Рабочая программа Учебной дисциплины ботаническое ресурсоведение направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык»





Скачать 306.07 Kb.
НазваниеРабочая программа Учебной дисциплины ботаническое ресурсоведение направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык»
страница1/2
Дата публикации15.11.2014
Размер306.07 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2


Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт естественных наук

Кафедра биологии животных и растений


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины

БОТАНИЧЕСКОЕ РЕСУРСОВЕДЕНИЕ
Направление подготовки

050100 Педагогическое образование
Профиль

«Биология с дополнительным профилем Иностранный язык»
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Нормативный срок освоения программы – 5 лет



Форма обучения - очная



Москва 2013

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки Направление подготовки 050100 Педагогическое образование, Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык»
Разработчики:

ИЕН ГБОУ ВПО МГПУ, доцент И.И. Истомина


Рецензенты:

ИЕН ГБОУ ВПО МГПУ, доцент А.И. Зайцев

Программа одобрена на заседании кафедры биологии животных и растений

Протокол № __1__ от «_30_» августа 2013 г.

Зав. кафедрой: профессор Резанов А.Г.

© ГБОУ ВПО МГПУ, 2013

© Кафедра биологии животных и растений, 2013

1. Цель и задачи освоения дисциплины:

Цель: приобретение студентами знаний о разнообразии практического использования растительных ресурсов, их распределении по земному шару, об особенностях размещения и охраны редких и исчезающих видов растений, их экологической роли в эволюции биосферы, а также получение представлений о культурологической роли растительных ресурсов в сложной интегрированной системе современной цивилизации.

Задачи дисциплины:

  • дать представление о том, что такое растительные ресурсы Земли в ботаническом аспекте;

  • показать планетарную роль растений, развитие взаимоотношений человека и природы);

  • дать представление об основных типах природопользования и их историческом развитии;

  • показать разнообразие использования растений с исторической и современной точек зрения;

  • ознакомить с основными типами растительных ресурсов Земли и РФ, показать их ботаническое разнообразие;

  • показать разнообразие существования растительных ресурсов и степень их экологического влияния в пределах комплексов взаимодействующих растений разных видов (фитоценозов);

  • ознакомить с основами охраны растительных ресурсов и сохранения биоразнообразия;

  • обеспечить развитие биологической культуры; способствовать расширению научного кругозора.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Ботаническое ресурсоведение» относится к вариативной части профессионального цикла (курсы по выбору Б.3).

Для освоения дисциплины «Ботаническое ресурсоведение» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Ботаника», «Химия», «Экология» на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения студентами дисциплин «Цитология» и «Ботаника (Систематика)», «Экология».

Освоение данной дисциплины является дополнением для изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, дисциплин по выбору студентов, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);

демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1);

использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2);

способен использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13);

способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ (ПК-15);

владеет знаниями о закономерностях развития и единства органического мира (СК-1);

владеет знаниями о разнообразии и функционировании биологических систем всех уровней (СК-3);

владеет экосистемным научным мировоззрением на основе фундаментальных и прикладных знаний о единстве организмов и среды обитания (СК-4);

владеет знаниями основных принципов охраны природы, умение планировать и реализовывать мероприятия по оценке состояния и охране окружающей среды (СК-5);
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- содержание основных ботанико-ресурсоведческих понятий и терминов;

- роль растений в жизни человека, развитие взаимоотношений человека и природы

- основные типы растительных ресурсов Земли и России, их ботаническое разнообразие;

- разнообразие растительных ресурсов и степень их экологического влияния;

- основы охраны растительных ресурсов и сохранения биоразнообразия

Уметь:

- проводить наблюдения в лаборатории и природе;

- сопоставлять, обобщать и интерпретировать результаты наблюдений;

- определять виды местной флоры, онтогенетические состояния и жизненные формы растений, их ресурсную ценность;

Владеть:

- методикой определения различных типов растительных ресурсов

- методикой определения и сбора лекарственных трав

- техникой микроскопических исследований и приготовлением микроскопических препаратов используемых человеком частей растений;

- навыками оценки ботанических ресурсов различного типа.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/

зачетных единиц

Семестр VI

Аудиторные занятия (всего)

42







42




В том числе:
















Лекции

14







14




Лабораторные работы (ЛР)

28







28




Самостоятельная работа (всего)

66







66




В том числе:
















Подготовка к лабораторным работам

28







28




Подготовка к коллоквиуму

8







8




Подготовка домашних заданий

14







14




Подготовка к контрольным работам и тестированию

12







12




Другие виды работ

4







4




Вид промежуточной аттестации (экзамен)

36







36




Общая трудоемкость : часы

зачетные единицы

144







144




4







4




(Виды учебной работы указываются в соответствии с учебным планом)
5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий



п/п

Наименование раздела дисциплины

(элемента модуля)

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

СРС

Всего

1

Модуль 1. Предмет и методы ботанического ресурсоведения

1




2




4

7

2

Модуль 2. Центры происхождения культурных растений.

1




2




6

9

3

Модуль 3. Растения как пищевой ресурс.

6




12




28

46

4

Модуль 4. Растения как лекарственный ресурс

2




4




10

16

5

Модуль 5. Технические растения. Растения как строительный ресурс.

2




4




8

14

7

Модуль 6. Важнейшие декоративные растения.

2




4




10

16







14




28




66

108


5.2. Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины (элемента модуля)

Содержание раздела

1

Модуль 1.

Введение. Предмет и методы ботанического ресурсоведения.

  • Объект ботанического ресурсоведения. Задачи ботанического ресурсоведения. Связь ботанического ресурсоведения с другими науками. Методы, использующиеся в ботаническом ресурсоведении.

  • Растительный мир как источник природного сырья, строительных материалов, химических веществ, продуктов питания человека и кормов для сельскохозяйственных и диких животных.

  • Взаимоотношения человека и природы

2

Модуль 2. Центры происхождения культурных растений.

.

  • Теория центров происхождения и разнообразия культурных растений.

  • Основные центры происхождения возделываемых растений - ботанико-географические и генетические центры происхождения растений, пригодных для одомашнивания:

  • Южноазиатский тропический центр, Восточноазиатский центр;

  • Европейско-Сибирский центр, Средиземноморский центр;

  • Абиссинский центр; Центральноамериканский центр; Андийский центр.

.

3

Модуль 3. Растения как пищевой ресурс.

  • Крахмалоносные растения.

  • Сахароносные растения

  • Растения, дающие белки из семейства Бобовые

  • Масличные растения

  • Фруктовые растения

  • Орехи

  • Овощные растения

  • Тонизирующие растения.

  • Пряные растения

4.

Модуль 4. Растения как лекарственный ресурс

  • Использование лекарственных растений в традиционной и нетрадиционной медицине.

  • Основные вещества, извлекаемые из лекарственных растений.

  • Основные группы лекарственных растений.

  • Ароматерапия.

5

Модуль 5. Технические растения. Растения как строительный ресурс.

  • Растения, дающие волокно.

  • Основные группы растений, применяемые в строительстве у различных народов.

  • Типы древесины и ее свойства.

6.

Модуль 6. Важнейшие декоративные растения.

  • Важнейшие декоративные растения.

  • Древесные декоративные растения, морфологическая характеристика и распространение.

  • Травянистые декоративные растения, морфологическая характеристика и распространение.


5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)

Наименование дисциплинарного модуля

Количество часов/

зачетных единиц

Формируемые компетенции

Общее количество компетенций

Модуль 1.

Введение. Предмет и методы ботанического ресурсоведения.

7

ОК-1

ПК-1

ПК-2

СК-1

, СК-3

СК-4





6

Модуль 2. Центры происхождения культурных растений.

.

9

ОК-1

ПК-1

ПК-2,

СК-1

СК-4








5

Модуль 3. Растения как пищевой ресурс.

46

ОК-1

ПК-1

ПК-2,

ПК-13,

ПК-15

СК-1

СК-4

7

Модуль 4. Растения как лекарственный ресурс

16

ОК-1

ПК-1

ПК-2,

ПК-15

СК-4

СК-5




6

Модуль 5. Технические растения. Растения как строительный ресурс.

14

ПК-1

ПК-2

ПК-13

СК-3,

СК-4







5

Модуль 6. Важнейшие декоративные растения.

16

ПК-1

ПК-2

ПК-13

ПК-15

СК-3

СК-5




6

Примечание: В данном пункте программы (или в приложении, поддерживающем данный пункт программы) рекомендуется разместить матрицу соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций.

Сумма компетенций и их элементов, предлагаемых к формированию по каждой теме/разделу, и соотнесенная с часами на изучение данной темы/раздела, позволяет оценить реальность формирования компетенций и скорректировать распределение часов.

6. Образовательные технологии

Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное)

Тема занятия

Образовательные технологии

(в том числе интерактивные)

Объем, ауд.

часов/в том

числе в интерактивной

форме

Лекционные занятия


Лекционное

Введение. Растения как основа физиономистики планеты. Планетарная роль растений. Взаимоотношения человека и природы.

Вводная, информационная

лекция, презентация


2


Лекционное

Основные типы природопользования, их историческое развитие. Роль растений в жизни человека. Центры происхождения культурных растений. Н.И. Вавилов и его исследования в этой области.

Установочная, проблемная, лекция-визуализация

2


Лекционное

Растения как пищевой ресурс. Крахмалоносные и сахароносные пищевые растения.

Информационная лекция-визуализация

2


Лекционное

Тропические пищевые растения. Растения с большим содержанием белка. Масличные растения.

Программная, лекция-визуализация

2


Лекционное

Растения как лекарственный ресурс. Использование лекарственных растений в традиционной и нетрадиционной медицине.

Информационная лекция-визуализация

2


Лекционное

Растения как строительный ресурс. Основные группы растений, применяемые в строительстве у различных народов

Информационная лекция-визуализация лекция, презентация

2


Лекционное

Растения как экологический и декоративный ресурс (озеленение городов). Сады и парки мира.

Информационная лекция-визуализация

2

Лабораторные занятия


Лабораторное


Крахмалоносные пищевые растения.

лабораторная работа, презентация, работа в малых группах

2


Лабораторное


Сахароносные пищевые растения

лабораторная работа, презентация, тестирование

2


Лабораторное


Растения с большим содержанием белка.

лабораторная работа, презентация, тестирование

2


Лабораторное


Масличные растения.

лабораторная работа, презентация, тестирование

2


Лабораторное


Фруктовые растения.

лабораторная работа, презентация, тестирование

2


Лабораторное

Овощные растения

лабораторная работа, презентация, работа в малых группах

2


Лабораторное

Пряные растения и их роль в жизни человека. Целебные свойства пряных растений.

лабораторная работа, презентация, тестирование

2


Лабораторное

Лекарственные растения, стимулирующие центральную нервную систему. Лекарственные растения, оказывающие седативное действие на ЦНС.

лабораторная работа, презентация, тестирование

2


Лабораторное

Болеутоляющие лекарственные растения. Растения, влияющие различным способом на периферическую нервную систему. Группа растений, влияющих на сердечно-сосудистую систему.

лабораторная работа, презентация, тестирование

2


Лабораторное

Лекарственные растения, обладающие противовоспалительными и общеукрепляющими свойствами.

лабораторная работа, презентация, тестирование

2


Лабораторное

Другие группы лекарственных растений: кровеостанавливающие, мочегонные, противоглистные, противоопухолевые и др.

лабораторная работа, презентация, тестирование

2


Лабораторное

Эфиромасличные растения. Аромотерапия. Применение лекарственных растений в косметике.

лабораторная работа, презентация, тестирование

2


Лабораторное


Основные группы растений, применяемые в строительстве.

лабораторная работа, презентация, тестирование

2


Лабораторное

Растения как ресурс для производства каучука, бумаги, волокон и тканей. Основные группы технических растений.

лабораторная работа, презентация, тестирование

2

(Указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Примечание: Согласно закону РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», преподаватели вуза имеют право «выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса» (ст. 20).

Рейтинговая оценка знаний обучающихся

(Дается описание применяемой балльно-рейтинговой системы, ориентированную на текущую успеваемость студентов. Выбор вида и форм контроля должен определяться целями дисциплины и содержанием формируемых компетенций.

В данном пункте рекомендуется привести критерии оценки по отдельным формам контроля с учетом специфики предмета.

При проектировании балльно-рейтинговой системы (БРС) следует четко обозначить виды работ студентов, включая самостоятельные работы, и отразить удельный вес в баллах каждого вида работы по рубежам БРС (Технологическая карта дисциплины).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ


Наименование

дисциплины / курса

Уровень//

ступень образования

(бакалавриат, магистратура)

Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А, В, С)

Количество зачетных единиц / кредитов

Форма отчетности

Курс, семестр

Ботаническое ресурсоведение


бакалавриат




4


экзамен

3 курс,

VI семестр




Смежные дисциплины по учебному плану:

Ботаника (Анатомия и морфология растений, Систематика растений), Экология, Теория эволюции,. Биогеграфия, Физиология растений.





БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ

(проверка знаний и умений по дисциплине)


Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Лекции

Отметка в журнале


Аудиторная

7

21

Лабораторные работы:

Отчеты о лабораторных работах

Проверка отчетов

Аудиторная,

14

28

Успешный тест на занятии

Тестирование

Аудиторная

3

9

Лекарственные растения

Коллоквиум

Аудиторная

6

12

Итого:

30

70


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Презентации по темам лекционного курса

презентация

Аудиторная

1

5

Комплексный тест по тематике курса

тестирование

Аудиторная

1

5

Итого:

2

10
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Учебной дисциплины ботаническое ресурсоведение направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconРабочая программа Учебной дисциплины зоология позвоночных направление...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины ботаническое ресурсоведение направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconРабочая программа Учебной дисциплины ботаника (анатомия и морфология...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины ботаническое ресурсоведение направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»...
Рабочая программа Учебной дисциплины ботаническое ресурсоведение направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности)
Рабочая программа Учебной дисциплины ботаническое ресурсоведение направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности)
Рабочая программа Учебной дисциплины ботаническое ресурсоведение направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»...
Рабочая программа Учебной дисциплины ботаническое ресурсоведение направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconРабочая программа составлена: доцентом каф англ яз Терских Н. В
Направление подготовки: «Педагогическое образование» специальность: 050100. 62 профиль «Иностранный язык и иностранный язык»
Рабочая программа Учебной дисциплины ботаническое ресурсоведение направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconРабочая программа составлена: ст преподаватель каф англ яз Волкомирская И. Ф
Направление подготовки: «Педагогическое образование» специальность: 050100. 62 профиль «Иностранный язык и иностранный язык»
Рабочая программа Учебной дисциплины ботаническое ресурсоведение направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconРабочая программа Учебной дисциплины биология с основами экологии...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа Учебной дисциплины ботаническое ресурсоведение направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование Профиль Иностранный язык и Иностранный язык
Рабочая программа Учебной дисциплины ботаническое ресурсоведение направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Направление подготовки: 050100. 62 Педагогическое образование Профиль Иностранный язык и иностранный язык
Рабочая программа Учебной дисциплины ботаническое ресурсоведение направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050100. 62...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «История и культура Англии и сша» для студентов очной формы обучения...
Рабочая программа Учебной дисциплины ботаническое ресурсоведение направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconРабочая программа учебной дисциплины
Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование Профиль подготовки: Историческое образование
Рабочая программа Учебной дисциплины ботаническое ресурсоведение направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconРабочая программа учебной дисциплины «Поэзия и проза Воронежского края»
Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование Профиль подготовки: Историческое образование
Рабочая программа Учебной дисциплины ботаническое ресурсоведение направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconЛитература англии и США учебно-методический комплекс дисциплины специальность...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «Литература Англии и сша» для студентов очной формы обучения по специальности...
Рабочая программа Учебной дисциплины ботаническое ресурсоведение направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль «Биология с дополнительным профилем Иностранный язык» iconРабочая программа Учебной дисциплины Маркетинг и менеджмент Направление...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск