Логопедия это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.





Скачать 104.57 Kb.
НазваниеЛогопедия это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Дата публикации31.07.2013
Размер104.57 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы

  1. Тема « Исторя логопедии»

  2. Логопедия- -это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Сформировалась она постепенно, на перекрестке многих разных специальностей - медицины, педагогики, психологии.

  3. Исторические шаги по всему миру

  4. 1 этап

Врач Орибадий (326 – 403), энциклопедист, рассматривалиболезни речи как болезни языка, его уздечки, предлагали хирургическое вмешательство.

В плане терапии заикания Орибадий предлагал следующее:

  1. произносить наизусть отрывки лирического характера, начиная с низкого тона, затем повышая голос и снова понижая;

  2. чтение начинать с отрывков наизусть;

  3. в речи делать глубокий вдох;

  4. речь под такт и др.

Ибн – Сина (Авицена) (980 – 1037) – философ, врач, поэт. Мировую славу доставил ему «Канон врачебной науки» (1020), где имеются сведения о расстройствах речи и способах его лечения.

  1. Западная Европа 15 – 16 в.в.

Франсуа Рабле (1494 – 1553) – французский мыслитель, священник, врач, профессиональный анатом, автор романа «Гаргентюа и Пантагрюэль». Он предлагал целую систему развития речи вместе с интеллектуальным и физическим воспитанием.

  1. Древняя Русь (9 – 16 в.в.)

О представлениях древних славян о речевых расстройствах можно судить на основании сохранившихся летописей, словарей пословиц, поговорок, поверий, травников, вертоградов.

Вот какие существовали обозначения дефектов речи:

  1. Языкоболезние, языкоболезньствие – болезнь речи;

  2. Косноглаголевый, косноязычен – нескоро говорящий, говорящий с трудом. Коснение – медленность.

  3. Мудьногласный, мудьноязычный – медленноязычный, видимо то же, что и косноглаголие.

  4. Гугнивый – невнятная, трудная речь. Гугноти – шептать.

  5. Гугнявый – говорящий в нос, гнусливый.

  6. Травливый – видимо, порченый.

  7. Фафлю – шепелявить.

  8. Бобливый – то же.

  9. Момлент – видимо, дефекты твердого неба. Мом – небо во рту; Заякливый – заикающийся.

  10. Немый – лишенный способа говорить («Глух и нем»).

  11. Неморечивый, немование – неясная речь, лепет.

Таким образом, мы не видим и у древних славян общепринятого и четкого разграничения разных дефектов речи.

  1. Западная Европа 17 – начало 18 в.

Ян_Амос_Каменский (1592 – 1670) – славянский педагог. В трактате «Великая дидактика» он ставит своей задачей разработать теорию «учить всех всему». Касается и вопроса формирования правильной речи. Говоря о значении речи в общем развитии ребенка, он писал: … «три вещи – разум, действие, речь – и есть соль жизни». Далее говорит о роли речи в общем развитии человека – «Речь пусть будет предназначена для того, чтобы учить и учиться, иначе лучше молчать».

О необходимости развития речи, Каменский дает советы – «Нужно проявлять одинаковую заботу о развитии разума и речи, чтобы и ум и язык были у человека как можно более развиты и усовершенствованы».

Дает рекомендации родителям: необходимо с первого – второго года жизни обучать произносить слова; начиная с легких: тетя, мама, папа и др. Каменский указывает, что для рационального занятия языками существуют 3 ступени: лепет (отдельные слова); связная речь, красноречие. Полезно организовывать разговоры детей вне обычного времени занятий.

Указывал и на условия формирования правильной речи – хорошо развитое слуховое восприятие. Рекомендовал давать в руки свирель, бубен, струнный инструмент, чтобы ребенок свистя, звеня, треща приучал слух к восприятию различных звуков или даже подражал им».

  1. Жан_Жак_Руссо (1712 – 1778) – французский мыслитель Он указывает на то, чтобы первые членораздельные звуки, которые слышит ребенок, были редки, легки, ясны, часто повторялись. Он против того, чтобы ребенка оглушать множеством бесполезных слов, в которых он не понимает ничего, кроме интонации. Руссо высказывает о компенсаторных возможностях разных анализаторов на примере сопоставления осязания и слуха. По его мнению суждения  осязания самые надежные.

Говоря о начале развития детской речи, Руссо отмечает, что первое развитие детства подвигается почти со всех сторон разом. Ребенок почти одновременно учится и говорить, и есть, и ходить. Интересное наблюдение – в определении крика и плача. Он указывал, что дети меньше плачут, когда начинают говорить. Это естественно – один язык заменяется другим.

В своих советах уделяет внимание неторопливости в развитии речи у детей. Самое большое зло происходит от той стремительности, с которой учат говорить прежде времени детей. Детям, которых слишком торопят говорить, нет времени ни научиться хорошему произношению, ни хорошо постичь то, что заставляют их говорить. Торопливость в обучении детей чуть ли ни главная причина всех речевых недостатков.

При воспитании чистоты речи и словарного запаса Руссо указывал, что ребенок, начинающий говорить, должен слышать только такие слова, которые может понять, и говорить только такие, которые может выговорить членораздельно.

  1. (античность – 18 век).

Древний_Восток.

Египет (4 тыс. лет до н.э.). египтяне обладали познаниями и в медицине. В одном из древнейших папирусов находим первое упоминание о речевом расстройстве, связанном с физической травмой. В этом же трактате впервые встречается упоминание о мозге, и его автор обращает внимание на локализацию мозговых функций – на связь мозговой деятельности с управлением конечностей. Речь идет о чем? О травматической тотальной афазии. Лурия в годы войны подтвердил, что ранение левого полушария ведет к разным «тотальным» расстройствам в речевой деятельности: не говорит, не понимает.

Индия. В священной литературе («Вед»), особое место занимают трактаты «Аюрведы». У индусов в «Аюрведах» медицина является отделом религии. Тракта состоит из 6 частей. В одном из них описывается 2 пластические операции – лечение «заячьей губы» и «волчьего зева» – хейлопластика и уранопластика.

Китай. О речевых расстройствах в китайской литературе мы находим сведения в трудах русского врача П.Я. Пясецкого. Он отмечает: «Из врожденных недостатков наиболее часто есть заячья губа».

Религиозные мифы и сказания. Изучая литературу Древнего Востока следует обратить внимание на религиозные мифы и сказания, где есть своеобразное упоминание о речевых расстройствах приемах их устранения.

В «Библии» (Ветхий Завет) есть упоминание о трудной речи пророка Моисея, который заикался и говорил непонятно.

Таким образом «в памятниках старины» Древнего Востока находили упоминание о таких речевых расстройствах:

  1. потеря слуха, контроля за движением рук, ног;

  2. внезапные потери речи, немота (с сохранным слухом); глухота (с сохранной речью);

  3. расщелины губы, неба;

  4. заикание, косноязычие, немота на почве нервного потрясения.

10. Древняя Греция и Рим.

Первое упоминание о речевых расстройствах в литературе Древней Греции есть у Геродота (425 г. до н.э.). Описал речь царя Бата (говорил быстро, невнятно, спотыкался, недоговаривал окончания слов). Считают, что «баттаризм» производное от имени царя.

У Гиппокрита есть упоминание о многих, известных нам сейчас речевых расстройствах: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание. Он подчеркивает главенствующую роль мозга во всей деятельности человека. «Когда мозг испытывает

Клавдий Гален (130 – 200 г.) – врач и естествоиспытатель. После Гиппократа самый крупный теоретик античной медицины. Уточнил сведения о строении мозга и нервной системы.По мнению Сикорского, Галену принадлежит заслуга установки научной терминологии болезней речи, он окончательно устанавливает значение главнейших терминов: афазия, афония, заикание, косноязычие, невнятная речь.Гален разделил

Марк Фабий Квинтилиан (42 – 118 г.г.) – оратор, крупный представитель педагогической мысли. Он придавал большое значение развитию речи ребенка с раннего детства. «Указывал на необходимость правильного речевого окружения, на своевременное устранение у него дефектов звукопроизношения»

11. Россия 18 – 19 век

М.В. Ломоносов (1711 – 1765)- реформатор русского языка, создатель русской грамматики, создатель отечественного языкознания. «Каждый достаточно легко может усмотреть зависимость рода человеческого от слова».большую роль отводил упражнениям, вырабатывающим правильную выразительную речь, соблюдению определенных правил речи, упражнениям для силы голоса. В красивой речи большое значение приобретает просодика.

А.Н. Радищев (1749 – 1802) – писатель, .Большое значение придавал речи человека в развитии общества и самого человека. создал гимн слову и речи. Большое значение придавал развитию речи в развитии мышления и других психических процессов.

Говорит и о письменной речи. Определяет ее как произвольно начертанные знаки, как обозначаемый звук. Высказывал взгляды на возможность обойтись человеку без звучной речи, в этом случае можно говорить телодвижениями,

К.Д. Ушинский (1824 – 1870) – пытался подойти к обследованию речи с физиологических позиций. «В разнообразных движениях, вызывающих речь человека, принимают участие не один нерв, а целая система нервов и мускулов».

Большое значение в развитии речи придавал социальной среде. Он говорил, что человек, выросший в одиночку, будет немым.

Большое значение придавал развитию письменной речи. Разработал оригинальный метод обучения чтению и письму. Считал, что исходной работой по обучению чтению, является обучение звуко-буквенной аналитико-синтетической деятельности.

В развитии речи большое внимание уделял систематическим упражнениям.

Ушинский предъявлял требования к воспитанию правильной речи ребенка. К числу недостатков он относил не только неправильное звукопроизношение, но и недостатки грамматического строя речи, а также излишнее гладкое пустоговорение.



12. Бехтерев (1916 – 1918) анализировал поражение и недоразвитие речеобразовательного аппарата и возникающие на этой основе различные нарушения речи.

В первые годы советской власти закладываются основы подготовки дефектологов с высшим образованием. В 1920 г. а Петрограде при институте дошкольного образования открывается институт детской дефективности. Его руководитель   – Фельдберг.

В 1924 г. на педагогическом факультете второго московского государственного университета организуется логопедическое отделение. Первый декан – Д.И. Азбукин. Первым заведующим кафедры сурдопедагогики и логопедии стал Ф.А. Рау. Курс логопедии был введен как самостоятельный.

В 1925 г. Наркомздрав организовал в Москве специальные логопедические кабинеты для лечения заикания у детей и подростков, а затем был открыт стационар для афазиков и заикающихся.

В 1929 г. Мингорздрав открыл специальную поликлинику для лиц с нарушениями слуха, речи и зрения. Руководитель – Тяпугин. В этом же году был организован экспериментальный дефектологический институт,

В 1930 г. Мингорздрав организовал новый тип учреждения – детская психоортопедическая площадка.

В 1931 г. Организованы учреждения и в просвещении и в здравоохранении. Увеличивается количество логопедических кабинетов в детских поликлиниках, открываются первые школы для детей с нарушениями речи. Выдвинуто профилактическое направление логопедической работы.

В 1932 г. в доме ребенка открываются специальные слухоречевые ясли для детей с нарушениями слуха и речи. Руководитель Е.Ф. РАу.

1939 г. была созвана первая Всесоюзная дефектологическая конференция. Основная ее мысль – логопед должен заниматься не столько самой болезнью, сколько преодолением ее последствий для гармоничного развития личности.

13. Диаграмма. На диаграмме мы видим что Россия занимает 1 место по количеству учебных заведений, которые готовят логопедов среди стран.

14. III этап (50 годы – до настоящего времени)

-возникла рабочая клиническая классификация О.В. Правдиной.

-Р.Е. Левина усовершенствовала психолого-педагогическую  классификацию.

-Разрабатываются положения о системном строении языка. Уточняется симптоматика, патогенез, клиника речевых нарушений.

  • Хватцев для логопедов России является автором первого учебника логопедии для специалистов, работающих в области патологии речи.-

  • Орфинская исследовала лингвистические аспекты алалии и афазии.


-Наталья Николаевна Трауготт -Занималась исследованиями моторной и сенсорной алалии, дала сравнительный анализ этих форм.

-Лариса Степановна Волкова была деканом дефектологического факультета. Она открывает 2 отделение в СССР по подготовке логопедов.

-Лопатина Л.В. занималась проблемами дизартрии, изучением просодической стоны речи, звукопроизношения.

-Колягин Виктор Александрович занимался изучением личности заикающихся пациентов.

-Прищепова Ирина Владимировна занималась проблемами дисграфии и дизорфографии.

-Логинова Екатерина Александровна изучала проблемы письменной речи.

-Яковлев Сергей Борисович дал классификацию нарушений письменной речи.
15.Логопедическая помощь оказывается:

- в больницах;

- в терапевтических реабилитационных центрах;

- в детских психиатрических центрах;

- в детских домах и частной практике;

- в школах с интегрированным обучением;

  • для преодоления неграмотности.


16. Логопедические инструменты

Инструменты логопедические - набор инструментов и механических приспособлений, используемых в практике работы учителя-логопеда при формировании необходимого артикуляционного уклада органов речи.

Историческая справка

Впервые проволочные приспособления стали использоваться А.Гутцманом (A.Gutzmann) Позднее, несколько модифицированные, зонды стали использоваться отечественным логопедом и сурдопедагогом, профессором Ф.А.Рау. Собственно в этой модификации с некоторыми изменениями, предложенными Р.Е.Левиной, они и дошли до наших дней. Несколько приспособлений было предложено отечественным логопедом, профессором М.Е.Хватцевым.
17-18. Наиболее известные виды логопедических инструментов

• Артикуляторы Пискунова – набор проволочно-металлических или проволочно-пластмассовых съемных приспособлений, фиксируемых на зубах клиента. Используются как вспомогательное приспособление при формировании требуемого артикуляционного уклада.

• Фонендоскоп М.Зеемана – это довольно простой в изготовлении инструмент для создания которого подходит обыкновенный медицинский фонендоскоп с резиновыми трубками. Обычно в комплекте имеются два набора ушных олив (большие и маленькие). Небольшой отрезок трубки, отрезанный от стетоклипа, закрепляется на втором конце и на него надевается запасная ушная олива. М.Зееман предложил вариант одинарного фонендоскопа.
• Зонды логопедические (фр. sonde щуп) – инструменты, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков речи.
• Шпатель медицинский (нем. Spatel лопатка) – инструмент для отведения (оттеснения) органа или ткани при обследовании или хирургической операции, представляющий собой прямую или изогнутую продолговатую пластинку с закругленными краями [4]. В общемедицинской (терапевтической) практике шпатель используется для внешнего осмотра корня языка и зева больного.

19-20. Давайте прсмотрим видео прошлого и нынешнего логопеда.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Логопедия это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 2...
«Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»
Логопедия это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. iconИнформация для родителей и учителей
Относительно речи для детей, имеющих логопедические проблемы, это будет проявляться в нарушениях чтения и письма, связной речи, проблемах...
Логопедия это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. iconУчебно-методический комплекс дисциплины анатомия, физиология и патология...
Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация...
Логопедия это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. iconАпробация теста пробное тестирование, предшествующее основному и...
Умк для 5 класса Т. А. Ладыженской и др. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,...
Логопедия это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. iconЛитература
Клиническая гемостазиология (коагулология) – это наука о гемостазе – системе, обеспечивающей процессы циркуляции крови в жидком состоянии,...
Логопедия это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. iconКонкурс научно-популярных работ "Живая наука". Конкурс проводится периодически
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Логопедия это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. iconФилософия как строгая наука
Земле, их природе, методах измерений и способах интерпретации полученных данных. Представлены данные о методах профилирований тт...
Логопедия это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
СД. Ф. 14. 1 Логопедические практикумы: организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада с детьми с нарушениями...
Логопедия это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. iconМакроэкономика как наука. Современные школы макроэкономики
Земле, их природе, методах измерений и способах интерпретации полученных данных. Представлены данные о методах профилирований тт...
Логопедия это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. iconУстановите соответствие Часть речи Вопрос
Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую...
Логопедия это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. iconАктуальность исследования феномена шахматной игры как средства и...
Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука…
Логопедия это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. iconПрограмма элективного курса «биотехнологии… биотехнологии спасут человечество?!»
Биотехнология – это наука о методах и технологиях производства различных веществ и продуктов с использованием природных биологических...
Логопедия это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. iconКонспект открытого урока-презентации в 10 классе на тему «Жаргонизмы в речи школьников»
Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Дрофа, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,...
Логопедия это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. iconИмя прилагательное как часть речи. Контрольный тест (5 класс)
Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую...
Логопедия это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия Основная...
Программа предназначена для изучения студентами II курса (IV семестр) по специальностям «Логопедия», «Логопедия» с дополнительной...
Логопедия это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. iconФормирование образно-эмоциональной стороны речи учащихся первого...
Цель: научить различать стили литературного языка, развивать устную и письменную речь учащихся, воспитать любовь и уважение к русскому...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск