МЕТОДИКА
проведения вступительного испытания в магистратуру по направлению Педагогика
( специализированная магистерская программ Раннее обучение иностранному языку в сфере межкультурной коммуникации) 1. Для лиц, имеющих педагогический диплом, вступительные испытания проводятся в устной форме (собеседование по теме магистерской диссертации). 2. Для лиц, имеющих диплом не по педагогический специальности, вступительные испытания проводятся в два этапа:
1 этап – собеседование по одному из вопросов методики преподавания ИЯ.
2 этап – собеседование по теме магистерской диссертации. Процедура собеседования та же, что и для педагогов. Зачисление в магистратуру проводится по результатам собеседования Собеседование В процессе собеседования поступающий:
- называет тему будущей магистерской диссертации. Тему можно выбрать из предлагаемой примерной тематики или предложить свою; в этом случае тему необходимо предварительно согласовать с будущим научным руководителем, руководителем магистерской программы или лицом, его заменяющим;
- представляет развернутый план исследования, включающий предварительные формулировки цели, задач, объекта, предмета и методов исследования, обоснование актуальности и новизны; содержание исследовательских глав (исследовательской главы). Критерии оценивания собеседования
Актуальность и обоснование выбора темы.
Аргументированность и четкость плана предполагаемого исследования.
Владение основными теоретическими понятиями в аспекте выбранной темы.
Обоснование методов и /или методик проведения исследования.
Обоснованность и системность источников, выбранных в качестве материала исследования.
Качество публичного выступления (точность, последовательность, логичность изложения).
Наличие презентации или демонстрационных материалов.
Полнота ответов на вопросы по теме исследования.
Наличие на момент поступления в магистратуру тезисов, статей или выступлений на научных конференциях в аспекте исследования.
Возможность практического использования результатов планируемого исследования.
Каждый критерий оценивается 0-3 баллами, итоговая оценка за собеседование равна сумме баллов по всем критериями.
ПРОГРАММА
вступительного испытания по дошкольной педагогике и психологии
(магистерская программа «Раннее обучение иностранному языку в сфере межкультурной коммуникации») Вступительные испытания проводятся в устной форме.
Содержание программы
Вопросы для собеседования для поступления на магистерскую программу «Раннее обучение иностранному языку в сфере межкультурной коммуникации»
Методика обучения иностранным языкам, ее предмет и задачи, связь с другими науками.
Подходы, методы и приемы в обучении иностранным языкам.
Связь методики с дидактикой.
Лингвистика, как одна из базовых наук методики обучения иностранным языкам.
Психология и психолингвистика, как базовые науки методики обучения иностранным языкам.
Принципы обучения иностранным языкам (дидактические, общеметодические, частнометодические).
Проблема навыков и умений в процессе обучения иностранным языкам.
Основные проблемы обучения лексике.
Основные проблемы обучения грамматике.
Основные проблемы обучения произносительной стороны речи.
Обучение аудированию.
Обучение говорению (монологическая - диалогическая речь).
Обучение чтению. Виды чтения.
Обучение письменной речи.
Проблемы обучения межличностному общению.
Проблемы обучения переводу. Виды перевода.
Роль технических средств в обучении иностранным языкам.
Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам.
Роль и место дистанционного обучения при овладении иностранным языком.
Проблемы контроля знаний, навыков и умений в процессе обучения иностранному языку. Виды, функции и цели контроля.
Тестирование, как форма контроля в процессе обучения иностранным языкам.
Индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении иностранным языкам.
Формирование коммуникативной компетентности как стратегическая задача обучения иностранным языкам
Характеристика современных методов обучения иностранным языкам.
Лингвострановедение: лингвистический и методический аспекты.
Культуроведение, как один из аспектов обучения иностранным языкам: обучение в контексте диалога культур.
Проблемы обучения межкультурной коммуникации.
Прямые методы в истории обучения иностранным языкам.
Переводные методы в истории обучения иностранным языкам
Коммуникативный метод, как один из ведущих в обучении иностранным языкам. Его основные характеристики.
Личностно- деятельностный подход в обучении иностранным языкам.
Пути повышения эффективности обучения иностранному языку.
Система упражнений в обучении иностранным языкам. Типология упражнений.
Основные направления развития современной методики обучения иностранным языкам (модернизация российского образования, Болонский процесс).
Роль самостоятельной работы в овладении иностранным языком.
Основные проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку.
Рекомендуемая литература для подготовки к собеседованию: Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат - М., 2000.
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). – СПб: «Златоуст», 1999. – 472 с.
Борзова Е.В. Урок иностранного языка в старших классах средней школы: Учебное пособие. – Петрозаводск: КГПУ, 2001. – 100 с.
Дикая Н.А. Внедрение технологии критического мышления посредством чтения и письма на уроках иностранного языка в средней школе.//Лингвистика и методика обучения иностранным языкам: Сборник научных трудов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – Выпуск 2.- С.42 – 48.
Еремин Ю.В. Педагогическое общение в условиях урока иностранного языка как отражение уровня профессиональной подготовки учителя.// Лингвистика и методика обучения иностранным языкам: Сборник научных трудов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – Выпуск 2.- С.48 – 55.
Мгвеладзе М.В. Комплексность в методике преподавания иностранных языков. Лингвистика и методика обучения иностранным языкам: Сборник научных трудов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – С.88 – 94.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.. 1998.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ №2,3, 2000.
Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. // Наука и школа. №4. 1997.
Учебник – ученик – учитель. Всероссийская научно-практическая конференция. Материалы конференции. М., 2003. – 358 с.
Полилова Т.А., Пономарева В.В. Внедрение компьютерных технологий в преподавании иностранных языков. // ИЯШ №6, 1997.
Мильруд Р.П. О проблеме центрированного на ученике подхода к обучению иностранным языкам в России. // ИЯШ №6, 1997.
Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций. // ИЯШ №5, 1998.
Дмитриева Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети Internet. // ИЯШ №1, 1998.
Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка. // ИЯШ №4, 1999.
Дмитриева Е.И. О перспективах и возможностях дистанционного обучения иностранным языкам с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей. // ИЯШ №2, 1997.
Английский язык. Современные методы обучения/А.В. Конышева.- Минск: ТетраСистемс, 2007. – 352 с.
Современные теории и методы обучения иностранным языкам. – М.:Издательство «Экзамен», 2006. – 381 с.
Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия/Сост. А.А. Леонтьев. М.: Рус. яз., 1991.
Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе (2-е изд., дораб.) М.: Просвещение, 1988.
Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке. М.: Просвещение, 1983.
Воровщиков С.Г. Учебно – познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент. Монография. – АПК и ППРО, 2006.-160 с.
Современная гимназия: взгляд теоретика и практика. Под ред. Е.С.Полат - М., 2000
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972.
Махмутов М.И. проблемное обучение. - М., Педагогика, 1995.
Стояновский А.М., Пассов Е.И. Использование ситуаций в процессе коммуникативного обучения иноязычному общению. // ИЯШ №4, 1990.
Бухаркина М.Ю. Мультимедийный учебник: что это? // ИЯШ №4, 2001.
Ушакова С.В. Компьютер на уроках иностранного языка. // ИЯШ №5, 1997.
Платонова Н.А. Интернет на уроках немецкого языка. // ИЯШ №4, 1999.
Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку. // ИЯШ №3, 1991.
Колкер Я.М., Устинова Е.С. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого? // ИЯШ №1, 2000.
Перечень рекомендуемых пособий:
Борзова Е.В. Урок иностранного языка в старших классах средней школы: Учебное пособие. – Петрозаводск: КГПУ, 2001. – 100 с.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 192 с. (Метод. биб-ка).
Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. – М.: АРКТИ, 2002. – 176 с. Метод. биб-ка).
Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам: Учеб. пособие для вузов/ Соловова Е.Н. –М.: Просвещение, 2004. – 192 с.
Практический курс методики преподавания иностранных языков: Учеб. пособие/ П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева, И.М. Андреасян, А.Ф. Будько, И.В. Чепик. – 3-е изд., дополн. и перераб. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 288 с.
Методики обучения иностранным языкам в средней школе: (Отв. Ред. М.К. Колкова) – СПб.: КАРО, 2006. – 224 с. – (Модернизация общего образования).
Обучение иностранным языкам: (отв. ред. М.К. Колкова) – СПб.: КАРО, 2003. – 320 с. – (Материалы для специалиста образовательного учреждения).
Teaching English Through English. A Course in Classroom Language and Techniques. – Jane Willis.- Longman. -190 p.
Learning Teaching. A Guidebook for English Language Teachers. – Jim Scrivener. – Heinemann. - 216 p.
Teaching Practice Handbook. – Roger Gower, Diane Phillips, Steve Walters. – Macmillan Books for Teachers. - 214 p.
The Teaching Knowledge Test Course. – Mary Spratt, Alan Pulverness, Melanie Williams. – Cambridge University Press. – 186 p.
Темы магистерских диссертаций по направлению «Педагогика: Раннее обучение иностранному языку в сфере межкультурной коммуникации »
Рук-тель: кандидат педагогических наук, доцент Смага А. А.
Особенности интеллектуального развития детей дошкольного возраста в билингвальной среде.
Рук-тель: кандидат педагогических наук, доцент
Психолого-педагогические и методические условия эффективности обучения ИЯ детей дошкольного и младшего школьного возраста
Рук-тель: кандидат педагогических наук, доцент
Особенностей формирования социокультурной компетенции дошкольников и младших школьников средствами ИЯ.
Содержания обучения ИЯ, позволяющего формировать у детей позитивное отношение к культуре другого народа.
Рук-тель: кандидат педагогических наук, доцент
Условий реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения ИЯ на раннем этапе.
Содержания обучения ИЯ, позволяющего формировать у детей позитивное отношение к культуре другого народа.
Педагогические технологии в дошкольном иноязычном образовании.
Вопросы организации и методического обеспечения раннего обучения чтению на занятиях ИЯ.
5. Особенности усвоения ИЯ на ранней ступени.
6. Языковой портфель как средство рефлексивного обучения ИЯ на начальном этапе. |