Программа вступительного испытания в магистратуру





Скачать 196.5 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного испытания в магистратуру
Дата публикации13.08.2014
Размер196.5 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

программа

вступительного испытания

в магистратуру
Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
Магистерская программа Эколого-биологическое образование

Челябинск

2014


ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ


  1. Цель и задачи вступительного испытания


Целью вступительного испытания в магистратуру является определение соответствия уровня и качества подготовки экзаменуемого требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки и готовности экзаменуемого к продолжению обучения по основной образовательной программе специализированной подготовки магистра по направлению Педагогическое образование, магистерская программа «Эколого-биологическое образование».

Задачами вступительного экзамена служит выявление у экзаменуемого:

  • сформированности системы знаний о фундаментальных законах и закономерностях функционирования и развития живых систем;

  • владения понятийно-категориальным аппаратом, необходимым для самостоятельного восприятия, осмысления и усвоения биологических и экологических знаний;

  • умения связывать общие и частные вопросы биологии и экологии, оперировать примерами из различных областей биологической науки;

  • готовности применения биологических знаний как научной основы отдельных отраслей современного производства, рационального природопользования и фундамента экологии;

  • владения методикой и технологиями обучения биологии и экологии.

2. Форма вступительного испытания и его процедура
Условием подготовки к вступительному экзамену в магистрату является предварительное ознакомление экзаменуемого с содержанием тем, выносимых на экзамен, а также ознакомление с требованиями, предъявляемыми к экзамену.

Вступительное испытание проводится в письменной форме по тестовым заданиям трех типов: - с выбором одного верного ответа из четырех, проверяющих знания испытуемых на базовом уровне; - с выбором нескольких верных ответов из шести и на определение соответствия процессов и явлений, проверяющих знания испытуемых на повышенном уровне; - с написанием кратких или развернутых ответов, раскрывающих решение биологических и экологических проблем, процессов жизнедеятельности и т.д. Задания третьего типа проверяют знания абитуриентов на высоком уровне сложности.

На подготовку ответов по тесту отводится два академических часа. По результатам вступительного испытания выставляется оценка по 100-балльной шкале.

3.Содержание программы вступительного испытания

Раздел 1. Биология

Введение

Основные направления развития современной биологии. Система и классификация биологических наук.

Современные представления о сущности жизни. Основные свойства живой материи. Состояние проблемы происхождения жизни на Земле. Основные этапы периода химической эволюции. Становление клетки как начало биологической эволюции.

Биология клетки

Клетка – элементарная единица живого. Современные методы клеточной биологии. Клеточная теория: предпосылки создания, современная трактовка и значение. Общие принципы структурно-функциональной организации клеток. Морфофункциональные особенности клеток прокариот и эукариот, растений и животных. Эндоцитосимбиотическая теория происхождения эукариотической клетки.

Биологические мембраны. Структурно-функциональная организация элементарной биологической мембраны. Жидкостно-мозаичная модель биологической мембраны. Свойства и функции биологических мембран. Трансмембранный перенос микро- и макромолекул: пассивный и активный транспорт, энцоцитоз (пиноцитоз, фагоцитоз), экзоцитоз (секреция). Рецепторно-сигнальная роль плазмолеммы. Межклеточное узнавание, контактные и дистантные взаимодействия клеток. Система внутриклеточной передачи информационных сигналов.

Функциональная морфология клетки. Вакуолярная система клетки. Синтетический аппарат клетки: рибосомы, эндоплазматическая сеть и комплекс Гольджи. Матричные синтезы. Биосинтез белка. Аппарат внутриклеточного переваривания: эндосомы и лизосомы. Энергетический аппарат клетки. Митохондрии: морфология, функции, авторепродукция. Этапы энергетического обмена. Хлоропласты. Фотосинтез и его значение. Ядро клетки. ДНК, хроматин, хромосомы. Уровни компактизации хроматина. Гистоны, конденсины. Репликация ДНК и репродукция хроматина. Генная экспрессия. Ядерно-цитоплазматический обмен веществ. Ядерные поры. Цитоскелет и двигательные реакции клеток. Трубчатые и фибриллярные элементы цитоскелета. Клеточный центр. Белковые комплексы – хемомеханические преобразователи. Моторные белки. Внутриклеточный транспорт. Реснички и жгутики. Амебоидное движение клеток. Структурные основы и механизм мышечного сокращения.

Клеточный цикл. Способы деления клеток: митоз и мейоз. Регуляция клеточного цикла. Комплексы циклин-Cdk. Митогены и антимитогены. Сверочные точки клеточного цикла. Канцерогенез. Свойства опухолевых клеток. Онкогены и антионкогены.

Реакция клеток на стресс и повреждение. Шапероны – стрессорные белки клетки. Система репарации ДНК. Система антиоксидантной защиты клетки. Аутофагия. Старение и гибель клеток. Программируемая клеточная гибель. Некроз и апоптоз. Регуляция апоптоза.

Клетки и многоклеточный организм. Общие принципы структурно-функциональной организации тканей. Ткань как биологическая система. Гистологические элементы. Развитие тканей в филогенезе и онтогенезе. Дифференциация клеток. Клеточные типы. Регенерация тканей. Тканевые системы клеточного обновления. Стволовые клетки.

Науки о биологическом многообразии

Прокариоты. Строение клетки, рост и размножение бактерий. Распространение бактерий в природе. Многообразие бактерий. Метаболизм. Цианеи. Морфология. Строение клетки, пигменты, продукты запаса, размножение. Прокариоты и окружающая среда. Участие в круговороте веществ.

Неклеточные формы жизни. Вирусы, общая характеристика. Структурная организация, химический состав и размножение вирусов.

Этапы инфицирования клетки. Старение клетки и смерть клетки.

Микроорганизмы и эволюционный процесс.

Эукариоты и мезокариоты, их строение, основные представители.

Общая характеристика растений. Низшие и высшие растения. Понятие о систематике растений. Основные отделы. Происхождение и важнейшие направления эволюции. Фитоценология. Популяция как форма существования видов. Фитоценоз как элемент биоценоза, его структура и строение. Биогеоценоз и биосфера. Современное состояние растительного покрова. Роль и значение растений в природе и жизни человека. Планетарная роль зеленых растений. Рациональное использование и охрана растительного мира. Редкие и охраняемые виды.

Анатомо-морфологические особенности, разнообразие, экология и значение растений в природе и жизни человека. Многообразие структур растений в связи с условиями обитания, эволюцией. Особенности морфологической эволюции фототрофных растений. Системы органов растений, их взаимосвязь (корень и корневая система; побег и система побегов; соцветия как специализированная часть системы побегов). Рост, развитие и размножение растений. Способы естественного и искусственного вегетативного размножения. Семенное размножение и его биологическое значение. Циклы воспроизведения споровых и цветковых растений. Многообразие растительного мира как результат эволюции. Классификация растений. Группы растений. Ксерофиты, мезофиты, гигрофиты, гидрофиты. Галофиты. Экологические группы растений по отношению к свету. Лианы. Эпифиты. Растения - подушки. Система жизненных форм по Раункиеру.

Животные в составе органического мира. Животные как необходимый компонент биосферы, значение их в природе. Место животных в природных экосистемах (консументы, редуценты). Роль животных в жизни человека. Влияние человека на видовое разнообразие и численность животных. Охрана животного мира. Красные книги.

Важнейшие направления эволюционных преобразований животных. Приспособление животных к водной среде обитания, наземному образу жизни, полету. Разнообразие животного мира как результат эволюции. Взаимосвязь животных в природе: симбиоз, комменсализм, паразитизм, хищничество.

Основы систематики животных. Отличительные черты одноклеточных и многоклеточных животных. Особенности биологии и экологии основных типов беспозвоночных животных. Общая характеристика морфологии, биологии и экологии типа Хордовых. Особенности биологии и экологии наземных позвоночных: земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих.

Происхождение и филогенетические связи крупных таксономических групп животных. Гипотезы происхождения многоклеточных животных. Основные этапы филогенетического развития многоклеточных беспозвоночных животных. Филогенетические связи основных классов позвоночных животных: костные рыбы, земноводные, рептилии, птицы, млекопитающие.

Физиология

Организм и его основные физиологические функции. Организм как сложная живая система. Уровни структурно-функциональной организации многоклеточного организма. Уровни структурной организации организма человека (клеточный, тканевой, органный, системный, организменный). Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, спинномозговая жидкость.

Основные проявления жизнедеятельности и их регуляция. Системный принцип управления физиологическими функциями. Основные физиологические функции. Раздражимость, возбудимость, физиологическая реактивность. Обмен веществ как основа жизнедеятельности организма. Целостность как принцип работы организма. Понятие о функциональной системе (П.К. Анохин).

Гомеостаз и адаптация. Системы поддержания относительного постоянства внутренней среды организма (К. Бернар, В. Кеннон). Современные представления о гомеостазе. Саморегуляция функций – основной механизм поддержания гомеостаза. Функциональная система, её звенья как инструмент поддержания гомеостаза и адаптации организма. Местная саморегуляция. Специализированные системы регуляции: гуморальная и нервная. Единство нервной и гуморальной регуляции функций организма. Физическая и химическая природа передатчиков информации в системах регуляции.

Понятие об адаптации, о её физиологическом содержании. Морфологические и функциональные основы адаптации. Виды адаптации, «цена» адаптации.

Экологическая физиология. Взаимодействие организма и среды. Климатогеографические и социальные факторы среды. Адаптация организма к различным условиям. Стресс и адаптация, возраст и адаптация. Законы хронобиологии, их реализация в целостной деятельности организма. Гелиофизические факторы и сезонная заболеваемость. Природные токсиканты (биогенные амины, алкалоиды, митотоксины). Загрязнители, их классификация по биологической опасности; для человека (рассматривается воздействие во времени, проявление эффекта во времени и форма его проявления, острая токсичность, канцерогенез, эмбриотоксичность, хроническая токсичность). Природные лечебные факторы.

Генетика

Общая характеристика генома человека. Уникальные и повторяющиеся последовательности в ДНК. Материальная основа главных элементов хромосомы. Искусственные хромосомы. Геномика и протеомика.

Теория гена. Интроны и прерывистые гены. Регуляция действия гена, процессинг РНК. Альтернативный сплайсинг, как источник изменчивости в экспрессии генов. Трансформация в природе и технологии генной инженерии: получение генов, векторная трансформация, рестрикционное картирование и секвенирование.

Спонтанные и индуцированные мутации. Методы изучения мутаций. Качественные и количественные закономерности мутационного процесса. Наследственные болезни: последствия мутаций. Динамические мутации. Геномный импринтинг.

Биосоциальная сущность человека. Методы изучения в генетике человека: клинико-генеалогический, близнецовый, цитогенетический, молекулярно-генетические, пренатальная диагностика. Генетические основы интеллектуальных различий. Генетический контроль восприятия. Аномалии поведения и их генетические основы. Геном человека и проблема генетической паспортизации.

Генетические основы селекции. Модели пород и сортов. Наследование количественных признаков. Способы отбора. Типы скрещиваний в селекции. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Использование мутационного процесса в селекции. Биотехнология и использование трансгенных организмов.

Экологическая генетика. Тест – системы и система тестов генетической активности. Мутагенез и канцерогенез. Генетическая токсикология. Предотвращение генетической опасности.
Синтетическая теория эволюции

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Борьба за существование как взаимодействие организмов с окружающей средой. Формы борьбы за существование.

Естественный отбор как ведущий фактор эволюции. Современные представления о формах естественного отбора Искусственный отбор. Его роль в происхождении домашних животных и сортов культурных растений. Инбридинг и аутбридинг.

Определение понятия микроэволюция.

Вид. Понятие вид. История развития понятия. Критерии вида. Видообразование.

Макроэволюция, ее связь с микроэволюцией. Результаты эволюции: приспособленность организмов и многообразие видов. Прогресс и регресс в эволюции. Проблемы направленности эволюционного процесса.

Антропогенез. Этапы становления человека. Роль биологических и социальных факторов в эволюции человечества. Антропогенное влияние на ход эволюционного процесса.

Экология

Среда обитания. Абиотические, биотические и антропогенные факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды.

Абиотические факторы среды. Свет. Значение света в жизни растений и животных. Экологические группы растений по отношению к свету. Свет как условие ориентации животных. Адаптации растений и животных к жизни в разных условиях освещенности среды.Температура. Значение температуры в жизни живых организмов. Температурные адаптации растений и животных. Пути приспособления живых организмов к температурным условиям среды. Влажность. Адаптации растений и животных к поддержанию водного баланса. Экологические группы растений по отношению к воде. Водный баланс наземных животных.

Биотические взаимоотношения. Биотические факторы среды. Понятие биотической среды. Типы биотических взаимоотношений. Экологические и эволюционные следствия биотических взаимоотношений.

Антропогенные факторы среды. Влияние деятельности человека на биосферу в целом. Основные аспекты антропогенного воздействия. Загрязнение воздуха, пресных вод, изменение почвы.

Основные среды жизни и адаптации к ним организмов. Водная среда обитания. Адаптации гидробионтов и экологические группы. Экологические зоны мирового океана. Наземно-воздушная среда жизни. Основные адаптации организмов к обитанию в условиях наземно-воздушной среды обитания. Почвенная среда обитания. Экологические группы почвенных животных. Живые организмы как среда жизни. Эндобиоз и его роль в эволюции живых организмов. Экологическая специфика наружного паразитизма.

Биологические ритмы. Время как экологический фактор. Адаптивный характер биологических ритмов. Виды биологических ритмов. Фотопериодизм у растений и животных.

Жизненные формы растений и животных. Роль факторов среды в формировании жизненных форм у растений и животных. Популяции. Понятие о популяции в экологии. Основные экологические характеристики популяции. Популяционная структура вида.

Структура популяции. Половая структура популяции. Возрастная структура популяции. Прогнозирование численности популяций по их возрастной структуре. Пространственная структура популяции. Адаптивная роль территориальных отношений. Этологическая структура популяции. Формы групповых объединений животных: семьи, стада, стаи, колонии.

Динамика и гомеостаз популяций. Биотический потенциал. Рождаемость и смертность в популяциях, расселение и миграции. Темпы роста популяций, основные типы многолетней динамики. Гомеостаз популяций. Экологические последствия нарушения человеком природных связей.

Биоценоз. Понятие о биоценозе. Фитоценоз и зооценоз. Биотоп. Биотические взаимоотношения организмов в биоценозе. Концепция экологической ниши. Структура биоценоза: видовая, пространственная, экологическая.

Экосистемы. Понятие об экосистемах и биоценозах. Основные компоненты экосистемы. Поток энергии, энергетические взаимоотношения в экосистемах. Цепи питания, пищевые сети, трофические уровни. Понятие о биологической продуктивности, экологические пирамиды.

Динамика и стабильность экосистем. Циклические изменения в экосистемах. Экологические сукцессии.

Биосфера. Работы В.И. Вернадского. Живое вещество планеты, его роль в жизни планеты. Границы биосферы. Основные биохимические циклы биосферы. Космическая роль биосферы. Стабильность биосферы. Ноосфера.

Социально-экологическое взаимодействие. Среда человека и ее элементы. Определение среды человека. Элементы среды человека. Элементы среды человека, выделяемые по Н.Ф. Реймерсу: природная среда, квазиприрода, артеприрода, социальная среда. Социально-экологическое взаимодействие в связи с влиянием человека на окружающую среду и влиянием факторов среды на организм человека.

Поведение человека в среде обитания. Механизмы регуляции поведения человека: биохимический, биофизический, информационный и психологический. Потребности человека как источник активности личности. Классификация потребностей. Поведение человека в естественной и социальной среде и его причины. Зависимость поведения от национальной принадлежности, религиозных взглядов, конкретно-исторических условий и особенностей самого организма. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.

Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения.

Социально-экологические аспекты модернизации. Общая характеристика модернизации. Модернизация в России. Здоровье населения и процесс модернизации. Конфессиональные проблемы модернизации.

Урбанизация как социально-экологическая проблема. Общая характеристика процесса урбанизации. Мировая урбанизация и агломерация городов. Урбанизация в России. Влияние урбанизации на социально-экологические особенности населения. Миграции населения. Экологические последствия войн.

Раздел 2. Теория и методика обучения биологии

Общая характеристика школьного биологического образования. Цели биологического школьного образования. Функции биологического образования. Закономерности и принципы школьного биологического образования.

Нормативные документы, регламентирующие биологическое образование. Структура школьного курса биологии. Государственный стандарт биологического образования. Профильное обучение в старшей школе.

Образовательная инициатива «Наша новая школа»

Содержание школьного биологического образования. Принципы отбора содержания биологического образования. Содержание биологического образования как система научных знаний, умений и навыков, ценностных отношений к природной среде. Основные положения теории развития понятий. Методические основы формирования биологических понятий. Этапы и условия формирования понятий. Реализация межпредметных и внутрипредметных связей как одно из основных условий эффективного развития понятий. Развитие умений и навыков в школьном биологическом образовании. Взаимосвязь знаний и умений. Этапы и условия формирования умений и навыков. Система воспитания учащихся в процессе естественнонаучного образования. Формирование научного мировоззрения при обучении биологии. Нравственное воспитание. Экологическое воспитание. Трудовое и экономическое воспитание школьников.

Методы обучения биологии. Понятия «научный метод» и «метод обучения». Единство составляющих методов обучения: источника знаний, обучающей деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся. Система методов обучения биологии и методических приемов. Критерии выбора методов обучения. Сочетание и развитие методов обучения на уроках. Школьный биологический эксперимент, его виды и требования к нему. Лабораторные и практические работы на уроке биологии. Применение методов обучения в разных формах обучения; на разных этапах урока биологии.

Средства обучения биологии. Классификация средств обучения. Принципы выбора средств обучения предметам естественнонаучного цикла. Комплексное использование средств наглядности. Школьный биологический кабинет, его оснащение и назначение. Пришкольный учебно-опытный участок. Учебник биологии как обучающая система. Организация работы учащихся с учебником и рабочей тетрадью на уроках и в домашней работе. Характеристика действующих вариативных учебников по биологии.

Контроль знаний учащихся по биологии. Формы, типы и виды контроля знаний и умений учащихся по биологии. Методы контроля знаний и умений. Функции контроля знаний и умений. Текущий и итоговый контроль. Организация контроля знаний и умений на уроке. Системный, комплексный и индивидуальный подходы к проведению контроля знаний и умений.

Система форм обучения и их функции. Урок: система уроков в теме; требования, предъявляемые к уроку; планирование урока; типы и виды уроков; особенности уроков с использованием компьютерной техники. Экскурсия. Внеурочная работа. Домашняя работа. Внеклассные занятия.

Традиционные и инновационные образовательные технологии обучения биологии. Их характеристика. Анализ достоинств и недостатков. Включение технологии проектирования в процесс биологического образования. Интерактивные технологии в образовательном процессе по биологии. Использование игровых технологий в биологическом образовании.

Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Коммуникативные технологии.

Анализ программ и учебников по биологии. Анализ программ и учебников в разделах «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология»: цели, содержание и структура разделов, характеристика системы основный понятий разделов и методическое обеспечение процесса обучения в рассматриваемых разделах.

4.Критерии оценки уровня подготовки испытуемого

Результаты вступительного испытания (60 заданий) оцениваются по 100-бальной шкале.

Верный ответ на задания первого типа (40 заданий) оценивается в один балл. Верные ответы на задания второго (10 заданий) и третьего типа (10 заданий) оцениваются в три балла.

Интервал баллов 80-100 означает, что испытуемый показал высокий уровень владения учебно-программным материалом и понятийным аппаратом, ему свойственен аналитический подход к различным теоретическим направлениям биологии и методики обучения биологии и умение применять на практике теоретические знания.

Интервал баллов 60-79 означает, что испытуемый продемонстрировал достаточный объем знаний и справился с частью вопросов повышенного и высокого уровня сложности.

Интервал баллов 40-59 означает, что экзаменуемый обнаружил знания основного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы, допустив при этом погрешности и пробелы в некоторых областях.

Интервал баллов 0-39 означает, что испытуемый показал слабое владение материалом и допустил грубые ошибки в изложении теоретических вопросов.

5. Список рекомендуемой литературы

5.1. БИОЛОГИЯ

  1. Быков В.Л. Цитология и общая гистология (функциональная морфология клеток и тканей человека): учебник / В.Л. Быков. – СПб.: СОТИС, 2002 (2007). – 520 с.

  2. Варфоломеев С.Д. Химическая энзимология. – М.: Академия, 2005. – 480с.

  3. Верещагина В.А. Основы общей цитологии. М.: Изд. центр «Академия», 2007. -169с.

  4. Воронин Н.С. Руководство к лабораторным занятиям по анатомии и систематики растений. – М.: Просвещение, 1981.-250 с.

  5. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии.- М.: 2003.-215 с.

  6. Георгиевский А.Г. Дарвинизм. Учебное пособие для студентов биологических и химических специальностей педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1985.- 237с.

  7. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003. -478с.

  8. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. - М.: Изд. центр «Академия», 2001.- 250 с.

  9. Камкин А.Г. Фундаментальная и прикладная физиология / А.Г. Камкин. – М.: Академия, 2004.

  10. Клетки / под ред. Б. Льюина и др.; пер. с англ. Серия «Лучший зарубежный учебник». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 951 с.

  11. Коничев А.С., Севастьянова Г.А. Молекулярная биология. М., Академия, 2005. - 400c.

  12. Курчанов Н.А. Генетика человека с основами общей генетики: Учебное пособие/ Н.А. Курчанов.- СПб.: Спецлит,2006.- 175 с.

  13. Кучеренко Н.Е., Бабинюк Ю.Д. и др. Биохимия. – Киев: Высшая школа, 1988.

  14. Ленинджер А. Биохимия. – М.: Мир, 1985.-200 с.

  15. Мушкамбаров Н.Н. Молекулярная биология / Н.Н. Мушкамбаров, С.Л. Кузнецов. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 536 с.

  16. Общая и молекулярная генетика/И.Ф. Жимулев; под. ред. Е.С. Беляева, А.П. Акифьева. – 4-е изд.,стер. – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во,2007. – 479 с.

  17. Северцов А.С. Теория эволюции.М.:Изд.центр «Владос», 2005.- 240 с.

  18. Смирнов В. М. Физиология человека / В.М. Смирнов. – М.: Медицина, 2002.

  19. Фаллер Д.М. Молекулярная биология клетки / Д.М. Фаллер, Д. Шилдс. – М.: «Издательство БИНОМ», 2006. – 256 с.

  20. Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: «Медицина», 2007.

  21. Ченцов Ю.С. Введение в клеточную биологию / Ченцов Ю.С. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2004. – 495 с.

  22. Ченцов Ю.С. Цитология с элементами целлюлярной патологии / Ю.С. Ченцов. – М.: Издательство «Медицинское информационное агентство», 2010. – 368 с.

  23. Шевченко В.А., Топорнина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека. М.: Изд. центр «Владос», 2002. -240с.

  24. Элиот В., Элиот Д.: Биохимия и молекулярная биология.-М.: НИИ Биомедицинской химии РАМН , 2003.- 375с.

  25. Яблоков А.В., Юсуфов А.М. Эволюционное учение. – М.: Просвещение, 1981.-210 с.

5.2. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Основная литература

  1. Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии/ Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская - М.: Просвещение, 1985. - 384 с.

  2. Зверев, И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии/ И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова.-М.: Просвещение, 1985. - 191 с.

  3. Никишов, А.И. Теория и методика обучения биологии/ А.И. Никишов.- М.: КолосС, 2007. – 304 с.

  4. Методика преподавания биологии / Ручин А.Б., Якунчев М.А., Волкова О.Н., Аксенова О.Н., Колмыкова Т.С.- М.: Академия, 2008.- 320 с.

  5. Пономарева,И.Н. Общая методика обучения биологии/ И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова - М.: Академия, 2003. - 272 с.

  6. Трайтак, Д.И. Проблемы методики обучения биологии/ Д.И. Трайтак – М.: Мнемозина,2002. – 304 с.

Дополнительная литература

  1. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютера/ В.П. Беспалько. – М.: Изд-во МПЭИ, 2002. – 352 с.

  2. Биологический эксперимент в школе: Книга для учителя /А.В. Бинас и др. - М.: Просвещение, 1990. - 190 с.

  3. Воронина, Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ / Г.А. Воронина.- М.: Айрис-пресс,2006.- 128 с.

  4. Гуляева, С.П. Портфолио: рекомендации по созданию и использованию в предпрофильной подготовке / С.П. Гуляева.- Новокузнецк: ИПК, 2005.- 73 с.

  5. Кейран, Л.Д. Структура методики обучения как науки: На основе анализа методики обучения биологии. - М.: Педагогика, 1978. - 168 с.

  6. Конюшко, З.С. Как подготовить урок биологии/З.С. Конюшко. - Минск: Нар. Асвета, 1988. - 110 с.

  7. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в обучении биологии/ В.Н. Максимова, Н.В. Груздева. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.

  8. Научно-методический журнал «Биология в школе»

  9. Оценка качества подготовки выпускников основной и средней школы по биологии. - М.: Дрофа, 2000

  10. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухоркина.- М.: Академия,2002.- 272 с.

  11. Программно-методические материалы. Биология. 6-11 кл./Сост. В.С. Кучменко. - М.: Дрофа, 1999. - 160 с.

  12. Пугал, Н.А. Кабинет биологии/ Н.А. Пугал, Д.И. Трайтак - М.: Владос, 2000. - 192 с.

  13. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/ Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

  14. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии /Резникова В.З., Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Иванова Т.В. - М.: Просвещение, 1997. - 151 с.

  15. Школьные учебники по биологии



Авторы – составители:
Декан факультета, доктор биологических наук, профессор С.Г. Левина

Зав. кафедрой анатомии, физиологии человека и животных доктор биологических наук, профессор Д.З. Шибкова

Зав. кафедрой ботаники, экологии и МПБ, кандидат педагогических наук, доцент Г.А. Уфимцева

Профессор кафедры ботаники, экологии и МПБ, кандидат педагогических наук В.В. Латюшин

Профессор кафедры анатомии, физиологии человека и животных, доктор биологических наук Н.В. Ефимова

Профессор кафедры анатомии, физиологии человека и животных, доктор биологических наук Ю.Г. Ламехов

Доцент кафедры ботаники, экологии и МПБ, кандидат педагогических наук Е.А. Ламехова

Доцент кафедры анатомии, физиологии человека и животных, кандидат биологических наук Л.А. Рязанова



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного испытания в магистратуру iconПрограмма вступительного испытания "Юриспруденция"
ПРОГРАММА вступительного испытания для поступающих в магистратуру по направлению подготовки Юриспруденция
Программа вступительного испытания в магистратуру iconПрограмма вступительного испытания в 2012 году по иностранному языку...
Вступительное испытание в магистратуру будет проводиться по английскому, немецкому и французскому языкам
Программа вступительного испытания в магистратуру iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру направлениЕ 050100...
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки «050100 – Педагогическое образование», магистерская программа...
Программа вступительного испытания в магистратуру iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру для лиц, поступающих...
Программа предназначена для поступающих в магистратуру мгпу по программе «Русский язык как неродной теория и методика»
Программа вступительного испытания в магистратуру iconМетодика проведения вступительного испытания в магистратуру по направлению...
...
Программа вступительного испытания в магистратуру iconПрограмма вступительного испытания для поступающих в магистратуру по направлению подготовки
Устав образовательного учреждения. (Наличие и правильность оформления раздела по охране труда)
Программа вступительного испытания в магистратуру iconПрограмма вступительного испытания для поступающих в магистратуру по направлению подготовки
Устав образовательного учреждения. (Наличие и правильность оформления раздела по охране труда)
Программа вступительного испытания в магистратуру iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру направление «050100...
...
Программа вступительного испытания в магистратуру iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру для лиц, поступающих...
Срок освоения магистерской программы составляет 2 года, что соответствует очной форме обучения
Программа вступительного испытания в магистратуру iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания в форме собеседования...
«Педагогическое образование (Физическая культура: информационные технологии в физической культуре и спорте)»
Программа вступительного испытания в магистратуру iconПрограмма вступительного испытания для поступающих в магистратуру по направлению подготовки
Международное частное право: Рабочая учебная программа и вопросы к экзамену / Авт сост. Максимова Т. А. г. Калининград: мфюа, 2012....
Программа вступительного испытания в магистратуру iconПрограмма вступительного испытания для поступающих в магистратуру по направлению подготовки
Цель данных методических указаний – помочь студентам в организации самостоятельного изучения материала, предусмотренного программой...
Программа вступительного испытания в магистратуру iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания в форме собеседования...
Программа и правила проведения вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в Удмуртский государственный...
Программа вступительного испытания в магистратуру iconПротокол № от 2013г. Программа вступительного испытания по дисциплине
Рап и имеет своей целью выявление и объективную оценку уровня специальной подготовки поступающих в магистратуру относительно общих...
Программа вступительного испытания в магистратуру iconПрограмма проведения вступительного испытания по предмету «русский...
Русский язык – серьёзный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание...
Программа вступительного испытания в магистратуру iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск