Колебателбное движение. Величины характеризующие колебательное движение





Скачать 79.43 Kb.
НазваниеКолебателбное движение. Величины характеризующие колебательное движение
Дата публикации16.07.2014
Размер79.43 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
ТЕМА УРОКА: КОЛЕБАТЕЛБНОЕ ДВИЖЕНИЕ. ВЕЛИЧИНЫ ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ КОЛЕБАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ.

Цель урока:

  • сформировать понятие механических колебаний, о его частоте, периоде и амплитуде; рассмотреть виды колебаний, их характеристики;

  • формировать умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала;

  • вырабатывать наблюдательность, навыки культуру проведения физического эксперимента, учить делать выводы по результатам, способствовать развитию самостоятельности;

  • умения применять свои знания для решения учебных задач различного характера;

  • прививать культуру умственного труда и интерес к предмету.

Методы обучения: беседа, сообщение учителя, демонстрация опыта, наблюдение, обобщение наблюдения.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: ИКТ.

Оборудование: демонстрационное: шарик на нити, груз на пружине, сосуд с вязкой жидкостью (растительное масло), компьютер с проектором, штативы, секундомеры, линейка, циркуль, шарик с нитью.
Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Изучение нового материала и закрепление.

  4. Закрепление изученного материала.

  5. Итог урока

  6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент. Презентация.

Добрый день! Я рада всех вас видеть и желаю каждому хорошего настроения, а оно начинается с улыбки.

Когда мы улыбаемся,
Мы самоисцеляемся
И с силой наполняется,
Дарующей успех.

Поработаем, ребята, сегодня для ума и души.

2. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока.

О чем идет речь, вы узнаете, разгадав кроссворд, по вертикали которого прочитается тема урока.

http://festival.1september.ru/articles/592552/img1.gif

Вопросы к кроссворду:

1. Физическая величина, характеризующая быстроту движения.

  • Назовите единицы измерения скорости.

  • С помощью какого прибора измеряют скорость?

2. Физическая векторная величина, равная изменению скорости с течением времени?

  • В каких единицах измеряется ускорение?

  • Какой буквой обозначается ускорение?

3. Характеристика взаимодействия тел.

  • Назовите виды сил?

  • С помощью какого прибора можно измерять силу?

4. Физическая векторная величина, измеряющаяся в метрах.

  • Что называется перемещением?

  • Какие единицы перемещения вы знаете?

5. Как называется падение тел под действием силы тяжести?

  • Чему равно ускорение свободного падения?

6. В каких единицах измеряют углы?

  • Какие единицы измерения углов вы знаете?

  • Каким приборам мы измеряем углы?

7. Изменение положения тела в пространстве с течением времени называется…

  • Назовите виды движения.

  • Что называется равномерным и неравномерными движением?

8. Явление, возникающее между двумя соприкасающимися телами.

  • Назовите виды трения?

  • Назовите способы уменьшения и увеличения трения?

9. Физическая величина, единицами измерения которой является век, год.

  • Назовите единицу измерения времени в системе СИ.

  • С помощью каких приборов измеряют время?

Назовите мне ключевое слово – Колебания.

Запишите тему урока. Начнем мы работу со строк Николая Заболоцкого:

Рожденный пустыней,
Колеблется звук,
Колеблется синий,
На ветке паук.
Колеблется воздух
Прозрачен и чист,
В сияющих звездах
Колеблется лист.

(Формулируется цель урока.)

3. Изложение нового материала.

Примеры колебательного движения р.№1 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc79a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_1.swf

Условия возникновения колебаний №2 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4a3528af-d944-4048-a0f1-9f93157d6f63/9_10.swf

Учитель: Рассмотрите примеры движений и скажите, пожалуйста, что общего в этих движениях.

Учащиеся: повторение.

Учитель: Правильно. Как можно назвать эти движения?

Учащиеся: колебания.

Учитель: Все эти тела совершают периодически повторяющиеся движения около неподвижной точке, т.е. колеблются. Приведите свои примеры колебательного движения.

Учащиеся приводят примеры колеблющихся тел из демонстраций, которые они наблюдали и из окружающей жизни.

Учитель: Демонстрация: (тело на нити) Назовите мне тела, которые участвуют в колебаниях.

Учащиеся дают ответы.

Учитель: Система тел, способная совершать колебания называется колебательной системой. Примерами колебательной системы является маятник. Маятники бывают двух видов: нитяной и пружинный.

http://festival.1september.ru/articles/592552/img2.gif

Учитель: Демонстрация: пружинного и нитяного маятника.

Учащимся предлагается привести в колебание математической и пружинный маятники, находящиеся у них на столах.

Учитель: Что необходимо сделать, чтобы маятники начали совершать колебания?

Учащиеся: подействовали силой.

Учитель: Для того, чтобы система совершала колебания, необходимо наличие внешней силы, выводящей тело из положения равновесия.

Демонстрация: Я отклоняю шарик на нити, но не отпускаю. На шарик действует сила, но колебаний нет. Почему?

Учащиеся: Нужна сила, которая будет возвращать тело в положение равновесия.

Учитель: Как вы думаете, как будет ввести себя маятник, если его поместить в масло или глицерин?

Учащиеся: Колебания сразу прекратятся, т.к. возникает большое сопротивление движению.

Учитель: Так, какие условия необходимо создать, чтобы возникали и существовали механические колебания:

  • колебательная система должна быть выведена из положения равновесия;

  • силы трения в системе должны быть малы.

Учитель: В зависимости, какие силы действую на тело различают свободные и вынужденные колебания.

Свободные – это колебания, происходящие под действием внутренних сил.

Вынужденные – это колебания, происходящие под действием внешних сил.

Учитель: Как и любое движение, колебательное движение характеризуется рядом величин. Основными такими величинами при колебательном движении являются: период, частота и амплитуда.

http://festival.1september.ru/articles/592552/img3.gifhttp://festival.1september.ru/articles/592552/img4.gif

Учитель: Таким образом, мы изучили колебательное движение и рассмотрели величины, характеризующие колебательное движение. Тогда проведем закрепление пройденного материала.

4. Закрепление нового материала.

ЗАДАЧИ.

1. Определить период и частоту материальной точки, совершающей 50полных колебаний за 20 с.
2. Сколько колебаний совершит материальная точка за 5с при частоте колебаний 440 Гц. 

Перед классом ставится задача: выяснить, от чего зависит период колебаний математического маятника. Разбивается класс на 3 группы «экспериментаторов». Каждая группа получает задание:

^ Задание для группы 1. Определить опытным путем зависит ли период колебаний математического маятника от его массы.
Оборудование: штатив с муфтой, нить, набор грузов, секундомер.

№ опыта

длина, м

масса, кг

период, с

1

1

 

 

2

1

 

 



^ Задание для группы 2. Определить, зависит ли период колебаний математического маятника от амплитуды колебаний. 
Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, транспортир, секундомер.

№ опыта

длина, м

амплитуда, м

период, с

1

1

 

 

2

1

 

 



^ Задание для группы 3. Определить, зависит ли период колебаний математического маятника от его длины. 
Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, сантиметровая лента, секундомер.


№ опыта

длина, м

масса, кг

период, с

1

 

0,1

 

2

 

0,1

 


Далее, один из учащихся каждой группы рассказывает о проведенных опытах и записывает результаты опытов на доске в таблицу:


Учащиеся самостоятельно приходят к выводу: период колебаний математического маятника не зависит от массы тела, не зависит от амплитуды колебаний, а зависит только

Задача http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ffc977af-09a2-34aa-b344-52cbe31d25cd/00119651173856454.htm

Задача http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9c43690b-7bd7-4e21-9d8e-4ac0814a390f/145.swf

 5.Домашнее задание: §24- 26, упр. 24 (2, 3, 4)

6. Итог урока. Выставление оценок за работу в классе.

“ Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой тянись
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет”
Фирдоуси (персидский поэт).

7. Рефлексия.

Ваше настроение на уроке:

1.        Нет впечатлений
2.        Хорошее
3.        Плохое

Литература:

1. Оснащение школы техническими средствами в современных условиях. Под  ред. Л. С. Зазнобиной. – М.: УЦ «Перспектива», 2000. 
2. Горлова Л.А. «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по  физике» – М.: «ВАКО», 2006. 
3. Перышкин А.В., Гутник

Е.М. Физика-9, М: «Дрофа», 2010

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Колебателбное движение. Величины характеризующие колебательное движение iconУрок в 9 классе на тему: «Величины, характеризующие колебательное движение»
Модульный урок в 9 классе на тему: «Величины, характеризующие колебательное движение»
Колебателбное движение. Величины характеризующие колебательное движение iconУрок географии в 6 классе по теме: «Движение вод Мирового океана»
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Колебателбное движение. Величины характеризующие колебательное движение iconКонспект урока колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные...
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Колебателбное движение. Величины характеризующие колебательное движение iconКонспект урока колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные...
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Колебателбное движение. Величины характеризующие колебательное движение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Виды колебаний. Величины, характеризующие колебательное движение
Колебателбное движение. Величины характеризующие колебательное движение iconНа заседании шмс директор школы
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Колебателбное движение. Величины характеризующие колебательное движение iconУчебно-методическое пособие к самостоятельной работе
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Колебателбное движение. Величины характеризующие колебательное движение iconТематический план лекций по курсу "Гистология, цитология, эмбриология"
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Колебателбное движение. Величины характеризующие колебательное движение iconКонспект занятия по художественному движению для детей с ограниченными возможностями здоровья
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Колебателбное движение. Величины характеризующие колебательное движение iconРешение задач на прямолинейное равноускоренное движение Составление...
Виды движения. Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение. Криволинейное движение. Вращательное движение. Колебательное...
Колебателбное движение. Величины характеризующие колебательное движение iconТема урока: Macromedia Flash. Анимация. Покадровая анимация
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Колебателбное движение. Величины характеризующие колебательное движение iconПрограмма инновационной деятельности на период с 2012-2016 гг в рамках...
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
Колебателбное движение. Величины характеризующие колебательное движение iconКонспект урока по математике проведенного 19. 03. 2009 в 4в классе
...
Колебателбное движение. Величины характеризующие колебательное движение iconТема. Реактивное движение
Демонстрации: взаимодействие г-образной трубки с движущейся водой в ней, движение воздушного шарика при выходе воздуха из него, таблицы...
Колебателбное движение. Величины характеризующие колебательное движение iconРеактивное движение в природе и технике
Реактивное движение движение, возникающее при отделении от тела с некоторой скоростью какой-либо его части
Колебателбное движение. Величины характеризующие колебательное движение iconУрок по физике в 7 классе по теме «Механическое движение. Равномерное движение. Скорость»
Оборудование: тележка, два бруска, видео «Механическое движение», компьютер, проектор, диск «Школа к и М» (7 класс)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск