Программа и правила проведения вступительного испытания в магистратуру по направлению подготовки 050300. 68 Педагогическое образование (Русский язык как иностранный)





Скачать 97.39 Kb.
НазваниеПрограмма и правила проведения вступительного испытания в магистратуру по направлению подготовки 050300. 68 Педагогическое образование (Русский язык как иностранный)
Дата публикации03.09.2014
Размер97.39 Kb.
ТипПрограмма и правила проведения
100-bal.ru > Литература > Программа и правила проведения
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия»

Кафедра русского языка

Утверждено на заседании кафедры Утверждено ректором академии

(протокол № _____ от __________) __________________________

Зав. кафедрой _________________ «_____» ____________ 20____ г.

ПРОГРАММА И ПРАВИЛА

ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ В МАГИСТРАТУРУ



по направлению подготовки 050300.68 Педагогическое образование

(Русский язык как иностранный)


Биробиджан 2011
Пояснительная записка
Целью магистерской программы «Русский язык как иностранный» является подготовка высококвалифицированных специалистов – лингвистов, обладающих профессиональной компетенцией, которая представляет собой комплекс знаний и умений, позволяющих осуществлять обучение иностранцев русскому языку.

Данное направление профессиональной подготовки обусловлено повышением внимания к проблемам межкультурной коммуникации, а также разработкой и реализацией в нашей стране национальной политики, основанной на идее толерантности. Необходимость подготовки магистров филологического образования в сфере теории и практики обучения русскому языку как иностранному продиктована также потребностью региона в кадрах данного профиля.

Магистерская программа «Русский язык как иностранный» ориентирована на подготовку специалиста, способного к выполнению следующих видов профессиональной деятельности в соответствии с уровнем своей квалификации: преподавательской, научно- исследовательской, культурно- просветительской, организационно- воспитательной.

Цели и задачи вступительного собеседования (экзамена)
Цель определить готовность и возможность поступающего освоить выбранную магистерскую программу.

Задачи:

  1. оценить уровень знаний претендента;

  2. выявить склонности к научно-исследовательской деятельности;

  3. определить область научных интересов;

  4. проверить уровень научно-теоретической эрудиции претендента.



Собеседование
Собеседование в качестве вступительного испытания проводится для лиц, поступающих по направлению подготовки магистра, соответствующему направлению ранее полученного высшего профессионального образования.

Собеседование проводится в устной форме. Продолжительность собеседования около 10-15 минут. Собеседование кроме ответа на теоретический вопрос включает профориентационные вопросы: обсуждение предполагаемой темы исследования, уточнение области научных интересов, вопросы по выпускной квалификационной работе (бакалаврской или дипломной) и т.п.

Примерный перечень вопросов к вступительному собеседованию


  1. Язык как составная часть культуры. Культурные ценности, нормы и традиции

  2. Языковая картина мира и её интерпретация.

  3. Типология культур. Этическая и национальная, элитарная и массовая культуры.

  4. Язык и общество. Дифференциация и аспекты соотношений.

  5. Понятие стиля в языкознании. Стили современного литературного языка.

  6. Язык как система. Принципы системного устройства языка. Элементы и функции.

  7. Семиотическая природа языка и культуры. Определение знака. Типы знаков. Специфика языкового знака.

  8. Язык как деятельность. Аспекты анализа языка как деятельности.

  9. Язык как исторически развивающаяся система. Изменчивость и устойчивость языка.

  10. Язык и мышление. Процессы речемыслительной деятельности.

  11. Понятие языковой нормы, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

  12. Устная и письменная разновидности русского языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

  13. Функциональные стили современного русского языка, их взаимодействие.

  14. Понятие и соотношение литературного языка, разговорной речи и языка художественной литературы.

  15. Эстетические и нравственные ценности, их роль в литературе, культуре, языке.

  16. Психолингвистический анализ речевой деятельности. Этапы порождения и восприятия речи.

  17. Образование как общечеловеческая ценность. Единство образования и самообразования.

  18. Методология и понятие метода научного познания языка.

  19. Дидактические принципы обучения русскому языку.

  20. Характеристика и классификация основных методов и приемов обучения русскому языку.

  21. Основные направления в работе по развитию речи. Пути обогащения словаря учащихся.

  22. Использование современных педтехнологий в формировании коммуникативной компетенции.



Экзамен
Профильный междисциплинарный экзамен проводится для лиц, поступающих по направлению подготовки магистра, не соответствующему направлению ранее полученного высшего профессионального образования.

Междисциплинарный вступительный экзамен включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки, предусмотренным государственным общеобразовательным стандартом бакалавра по направлению «Филология».

Экзамен проводится в устной форме. Поступающий получает билет с двумя вопросами и время на подготовку 40-45 мин. Продолжительность ответа составляет около 10-15 минут на оба вопроса. Комиссия может задать дополнительные вопросы по билету уточняющего характера, а также вопросы по уточнению области научных интересов поступающего, о мотивах выбора магистерской программы и т.п.

Перечень вопросов к вступительному экзамену


  1. Система гласных фонем современного русского языка.

Формирование умений произношения гласных фонем. Изучение понятия «фонема» в средней школе.

  1. Система согласных фонем современного русского языка.

Принципы обозначения мягкости согласных на письме.

  1. Состав и особенности русского алфавита. Слоговой принцип русской графики.

Графика как раздел науки о языке в средней школе.

  1. Принципы русской орфографии.

Опознавательные признаки орфограмм в русском языке.

  1. Типы лексических значений слова. Полисемия и омонимия.

Методы и приемы работы со словом. Определение лексического значения слов.

  1. Основные лексические категории: синонимия, антонимия, паронимия.

Изучение лексических норм в средней школе:цели, формы работы.

  1. Лексика русского языка в аспекте происхождения и с точки зрения её динамики. Методика работы с исконно русскими словами на уроках русского языка.

  2. Социальная дифференциация русской лексики. Характеристика лексики русского языка со стилистической точки зрения.

Упражнения школьных учебников по ознакомлению с нейтральными и стилистически окрашенными словами.

  1. Русская фразеология. Основные типы фразеологических единиц.

Использование фразеологизмов в речи. Организация работы с фразеологическим словарем на уроке.

  1. Основные понятия лексикографии. Типология словарей русского языка.

Классификация дидактических упражнений, связанных с использованием словарей.

  1. Морфема, ее признаки и отличия от других языковых единиц. Классификация морфем русского языка.

Поэтапное формирование умений использования морфемных словарей на уроках русского языка.

  1. Словообразование в системе других разделов науки о языке. Основные понятия словообразования.

Понятие об этимологии. Методика проведения этимологического разбора слова.

  1. Синхрония и диахрония в словообразовании. Способы синхронического словообразования.

Характеристика принципов изучения словообразования в школе.

  1. Морфология как раздел грамматики. Основные понятия морфологии.

Система работы по формированию морфологических понятий в средней школе.

  1. Часть речи как одно из основных понятий морфологии. Принципы выделения частей речи. Проблема классификации частей речи.

Изучение частей речи в школьном курсе (по традиционным и вариативным программам).

  1. Имя существительное как часть речи: общая характеристика.

Типология упражнений, способствующая изучению существительного.

  1. Глагол как часть речи. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Спряжение глагола.

Использование наглядных принципов обучения при изучении темы «Спряжение глагола».

  1. Слова категории состояния. Семантические, морфологические и синтаксические признаки слов категории состояния.

Методика изучения слов категории состояния в школе.

  1. Причастие в системе частей речи. Глагольные и именные признаки у причастия, образование причастий.

Характеристика базовых морфологических категорий, значимых при изучении темы «Причастие».

  1. Служебные слова: общая характеристика. Отличие служебных слов от знаменательных.

Цели, задачи и этапы совершенствования орфографических умений при изучении служебных слов.

  1. Словосочетание как синтаксическая единица: общая характеристика.

Систематическое изучение словосочетания в школе.

  1. Сказуемое – главный член двусоставного предложения. Типы сказуемого: простое, составное глагольное, составное именное. Вопрос о сложном сказуемом.

Методические трудности в определении типов сказуемого.

  1. Система глагольных и именных односоставных предложений в русском языке.

Подходы к изучению односоставных предложений в средней школе.

  1. Однородные члены предложения. Понятие однородности, основные средства связи.

Пунктуация в предложениях с однородными членами.

Роль интонационных навыков при изучении явления однородности в школе.

Критерии оценки результатов собеседования (экзамена)
Поступающий в ходе собеседования (экзамена) должен показать:

  • знание лингвистических терминов и основных теоретических положений о системе русского языка, понимание проблем изучения единиц фонологического, лексического и грамматического языковых уровней;

  • знание основной общеметодической и лингвометодической терминологии и проблематики;

  • умение поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

  • системное представление об основных тенденциях развития филологии и методики;

  • владение культурой мышления, которая проявляется в способности правильно оформлять результаты научного анализа и синтеза;

  • владение методами анализа и представления языкового материала.


Результаты собеседования определяются по стобалльной шкале:

100-88 баллов

Выставляется за полный ответ, правильные ответы на вопросы членов экзаменационной комиссии. Поступающий должен правильно определять понятия и категории, выявлять основные тенденции и противоречия, свободно ориентироваться в вопросах истории и теории языкознания и методики преподавания русского языка.

87-74 баллов

Выставляется за правильные и достаточно полные ответы. Оценка может быть снижена в случае затруднений студента при ответе на вопросы членов экзаменационной комиссии.

73-60 баллов

Выставляется при недостаточно полном объеме, при наличии ошибок и некоторых пробелов в знаниях студента.

59-46 баллов

Выставляется при неполном объеме, при наличии ошибок и серьезных пробелов в знаниях студента

Менее 45

Выставляется в случае отсутствия необходимых теоретических знаний по теории языкознания, методики преподавания русского языка.



Список рекомендованной литературы


  1. Алефиренко Н.Ф. Теория языка. Вводный курс. - М, 2004.

  2. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания. М., 2007.

  3. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. вузов / - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 520 с.

  4. Валгина Н. С. Современный русский язык: учеб. для студ. вузов, обуч. по филолог. направл. и спец. / Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И.; под ред. Н. С. Валгиной. - Изд. 6-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2008.

  5. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. – М.: Рус. яз., 1990.

  6. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. 2-е изд. – М., 1972.

  7. Воробьев В.В. Культурологическая парадигма русского языка. – М., 1994.

  8. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988.

  9. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2006.

  10. Грамматика современного русского литературного языка. — М.: Наука, 1970.

  11. Лингвистический энциклопедический словарь/Под ред. В.Н. Ярцевой. - М., 1990.

  12. Львов М.Р. Словарь - справочник по методике русского языка. - М., 1988

  13. Маслова В.А. Лингвокультурология – М.: Академия, 2001.

  14. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1994.

  15. Основы научной речи: Учеб. пособие для студ. / Под ред. В.В.Химика, Л.Б.Волковой. – СПб: Фил.фак. СПбГУ, 2003. – 272 с.

  16. Розенталь Д. Э. Современный русский язык - 9-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007.

  17. Русская грамматика: В 2 т. – М., 1980.

  18. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2-х ч. / Под ред. Е. И. Дибровой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2006.

  19. Солганик Г.Я. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М.: Академия, 2005.

  20. Язык и наука конца 20 века. М.: Институт языкознания РАН, 1995. С. 239-320.



Составитель

зав. кафедрой русского языка Т.В. Гофман

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа и правила проведения вступительного испытания в магистратуру по направлению подготовки 050300. 68 Педагогическое образование (Русский язык как иностранный)  iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру направлениЕ 050100...
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки «050100 – Педагогическое образование», магистерская программа...
Программа и правила проведения вступительного испытания в магистратуру по направлению подготовки 050300. 68 Педагогическое образование (Русский язык как иностранный)  iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100....
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» (программы: «Детская журналистика»;...
Программа и правила проведения вступительного испытания в магистратуру по направлению подготовки 050300. 68 Педагогическое образование (Русский язык как иностранный)  iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру для лиц, поступающих...
Программа предназначена для поступающих в магистратуру мгпу по программе «Русский язык как неродной теория и методика»
Программа и правила проведения вступительного испытания в магистратуру по направлению подготовки 050300. 68 Педагогическое образование (Русский язык как иностранный)  iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания в форме собеседования...
«Педагогическое образование (Физическая культура: информационные технологии в физической культуре и спорте)»
Программа и правила проведения вступительного испытания в магистратуру по направлению подготовки 050300. 68 Педагогическое образование (Русский язык как иностранный)  iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050300. 62 «Филологическое образование»
...
Программа и правила проведения вступительного испытания в магистратуру по направлению подготовки 050300. 68 Педагогическое образование (Русский язык как иностранный)  iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление: 050300. 62 «Филологическое образование»
Направление: 050300. 62 «Филологическое образование», профиль «Иностранный язык и русский язык как иностранный» квалификация – бакалавр...
Программа и правила проведения вступительного испытания в магистратуру по направлению подготовки 050300. 68 Педагогическое образование (Русский язык как иностранный)  iconПрограмма проведения вступительного испытания по предмету «русский...
Русский язык – серьёзный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание...
Программа и правила проведения вступительного испытания в магистратуру по направлению подготовки 050300. 68 Педагогическое образование (Русский язык как иностранный)  iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению...
...
Программа и правила проведения вступительного испытания в магистратуру по направлению подготовки 050300. 68 Педагогическое образование (Русский язык как иностранный)  iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»...
Программа и правила проведения вступительного испытания в магистратуру по направлению подготовки 050300. 68 Педагогическое образование (Русский язык как иностранный)  iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру для лиц, поступающих...
Программа подготовки «История религий» составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра...
Программа и правила проведения вступительного испытания в магистратуру по направлению подготовки 050300. 68 Педагогическое образование (Русский язык как иностранный)  iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру
Педагогическое образование, магистерская программа «Эколого-биологическое образование»
Программа и правила проведения вступительного испытания в магистратуру по направлению подготовки 050300. 68 Педагогическое образование (Русский язык как иностранный)  iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания в форме собеседования...
Программа и правила проведения вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в Удмуртский государственный...
Программа и правила проведения вступительного испытания в магистратуру по направлению подготовки 050300. 68 Педагогическое образование (Русский язык как иностранный)  iconЛитература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300....
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Программа и правила проведения вступительного испытания в магистратуру по направлению подготовки 050300. 68 Педагогическое образование (Русский язык как иностранный)  iconПрограмма вступительного испытания "Юриспруденция"
ПРОГРАММА вступительного испытания для поступающих в магистратуру по направлению подготовки Юриспруденция
Программа и правила проведения вступительного испытания в магистратуру по направлению подготовки 050300. 68 Педагогическое образование (Русский язык как иностранный)  iconРабочая программа Учебной дисциплины зоология позвоночных направление...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Программа и правила проведения вступительного испытания в магистратуру по направлению подготовки 050300. 68 Педагогическое образование (Русский язык как иностранный)  iconРабочая программа Учебной дисциплины ботаническое ресурсоведение...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск