Скачать 79.43 Kb.
|
ТЕМА УРОКА: КОЛЕБАТЕЛБНОЕ ДВИЖЕНИЕ. ВЕЛИЧИНЫ ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ КОЛЕБАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ. Цель урока:
Методы обучения: беседа, сообщение учителя, демонстрация опыта, наблюдение, обобщение наблюдения. Тип урока: изучение нового материала. Технология: ИКТ. Оборудование: демонстрационное: шарик на нити, груз на пружине, сосуд с вязкой жидкостью (растительное масло), компьютер с проектором, штативы, секундомеры, линейка, циркуль, шарик с нитью. Структура урока:
Ход урока 1. Организационный момент. Презентация. Добрый день! Я рада всех вас видеть и желаю каждому хорошего настроения, а оно начинается с улыбки. Когда мы улыбаемся, Мы самоисцеляемся И с силой наполняется, Дарующей успех. Поработаем, ребята, сегодня для ума и души. 2. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока. О чем идет речь, вы узнаете, разгадав кроссворд, по вертикали которого прочитается тема урока. Вопросы к кроссворду: 1. Физическая величина, характеризующая быстроту движения.
2. Физическая векторная величина, равная изменению скорости с течением времени?
3. Характеристика взаимодействия тел.
4. Физическая векторная величина, измеряющаяся в метрах.
5. Как называется падение тел под действием силы тяжести?
6. В каких единицах измеряют углы?
7. Изменение положения тела в пространстве с течением времени называется…
8. Явление, возникающее между двумя соприкасающимися телами.
9. Физическая величина, единицами измерения которой является век, год.
Назовите мне ключевое слово – Колебания. Запишите тему урока. Начнем мы работу со строк Николая Заболоцкого: Рожденный пустыней, Колеблется звук, Колеблется синий, На ветке паук. Колеблется воздух Прозрачен и чист, В сияющих звездах Колеблется лист. (Формулируется цель урока.) 3. Изложение нового материала. Примеры колебательного движения р.№1 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc79a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_1.swf Условия возникновения колебаний №2 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4a3528af-d944-4048-a0f1-9f93157d6f63/9_10.swf Учитель: Рассмотрите примеры движений и скажите, пожалуйста, что общего в этих движениях. Учащиеся: повторение. Учитель: Правильно. Как можно назвать эти движения? Учащиеся: колебания. Учитель: Все эти тела совершают периодически повторяющиеся движения около неподвижной точке, т.е. колеблются. Приведите свои примеры колебательного движения. Учащиеся приводят примеры колеблющихся тел из демонстраций, которые они наблюдали и из окружающей жизни. Учитель: Демонстрация: (тело на нити) Назовите мне тела, которые участвуют в колебаниях. Учащиеся дают ответы. Учитель: Система тел, способная совершать колебания называется колебательной системой. Примерами колебательной системы является маятник. Маятники бывают двух видов: нитяной и пружинный. Учитель: Демонстрация: пружинного и нитяного маятника. Учащимся предлагается привести в колебание математической и пружинный маятники, находящиеся у них на столах. Учитель: Что необходимо сделать, чтобы маятники начали совершать колебания? Учащиеся: подействовали силой. Учитель: Для того, чтобы система совершала колебания, необходимо наличие внешней силы, выводящей тело из положения равновесия. Демонстрация: Я отклоняю шарик на нити, но не отпускаю. На шарик действует сила, но колебаний нет. Почему? Учащиеся: Нужна сила, которая будет возвращать тело в положение равновесия. Учитель: Как вы думаете, как будет ввести себя маятник, если его поместить в масло или глицерин? Учащиеся: Колебания сразу прекратятся, т.к. возникает большое сопротивление движению. Учитель: Так, какие условия необходимо создать, чтобы возникали и существовали механические колебания:
Учитель: В зависимости, какие силы действую на тело различают свободные и вынужденные колебания. Свободные – это колебания, происходящие под действием внутренних сил. Вынужденные – это колебания, происходящие под действием внешних сил. Учитель: Как и любое движение, колебательное движение характеризуется рядом величин. Основными такими величинами при колебательном движении являются: период, частота и амплитуда. Учитель: Таким образом, мы изучили колебательное движение и рассмотрели величины, характеризующие колебательное движение. Тогда проведем закрепление пройденного материала. 4. Закрепление нового материала. ЗАДАЧИ. 1. Определить период и частоту материальной точки, совершающей 50полных колебаний за 20 с. 2. Сколько колебаний совершит материальная точка за 5с при частоте колебаний 440 Гц. Перед классом ставится задача: выяснить, от чего зависит период колебаний математического маятника. Разбивается класс на 3 группы «экспериментаторов». Каждая группа получает задание: ^ Задание для группы 1. Определить опытным путем зависит ли период колебаний математического маятника от его массы. Оборудование: штатив с муфтой, нить, набор грузов, секундомер.
^ Задание для группы 2. Определить, зависит ли период колебаний математического маятника от амплитуды колебаний. Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, транспортир, секундомер.
^ Задание для группы 3. Определить, зависит ли период колебаний математического маятника от его длины. Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, сантиметровая лента, секундомер.
Далее, один из учащихся каждой группы рассказывает о проведенных опытах и записывает результаты опытов на доске в таблицу: Учащиеся самостоятельно приходят к выводу: период колебаний математического маятника не зависит от массы тела, не зависит от амплитуды колебаний, а зависит только Задача http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ffc977af-09a2-34aa-b344-52cbe31d25cd/00119651173856454.htm Задача http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9c43690b-7bd7-4e21-9d8e-4ac0814a390f/145.swf 5.Домашнее задание: §24- 26, упр. 24 (2, 3, 4) 6. Итог урока. Выставление оценок за работу в классе. “ Науку все глубже постигнуть стремись, Познанием вечного жаждой тянись Лишь первых познаний блеснет тебе свет, Узнаешь: предела для знания нет” Фирдоуси (персидский поэт). 7. Рефлексия. Ваше настроение на уроке: 1. Нет впечатлений 2. Хорошее 3. Плохое Литература: 1. Оснащение школы техническими средствами в современных условиях. Под ред. Л. С. Зазнобиной. – М.: УЦ «Перспектива», 2000. 2. Горлова Л.А. «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике» – М.: «ВАКО», 2006. 3. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика-9, М: «Дрофа», 2010 |
Урок в 9 классе на тему: «Величины, характеризующие колебательное движение» Модульный урок в 9 классе на тему: «Величины, характеризующие колебательное движение» | Урок географии в 6 классе по теме: «Движение вод Мирового океана» Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы | ||
Конспект урока колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные... Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы | Конспект урока колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные... Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Виды колебаний. Величины, характеризующие колебательное движение | На заседании шмс директор школы Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы | ||
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы | Тематический план лекций по курсу "Гистология, цитология, эмбриология" Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы | ||
Конспект занятия по художественному движению для детей с ограниченными возможностями здоровья Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы | Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение Составление... Виды движения. Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение. Криволинейное движение. Вращательное движение. Колебательное... | ||
Тема урока: Macromedia Flash. Анимация. Покадровая анимация Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы | Программа инновационной деятельности на период с 2012-2016 гг в рамках... Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы | ||
Конспект урока по математике проведенного 19. 03. 2009 в 4в классе ... | Тема. Реактивное движение Демонстрации: взаимодействие г-образной трубки с движущейся водой в ней, движение воздушного шарика при выходе воздуха из него, таблицы... | ||
Реактивное движение в природе и технике Реактивное движение движение, возникающее при отделении от тела с некоторой скоростью какой-либо его части | Урок по физике в 7 классе по теме «Механическое движение. Равномерное движение. Скорость» Оборудование: тележка, два бруска, видео «Механическое движение», компьютер, проектор, диск «Школа к и М» (7 класс) |