Рабочая программа Учебной дисциплины зоология позвоночных направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык»





Скачать 344.23 Kb.
НазваниеРабочая программа Учебной дисциплины зоология позвоночных направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык»
страница1/2
Дата публикации12.01.2015
Размер344.23 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2
Приложение 5

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт естественных наук

Кафедра биологии животных и растений


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины

ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ
Направление подготовки

050100 Педагогическое образование
Профиль

«Биология с дополнительным профилем Иностранный язык»
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Нормативный срок освоения программы – 5 лет



Форма обучения - очная




Москва 2013

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки Направление подготовки 050100 Педагогическое образование, Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык»
Разработчики:

ИЕН ГБОУ ВПО МГПУ, профессор А.Г. Резанов

ИЕН ГБОУ ВПО МГПУ, доцент Н.Ю. Захарова

ИЕН ГБОУ ВПО МГПУ, доцент А.А. Резанов

Рецензенты:
ИЕН ГБОУ ВПО МГПУ, доцент А.И. Зайцев

Программа одобрена на заседании кафедры физической географии и геоэкологии

Протокол № ______ от «_____» 2013 г.

Зав. кафедрой: профессор Резанов А.Г.

© ГБОУ ВПО МГПУ, 2013

© Кафедра биологии животных и растений, 2013

1. Цель и задачи освоения дисциплины: формирование у студентов основные представления о биологическом разнообразии, о фундаментальных принципах, определяющих эволюционное развитие животного мира, о формировании взаимосвязей в живой природе. Способствовать формированию у слушателей курса научного мировоззрения.
Основные задачи курса зоологии позвоночных:

- показать многообразие животного мира позвоночных, сформировать представление о роли животных в биосфере;

- ознакомить студентов с важнейшими представителями основных классов типа хордовых животных;

- на основе изучения конкретных классов позвоночных животных дать представления об основах морфологии, систематики и экологии различных групп позвоночных;

- составить представление о закономерностях филогенеза позвоночных животных;

- показать многообразие связей позвоночных животных с окружающей средой, ознакомить с основными экологическими группами животных;

- сформировать у студентов навыки натуралистической и природоохранной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Зоология позвоночных» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б.3.1.1).
3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

- способен ориентироваться в научных теориях и концепциях современной биологии (СК-2);

- готов использовать результаты биологических исследований для прогнозирования развития природных и социально-экономических процессов (СК-5);
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:

- характерные черты организации позвоночных животных, относящихся к основным классам, их систематику, географическое распространение и экологию

- особенности строения и функционирования различных систем органов позвоночных животных – представителей различных классов.

- филогенетические отношения между основными классами позвоночных животных

- основные направления экологической радиации в различных классах позвоночных животных

- значение позвоночных животных в природе и жизни человека.
уметь:

- работать с микроскопом, бинокуляром и другими оптическими приборами (бинокли и др.)

- проводить научные эксперименты, связанные с прижизненным изучением различных сторон биологии позвоночных животных

- проводить полевые наблюдения и сбор информации по поведению и экологии позвоночных животных в природе

- изготавливать наглядные пособия.
владеть:

- методами организации природоохранных мероприятий;

- методами проведения научно-исследовательской работы в полевых условиях;

- методами проведения полевого эксперимента.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачётных единиц (288 часов).
5. Основные разделы дисциплины:

1. Первично-водные позвоночные животные (Anamnia)

2. Первично-наземные позвоночные животные (Amniota)

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/

зачетных единиц

Семестры

1

2







Аудиторные занятия (всего)

288

144

144







В том числе:
















Лекции

57

39

18







Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)

54

18

36







Самостоятельная работа (всего)

105

51

54







В том числе:
















Указываются виды самостоятельной работы
















Подготовка к коллоквиуму

30

15

15







Подготовка реферата

20

10

10







Подготовка мультимедийной презентации

20

10

10







Работа с первоисточниками

10

5

5







Освоение тем, выносимых на самостоятельное изучение

25

15

10







Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




36

36







Общая трудоемкость часы / зачетные единицы

393/ 8

195

198







(Виды учебной работы указываются в соответствии с учебным планом)

Часы, запланированные учебным планом на экзамен (27 или 36) нужно прибавить к самостоятельной работе в соответствующем семестре. У меня 27 час. - во 2-м семестре.

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий



п/п

Наименование раздела дисциплины

(элемента модуля)

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

СРС

Всего

1

Модуль 1. Введение

2










10

12

2

Модуль 2. Проблема сохранения биоразнообразия

4




4




10

18

3

Модуль 3. Хордовые животные. Происхождение хордовых

4




4




10

18

4

Модуль 4. Бесчерепные

3




2




10

15

5

Модуль 5. Анамнии: круглоротые и рыбы

10




10




20

40

6

Модуль 6. Анамнии: амфибии

10




10




10

30

7

Модуль 7. Амниоты: рептилии и птицы

10




10




15

35

8

Модуль 8. Амниоты: млекопитающие

10




10




10

30

9

Модуль 9. Филогения наземных позвоночных

4




4




10

18







57




54




105

216


5.2. Содержание разделов дисциплины

(в качестве примера даны выдержки из таблицы)


п/п

Наименование раздела дисциплины (элемента модуля)

Содержание раздела

1

Модуль 1.

Введение

  • Зоология как система дисциплин, всесторонне изучающая животных. Основные разделы зоологии: морфология, систематика,, экология, эмбриология, палеозоология, генетика животных, зоогеография.

  • Первые попытки построения системы животных (труды Аристотеля – 384-322 гг. до н. э.). Период накопления фактического зоологического материала в средние века и в эпоху Возрождения.

  • Значение работ К. Линнея для развития биологии. Вклад Ж.-Л. Л. Бюффона, Ж. Кювье, Э. Ж. Сент-Илера в развитие зоологической науки. Труды Ж.Б. Ламарка. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль российских ученых в развитии современной зоологии позвоночных (работы Н.А. Северцова, И.И. Шмальгаузена, Л.С. Берга, М.А. Мензбира, П.П. Сушкина и др.).

  • Современные представления о системе животного мира и принципах классификации. Иерархия систематических категорий (тип, класс, отряд, семейство, род, вид).

2

Модуль 2.

Проблема сохранения биоразнообразия

  • Антропогенный фактор и снижение биоразнообразия позвоночных животных.

  • Данные МСОП о вымерших видах позвоночных животных с 1600г.: европейский тур, дронты, стеллерова корова, странствующий голубь, квагга, бескрылая гагарка, стеллеров баклан, сумчатый волк, туранский тигр и др.

  • Виды позвоночных животных, внесённые в Красную Книгу МСОП: калифорнийский кондор, стерх, японский журавль, американский журавль, уссурийский тигр, суматранский тигр, бамбуковый медведь, белый медведь, азиатский лев, суматранский носорог, тихоокеанский орлан, филиппинский орёл, краснозобая казарка, китоглав и др.

  • Охрана редких и исчезающих видов. Международные конвенции: Конвенция СИТЕС (Приложения Конвенции), Двусторонние конвенции по охране редких и исчезающих видов позвоночных животных.

3


Модуль 3.

Хордовые животные. Происхождение хордовых




  • Первичноротые и Вторичноротые животные. Взгляды Сент-Илера на происхождение хордовых. Основные теории происхождения хордовых: теория Гарстанга, теория А.Н. Северцова. Сравнение теорий происхождения хордовых. Возможные предки хордовых животных, их образ жизни.

  • Подтипы Бесчерепных (Acrania), Оболочников (Tunicata), или Личиночно-хордовых (Urochordata) и Позвоночных (Vertebrata), или Черепных (Craniata). Разделы Бесчелюстных (Agnatha) и Челюстноротых (Gnathostomata), Анамний (Anamnia) и Амниот (Amniota). Основные классы позвоночных: круглоротые (Cyclostomata), хрящевые (Chondrichthyes) и костные рыбы (Osteichthyes), амфибии (Amphibia), рептилии (Reptilia), птицы (Aves) и млекопитающие (Mammalia). Систематика основных вымерших групп рептилий (динозавры, птерозавры, ихтиозавры, плезиозавры)

4

Модуль 4.

Бесчерепные

  • Общая характеристика типа Chordata. Ключевые признаки типа: хорда, нервная трубка, связь дыхательной и пищеварительной систем, положение сердца. Характерные признаки: целом, вторичноротость, билатеральная симметрия, метамерия ряда органов

  • Основные подтипы (Бесчерепные, Оболочники, Хордовые) и их характеристики. Основные ветви Вторичноротых животных: иглокожие, погонофоры, полухордовые и хордовые. Особое положение типа Hemichordata.

  • Ключевые признаки Хордовых с учётом наличия типа Полухордовых. Распространение хордовых животных. Биоценотическое значение хордовых.

  • Сравнительная анатомия позвоночных животных. Основные черты организации позвоночных животных: покровы, мускулатура, осевой и висцеральный скелет, скелет поясов и свободных конечностей, пищеварительная система, дыхательная система, кровеносная система, выделительная система, репродуктивная система, нервная система и органы чувств




5

Модуль 5. Анамнии: круглоротые и рыбы

  • Раздел Бесчелюстные (Agnatha), подтип Позвоночные (Vertebrata), класс Круглоротые (Cyclostomata), подклассы Миног (Petromyzoni) и Миксин (Mixini). Общая анатомо-морфологическая и биологическая характеристика класса: покровы, скелет, пищеварительная система, дыхательная система, кровеносная система, выделительная система, нервная система и органы чувств. Особенности распространения, экологии питания и размножения. Черты примитивности, специализации и специфические черты, связанные с паразитическим образом жизни.

  • Раздел Челюстноротые (Gnathostomata), Надкласс Рыбы (Pisces), класс Хрящевые рыбы (Chondrichthyes). Общая характеристика класса: покровы, скелет (мозговой и висцеральный череп, скелет поясов и свободных конечностей), пищеварительная система, дыхательная система, кровеносная система, выделительная и репродуктивная система («желточная плацента»), нервная система и органы чувств (органы боковой линии, ампулы Лоренцини). Географическое распространение. Пресноводные виды акул (оз. Никарагуа, река Замбези и др.). Трофическая и репродуктивная экология акул. Биоценотическое и практическое значение акул. Систематика: подкласс Пластинчатожаберные (Elasmobranchii) (надотряды Selachomorpha, Batomorpha) и подкласс Цельноголовые (Holocephali). Черты организации, биология и распространение.

  • Общая характеристика класса: внешний облик, покровы, скелет, пищеварительная система, дыхательная система, кровеносная система, выделительная и репродуктивная система, нервная система и органы чувств. Понятие плавучести. Типы и функции плавательного пузыря. Происхождение костных рыб.

  • Подкласс Лучепёрые (Actinopterygii), Надотряд Ганоидные (Ganoidomorpha), отряды Осетрообразные (Acipenseriformes), Многопёрообразные (Polypteriformes), Амиеобразные Amiiformes). Надотряд Костистые рыбы (Teleostei). Основные отряды: Окунеобразные, Сельдеобразные, Щукообразные, Карпообразные, Угреобразные, Трескообразные, Камбалообразные, Кефалеобразные и др.

  • Подкласс Лопастепёрые (Sarcopterygii). Надотряд Двоякодышащие (Dipnoi): распространение (океаническая дизъюнкция). Особенности биологии. Надотряд Кистепёрые (Crossopterygii). История открытия латимерии. Распространение, особенности биологии.

6

Модуль 6. Анамнии: амфибии

  • Характеристика надкласса Четвероногие (Tetrapoda) – наземные позвоночные. Класс Amphibia. Общая характеристика класса: покровы (кожные железы), скелет (дальнейшая дифференциация позвоночного столба), пищеварительная система, дыхательная система (нагнетательный механизм дыхания), кровеносная система (артериальный конус, спиральный клапан и механизм регуляции тока крови), выделительная система, нервная система и органы чувств. Размножение амфибий. «Рыбьи» черты в строении головастика лягушки.

  • Отряды Anura (лягушки, жабы, жерлянки, квакши и др.), Caudata (саламандры, тритоны, протеи и др.), Apoda (кольчатые червяги, водяные червяги). Основные семейства и представители, особенности строения, экология питания и размножения. Явление неотении. Протеи, сирены как вероятные неотенические формы вымерших хвостатых амфибий.

7

Модуль 7. Амниоты: рептилии и птицы

  • Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (Reptilia). Рептилии как первые амниотические животные. Становление амниотического яйца. Общая характеристика класса: покровы, скелет, пищеварительная система, дыхательная система, кровеносная система (особенности строения сердца у крокодилов), выделительная система, нервная система и органы чувств.

  • Филогения рептилий. Первые рептилии – котилозавры. Анапсиды, диапсиды и синапсиды. Вымершие группы рептилий: Динозавры (Ящеротазовые и Птицетазовые; Зауроподы, Стегозавры, Анкилозавры, Церотопсы, Тероподы, Орнитоподы и др.), Ихтиозавры, Плезиозавры (Плезиозавры и Плиозавры), Птерозавры (Рамфоринхи и Птеродактили). Гипотезы вымирания рептилий: астероидная гипотеза, отравление покрытосеменными растениями, гибель от радиоактивности, гипотеза конкуренции с птицами и млекопитающими и пр.

  • Отряды: Черепахи (Скрытошейные, Морские, Мягкотелые, Бокошейные), Клювоголовые (гаттерия), Чешуйчатые (Ящерицы и Змеи) и Крокодилы. Основные семейства: Ящерицы: игуаны, гекконы, агамы, вараны, настоящие ящерицы, веретеницы, ядозубы, сцинки, хамелионы; Змеи: ложноногие, ужеобразные, аспидовые, гадюковые, морские змеи. Особенности организации, распространения и биологии.

  • Класс птицы. Общая характеристика класса: покровы, скелет (особенности строения скелета передних и нижних конечностей), пищеварительная система, дыхательная система (механизм дыхания), кровеносная система (полное разделение артериального и венозного тока крови), выделительная система, нервная система и органы чувств. Приспособления птиц к полёту: морфологические и физиологические. Проблема снижения полётного веса

  • Общие представления об экологии птиц. Жизненный цикл птиц: размножение, линька, миграция, зимовка. Биология питания птиц: животноядные и растительноядные (зерноядные, семеноядные, плодоядные, нектароядные) птицы. Миграции птиц. Примеры: белый аист, чёрный аист, дубровник, полярная крачка и др. Птицы кочующие и перелётные. Понятие «экологического русла». Гипотезы навигации птиц: гипотеза «солнечной дуги» (Мэтьюз), магнитная гипотеза, ольфакторная гипотеза (Паппи), использование наземных ориентиров, ориентация по звёздам (опыты Крамера) и др.

8

Модуль 8. Амниоты: млекопитающие

  • Класс Mammalia. Общая характеристика класса: покровы, скелет, пищеварительная система (зависимость от характера потребляемой пищи), дыхательная система, кровеносная система, выделительная и репродуктивная система, нервная система и органы чувств. Особенности размножения млекопитающих. Строение и функции плаценты.

  • Современная система класса Млекопитающих. Подкласс Первозвери, подкласс Настоящие звери (Инфракласс Низшие, отряд Сумчатые, Инфракласс Плацентарные, отряды: Неполнозубые, Ящеры, Насекомоядные, Рукокрылые, Приматы, Грызуны, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Хоботные, Непарнокопытные, Парнокопытные и др.

  • Представления об основных экологических группах млекопитающих: наземные, подземные, водные, воздушные (летающие). Экологические группы млекопитающих по питанию и размножению (откладывание яиц, рождение незрелых и зрелых детёнышей).




9

Модуль 9

Филогения позвоночных животных

  • Пресноводные Кистепёрые и Двоякодышащие рыбы как возможные предковые формы амфибий. Предпосылки выхода рыб на сушу. Представления И.И. Шмальгаузена о происхождении амфибий. Ихтиостегиды. Особенности организации ихтиостегид и произошедшие от них основные отряды земноводных. Стегоцефалы – палеозойские амфибии. Особенности строения.

  • Филогенетическое древо птиц. Палеогнаты и неогнаты. Археоптериксы и энанциорнисы – тупиковая ветвь эволюции. «Рептильные» и «птичьи» признаки археоптерикса. Теории происхождения птиц. Динозавровая теория: происхождение птиц от дромеозавров. Находки оперённых минирапторных динозавров. Экологические гипотезы (гипотеза Ирисова) происхождения птиц.

  • Происхождение млекопитающих от звероподобных рептилий. Зверозубые рептилии – цинодонты. Группы: морганукодонтиды и кунеотерииды. Филогения групп. Яйцекладущие млекопитающие. Возникновение сумчатых и плацентарных млекопитающих.

5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)

Наименование дисциплинарного модуля

Количество часов/

зачетных единиц

Формируемые компетенции

Общее количество компетенций

Модуль 1. Введение

14










СК-2










1

Модуль 2. Проблема сохранения биоразнообразия

18




ПК-2













CR-5

2

Модуль 3. Хордовые животные. Происхождение хордовых

56










СК-2







СК-5

2

Модуль 4. Бесчерепные

30




ПК-2













СК-5

2

Модуль 5. Анамнии: круглоротые и рыбы

30




GR-2




СК-2










2

Модуль 6. Анамнии: амфибии

44




ПК-2













СК-5

2

Модуль 7. Амниоты: рептилии и птицы

52










СК-2







СК-5

2

Модуль 8. Амниоты: млекопитающие

52




ПК-2













СК-5

2

Модуль 9. Филогения наземных позвоночных

28










СК-2







СК-5

2
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Учебной дисциплины зоология позвоночных направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconРабочая программа Учебной дисциплины ботаническое ресурсоведение...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины зоология позвоночных направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconРабочая программа Учебной дисциплины ботаника (анатомия и морфология...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины зоология позвоночных направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»...
Рабочая программа Учебной дисциплины зоология позвоночных направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности)
Рабочая программа Учебной дисциплины зоология позвоночных направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности)
Рабочая программа Учебной дисциплины зоология позвоночных направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»...
Рабочая программа Учебной дисциплины зоология позвоночных направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconРабочая программа составлена: ст преподаватель каф англ яз Волкомирская И. Ф
Направление подготовки: «Педагогическое образование» специальность: 050100. 62 профиль «Иностранный язык и иностранный язык»
Рабочая программа Учебной дисциплины зоология позвоночных направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconРабочая программа составлена: доцентом каф англ яз Терских Н. В
Направление подготовки: «Педагогическое образование» специальность: 050100. 62 профиль «Иностранный язык и иностранный язык»
Рабочая программа Учебной дисциплины зоология позвоночных направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconРабочая программа Учебной дисциплины биология с основами экологии...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины зоология позвоночных направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование Профиль Иностранный язык и Иностранный язык
Рабочая программа Учебной дисциплины зоология позвоночных направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Направление подготовки: 050100. 62 Педагогическое образование Профиль Иностранный язык и иностранный язык
Рабочая программа Учебной дисциплины зоология позвоночных направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050100. 62...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «История и культура Англии и сша» для студентов очной формы обучения...
Рабочая программа Учебной дисциплины зоология позвоночных направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconРабочая программа учебной дисциплины
Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование Профиль подготовки: Историческое образование
Рабочая программа Учебной дисциплины зоология позвоночных направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconРабочая программа учебной дисциплины «Поэзия и проза Воронежского края»
Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование Профиль подготовки: Историческое образование
Рабочая программа Учебной дисциплины зоология позвоночных направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconЛитература англии и США учебно-методический комплекс дисциплины специальность...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «Литература Англии и сша» для студентов очной формы обучения по специальности...
Рабочая программа Учебной дисциплины зоология позвоночных направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconРабочая программа Учебной дисциплины Маркетинг и менеджмент Направление...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск