МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный университет»
Рубцовский институт (филиал)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ
Специальность - 080111.65 Маркетинг
Форма обучения – очная, заочная
Кафедра – менеджмента
Рубцовск - 2011
При разработке учебно-методического комплекса по дисциплине в основу положены: 1) ГОС ВПО по специальности 080111.65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта 2000 г., 202 ЭК/СП 2) Учебный план по специальности 080111.65 Маркетинг, утвержденный Ученым советом РИ (филиала) АлтГУ от «23» мая 2011г., протокол № 12. Учебно-методический комплекс по дисциплине одобрен на заседании кафедры менеджмента от «22» июня 2011г., протокол №10.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В курсе «Международный маркетинг» рассматриваются основные вопросы организации маркетинговой деятельности за рубежом: среда международного маркетинга, выбор международного рынка, способы проникновения на зарубежные рынки, особенности комплекса маркетинга. Цели освоения дисциплины:
Цель дисциплины – формирование системы теоретических знаний, необходимых для глубокого понимания сути и особенностей международного маркетинга и определения стратегий адаптации предприятия к особенностям международных рынков.
Задачи дисциплины:
- формирование знаний о содержании и развитии сферы международного маркетинга, масштабы его развития;
иметь представление об особенностях современного этапа развития международного маркетинга обусловленного современной концепцией глобализации, о перспективах развития международного маркетинга;
представление о мировом рынке и области применения международного маркетинга;
владеть методическими разработками по проведению маркетинговых исследований на международном рынке;
уметь использовать систему знаний о международном маркетинге для решения практических задач, связанных с эффективной деятельностью организаций;
осуществлять аналитические исследования, необходимые для повышения эффективной деятельности организаций на международном рынке.
Дисциплина «Международный маркетинг» относится к циклу ДС.Ф.05. Дисциплина специализации. Федеральный компонент.
Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данного курса: «Основы маркетинга», «Маркетинговые исследования», «Коммерческая деятельность», «Ценообразование», «Мировая экономика» «Поведение потребителей», «Маркетинговые коммуникации».
Программа предусматривает различные формы работы со студентами: проведение лекционных занятий и семинарских занятий, в качестве промежуточного контроля знаний написание контрольных работ.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (распределение часов курса по разделам и видам работ)
Очная форма обучения
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование тем
| Максимальная нагрузка студентов, час.
| Количество аудиторных часов при очной форме обучения
| Самостоятельная работа студентов, час.
| Лекции
| Семинары
| Лабораторные работы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ДЕ 1 Теоретические основы международного маркетинга (40 баллов)
| 1. Сущность международного маркетинга.
| 12
| 4
| 2
|
| 8
| 2. Международная среда.
| 12
| 4
| 2
|
| 8
| 3. Международная культурная среда.
| 16
| 4
| 6
|
| 6
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| ДЕ 2 Управленческие решения в сфере международного маркетинга (60 баллов)
| 4. Маркетинговые исследования на мировых рынках.
| 12
| 4
| 1
|
| 7
| 5. Особенности сегментации. Выбор зарубежных рынков.
| 14
| 4
| 1
|
| 9
| 6. Стратегии выхода на зарубежные рынки.
| 16
| 4
| 2
|
| 10
| 7. Структура комплекса международного маркетинга.
| 18
| 6
| 6
|
| 8
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| Итоговый контроль
| Экзамен 40 баллов
| Итого часов
| 100
| 30
| 20
|
| 50
| Заочная форма обучения
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование тем
| Максимальная нагрузка студентов, час.
| Количество аудиторных часов при заочной форме обучения
| Самостоятельная работа студентов, час.
| Лекции
| Семинары
| Лабораторные работы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ДЕ 1 Теоретические основы международного маркетинга
| 1. Сущность международного маркетинга.
| 12
| 2
| 1
|
| 9
| 2. Международная среда.
| 12
| 2
| 1
|
| 9
| 3. Международная культурная среда.
| 16
|
| 2
|
| 14
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| ДЕ 2 Управленческие решения в сфере международного маркетинга
| 4. Маркетинговые исследования на мировых рынках.
| 12
| 2
| 1
|
| 9
| 5. Особенности сегментации. Выбор зарубежных рынков.
| 14
| 2
| 1
|
| 11
| 6. Стратегии выхода на зарубежные рынки.
| 16
| 2
| 2
|
| 12
| 7. Структура комплекса международного маркетинга.
| 18
| 2
| 4
|
| 12
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| Итоговый контроль
| Экзамен
| Итого часов
| 100
| 12
| 12
|
| 76
| 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
(дидактические единицы) 3.1 Обязательный минимум содержания образовательной программы (выписка из ГОС)
Сущность международного маркетинга. Международная среда. Глобализация экономики и стратегии международного развития. Маркетинговые исследования на мировых рынках. Особенности сегментации. Стратегии выхода на зарубежные рынки. Деятельность транснациональных корпораций (ТНК). Прямые иностранные инвестиции как инструмент конкуренции на международном рынке. Товарные стратегии в международном маркетинге. Системы товародвижения в международном маркетинге. Международные коммуникационные стратегии. Ценообразование в международном маркетинге. 3.2 Содержание разделов учебной дисциплины ДЕ 1 Теоретические основы международного маркетинга Тема 1 Сущность международного маркетинга.
Аудиторное изучение:
Понятие и сущность международного маркетинга. Этапы развития международного маркетинга. Уровни применения международного маркетинга: неявный международный маркетинг; эпизодический; регулярный; преобладающий; глобальный.
Процесс принятия решения о выходе на международные рынки: основные этапы.
Глобализация экономики и стратегии международного развития. Сущность и виды стратегий международного развития. Стратегия многонациональной компании с зарубежными филиалами (многострановая). Стратегия международная. Стратегия глобальная. Стратегия ТНК.
Самостоятельное изучение:
Особенности современной мировой экономики.
Деятельность транснациональных корпораций (ТНК). Тема 2. Международная среда.
Аудиторное изучение:
Понятие международной маркетинговой среды. Изучение среды международного маркетинга. Международная макросреда, мезосреда, микросреда.
Экономическая среда. Система международной торговли. Всемирная торговая организация.
Политическая среда как компонент международной маркетинговой среды.
Правовая среда как компонент международной маркетинговой среды.
Социально-культурная среда международного маркетинга.
Понятие культуры. Элементы культурной среды.
Самостоятельное изучение:
Классификация культур по Э. Холлу.
Типология культур по Г. Хофштеде. Тема 3 Международная культурная среда.
Аудиторное изучение:
Соединенные Штаты Америки: особенности деловой культуры. Германия: особенности деловой культуры. Китай: особенности деловой культуры. Швеция особенности деловой культуры.
Самостоятельное изучение:
Япония: особенности деловой культуры. Мексика: особенности деловой культуры. Великобритания: особенности деловой культуры. ДЕ 2 Управленческие решения в сфере международного маркетинга Тема 4 Маркетинговые исследования на мировых рынках.
Аудиторное изучение:
Международное маркетинговое исследование: исследование международного рынка и изучение собственного потенциала предприятия в сравнении с требованиями рынка и потенциалом имеющихся на рынке конкурентов. Этапы проведения международного маркетингового исследования.
Самостоятельное изучение:
Особенности проведения международных маркетинговых исследований Тема 5 Особенности сегментации. Выбор зарубежных рынков.
Аудиторное изучение:
Особенности сегментации. Подходы к международной сегментации: идентификация стран со спросом на схожие товары; идентификация сегментов, присутствующих во всех или во многих странах; выход на различные сегменты в различных странах с одним и тем же товаром.
Процедура выбора внешнего рынка. Процесс выбора внешнего рынка.
Самостоятельное изучение:
Ранжирование рынков в соответствии с критериями емкости рынка, динамики спроса, доступности рынка и уровня конкуренции.
Субъективный, реактивный и научный подходы к выбору зарубежных рынков. Тема 6. Стратегии выхода на зарубежные рынки.
Аудиторное изучение:
Стратегии выхода на международный рынок. Экспорт (прямой и косвенный). Совместная предпринимательская деятельность (лицензирование, управление по контракту, подрядное производство, совместное предприятие). Прямое инвестирование за рубежом. Содержание, достоинства и недостатки.
Прямые иностранные инвестиции как инструмент конкуренции на международном рынке.
Самостоятельное изучение:
Выбор стратегии выхода на международный рынок.
Франчайзинг: особенности, достоинства, недостатки. Тема 7. Структура комплекса международного маркетинга.
Аудиторное изучение:
Товарные стратегии в международном маркетинге. Товарная политика на международном рынке.
Международные коммуникационные стратегии.
Системы товародвижения в международном маркетинге. Особенности товародвижения на международных рынках. Структура международных систем распространения. Преимущества и недостатки различных каналов товародвижения на международном рынке.
Ценообразование в международном маркетинге. Особенности ценообразования на международном рынке.
Выработка ценовой политики фирмы при выходе на международный рынок. Стратегии ценообразования при выходе на международный рынок.
Самостоятельное изучение:
Особенности международной рекламы, паблик рилейшенз, стимулирования сбыта, личных продаж.
Виды мировых цен. Цена и ценовая политика в международном маркетинге
3.3 Содержание семинарских занятий Содержание семинарских занятий для очной формы обучения Семинар 1 Сущность международного маркетинга.
Понятие и сущность международного маркетинга.
Основные особенности современной мировой экономики. Глобализация экономики и стратегии международного развития.
Процесс принятия решения о выходе на международные рынки.
Деятельность транснациональных корпораций.
Семинар 2. Международная среда.
Понятие международной маркетинговой среды.
Экономическая среда. Система международной торговли.
Политическая среда как компонент международной маркетинговой среды.
Правовая среда как компонент международной маркетинговой среды.
Социально-культурная среда международного маркетинга.
Семинар 3 Международная культурная среда.
Соединенные Штаты Америки: особенности культуры.
Германия: особенности деловой культуры.
Китай: особенности деловой культуры.
Япония: особенности деловой культуры.
Семинар 4 Международная культурная среда.
Мексика: особенности деловой культуры.
Великобритания: особенности деловой культуры.
Швеция: особенности деловой культуры.
Семинар 5 Контрольная работа Семинар 6. Маркетинговые исследования на мировых рынках Особенности сегментации. Выбор зарубежных рынков.
Международное маркетинговое исследование: этапы проведения.
Особенности проведения международных маркетинговых исследований.
Особенности сегментации в международном маркетинге.
Процедура выбора зарубежного рынка.
Семинар 7 Стратегии выхода на зарубежные рынки.
Стратегии выхода на международный рынок: экспорт.
Стратегии выхода на международный рынок: совместная предпринимательская деятельность.
Стратегии выхода на международный рынок: прямое инвестирование за рубежом.
Выбор стратегии выхода на международный рынок.
Семинар 8. Структура комплекса международного маркетинга.
Товарная политика на международном рынке. Товарные стратегии в международном маркетинге.
Международные коммуникационные стратегии.
Особенности международной рекламы, паблик рилейшенз, стимулирования сбыта, личных продаж.
Системы товародвижения в международном маркетинге. Структура международных систем распространения.
Преимущества и недостатки различных каналов товародвижения на международном рынке.
Семинар 9. Структура комплекса международного маркетинга.
Ценообразование в международном маркетинге. Виды мировых цен.
Выработка ценовой политики фирмы при выходе на международный рынок.
Стратегии ценообразования при выходе на международный рынок.
Семинар 10 Контрольная работа.
Содержание семинарских занятий для заочной формы обучения Семинар 1 Сущность международного маркетинга. Международная среда.
Понятие и сущность международного маркетинга.
Основные особенности современной мировой экономики. Глобализация экономики и стратегии международного развития.
Процесс принятия решения о выходе на международные рынки.
Деятельность транснациональных корпораций.
Понятие международной маркетинговой среды.
Экономическая среда. Система международной торговли.
Политическая среда как компонент международной маркетинговой среды.
Правовая среда как компонент международной маркетинговой среды.
Культурная среда как компонент международной маркетинговой среды.
Семинар 2 Международная культурная среда.
Соединенные Штаты Америки: особенности культуры.
Германия: особенности деловой культуры.
Китай: особенности деловой культуры.
Япония: особенности деловой культуры.
Мексика: особенности деловой культуры.
Великобритания: особенности деловой культуры.
Швеция: особенности деловой культуры.
Контрольная работа
Семинар 3. Маркетинговые исследования на мировых рынках Особенности сегментации. Выбор зарубежных рынков.
Международное маркетинговое исследование: этапы проведения.
Особенности проведения международных маркетинговых исследований.
Особенности сегментации в международном маркетинге.
Процедура выбора зарубежного рынка.
Семинар 4 Стратегии выхода на зарубежные рынки.
Стратегии выхода на международный рынок: экспорт.
Стратегии выхода на международный рынок: совместная предпринимательская деятельность.
Стратегии выхода на международный рынок: прямое инвестирование за рубежом.
Выбор стратегии выхода на международный рынок.
Семинар 5. Структура комплекса международного маркетинга.
Товарная политика на международном рынке. Товарные стратегии в международном маркетинге.
Международные коммуникационные стратегии.
Особенности международной рекламы, паблик рилейшенз, стимулирования сбыта, личных продаж.
Системы товародвижения в международном маркетинге. Структура международных систем распространения.
Преимущества и недостатки различных каналов товародвижения на международном рынке.
Ценообразование в международном маркетинге. Виды мировых цен.
Выработка ценовой политики фирмы при выходе на международный рынок.
Стратегии ценообразования при выходе на международный рынок.
Семинар 6 Контрольная работа.
|