Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт естественных наук
Кафедра биологии животных и растений
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины
БОТАНИКА (АНАТОМИЯ И МОРФОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ) Направление подготовки
050100 Педагогическое образование Профиль
«Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Нормативный срок освоения программы – 5 лет
Форма обучения - очная
Москва 2013
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки Направление подготовки 050100 Педагогическое образование, профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» Разработчики:
ИЕН ГБОУ ВПО МГПУ, ст. преподаватель Е.И. Киричок
Рецензенты:
ИЕН ГБОУ ВПО МГПУ, доцент И.И. Истомина
ИЕН ГБОУ ВПО МГПУ, доцент А.И. Зайцев
Программа одобрена на заседании кафедры физической географии и геоэкологии
Протокол № ______ от «_____» мая 2013 г.
Зав. кафедрой: профессор Резанов А.Г.
© ГБОУ ВПО МГПУ, 2013
© Кафедра биологии животных и растений, 2013
1. Цель и задачи освоения дисциплины:
Цель: формирование представления о внешнем и внутреннем строении высших растений и их органов в связи с выполняемыми функциями; показать значение растений в природе и жизни человека; создать основу для изучения общебиологических дисциплин на старших курсах.
Задачи дисциплины:
дать представление о высших растениях на разных уровнях организации: клеточном, тканевом, органном, организменном, популяционно-видовом и биоценотическом;
показать разнообразие клеток, тканей, формирование органов в связи с эволюцией растений;
заложить знания о размножении и закономерностях индивидуального развития растений;
ознакомить со значением растений в природе и жизни человека;
привить навыки натуралистической работы и природоохранной деятельности;
обеспечить развитие биологической культуры; способствовать формированию научного мировоззрения.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Ботаника (анатомия и морфология растений)» относится к профессиональному циклу дисциплин и входит в состав вариативной части ООП.
Курс «Ботаники (анатомия и морфология растений)» является первой частью интегрированной дисциплины «Ботаника», включенной в нормативные документы и учебные планы по подготовке учителя по профилю «Биология». При ее прохождении создается основа для изучения систематики растений в курсе «Ботаника с основами фитоценологии (систематика растений)». Кроме того, закладываются базисные знания для дальнейшего успешного освоения таких дисциплин, как «Экология», «Основы эволюционной теории», «Биогеография».
Знания, полученные при прохождении курса «Ботаники (анатомия и морфология растений)», необходимы учителю биологии в процессе преподавания школьной дисциплины «Биология. Ботаника» в 6-7 классах. Помимо этого, они лежат в основе натуралистической работы во внешкольных организациях, научных исследованиях, деятельности в области охраны природы.
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- способен характеризовать особенности строения и жизнедеятельности биологических объектов, объяснять закономерности биологических процессов (СК-1);
- способен ориентироваться в научных теориях и концепциях современной биологии (СК-2)
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- характерные черты организации высших растений на клеточном, тканевом, органном и организменном уровнях;
- особенности развития растений в онтогенезе;
- особенности размножения и распространения высших растений;
- иметь представление о зависимости строения и жизнедеятельности растений от условий существования;
- иметь представление об основных направлениях эволюции растений на тканевом, органном и организменном уровнях;
- понимать значение растений в природе и жизни человека.
Уметь:
- владеть методами работы с микроскопом и другими оптическими приборами;
- владеть методикой изготовления временных и постоянных микропрепаратов;
- использовать современные методы проведения научных экспериментов, связанных с изучением анатомической и морфологической структуры высших растений.
Владеть:
- ботанической терминологией;
- владеть способами проведения полевых наблюдений, сбора гербария и материалов по биологии растений в природе;
- владеть методикой изготовления наглядных пособий.
- проявлять готовность к организации природоохранных мероприятий и натуралистической работы. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов/
зачетных единиц
| Семестры
| 1
| 2
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 130
| 58
| 90
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции
| 76
| 40
| 36
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 54
| 36
| 18
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 122
| 68
| 54
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Указываются виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
| Подготовка к лабораторным работам
| 36
| 18
| 18
|
|
| Подготовка к коллоквиуму
| 18
| 12
| 6
|
|
| Подготовка к контрольным работам и тестированию
| 30
| 18
| 12
|
|
| Подготовка домашних заданий
| 36
| 18
| 18
|
|
| Подготовка мультимедийной презентации
| 2
| 2
|
|
|
| Подготовка к экзамену/зачету
| 36
| 36
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (экзамен, диф.зачет)
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость часы / зачетные единицы
| 288/8
| 1180/5
| 108/3
|
|
| (Виды учебной работы указываются в соответствии с учебным планом)
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
(элемента модуля)
| Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
| Семинары
| СРС
| Всего
| 1
| Модуль 1. Введение
| 2
|
|
|
| 2
| 4
| 2
| Модуль 2. Растительная клетка
| 12
|
| 10
|
| 22
| 44
| 3
| Модуль 3. Ткани растений
| 10
|
| 8
|
| 20
| 38
| 4
| Модуль 4. Семя. Зародыш и проросток – начальные этапы онтогенеза цветковых растений
| 6
|
| 4
|
| 14
| 24
| 5
| Модуль 5. Корень и корневая система
| 8
|
| 8
|
| 18
| 34
| 6
| Модуль 6. Побег и система побегов
| 16
|
| 12
|
| 30
| 58
| 7
| Модуль 7. Воспроизведение и размножение растений. Цветок
| 12
|
| 8
|
| 30
| 50
| 8
| Модуль 8. Воспроизведение и размножение растений. Плод
| 8
|
| 4
|
| 18
| 30
| 9
| Модуль 9. Жизненные формы растений
| 2
|
|
|
| 4
| 6
|
|
| 76
|
| 54
|
| 158
| 288
|
5.2. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины (элемента модуля)
| Содержание раздела
| 1
| Модуль 1.
Введение
| Разнообразие органического мира Земли и роль растений в биосфере планеты.
Автотрофные, гетеротрофные и симбиотрофные организмы, их роль в круговороте веществ и преобразовании энергии на Земле. Космическая (планетарная) роль зеленых растений.
Ботаника в системе биологических дисциплин. История ботаники.
Ботаника как система дисциплин, всесторонне изучающая растения. Основные разделы ботаники: морфология, анатомия, систематика, физиология, экология, эмбриология, палеоботаника, филогенетика, генетика растений, биохимия, биогеография. Роль ботанических исследований в биологическом мониторинге, биоиндикации, в практике сельского хозяйства, медицине, биотехнологии. Перспективы развития современной ботаники. Необходимость охраны и рационального использования растительного мира.
Основные черты растений. Разнообразие растений. Уровни морфологической организации растений. Одноклеточные, неклеточные, колониальные и многоклеточные организмы. Низшие и высшие растения. Общие черты организации типичного семенного растения.
| 2
| Модуль 2.
Растительная клетка
| Клетка – основная структурная и функциональная единица растения. История изучения клеточного строения растений. Общая организация растительной клетки. Отличия растительной клетки от клеток животных и грибов. Особенности строения биологических мембран. Мембранная организация протопласта. Взаимосвязи мембранных структур протопласта. Ядро растительной клетки. Его структура, особенности химического состава и функции.
Основные органеллы растительной клетки и их функции. Пластиды. Типы зрелых пластид, их субмикроскокопическая структура и биологическая роль. Особенности строения каждого типа зрелых пластид. Пигменты пластид. Хлоропласты, их структура и функции. Первичный (ассимиляционный) крахмал. Онтогенез и взаимопревращения пластид. Эволюционное происхождение пластид и митохондрий.
Вакуоль. Возникновение вакуолей и их функции. Тонопласт. Клеточный сок и его состав. Осмотические явления в клетке и их биологическое значение. Понятие тургора. Практическое использование веществ клеточного сока.
Клеточная оболочка. Свойства и функции клеточной оболочки. Химический состав и молекулярная организация оболочки. Синтез и транспорт компонентов оболочки. Биологическая роль клеточной оболочки. Понятие об апопласте и апопластическом транспорте.
Митоз. Фазы митоза. Фрагмопласт и образование клеточной пластинки. Цитокинез. Биологическое значение митоза.
Формирование первичной оболочки при цитокинезе. Плазмодесмы и первичные поровые поля. Понятие о симпласте и симпластическом транспорте. Первичная и вторичная оболочки; состав, структура, физические и химические свойства. Поры, их типы. Значение пор. Вторичные изменения химического состава и свойств оболочки: лигнификация, суберинизация, кутинизация, кутикуляризация, минерализация оболочек и отложение слизей. Биологическое значение этих процессов. Значение целлюлозы в хозяйстве.
Запасные вещества и эргастические включения. Формы отложения запасных углеводов, жиров, белка и их место в клетке. Кристаллы.
Основные культурные растения — источники получения крахмала, сахара, растительных масел, белков, дубильных веществ, алкалоидов и т.д.
Фазы развития растительной клетки: эмбриональная, фаза роста, дифференциации (специализации), зрелости и старения.
Разнообразие клеток в связи со специализацией.
Симпластный и интрузивный рост клеток. Понятие о мацерации. Формирование межклетников и их типы. Значение межклетников.
Понятие об омнипотентности эмбриональных клеток, некоторых факторах их дифференциации.
Гипотеза симбиотического происхождения растительной эукариотической клетки.
| 3
| Модуль 3.
Ткани растений
| Определение и принципы классификации тканей. Ткани простые и сложные, образовательные и постоянные, первичные и вторичные ткани.
Образовательные ткани - меристемы, их цитологическая характеристика. Верхушечные, боковые, вставочные, раневые меристемы. Их распределение в теле растения.
Строение апикальных меристем побега и корня. Инициальные клетки и их производные. Зональность верхушечных меристем. Направления деления клеток. Понятие о гистогенах: протодерма, прокамбий, основная меристема. Камбий и феллоген, их сравнительная характеристика.
Покровные ткани. Первичные покровные ткани: эпидерма, ризодерма, веламен. Элементы эпидермы, их структура и функции. Кутикула и восковой налет.
Устьица, их строение и механизм работы. Устьичные аппараты, их типы. Распределение устьиц в эпидерме. Трихомы, их типы и функции. Эмергенцы. Веламен. Его формирование, строение и функции.
Перидерма — вторичная покровная ткань. Ее строение, образование и биологическое значение. Чечевички.
Корка (ритидом), ее образование и значение.
Основные ткани. Понятие об основных тканях, их образование и положение в теле растения. Ассимиляционные ткани, их строение, функции и размещение в теле растений.
Запасающие ткани. Основные черты их формирования, строения и функционирования. Размещение в теле растения.
Аэренхима, ее биологическое значение.
Механические ткани. Общие черты строения, значение, размещение в теле растений. Особенности колленхимы, ее виды. Склеренхима. Волокна и склереиды. Особенности роста волокон. Практическое значение волокон.
Проводящие ткани. Общая характеристика. Типы и функции проводящих тканей. Общие черты ксилемы и флоэмы. Ксилема и флоэма как сложные ткани: их состав, формирование, функции. Первичные и вторичные проводящие ткани.
Ксилема. Трахеальные (водопроводящие) элементы: трахеиды и сосуды, их типы, развитие, строение. Перфорации. Представление об эволюции трахеальных элементов. Паренхима и волокна ксилемы.
Флоэма. Ситовидные элементы, их типы. Ситовидные поля и ситовидные пластинки. Ситовидные клетки и ситовидные трубки. Развитие ситовидных трубок и специфика их строения. Флоэмный белок. Клетки-спутники, их структура и функции. Паренхима и волокна флоэмы.
Роль прокамбия и камбия в образовании проводящих тканей. Прото- и метаксилема, прото- и метафлоэма, их специфика. Вторичная ксилема (древесина) и вторичная флоэма (луб).
Проводящие пучки, их типы и размещение в теле растения. Практическое значение древесины.
Выделительные ткани: внутренние и внешние. Железистые трихомы, нектарники, гидатоды. Понятие о гуттации. Эфирно-масляные клетки, млечники, пищеварительные железки насекомоядных растений.
| 4
| Модуль 4.
Семя. Зародыш и проросток – начальные этапы онтогенеза цветковых растений
| Строение семени цветковых растений. Семенная кожура, зародыш, эндосперм, перисперм, их происхождение и функции.
Строение зародыша, его анатомические особенности. Семена двудольных и однодольных растений. Двусемядольные и односемядольные зародыши. Недоразвитые и редуцированные зародыши. Соотношение зародыша и внезародышевых запасающих тканей. Морфологические типы семян. Запасные вещества семени. Хозяйственное значение семян.
Покой семян. Условия прорастания. Способы оценки качества семян и приемы их проращивания. Функции семядолей. Надземное и подземное прорастание. Типы проростков.
| 5
| Модуль 5. Корень и корневая система
| Понятие «корень». Функции корня. Эволюционное происхождение. Зоны молодого корня. Чехлик и его функции. Верхушечная меристема корня и ее деятельность. Ризодерма (эпиблема). Ее формирование, строение и деятельность. Трихобласты и атрихобласты. Корневые волоски, их образование, функционирование, продолжительность жизни.
Образование первичных постоянных тканей в коре и стеле. Функции первичной коры и стелы. Барьерные ткани. Роль перицикла. Возникновение камбия, феллогена, образование вторичных тканей. Строение многолетних корней. «Линька» корня.
Ветвление корней. Заложение и развитие боковых корней. Происхождение и морфология корней в корневых системах (главный, боковые, придаточные). Роль придаточных корней в жизни растений. Типы корневых систем по способу образования, по морфологическим особенностям и по размещению корней в почве. Экологическая пластичность корневых систем. Практические приемы, влияющие на формирование корневых систем сельскохозяйственных растений.
Методы изучения корневых систем. Явления обновления и отмирания корней в корневых системах. Дифференциация и специализация корней. Ростовые, сосущие, эфемерные, втягивающие и запасающие корни. Метаморфозы корня: корнеплоды, корневые шишки, корни-подпорки, ходульные, досковидные, дыхательные, воздушные корни, корневые клубеньки и их морфологическая природа. Использование человеком.
Понятие о ризосфере. Микориза и сожительство с бактериями. Изменения корней при симбиозе и паразитизме.
| 6
| Модуль 6. Побег и система побегов
| Определение понятия «побег». Общая характеристика побега, его составные части и их взаимное расположение. Метамерность побега. Разнокачественность метамеров. Внутрипочечная фаза развития побега. Апекс побега и его органообразовательная деятельность. Понятие о почке. Заложение листьев и боковых побегов.
Нарастание и ветвление. Образование системы побегов. Понятие о верхушечном (дихотомическом) и боковом типах ветвления.
Типы почек по положению и способам возникновения. Придаточные почки. Почки и побеги возобновления. Спящие почки и водяные побеги. Роль разных типов побегов в жизни растения.
Разнообразие побегов по функциям, длине междоузлий, направлению роста, положению в пространстве. Смена форм роста одного и того же побега.
Интенсивность ветвления побегов. Акротония, мезотония, базитония. Моноподий и симподий. Моноподиальные и симподиальные системы побегов. Формирование ствола и кроны у деревьев. Формирование кустарников. Образование системы побегов у многолетних трав. Понятие о монокарпическом побеге. Модели побегообразования у травянистых растений.
Биологическое и хозяйственное значение нарастания и ветвления. Биологические основы практических приемов формирования крон древесных растений. Значение этих приемов для сельского хозяйства и лесного строительства.
Развертывание побега из почки, роль интеркалярных меристем. Образование почечного кольца. Понятие об элементарном и годичном побегах.
Листорасположение, его основные типы и закономерности. Листовая мозаика.
Лист — боковой орган побега. Определение и функции. Морфологическое строение листа: пластинка, черешок, основание, прилистники, влагалище, раструб. Простые и сложные листья.
Разнообразие форм листьев. Гетерофиллия и анизофиллия. Жилкование. Листовые серии и формации листьев.
Анатомическое строение пластинки зеленого листа. Изменчивость анатомической структуры пластинки в зависимости от экологических условий.
Развитие листа. Внутрипочечная и внепочечная его фазы. Верхушечный, краевой, вставочный, поверхностный рост листа. Длительность жизни листьев. Понятие о вечнозеленых и летнезеленых растениях. Листопад, его механизм и значение.
Стебель — ось побега. Определение и общая характеристика. Основные функции стебля. Особенности образования и расположения меристем в апексе побега. Возникновение первичных тканей стебля. Разнообразие первичного анатомического строения стебля двудольных растений на уровне междоузлий. Связь проводящих тканей стебля и листьев. Листовые следы и общая структура стелы. Первичное утолщение стебля.
Переход от первичного строения стебля ко вторичному. Деятельность камбия. Общие черты строения стеблей с длительным вторичным утолщением.
Строение древесины. Элементы, входящие в ее состав. Годичные кольца. Типы и роль древесинной паренхимы. Ядровая и заболонная древесина. Особенности древесин различных видов древесных растений. Примитивные и продвинутые признаки в структуре древесины.
Строение луба древесных растений. Нарастание и отмирание. Образование корки и ее значение в жизни растений.
Строение стеблей однодольных растений. Утолщение стеблей у древовидных однодольных. Отличия в строении стеблей однодольных и двудольных растений.
Специализация и метаморфоз побегов. Подземные побеги: корневище, столоны и клубни, луковица и клубнелуковица. Каудекс. Надземные специализированные побеги и их части: усы, побеги листовых и стеблевых суккулентов, кладодии, филлокладии и филлодии, колючки, усики. Функции и биологическое значение метаморфизированных побегов и их частей. Конвергенция. Процесс метаморфоза в онтогенезе и филогенезе растений.
Практическое значение метаморфизированных побегов. Биологическое обоснование некоторых растениеводческих приемов (окучивание картофеля, обрезка усов у земляники и др.).
| 7
| Модуль 7. Воспроизведение и размножение растений. Цветок
| Общие сведения о размножении растений. Воспроизведение и размножение. Бесполое и половое размножение, их биологическое значение.
Половой процесс у растений. Гаметы и зигота. Основной тип полового процесса высших растений — оогамия. Половые органы высших растений — антеридии и архегонии.
Общее понятие о цикле воспроизведения. Чередование ядерных фаз при половом размножении. Гаплобионты и диплобионты.
Общая характеристика семенного размножения. Семенное размножение у голосеменных (на примере хвойных). Семенное размножение у цветковых растений. Цветок. Определение понятия «цветок». Строение цветка и его функции. Цветоложе — ось цветка. Расположение частей цветка. Типы симметрии. Диаграмма и формула цветка. Простой и двойной околоцветник. Форма, функции и происхождение чашечки и венчика. Шпорцы. Нектарники. Разнообразие цветков по форме околоцветника.
Развитие цветка. Порядок заложения и роста его членов. Махровые цветки.
Андроцей. Общая характеристика. Строение тычинки. Ее происхождение. Развитие пыльника и его строение. Микроспорангии. Археспорий и микроспорогенез. Роль эндотеция и тапетума. Мужской гаметофит цветковых (пыльцевое зерно). Двух- и трехклеточная пыльца. Спермии и пыльцевая трубка. Оболочки пыльцевых зерен. Палинология, спорово-пыльцевой анализ и его значение в науке.
Гинецей. Общая характеристика. Плодолистики (карпеллы) и их происхождение. Пестик. Апокарпный гинецей. Типы ценокарпных гинецеев. Верхняя и нижняя завязи. Семязачатки и типы плацентации. Основные направления эволюции гинецея.
Строение и типы семязачатков. Интегументы, нуцеллус. Ариллусы и другие образования. Развитие семязачатка и мегаспорогенез. Зародышевый мешок и его развитие (мегагаметогенез). Происхождение зародышевого мешка. Типы зародышевых мешков.
Опыление у цветковых растений. Общая характеристика. Самоопыление и перекрестное опыление. Биологическое значение перекрестного опыления. Энтомогамия. Разнообразие приспособлений цветков к опылению насекомыми. Примеры высокой приспособленности насекомых и растений друг к другу. Опыление другими группами животных. Гидрогамия. Анемогамия и приспособления к ней.
Однодомные, двудомные и многодомные растения. Приспособления к защите от самоопыления: дихогамия, гетеростилия и др. Автогамия и ее биологическое значение. Приспособления к самоопылению. Клейстогамия.
Оплодотворение у цветковых растений. Развитие пыльцевой трубки. Взаимодействие мужского и женского гаметофитов с тканями спорофита. Двойное оплодотворение и его биологическое значение. Образование семени. Формирование зародыша и эндосперма. Типы эндосперма. Его биологическая роль. Перисперм.
Общая схема цикла воспроизведения у цветковых. Его особенности, прогрессивные черты, биологические преимущества.
Развитие зародыша, семени и плода без оплодотворения (апомиксис). Различные типы апомиксиса и его биологическая роль.
Некоторые гипотезы происхождения цветка и направления его эволюции. Разнообразие цветков в природе.
Соцветие как специализированная часть системы побегов. Основные морфологические признаки соцветий: фрондозные и брактеозные, открытые и закрытые, ботрические (рацемозные) и цимозные, простые и сложные соцветия. Понятие об элементарных, общих и объединенных соцветиях (синфлоресценциях).
Принципы классификации соцветий.
Простые соцветия. Сложные соцветия: двойные (сложные) кисти, зонтики и колосья; метельчатые и тирсоидные соцветия. Цимоиды: дихазий, монохазий, плейохазий. Биологическое значение соцветий.
| 8
| Модуль 8. Воспроизведение и размножение растений. Плод
| Определение понятия «плод». Биологическое значение плодов. Строение околоплодника. Участие различных частей цветка в его образовании. Плоды сухие и сочные, односемянные и многосемянные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, дробные и членистые. Нижние и верхние плоды. Понятия: плодик, мерикарпий, эрем. Способы вскрывания плодов.
Апокарпные плоды. Многолистовки и однолистовки. Многоорешки и одноорешки, многокостянки и однокостянки. Боб. Синкарпные плоды: коробочки, ягоды, яблоко, померанец, орех и желудь. Паракарпные плоды: коробочки, стручки и стручочки, семянки. Зерновка злаков. Лизикарпные плоды.
Гетерокарпия и гетероспермия, их биологическое значение. Соплодия. Распространение плодов и семян. Приспособления к зоохории, анемохории, гидрохории. Значение различных способов распространения плодов и семян.
Значение плодов и семян растений для человека.
| 9
| Модуль 9
Жизненные формы растений
| Жизненные формы растений. Системы жизненных форм растений по К. Раункиеру и И.Г. Серебрякову. Принципы выделения жизненных форм. Спектры жизненных форм растений в разных климатических зонах и в разных фитоценозах.
| 5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)
Наименование дисциплинарного модуля
| Количество часов/
зачетных единиц
| Формируемые компетенции
| Общее количество компетенций
| Модуль 1. Введение
| 4
|
| ПК-1
|
| СК-2
|
|
|
| 2
| Модуль 2. Растительная клетка
| 38
|
| ПК-1
| СК-1
| СК-2
|
|
|
| 3
| Модуль 3. Ткани растений
| 32
|
|
| СК-1
| СК-2
|
|
|
| 2
| Модуль 4. Семя. Зародыш и проросток – начальные этапы онтогенеза цветковых растений
| 18
|
|
| СК-1
|
|
|
|
| 1
| Модуль 5. Корень и корневая система
| 30
|
|
| СК-1
| СК-2
|
|
|
| 2
| Модуль 6. Побег и система побегов
| 54
|
| ПК-1
| СК-1
| СК-2
|
|
|
| 3
| Модуль 7. Воспроизведение и размножение растений. Цветок
| 44
|
| ПК-1
| СК-1
| СК-2
|
|
|
| 3
| Модуль 8. Воспроизведение и размножение растений. Плод
| 26
|
|
| СК-1
|
|
|
|
| 1
| Модуль 9. Жизненные формы растений
| 6
|
| ПК-1
| СК-1
| СК-2
|
|
|
| 3
| |