют предложенные примеры, переносят их в тетрадь.

Рефлексия

4 мин.

Работа с толковым словарем

Давайте разберемся, почему они так называются. Обратимся к толковому словарю. Выясним, что значит «модальность, модальный». Как мы еще можем назвать такие частицы, придумайте близкое вам название. Запишите его в скобках, как собственный синоним научного.


Работают со словарем, придумывают «собственные» синонимы

Анализ языкового материала. Работа с презентацией.

4 мин.

Презентация PowerPoint

А теперь давайте посмотрим, какие значения несут следующие две частицы.



  1. Он не пришел домой.



  2. Нет ни покоя, ни сна.



Зачем нужны в предложении эти частицы?

Вместе с учащимися делает вывод, что эти частицы несут отрицание. Это отрицательные частицы.

Слайд 3


Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, смотрят презентацию, анализируют предложенные примеры, переносят их в тетрадь.

Обобщение и систематизация полученных знаний в ходе беседы и при просмотре презентации

2-3 мин.

Презентация PowerPoint

Вопросы для обобщения материала:

Какие разряды частиц мы с вами только что изучили? (Формообразующие, модальные, отрицательные).

Какие функции выполняют частицы?
(Мы с вами только что выяснили, что частицы выполняют 3 функции: служат для образования формы глаголов, выражают в предложении различные значения, несут отрицание).


Участвуют в обобщении, отвечают на вопросы.

Анализ языкового материала. Работа с презентацией.

7 мин.

Презентация PowerPoint

Карточки

Раздает карточки каждой группе. Вопросы для обсуждения: Давайте посмотрим, какие значения могут нести модальные частицы? Обратите свое внимание на карточки, там написаны следующие предложения:



  1. Даже не думай об этом.

  2. Что за чудо! Как прекрасно!

  3. Именно это и следовало сделать.

  4. Лишь Света не опоздала на встречу.

  5. Вот, что я хотел сказать.



Вот

Работают в группах. Выясняют значения. Записывают значения модальных частиц, смотрят презентацию Слайд4

Выполнение практических упражнений.

5- 7 мин. мин.




Работа над упражнениями.

1.Задача: по цепочке вставлять в предложение разные частицы и наблюдать, как изменяется смысл и интонация, а также указывать, какое значение вносит частица.

2. Задача: по цепочке образовать от глагола формы повелительного наклонения. Указать, как оно было образовано.

Образец: Спрятать – спрячь - спрячьте – пусть спрячут - пусть спрячет.


Работают над упражнениями, анализируют языковой материал

Подведение итогов занятия. Рефлексия. Определение домашнего задания, оценка работы на уроке.

5 мин




Организует обобщение и рефлексию в конце урока

Вопросы для обобщения:

Итак, кто сможет обобщить и проговорить, что нового мы сегодня узнали?

Что же такое частица?

Для чего она нужна?

Какие значения она может нести?

Какова ее роль в предложении?

Что способствует частице в выполнении этой функции?
Рефлективные вопросы:

Самым важным мне показалось…

Мне понравилось делать…

Мне не понравилось…

Непонятным кажется…

Интересным показалось…

Отвечают на вопросы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема учебного занятия: Частица как часть речи. Разряды частиц iconМетодическая разработка урока русского языка в 7 классе. Тема: «Частица...
Средства обучения: учебник, тексты для исследования, памятка «Частица как часть речи», толковый словарь, портрет И. С. Тургенева,...
Тема учебного занятия: Частица как часть речи. Разряды частиц iconКонспект урока местоимение как часть речи, разряды местоимений фио...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» города Барнаула
Тема учебного занятия: Частица как часть речи. Разряды частиц iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающие: закрепить знания, полученные при изучении темы «Имя прилагательное как часть речи», развивать умения различать разряды...
Тема учебного занятия: Частица как часть речи. Разряды частиц iconКонспект урока русского языка по теме: «Частица как часть речи»
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Тема учебного занятия: Частица как часть речи. Разряды частиц iconПавлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного...
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Тема учебного занятия: Частица как часть речи. Разряды частиц iconКонспект урока по русскому языку по теме «Наречие» Тема: «Разряды наречий»
Задание. Запишите предложение, сделайте полный синтаксический разбор. Найдите в предложении наречие, расскажите о нем как о части...
Тема учебного занятия: Частица как часть речи. Разряды частиц iconТема урока: Местоимение как часть речи
Цель урока: Познакомить учащихся с основными признаками местоимения как части речи; формирование умения находить местоимения в речи,...
Тема учебного занятия: Частица как часть речи. Разряды частиц iconКонспект урока обобщение изученного по теме «Причастие как часть...
Причастие как часть речи”; продолжить работу по нахождению причастий в речи, контроль сформированности орфографических и пунктуационных...
Тема учебного занятия: Частица как часть речи. Разряды частиц iconТема: Местоимение как часть речи
Прочитайте. Из данных предложений составьте текст текст. Озаглавьте. К какому типу речи относится
Тема учебного занятия: Частица как часть речи. Разряды частиц iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Т света (фотон) – порция энергии электромагнитного излучения, элементарная частица, являющаяся порцией электромагнитного излучения,...
Тема учебного занятия: Частица как часть речи. Разряды частиц iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Т света (фотон) – порция энергии электромагнитного излучения, элементарная частица, являющаяся порцией электромагнитного излучения,...
Тема учебного занятия: Частица как часть речи. Разряды частиц iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи»
Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний
Тема учебного занятия: Частица как часть речи. Разряды частиц iconКонспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим, развитию...
...
Тема учебного занятия: Частица как часть речи. Разряды частиц iconКонспект учебного занятия по развитию связной речи. Из опыта работы...
...
Тема учебного занятия: Частица как часть речи. Разряды частиц iconТема: «Горные породы и минералы»
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
Тема учебного занятия: Частица как часть речи. Разряды частиц iconЛитература Тема учебного занятия: «Марина Ивановна Цветаева: личность и судьба»
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск