Скачать 143.46 Kb.
|
Урок – это интересноМатематика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением математической подготовки учащихся, которые в дальнейшем в своей профессии будут пользоваться математикой, важнейшей задачей обучения является обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников независимо от специальности, которую они изберут в дальнейшем. Для продуктивной деятельности в современном информационном мире требуются достаточно прочная математическая подготовка. Главный помощник учителя на этом пути – урок. В настоящее время повышаются требования к развивающей и воспитательной функциями урока, что предполагает применение всего многообразия методов и приемов обучения. Для этого я веду работу в следующих направлениях:
Для этого они ходят в библиотеку и просматривают немало дополнительной информации.
(-) Учение не должно даваться слишком легко. Легкость учения не вырабатывает у учащихся привычки работать с напряжением и привычки преодолевать трудности - а это важнейшее качество человека. Но и нельзя превысить – ребенок потеряет интерес к учебе. (-) Не следует создавать препятствия для дальнейшего углубленного изучения и движения вперед. Существуют три стимула для учебы: 1 1. Интерес (хочу) 2. Сознательность (надо) 3. Принуждение (заставляют). (-) Поэтому преподавание должно возбуждать интерес к предмету. Повышение эффективности урока, обеспечение глубины и прочности знаний, умений и навыков их приложение на практике. Поэтому привлекательность урока способствует его эффективности, является важнейшим условием результативности и фактором познавательной активности учащихся. Привлекательный урок – не цель, а средство для раскрытия возможности детей и средство для побуждений желаний учиться. И уж конечно, но под страхом получения двойки, а для того чтобы больше знать. Формы проведения уроков различны, кроме традиционных форм урока приемлемы и нетрадиционные формы - это игра. Я провожу такие уроки в среднем звене, для этого возраста они более эффективны, дети любят играть. Игра – это увлекательность, заинтересованность, активность даже самых слабых учащихся. С обязательной связью с жизнью, другими предметами, с историей предмета. На таких уроках работают все, с полной энергией и заинтересованностью. Мы с ребятами путешествуем по морям, летаем на самолетах, участвуем в математических гонках, бываем на «Поле чудес», играем в «Счастливый случай», «Брейн-ринг». Даже на традиционном уроке можно включать нетрадиционные моменты, например, вместо опроса по теме, можно включать кроссворд и т.д. Но каждый такой урок и вообще урок, должен иметь некоторую логическую завершенность, законченность, плановость, приучая учащихся к более сосредоточенному и целенаправленному вниманию. Такие уроки мы с ребятами готовим вместе, они ищут дополнительный материал в основном связанный с историей предмета: капитаны готовят свою команду по указанной теме. Проводится большая работа с участием всего класса. Я провожу нестандартные уроки в конце темы при обобщении и закреплении знаний после контрольной работы или пред ней. Да и вообще на уроке должен блистать не учитель, а ученик. Учитель, оставаясь в стороне, должен раскрыть возможности своих учеников, сделать все для того, чтобы они почувствовали себя личностями. Если дело, которым занимается человек, соответствует его интересам, склонностям и индивидуальным способностям, тогда он может реализоваться полностью, следовательно, проявить себя как творческая личность. Если такого нет, если человек занимается нелюбимым делом или к нему равнодушен, то и творчество в его работе вряд ли возможно. Оказывается, постигая и преобразуя окружающий мир, человек, может выступать в трех видах творческой деятельности. Первый - исследование объективно существенных закономерностей, свойств и явлений окружающего мира и итогом является открытие. Второй вид творческой деятельности связан с решением задач повседневно возникающих в различных областях деятельности - решением является изобретение. Третий вид творческой деятельности является - рационализация. Всяческий труд включает в себя элементы творчества. Творческий труд - это деятельность, которая дает возможность решать нестандартные задачи, связанные с нахождением новых, более эффективных путей достижения цели. Творчество - необходимый признак трудовой деятельности. Творческая сторона неизбежно сочетается с нетворческими, механическими действиями. Ведь творчество - это непрерывный поиск, который ведется известными и новыми методами и приемами. Творчество начинается с интуитивного проникновения в сущность факта, построения логических цепочек происходит потом. Творчество - это обоснованный выбор лучшего из возможного. Почему к яркому на наш взгляд, материалу учащиеся порой равнодушны! Чтобы отвечать на этот и подобные вопросы, строить обучение в соответствии с требованиями времени, важно знать теорию дидактики, целостную, во взаимосвязи всех ее элементов. Успех воспитывающего обучения во многом зависит от того, насколько учитель владеет следующими группами знаний: а) безупречным знанием своего предмета; б) знанием дидактической теории; в) знанием технологии, методики обучения. Многое зависит от того, как толкуется само понятие «содержание образования», что имеется в виду при его употреблении. При разных вариантных формулировок смысл сводится к тому, что содержанием образования является совокупность знаний, навыков и умений, на основе которых достигается творческое развитие познавательных сил учащихся. Иными словами, идея сводится к тому, что знания и умения исчерпывают содержание образования и обеспечивают все цели обучения. А теперь давайте обратимся к опыту и спросим себя: являются ли наши ученики, имеющие отличные оценки по математике (или другим предметам), самыми творческими и воспитанными людьми? Сколько раз я задавала этот вопрос и получала отрицательный ответ. Но в таком случае возникает другой вопрос: почему знающие вроде бы ученики становятся только иногда и, напротив, почему мало эрудированные люди подчас становятся творческими и воспитанными? Почему эрудиты нередко не способны к самостоятельному мышлению? Словом, что человеку необходимо усвоить, кроме знаний и умений (способов деятельности) для того, чтобы стать творческим. Пути творческого развития учащихся и их воспитания получают иную, более точную направленность, и успешное достижение цели зависит от того, как учитель владеет методической технологией, от его добросовестности и таланта. Итак, можно знать, уметь и даже быть готовым творить. НО сколь часто мы встречаем на нашем школьном пути знающих, с творческими способностями ребят, но не желающих применить свои знания. Чтобы их применить да еще творчески, необходимо хотеть, т.е. испытывать потребность в такой деятельности, хранить эту потребность в своей системе ценностей. Формой отражения опыта творческой деятельности являются проблемные познавательные и практические задачи. Формой отражения опыта эмоционально-ценностного отношения в учебном процессе являются прицельно отобранный, эмоционально воздействующий материал, яркость изложения и иллюстраций, самовыражение личности учителя. И все это при учете потребностей, интересов и мотивов учащихся. Вот почему важно собирать по каждой теме курса творческие задачи. Вот почему в каждом уроке может быть от двух до четырех целей (одна из них обязательно воспитательная). Но главная цель урока - усвоение знаний, умений, творческое применение их. Учитель математики знакомит учащихся с понятиями, которые часто не могут быть представлены в виде конкретных образов. Материал имеет абстрактный характер, наверное, поэтому по математике и по русскому языку наибольшее число неуспевающих. Из этого вытекают задачи изучения законов логического мышления и развития интереса. "Ученик - это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь". А чтобы "зажечь" каждого ученика на уроке, следует много работать над активизацией его познавательной деятельности на уроке, но это возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. В 5-м классе уже на первых уроках стараюсь показать не только красоту математики, но и ее занимательность. Провожу беседы о значении математики в жизни человека. Как правило, равнодушных на уроке не бывает. У пятиклассников интерес легко возникает, но он и легко угасает. Это надо учитывать. В 6-м классе отмечается интерес к содержанию, для семиклассников характерно критическое отношение к преподаванию, стремление преодолеть трудности. У восьмиклассников появляется стремление к успеху, а в старших классах интерес становится более устойчивым и дифференцированным. На первых уроках по теме использую исторический материал. Помогает в работе папка-накопитель «Из истории математики». В ней собраны доклады о жизни ученых, рефераты учеников, портреты математиков. НА столе информации о кабинете постоянно находится альбом - справочник по математике. Папки постепенно заполняются учителем и учениками. Используется при объяснении нового материала, термины включаются в математические диктанты. Наконец, нужно научить человека быть счастливым, жить в мире с собой и миром. Пожалуй, больше ни одна сфера нашей деятельности не требует от нас такого искусства владения собой, как общение с детьми. Я стараюсь пробудить у детей любовь к знаниям, преклонение перед творчеством и неистовое желание творить самим, веселое и радостное ощущение жизни, готовность и желание помочь себе и другим. Я не хочу подменять их трудные решения своими, пусть идут по дороге и получают истинное удовольствие от маленьких своих побед. Сафонова М.Н., учитель математики Формула успеха: «Любовь к детям + любовь к предмету» Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением математической подготовки учащихся, которые в дальнейшем в своей профессии будут пользоваться математикой, важнейшей задачей обучения является обеспечение математической подготовкой всех школьников независимо от специальности, которую они изберут в дальнейшем. Для продуктивной деятельности в современном информационном мире требуется достаточно хорошая математическая подготовка. Главный помощник учителя на этом пути – урок. В настоящее время повышаются требования к развивающей и воспитательной функциям урока, что предполагает применение всего многообразия методов и приемов обучения. Принципы моей работы: 1. Усиление воспитательной роли обучения математики (четкость, собранность, краткость, самостоятельность). 2. Четкое определение цели и задач по каждому уроку, во всей программе в целом. Учитель должен быть хозяином программы, а не программа хозяином учителя. Не всегда оправдано дробление темы и изучение ее частями на отдельных уроках. Целесообразно применение урока – лекции с последующим практическим закреплением. Это возможно на сдвоенных уроках в старших классах. Лекция освобождает время для более глубокого закрепления полного контроля за знаниями. 3. Формирование знаний и умений, на основе четкого знания теоретических вопросов. Зная теорию, ребятам легче справиться с практическими заданиями.
4. Развитие творческих способностей учащихся. "Математика - самый короткий путь к самостоятельному мышлению" - писал В. Каверин. Я стараюсь создать на уроке условия для активной самостоятельной деятельности учащихся. Например, ребятам дано задание проработать текст учебника, они не только читают, но и параллельно делают краткие записи, выбирая главное, они сами рассказывают, поясняют, разбирают сложные моменты, а я их просто веду, задавая вопросы. Или, после краткого и четкого изложения темы, даю ребятам время для самостоятельного изучения текста учебника. Все это позволяет научить их самостоятельно работать и не бояться математического текста, это им очень пригодится в дальнейшей учебе. Не маловажную роль на уроке играет общение, считается, что сейчас время индивидуалистов. Но если и мы будем так считать, ничего хорошего из этого не выйдет. Я о взаимопомощи. Некоторые ученые говорят, что обучение на уроках не имеет аналогов в жизни. И это факт. Конечно, где вы видели, чтобы несколько часов человек сидел и слушал, а кто-то говорил. В жизни люди постоянно общаются, чем-то обмениваются. У меня на уроках ребята работают в парах, группах, много спорят находят оптимальное решение, думают, помогают друг другу, здесь выигрывают и сильные и слабые учащиеся. Одни, углубляя знания, помогают разобраться и понять тему другим ребятам. Общение это не цель, а средство обучения. На уроках математики необходим дифференцированный подход к обучению (что может выполнить сильный не по силам слабому). Практический опыт показывает, что настоящее обучение начинается там, где ученик включается в серьёзное дело с реальными трудностями, которые требуют полного напряжения его умственных способностей. - Учение не должно даваться слишком легко. Легкость учения не вырабатывает у учащихся привычки работать с напряжением и привычки преодолевать трудности - а это важнейшее качество человека. Но и нельзя превысить уровень сложности – ребенок потеряет интерес к учебе. - Не следует создавать препятствия для дальнейшего углубленного изучения и движения вперед. В.А. Сухомлинский писал: "Интерес к учению есть там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха". - Поэтому преподавание должно возбуждать интерес к предмету. Эффективность урока, где создана "ситуация успеха", является важнейшим условием результативности и фактором познавательной активности учащихся. Формы проведения уроков различны, кроме традиционных форм урока приемлемы и нетрадиционные формы - это игра. Я провожу такие уроки в среднем звене, для этого возраста они более эффективны, дети любят играть. Игра – увлекает, заинтересовывает, активизирует даже самых слабых учащихся. С обязательной связью с жизнью, другими предметами, с историей предмета. На таких уроках работают все, с полной энергией и заинтересованностью. Мы с ребятами пятого и шестого классов путешествуем по морям, летаем на самолетах, участвуем в математических гонках, бываем на «Поле чудес», играем в «Счастливый случай», в седьмых и восьмых классах учебно-деловые игры с практическим применением, например "Придумай проект", в девятом и старших классах экономические игры, пресс-конференции. Даже на традиционном уроке включаю нетрадиционные моменты, например, вместо опроса по теме, включаю кроссворд и т.д. Но каждый такой урок и вообще урок, должен иметь некоторую логическую завершенность, законченность, плановость, приучая учащихся к более сосредоточенному и целенаправленному вниманию. Такие уроки я с ребятами готовлю вместе, они находят дополнительный материал, в основном связанный с историей предмета. В практике моей работы есть закономерность заканчивать тему нетрадиционным уроком. Я провожу такие уроки при обобщении и закреплении знаний после контрольной работы или перед ней. Да и вообще, на уроке должен блистать не учитель, а ученик. Учитель, оставаясь в стороне, должен раскрыть возможности своих учеников, сделать все для того, чтобы они почувствовали себя личностями. Если дело, которым занимается человек, соответствует его интересам, склонностям и индивидуальным способностям, тогда он может реализоваться полностью, следовательно, самореализовать себя как творческая личность. Если такого нет, если человек занимается нелюбимым делом или к нему равнодушен, то и самореализация вряд ли возможна. Оказывается, постигая и преобразуя окружающий мир, человек, может выступать в нескольких видах творческой деятельности, например открытие, изобретение. Мои пятиклассники и шестиклассники открывают мир истории предмета, а изобретают на координатной плоскости, создавая свои рисунки. Формой отражения опыта творческой деятельности учащихся более старшего возраста являются проблемные, познавательные и практические задачи. Я часто задаю себе вопрос: "Почему к яркому на наш взгляд, материалу учащиеся порой равнодушны?" Чтобы отвечать на этот и подобные вопросы, надо строить обучение в соответствии с требованиями времени. И все это при учете потребностей, интересов и мотивов учащихся. Вот почему в каждом уроке может быть от двух до четырех целей (одна из них обязательно воспитательная). Но главная цель урока - усвоение знаний, умений, навыков. Учитель математики знакомит учащихся с понятиями, которые часто не могут быть представлены в виде конкретных образов. Материал имеет абстрактный характер, наверное, поэтому по математике далеко не все ребята хорошо успевают. Из этого вытекают задачи изучения законов логического мышления и развития интереса. "Ученик - это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь". А чтобы "зажечь" каждого ученика на уроке и во внеурочное время, следует много работать над активизацией его познавательной деятельности на уроке, но это возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. В 5-м классе уже на первых уроках стараюсь показать не только красоту математики, но и ее занимательность. Провожу беседы о значении математики в жизни человека. Как правило, равнодушных на уроке не бывает. У пятиклассников интерес легко возникает, но он и легко угасает. Это надо учитывать. В 6-м классе отмечается интерес к содержанию, для семиклассников характерно критическое отношение к преподаванию, стремление преодолеть трудности. У восьмиклассников появляется стремление к успеху, а в старших классах интерес становится более устойчивым. Для поддержки интереса к предмету я провожу "недели математики", содержание которых не оставляет никого равнодушным. Наконец, нужно научить человека быть счастливым, жить в мире с собой и миром. Пожалуй, больше ни одна сфера нашей деятельности не требует от нас такого искусства владения собой, как общение с детьми. Я стараюсь пробудить у детей любовь к знаниям, преклонение перед творчеством и неистовое желание творить самим, веселое и радостное ощущение жизни, готовность и желание помочь себе и другим. Я не хочу подменять их трудные решения своими, пусть идут по дороге, и получают истинное удовольствие от маленьких своих побед. Как здорово каждый день видеть детские глаза. Они такие разные: одухотворенные, живые, задумчивые. Стоит посмотреть: мечтательный взгляд - ученик витает где-то в облаках, а вот сосредоточенный - работа просто кипит. Дети - удивительные существа. С ними ни один день не похож на другой. А это придает силы, заставляет быть энергичной, не отставать от жизни. Математика помогает мне видеть жизнь во всем её многообразии, чувствовать её глубину и полноту. И я отлично осознаю, что познание математики - это уникальный инструмент познания жизни. Учитель, считаю я, должен соответствовать формуле: любовь к детям + любовь к предмету. Учитель математики Сафонова М.Н. |
Создание инновационных условий на уроках для развития познавательной... Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие... | Методические рекомендации по оформлению портфолио Аттестация играет... Аттестация играет важную роль в профессиональном развитии педагогических работников. Аттестация проводится на основе экспертной оценки... | ||
Оплата труда как фактор мотивации персонала на предприятии Каковы бы ни были взгляды на трудовую мотивацию, невозможно отрицать, что компенсация (оплата труда) играет исключительно важную... | Рабочая программа дисциплины Дисциплина «История» играет важную роль в системе социально-гуманитарных наук, обеспечивающих понимание гражданственности и патриотизма... | ||
Пояснительная записка Обучение математике является важнейшей составляющей... Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании... | Урок-анализ Музейная педагогика играет важную роль в формировании научного мировоззрения учащихся, становлении гражданственности, воспитании... | ||
Какую роль играет философия в системе современного образования? Охватывают лишь одну её грань. Такое | Политическое сознание В структуре политического сознания важную роль играет политическая психология – чувства, эмоции, настроения и другие психологические... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся,... | Рекомендации по проведению занятий информатика как наука и как вид практической деятельности Практические занятия по этой теме проводятся на семинарах. Важную роль играет написание и защита рефератов | ||
Реферата «Решение систем уравнений с двумя переменными». Эта тема... Тема моего реферата «Решение систем уравнений с двумя переменными». Эта тема играет важную роль в курсе математики. Издавна применялось... | Физиологическое выражение эмоций Эмоциональный компонент выполняет особую функцию в структуре мотивации. Эмоция, возникающая в составе мотивации, играет важную роль... | ||
Рассмотрена утверждена Историческое образование — мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации... | Темы вашего учебного проекта Кадровая документация играет важную роль в жизни любого человека, т к она является подтверждением прав гражданина на социальное обеспечение... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В дошкольном периоде музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребёнка, развитии эстетических чувств, художественного... | Училище Важную роль играет автомобильный транспорт в освоении восточных и нечерноземных районов нашей страны. Отсутствие развитой сети железных... |