Скачать 51.04 Kb.
|
Тема урока: Основные принципы композиции. Сюжетно- композиционный центр. Передача симметрии и ассиметрии. Выполнение сюжета на тему: «Избушка охотника в тайге» методом аппли- кации. Задачи урока: 1.Ознакомиться с основами композиционного построения. 2.Научиться строить замкнутую и открытую композицию. 3.Овладеть правилами и приемами композиции. 4.Использовать метод аппликации, как один из ярких, красочных изображений. 5.Выработать навыки выполнения аппликации, научить подбирать цветную бумагу для её вы- полнения, развивать трудолюбие, мыслитель- ную способность. Оборудование: Композиции, выполненные учащимися методом аппликации, отражающие сцены из жизни ханты, природную среду обитания.Презентационный ма- териал, проектор,.ноутбук. Материалы к уроку: Альбомный лист, карандаш,набор цветной бума- ги, клей, ножницы. Ход урока Сообщив тему урока и предстоящее задание, учитель читает из- речение Л.Б.Альберти: «Композиция – это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину» Слайд 1 Понять в полной мере слова выдающегося художника учащимся поможет детская игра, весьма полезная и занимательная, которая называется «Мозаика». Дети младшего школьного возраста с по- мощью панно с отверстиями и разноцветными пластмассовыми «кнопками» по изображенной схеме или по своему усмотрению собирают, составляют целостную картину. Именно тогда ребята самостоятельно, не ведая того, составляют определенную компо- зицию. Слайд 2 Композиция (от латинского compositio) означает составление, со- единение, сочетание различных частей в единое целое в соответ- ствии с какой-либо идеей. Как правило, сначала художник выполняет несколько небольших эскизов, в которых ведёт поиск наиболее выразительных компо- зиций. В эскизе прорисовывается общая композиционная схема, взаимосвязь основных действующих лиц без детальной прори- совки, далее выполняется рисунок композиции, и только потом графическое или живописное её воплощение. Слайд 3 Соблюдение правил построения композиции помогает достигнуть хороших результатов, ведет к вершинам мастерства. Создавая композицию, художник всегда выделяет в картине глав- ное, которое называется сюжетно-композиционный центр. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное дей- ствие , он должен привлекать внимание, он может распологаться не только в центре холста, но и на перефирии.Пример картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» Слайд 4 Размещение главного смыслового центра на одной трети расстоя- ния по высоте соответствует закону золотого сечения: наиболее важный элемент изображения распологается на расстоянии 1/3 от целого. Основной замысел композиции может быть построен на контрас- тах доброго и злого, веселого и грустного, контраст, как универсальное средство помогает создать яркое выразительное произведение. Слайд 5 Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действие. Необходимо, на основании вышеизложен- ного запомнить: - ни одна часть композиции не может быть изъята без ущерба для целого. - части не могут меняться местами без ущерба для целого. - ни один новый элемент не может быть присоединен к композиции без ущерба для целого Слайд 6 . Художники разных эпох использовали симметричное построе- ние картины. Картины, построенные по законам симметрии, позволяют достигнуть впечатление покоя, величественности, значимости событий.В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к цен- тральной оси картины. Это наблюдается в картине «Богатыри» Васнецова В, Ф.Ходлера «Озеро Тан» и др. В симметричной композиции все её части уравновешены, асси- метричная композиция может быть уравновешенной и неурав- новешенной.Вариантов уравновешивания может быть множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Слайд 7 Затем учитель читает стихи А.Тарханова под аккомпонимент приглушенных хантыйских мелодий. Учащиеся мысленно переносятся в таежную даль, где снегом занесена бревенчатая избушка охотника, гигантские ²耀сны и ели вокруг и охотника- ханты с добычей: . У охотничьей сторожки Много преданных друзей: Ворон, зоркий и сторожкий, Два потомства глухарей… Я встаю всегда при звездах, И они – мои друзья. Я в поход, они – на отдых, Ночью берегут меня. Такова в тайге работа, В этом нет моей хулы. Соболиному полету Удивляются боры. Да и я лететь стараюсь За искристым собольком. Как ни маюсь, как ни каюсь, Все же встретимся потом.- Он в снежинках, я с ружьем… И настанет вечер звездный, И настанет час вины. Понимает лес тревожный И мечты мои и сны. Слайд 8 Практическая работа Учитель продолжает, что у каждого учащегося, прослушавшего стихи А.Тарханова уже родился замысел построения композиции, тем более, что тема занятия перекликается с идеей стихотворения. Метод для осуществления задуманного – работа с цветной бумагой, т.е.аппликация, наклеивание цветной бумаги. Работа над аппли- кацией начинается с карандашного эскиза, затем готовится лист для фона и деталей. Наклеивать следует сначала самые большие элементы, а затем уже мелкие детали. В конце урока учитель проводит вернисаж выполненных работ, выделяя наиболее удач- ные работы. Слайд 9,10 Список литературы, используемый для урока: Б.М.Неменский.Изобразительное искусство и хыдожественный труд.1-9 кл.-Москва: изд-во «Просвещение»,2008 З.А.Степанчук О.А.Степанчук.Изобразительное искусство 1-8 классы-Волгоград:изд-во «Учитель», 2009 Е.С.Роговер М.А.Рачинская. Хантыйская литература 5-9 кл.-С-Петербург: изд-во «Просвещение», 2009 Н.М.Сокольникова. Основы композиции 5-8 классы – Обнинск: изд-во «Титул»,1996 Андрей Тарханов. День боренья.-Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 2005 |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Научить детей правилам, принципам и средствам композиции. Дать понятия равновесия, оверлеппинга. Научить находить композиционный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знать: тему и идею рассказа. Уметь определять значение элементов сюжета,композиции изобразительно- выразительных средств, художественных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наглядные пособия: изделия,выполненые в лоскутной технике(ускоренная л т.,композиции из лоскутов,торцевание по пенопласту,),образцы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассматриваются особенности композиции пейзажной картины (мотив, формат, точка зрения, композиционный центр, ритм, колорит). Рассказывается... | ||
Специальная общеобразовательная школа №8 открытого типа Проектно Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, физике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии... | Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвета тёплые и холодные | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основные принципы методики Монтессори – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений | Основные принципы воспитательной деятельности в 2012 – 2013 учебном году Основные принципы проведения клинических испытаний (на примере испытаний лекарственных препаратов)…5 | ||
Реферат на тему: "Внешние носители информации. Iomega, zip, jazz,... Основные внутренние элементы дисковода дискетная pама, шпиндельный двигатель, блок головок с приводом и плата электроники | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно | ||
Исследовательская работа на тему: «Повышение эффективности компьютерных... Уметь характеризовать цель и основные задачи, методы и структуру патофизиологии как учебной дисциплины. Изучить принципы моделирования... | Исследование по литературе в 6-а классе. Учитель Лобанов Н. А. Тема:... Оформление: Доска: Сюжет (фр предмет) – цепь взаимосвязанных событий. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией,... | ||
Конспект занятия по изготовлению композиции «Вдвоем теплее» Цель:... Обучающие – закрепить умения и навыки необходимые для изготовления данной композиции | Реферат По истории и философии науки Тема реферата: «Законы сохранения и принципы симметрии» С законами сохранения связано введение в современную физику идей, имеющих принципиальное значение | ||
Урок по теме: Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования Цель: Пояснить учащимся как осуществляется передача информации по компьютерным сетям | Многообразие симметрии в жизни Надо полагать, что применение симметрии в первобытном производстве определялось не только эстетическими мотивами, но в известной... |