Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Русский язык» (письменный экзамен)





Скачать 139.52 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Русский язык» (письменный экзамен)
Дата публикации02.07.2013
Размер139.52 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
ПРОГРАММА

вступительного испытания

по общеобразовательному предмету «Русский язык»

(письменный экзамен)

Воронеж 2013 г.

1. Требования к знаниям абитуриентов
Данная программа соответствует примерной программе вступительных экзаменов по русскому языку, разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации. Основой программы является обязательный содержательный минимум по русскому языку на базе полной средней школы.

Абитуриенты, имеющие полное среднее образование, сдают вступительный экзамен по предмету «Русский язык» в письменной форме в виде изложения.

Выполнение письменной работы по русскому языку потребует от абитуриентов следующих умений:

  • анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • использовать основные приемы информационной переработки текста;

  • оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • осуществлять речевой самоконтроль.

Экзамен по русскому языку в форме изложения позволяет выявить сформированность ряда коммуникативных умений:

• извлекать целевую информацию при аудировании (слушании) или чтении;

• адекватно понимать и интерпретировать текст, аргументируя собственную точку зрения;

• определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определённому функциональному стилю и типу речи;

• создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст с различной степенью свёрнутости;

• перераспределять и передавать информацию в соответствии с заданными коммуникативными целями;

• соблюдать в практике письма основные языковые нормы.

В связи с этим экзаменационную работу по русскому языку (изложение) следует оценивать по следующим критериям:

• точность и полнота передачи основных мыслей текста-оригинала и элементов его сюжетно-композиционной структуры;

• соблюдение стилистического единства, соотнесённость с типом речи текста-оригинала;

• использование в определённых объёмах лексических и фразеологических средств оригинала и основных видов тропов в нём;

• отсутствие фактических ошибок, искажения смысла текста;

• отсутствие неоправданных повторов, логических ошибок;

• знание содержания художественного произведения, которое берётся за основу (независимо от того, отрывок это из произведения или критическая статья);

• владение теоретико-литературными понятиями, умение грамотно использовать эти понятия в ходе работы;

• аргументированность ответа; оригинальность мышления; личностный подход к проблеме;

• отсутствие поверхностных мыслей, как правило, создающих «объем» работы;

• правильность речи, отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических и речевых ошибок.
Объем работы (изложение)
Объем текста изложения составляет 450-500 слов (при подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова). Для изложения предлагается связный текст описательно-повествовательного характера, выбранный из «Сборника текстов для проведения экзамена по русскому языку за курс основной школы», других литературных источников, рекомендованных Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.

Предлагается 7 вариантов текстов для изложения.

2. Обязательный содержательный минимум по русскому языку на базе полной средней школы
1. Общие сведения о языке

Функции русского языка в современном мире. Русский литературный язык. Диалекты русского языка.

Две формы существования русского языка: устная и письменная.

2. Фонетика. Орфоэпия

Звуки речи: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные мягкие и твердые; звонкие и глухие.

Слог. Ударение.

Произносительные нормы русского языка.

3. Лексика. Фразеология

Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы.

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова; диалектная и профессиональная лексика.

Исконно русские и заимствованные слова.

Устаревшие слова, неологизмы.

Фразеологизмы: лексическое значение фразеологизма.

Отличие фразеологизма от слова и от свободного словосочетания.

Толковые словари русского языка.

4. Словообразование

Морфемный состав слова: основа и окончание; части основы (корень, приставка, суффикс).

Варианты морфем. Чередование гласных и согласных в морфемах.

Способы образования слов.

Сложные слова. Сложносокращенные слова.

Морфемные и словообразовательные словари.

5. Морфология

Части речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.

Междометие.

Имя существительное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род. Типы склонения. Число. Падеж.

Способы образования имен существительных.

Имя прилагательное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Разряды имен числительных по значению.

Полная и краткая формы качественных прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных. Склонение прилагательных.

Способы образования имен прилагательных.

Имя числительное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль.

Числительные количественные и порядковые. Разряды количественных числительных.

Склонение числительных.

Местоимение. Значение местоимений. Разряды. Склонение местоимений.

Глагол: значение. Постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Неопределенная форма глагола. Виды глаголов. Переходные и непереходные глаголы. Спряжения глагола. Наклонения глагола. Времена глагола. Лицо и число (в настоящем и будущем времени); род и число (в прошедшем времени).

Способы образования глаголов.

Причастие.

Дееепричастие.

Наречие. Значение наречий и их разряды. Способы образования наречий.

Предлог. Понятие о предлоге. Функции предлогов. Разряды предлогов.

Союз. Понятие о союзе. Функции союзов. Разряды союзов по значению.

Частица. Понятие о частице. Функции частиц. Разряды частиц по значению.

Междометие. Значения междометий.

6. Синтаксис

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание).

Простое предложение.

Грамматическая основа. Виды простого предложения по цели высказывания, по интонации. Односоставные и двусоставные предложения.

Виды односоставных предложений (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные).

Члены предложения: главные и второстепенные члены; способы выражения членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения; полные и неполные предложения.

Однородные члены предложения.

Обособленные члены предложения.

Приложения.

Обращения. Вводные слова и вводные предложения.

Сложное предложение.

Типы сложного предложения.

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

Союзные сложные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Сложносочиненные предложения с различными видами сочинительных союзов.

Сложноподчиненные предложения с различными средствами связи.

Виды сложноподчиненных предложений.

Бессоюзные сложные предложения.

Сложные синтаксические конструкции.

Прямая и косвенная речь.

Графика.

Алфавит. Соотношение между буквой и звуком. Обозначение мягкости согласных на письме.

7. Орфография и пунктуация

Орфография. Орфограмма. Правописание гласных: а) в приставках; б) в корнях; в) в суффиксах различных частей речи; г) в окончаниях различных частей речи.

Правописание согласных: а) в приставках; б) в корне слова и в суффиксах различных частей речи.

Употребление разделительных ъ и ь знаков. Употребление неразделительного ь знака.

Употребление строчных и прописных букв.

Слитные, раздельные и дефисные написания в словах.

Не и ни с разными частями речи.

Пунктуация.

Знаки препинания в конце предложения. Тире между членами предложения.Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Знаки препинания при обращениях, вводных словах и вводных предложениях.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Обособление приложений.

Знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях.

Знаки препинания при прямой речи и при диалоге.

8. Речь

Устная и письменная формы речи. Диалог и монолог.

Текст; типы текстов (повествование, описание, рассуждение) и их структура.

Стили речи.
3. Критерии оценки письменной экзаменационной работы по русскому языку (изложение)

Оценка по русскому языку (изложение) выставляется по 100-балльной системе.

Оценивание экзаменационной работы по русскому языку (изложение) проводится по следующим критериям:

100 баллов – содержание работы полностью соответствует теме; передано от 90 % до 100 % информации; отсутствуют фактические ошибки; достигнуты целевое единство и выразительность текста; содержание излагается последовательно; речевые недочеты и стилистические ошибки отсутствуют. Верно указаны автор и название произведения, правильно определены тема, идея; перечислены основные проблемы, поставленные автором произведения; указаны основные сюжетные линии, главные герои, дана их краткая характеристика.

90 баллов – содержание работы соответствует теме; передано от 90 % до 100 % информации. Допускается 1 стилистический недочет; фактические ошибки отсутствуют. Верно указаны автор и название произведения, определены тема, идея, проблемы, поставленные автором. Указаны основные сюжетные линии, главные герои, дана их краткая характеристика. Допущена 1 неточность при характеристике произведения.

80 баллов – содержание работы в основном соответствует теме; передано от 80 % до 90 % информации. Верно указаны автор и название произведения, определены тема, идея, проблемы, поставленные автором. Указаны основные сюжетные линии, главные герои, дана их краткая характеристика. Допускаются 2 стилистические ошибки и 1 фактическая ошибка в тексте изложения. Стиль работы отличается единством и выразительностью.

70 баллов – содержание работы в основном соответствует теме; передано от 80 % до 90 % информации. Имеются 1-2 неточности при изложении материала; незначительно нарушена последовательность изложения, при передаче текста утрачен смысловой фрагмент содержания; в тексте изложения допущены 2-3 стилистические ошибки, 2 фактические ошибки.

60 баллов – в работе допущены существенные отклонения от темы; передано от 70 % до 80 % информации; работа достоверна в главном, но в ней имеются 3-4 фактические неточности, 3-4 стилистические ошибки; имеются 1-2 серьезных нарушения в последовательности изложения. Выявлено непонимание отдельных слов в тексте изложения.

50 баллов – передано от 60 % до 70 % информации; нарушена последовательность изложения; во всех частях отсутствует связь между ними; допущены 4 фактические неточности, 4 стилистические ошибки; прослеживается бедность словаря, непонимание отдельных слов, неумение строить текст по правилам письменной речи.

40 баллов и ниже – значительные потери при передаче информации; многочисленные фактические ошибки; нарушена логическая последовательность изложения. Обнаружено непонимание отдельных слов. Оценка зависит от количества фактических и стилистических ошибок.

0 баллов – изложение не написано.
4. Примеры текстов изложения
Памяти Рахманинова
Мало кто по-настоящему знал Рахманинова, – он сближался с трудом, открывался немногим. В первый момент он немного пугал, – слишком много было в нем достоинства, слишком значительно, даже трагично было его изможденное лицо с глазами, полуприкрытыми тяжелыми веками. Но проходило некоторое время, и становилось ясно, что суровая внешность совсем не соответствует его внутренним, душевным переживаниям, что он внимателен к людям, – не только близким, но и чужим, готов им помочь. И делал это всегда незаметно, – о многих добрых делах Рахманинова никто никогда не знал.

Да позволено мне будет нарушить слово, данное когда-то Сергею Васильевичу, и рассказать один эпизод, который я обещал ему хранить в секрете.

Однажды в «Последних Новостях» я напечатал коротенькое воззвание – просьбу помочь молодой женщине, матери двух детей, попавшей в тяжелое положение. На следующий день пришел от Рахманинова чек на 3000 франков, – это были большие деньги по тогдашним парижским понятиям, они обеспечивали жизнь этой семьи на несколько месяцев. Сергей Васильевич не знал имени женщины, которой помогает, и единственным условием он поставил мне, чтобы я об этом не сообщил в газете, и чтобы никто, – в особенности нуждавшаяся женщина, – не узнали о его помощи.

Он давал крупные пожертвования на инвалидов, на голодающих в России, посылал старым друзьям в Москву и в Петербург множество посылок, устраивал ежегодный концерт в Париже в пользу русских студентов, – об этом знали, не могли не знать. И при этом Рахманинов, делавший всегда рекордные сборы, во всем мире собиравший переполненные аудитории, страшно волновался и перед каждым благотворительным концертом просил:

- Надо что-то в газете написать... А вдруг зал будет неполный?

- Что вы, Сергей Васильевич?!

- Нет, все может быть, все может быть... Большая конкуренция!

И этот человек, болезненно ненавидевший рекламу и всякую шумиху вокруг своего имени, скрывавшийся от фотографов и журналистов, вдруг с какой-то ребячьей жалостливостью однажды меня спросил:

- Может быть, нужно интервью напечатать? Как вы думаете?

Как-то, в начале 42 года, в самый разгар Второй мировой войны, «Новое Русское Слово» устроило кампанию по сбору пожертвований в пользу русских военнопленных, тысячами умиравших в Германии с голоду.

Нужно было распропагандировать сбор, привлечь к нему крупные имена, и я обратился к Рахманинову с просьбой написать несколько слов о том, что надо помочь русским военнопленным. Чтобы Сергей Васильевич не боялся, что обращение его может быть слишком коротким, я предложил напечатать его на первом месте, в рамке.

У Рахманинова было большое чувство юмора, и письмо, которое он прислал мне в ответ, носит печать благодушной иронии:

«Многоуважаемый господин Седых!

Я должен отказаться от Вашего предложения: не люблю появляться в прессе, даже если мое выступление будет «в рамке, как подобает». Да и что можно ответить на вопрос: «почему надо давать на русских пленных?». Это то же самое, если спрашивать, почему надо питаться. Кстати, сообщаю, что мною только что послано 200 посылок через Американский Красный Крест.

С уважением к Вам С. Рахманинов».

(А.Седых. Далекие, близкие)
Нужны ли хорошие манеры?
Если бы новейшие кибернетические машины могли подсчитать, во что обходится стране сумма плохого настроения, раздраженности, порождаемых грубым или просто нелюбезным поведением людей, они, эти машины, сообщили бы нам совершенно сенсационные цифры.

Человек, чувствующий себя спокойно и уютно в обществе своих сограждан, во много раз работоспособнее того, который должен всегда, каждую минуту быть начеку, чтобы предотвратить незаслуженное оскорбление, грубость и хамство. Хорошие манеры, как проявление внутренней деликатности и культуры, — необходимый атрибут человеческого общества. Основы дурных манер лежат, как правило, в психологии и взглядах человека. Что же это за основы?

Во-первых, заниженное представление о своих обязанностях — убеждение, поселившееся в некоторых душах, что «всё сойдет»...

Во-вторых, притупленное чувство справедливости. Понятие о справедливости возникает у человека в самом раннем возрасте, если его терпеливо и заботливо воспитывают. Ребенок с развитым чувством справедливости, по существу, овладевает очень многим. Прежде всего, он приучается к мысли, что не имеет никаких привилегий, никаких преимуществ перед своими товарищами. Затем он постигает полезнейшее для его дальнейшей жизни умение поставить себя на место соседа и с этих позиций оценивать свои поступки.

Если заглянуть в душу каждого хамящего, грубящего или хулиганящего человека, то можно обнаружить, что его поступки никогда не бывают случайными, а опираются на вполне конкретные взгляды.

Это, прежде всего, наплевательское отношение к своему ближнему и ко всему роду человеческому, к его мнению и удобствам. Твердая уверенность в том, что все другие никаких прав не имеют. И в результате — вместо веры в справедливость — убеждение: урвать от жизни как можно больше, не считаясь с чужими интересами.

Подобный взгляд на жизнь может проявляться в большом и малом. Крупные поступки, вытекающие из этой «идеологии», называются уголовными преступлениями. Мелкие — дурными манерами.

Нередко и хорошие люди обижают своих близких. И происходит это обычно без всякого злого умысла, без намерения обидеть, унизить, оскорбить, а так просто — по недосмотру, недомыслию, невниманию. Потому что эти хорошие люди, занятые часто большими и важными делами, не нашли времени продумать форму своего поведения, не выработали тех простых и полезных правил, которые при прочих равных условиях делают жизнь приятнее, нервы здоровее и улучшают настроение всего коллектива.

Два очень важных вывода следует сделать каждому молодому человеку. Первое: любезное отношение к окружающим не требует больших расходов, не изнуряет человека. Это в полном смысле слова бесплатное приложение к жизни, причем позже, когда оно входит в привычку, производится уже автоматически и не теряет при этом своего благотворного воздействия. Второе: человек, научившийся хорошо обращаться со своими ближними, не только доставляет радость им, но и сам получает от такого поведения громадное удовольствие.

Следовательно, хорошие манеры и правильно выработанное поведение не только большой вклад человека в общество. Этот вклад приносит самому вкладчику ценнейший в мире доход — хорошее расположение духа и оптимистическое настроение.

(По Н. Акимову)

5. Список литературы
1.Бабайцева В.В. Тренинг по орфографии. Материалы для подготовки к единому государственному экзамену и вступительным экзаменам в вузы. – М., 2011.

2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов/ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.

3. Розенталь Д.Э. Русский язык: Для школьников старш. кл. и поступающих в вузы: Учеб. пособие/ Д.Э. Розенталь. – 6-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2010.

4. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов средней школы / под ред. А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахомовой. – М., 2010.

5. Чешко Лев. Русский язык для абитуриентов: Фонетика. Лексика. Графика. Пунктуация/ Чешко Лев. – М.: Айрис-Пресс: Рольф, 2011.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Русский язык» (письменный экзамен) iconПрограмма проведения вступительного испытания по предмету «русский...
Русский язык – серьёзный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Русский язык» (письменный экзамен) iconПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету
Русский язык – серьёзный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Русский язык» (письменный экзамен) icon«российская академия правосудия» (г. Ростов – на Дону) программа...
Моу столбищенская средняя общеобразовательная школа им. Гсс а. П. Малышева Лаишевского муниципального района рт
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Русский язык» (письменный экзамен) iconПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету «­­­­­­­­­­­­­Биология»
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Русский язык» (письменный экзамен) iconПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Биология»
Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Русский язык» (письменный экзамен) iconПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету...
Программа вступительных испытаний для абитуриента Академии вэгу по предмету «Биология» составлена на основе федерального компонента...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Русский язык» (письменный экзамен) iconПрограмма вступительного испытания по истории
Вступительные испытания по истории на направления подготовки бакалавра представляют собой экзамен и проводится в устной форме по...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Русский язык» (письменный экзамен) iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания в магистратуру...
Целью магистерской программы «Русский язык как иностранный» является подготовка высококвалифицированных специалистов – лингвистов,...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Русский язык» (письменный экзамен) iconРабочая программа по предмету «Русский язык»
Программа по предмету «Русский язык» для 2 класса четырёхлетней начальной школы общеобразовательных учреждений базового уровня
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Русский язык» (письменный экзамен) iconРабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса
Данная рабочая учебная программа по учебному предмету Русский язык в начальной школе составлена на основе следующих документов
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Русский язык» (письменный экзамен) iconПрограмма вступительного испытания по русскому языку Общие сведения о языке
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова (Сборник программ к комплекту учебников...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Русский язык» (письменный экзамен) iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру для лиц, поступающих...
Программа предназначена для поступающих в магистратуру мгпу по программе «Русский язык как неродной теория и методика»
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Русский язык» (письменный экзамен) iconПрограмма вступительного испытания "Юриспруденция"
ПРОГРАММА вступительного испытания для поступающих в магистратуру по направлению подготовки Юриспруденция
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Русский язык» (письменный экзамен) iconПротокол № от программа вступительного испытания собеседования для магистерской программы
Вступительный экзамен по магистерской программе «Фундаментальные основы информационных технологий» (фоит) включает разделы
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Русский язык» (письменный экзамен) iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации...
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Русский язык» (письменный экзамен) iconПрограмма вступительного испытания по предмету
Бахтин М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск