Урок это интересно Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением математической





Скачать 143.46 Kb.
НазваниеУрок это интересно Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением математической
Дата публикации12.08.2014
Размер143.46 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Урок – это интересно


Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением математической подготовки учащихся, которые в дальнейшем в своей профессии будут пользоваться математикой, важнейшей задачей обучения является обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников независимо от специальности, которую они изберут в дальнейшем. Для продуктивной деятельности в современном информационном мире требуются достаточно прочная математическая подготовка.

Главный помощник учителя на этом пути – урок. В настоящее время повышаются требования к развивающей и воспитательной функциями урока, что предполагает применение всего многообразия методов и приемов обучения.

Для этого я веду работу в следующих направлениях:

  1. Усиление воспитательной роли обучения математики (четкость, собранность, краткость).

  2. Четко определяю цели и задачи по каждому уроку во всей программе в целом. Учитель должен быть хозяином программы, а не программа хозяином учителя. Не всегда оправдано дробление темы и изучение ее частями на отдельных уроках. Лучше применить, например урок – лекцию с последующим практическим закреплением. Это возможно в старших классах и сдвоенных уроках. Тема «Объемы многогранников» 11 класс. Геометрия. Давая лекционно тему освобождается время для более глубокого закрепления, да и для более полного контроля за знаниями.

  3. Стараюсь добиться четкого знания теоретических вопросов, а на основе этого выработка умений и навыков. Зная теорию ребятам легче справиться с практическими заданиями.

  • Следующая не маловажная проблема. Научить ребят учиться. Я учу работать с учебником, с дополнительной литературой. Книга неотъемлемый элемент обучения. Она помогает ребятам самостоятельно получать знания, развивает интерес к предмету, умение анализировать прочитанное. Я даю ребятам задания, которые требуют не только прочитать учебник, но и работать с другой литературой, это написание рефератов, докладов.

Для этого они ходят в библиотеку и просматривают немало дополнительной

информации.

  1. Стараюсь создать на уроке условия для активной самостоятельной деятельности учащихся. Например, ребятам дано задание проработать текст учебника, они не только читают, но и параллельно делают краткие записи выбирая главное, а за тем разбор нового материала идет не со стороны учителя, со стороны учеников. Они сами рассказывают, поясняют, разбирают сложные моменты, а я им просто помогаю, задавая вопросы. Или после краткого и четкого изложения темы даю ребятам время для изучения самостоятельно текста учебника. Затем они сравнивают рассказ учителя с текстом. Все это позволяет научить их самостоятельно работать и не бояться математического текста, это им очень пригодится в дальнейшей учебе.

  2. Не маловажную роль на уроке играет общение, считается, что сейчас время индивидуалистов. Но если и мы будем так считать, ничего хорошего из этого не выйдет. Я о взаимопомощи. Некоторые ученые говорят, что обучение на уроках не имеет аналогов в жизни. И это факт. Конечно, где вы видели чтобы несколько часов человек сидел и слушал, а кто-то говорил. В жизни постоянно общаются, чем-то обмениваются. И пусть ребята решают в парах, группах, пусть спорят, пусть думают, помогают друг другу, здесь выигрывают и сильные и слабые учащиеся. Одни углубляя знание помогают разобраться и понять тему другим ребятам. Общение это не цель, а средство обучения, а наглядность на уроке только помогает ребятам в самостоятельности.

  3. На уроках математики необходим дифференцированный подход к обучению (что может выполнить сильный не по силам слабому). НО основу знаний (Госстандарт) обязан иметь каждый ученик. Каждая тема заканчивается контрольной работой, тестом или зачетом, чтобы результаты были успешными. Ребят я ставлю перед посильными трудностями.

(-) Учение не должно даваться слишком легко. Легкость учения не вырабатывает у учащихся привычки работать с напряжением и привычки преодолевать трудности - а это важнейшее качество человека. Но и нельзя превысить – ребенок потеряет интерес к учебе.

(-) Не следует создавать препятствия для дальнейшего углубленного изучения и движения вперед. Существуют три стимула для учебы: 1

1. Интерес (хочу)

2. Сознательность (надо)

3. Принуждение (заставляют).

(-) Поэтому преподавание должно возбуждать интерес к предмету. Повышение эффективности урока, обеспечение глубины и прочности знаний, умений и навыков их приложение на практике. Поэтому привлекательность урока способствует его эффективности, является важнейшим условием результативности и фактором познавательной активности учащихся.
Привлекательный урок – не цель, а средство для раскрытия возможности детей и средство для побуждений желаний учиться. И уж конечно, но под страхом получения двойки, а для того чтобы больше знать.

Формы проведения уроков различны, кроме традиционных форм урока приемлемы и нетрадиционные формы - это игра. Я провожу такие уроки в среднем звене, для этого возраста они более эффективны, дети любят играть. Игра – это увлекательность, заинтересованность, активность даже самых слабых учащихся.

С обязательной связью с жизнью, другими предметами, с историей предмета. На таких уроках работают все, с полной энергией и заинтересованностью. Мы с ребятами путешествуем по морям, летаем на самолетах, участвуем в математических гонках, бываем на «Поле чудес», играем в «Счастливый случай», «Брейн-ринг».

Даже на традиционном уроке можно включать нетрадиционные моменты, например, вместо опроса по теме, можно включать кроссворд и т.д. Но каждый такой урок и вообще урок, должен иметь некоторую логическую завершенность, законченность, плановость, приучая учащихся к более сосредоточенному и целенаправленному вниманию. Такие уроки мы с ребятами готовим вместе, они ищут дополнительный материал в основном связанный с историей предмета: капитаны готовят свою команду по указанной теме. Проводится большая работа с участием всего класса. Я провожу нестандартные уроки в конце темы при обобщении и закреплении знаний после контрольной работы или пред ней. Да и вообще на уроке должен блистать не учитель, а ученик. Учитель, оставаясь в стороне, должен раскрыть возможности своих учеников, сделать все для того, чтобы они почувствовали себя личностями.
Если дело, которым занимается человек, соответствует его интересам, склонностям и индивидуальным способностям, тогда он может реализоваться полностью, следовательно, проявить себя как творческая личность. Если такого нет, если человек занимается нелюбимым делом или к нему равнодушен, то и творчество в его работе вряд ли возможно.

Оказывается, постигая и преобразуя окружающий мир, человек, может выступать в трех видах творческой деятельности.

Первый - исследование объективно существенных закономерностей, свойств и явлений окружающего мира и итогом является открытие.

Второй вид творческой деятельности связан с решением задач повседневно возникающих в различных областях деятельности - решением является изобретение.

Третий вид творческой деятельности является - рационализация.

Всяческий труд включает в себя элементы творчества. Творческий труд - это деятельность, которая дает возможность решать нестандартные задачи, связанные с нахождением новых, более эффективных путей достижения цели.

Творчество - необходимый признак трудовой деятельности. Творческая сторона неизбежно сочетается с нетворческими, механическими действиями. Ведь творчество - это непрерывный поиск, который ведется известными и новыми методами и приемами. Творчество начинается с интуитивного проникновения в сущность факта, построения логических цепочек происходит потом.

Творчество - это обоснованный выбор лучшего из возможного.

Почему к яркому на наш взгляд, материалу учащиеся порой равнодушны!

Чтобы отвечать на этот и подобные вопросы, строить обучение в соответствии с требованиями времени, важно знать теорию дидактики, целостную, во взаимосвязи всех ее элементов. Успех воспитывающего обучения во многом зависит от того, насколько учитель владеет следующими группами знаний: а) безупречным знанием своего предмета; б) знанием дидактической теории; в) знанием технологии, методики обучения.

Многое зависит от того, как толкуется само понятие «содержание образования», что имеется в виду при его употреблении.

При разных вариантных формулировок смысл сводится к тому, что содержанием образования является совокупность знаний, навыков и умений, на основе которых достигается творческое развитие познавательных сил учащихся. Иными словами, идея сводится к тому, что знания и умения исчерпывают содержание образования и обеспечивают все цели обучения. А теперь давайте обратимся к опыту и спросим себя: являются ли наши ученики, имеющие отличные оценки по математике (или другим предметам), самыми творческими и воспитанными людьми?

Сколько раз я задавала этот вопрос и получала отрицательный ответ. Но в таком случае возникает другой вопрос: почему знающие вроде бы ученики становятся только иногда и, напротив, почему мало эрудированные люди подчас становятся творческими и воспитанными? Почему эрудиты нередко не способны к самостоятельному мышлению? Словом, что человеку необходимо усвоить, кроме знаний и умений (способов деятельности) для того, чтобы стать творческим.

Пути творческого развития учащихся и их воспитания получают иную, более точную направленность, и успешное достижение цели зависит от того, как учитель владеет методической технологией, от его добросовестности и таланта.

Итак, можно знать, уметь и даже быть готовым творить. НО сколь часто мы встречаем на нашем школьном пути знающих, с творческими способностями ребят, но не желающих применить свои знания. Чтобы их применить да еще творчески, необходимо хотеть, т.е. испытывать потребность в такой деятельности, хранить эту потребность в своей системе ценностей.

Формой отражения опыта творческой деятельности являются проблемные познавательные и практические задачи. Формой отражения опыта эмоционально-ценностного отношения в учебном процессе являются прицельно отобранный,

эмоционально воздействующий материал, яркость изложения и иллюстраций, самовыражение личности учителя. И все это при учете потребностей, интересов и мотивов учащихся. Вот почему важно собирать по каждой теме курса творческие задачи. Вот почему в каждом уроке может быть от двух до четырех целей (одна из них обязательно воспитательная). Но главная цель урока - усвоение знаний, умений, творческое применение их.

Учитель математики знакомит учащихся с понятиями, которые часто не могут быть представлены в виде конкретных образов. Материал имеет абстрактный характер, наверное, поэтому по математике и по русскому языку наибольшее число неуспевающих. Из этого вытекают задачи изучения законов логического мышления и развития интереса.

"Ученик - это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь". А чтобы "зажечь" каждого ученика на уроке, следует много работать над активизацией его познавательной деятельности на уроке, но это возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.

В 5-м классе уже на первых уроках стараюсь показать не только красоту математики, но и ее занимательность. Провожу беседы о значении математики в жизни человека. Как правило, равнодушных на уроке не бывает. У пятиклассников интерес легко возникает, но он и легко угасает. Это надо учитывать. В 6-м классе отмечается интерес к содержанию, для семиклассников характерно критическое отношение к преподаванию, стремление преодолеть трудности. У восьмиклассников появляется стремление к успеху, а в старших классах интерес становится более устойчивым и дифференцированным.

На первых уроках по теме использую исторический материал. Помогает в работе папка-накопитель «Из истории математики». В ней собраны доклады о жизни ученых, рефераты учеников, портреты математиков. НА столе информации о кабинете постоянно находится альбом - справочник по математике. Папки постепенно заполняются учителем и учениками. Используется при объяснении нового материала, термины включаются в математические диктанты.

Наконец, нужно научить человека быть счастливым, жить в мире с собой и миром. Пожалуй, больше ни одна сфера нашей деятельности не требует от нас такого искусства владения собой, как общение с детьми. Я стараюсь пробудить у детей любовь к знаниям, преклонение перед творчеством и неистовое желание творить самим, веселое и радостное ощущение жизни, готовность и желание помочь себе и другим. Я не хочу подменять их трудные решения своими, пусть идут по дороге и получают истинное удовольствие от маленьких своих побед.

Сафонова М.Н.,

учитель математики

Формула успеха: «Любовь к детям + любовь к предмету»
Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением математической подготовки учащихся, которые в дальнейшем в своей профессии будут пользоваться математикой, важнейшей задачей обучения является обеспечение математической подготовкой всех школьников независимо от специальности, которую они изберут в дальнейшем. Для продуктивной деятельности в современном информационном мире требуется достаточно хорошая математическая подготовка.

Главный помощник учителя на этом пути – урок. В настоящее время повышаются требования к развивающей и воспитательной функциям урока, что предполагает применение всего многообразия методов и приемов обучения.

Принципы моей работы:
1. Усиление воспитательной роли обучения математики (четкость, собранность, краткость, самостоятельность).
2. Четкое определение цели и задач по каждому уроку, во всей программе в целом. Учитель должен быть хозяином программы, а не программа хозяином учителя. Не всегда оправдано дробление темы и изучение ее частями на отдельных уроках. Целесообразно применение урока – лекции с последующим практическим закреплением. Это возможно на сдвоенных уроках в старших классах. Лекция освобождает время для более глубокого закрепления полного контроля за знаниями.
3. Формирование знаний и умений, на основе четкого знания теоретических вопросов. Зная теорию, ребятам легче справиться с практическими заданиями.


  • Следующая немаловажная проблема. Научить ребят учиться. Я учу работать с учебником, с дополнительной литературой. Книга - неотъемлемый элемент обучения. Она помогает ребятам самостоятельно получать знания, развивает интерес к предмету, умение анализировать прочитанное. Я даю ребятам задания, которые требуют не только прочитать тему учебника, но и работать с другой литературой, это написание рефератов, докладов, проектов. Для этого они ходят в библиотеку, работают с компьютером и просматривают немало дополнительной информации.


4. Развитие творческих способностей учащихся.

"Математика - самый короткий путь к самостоятельному мышлению" - писал

В. Каверин. Я стараюсь создать на уроке условия для активной самостоятельной деятельности учащихся. Например, ребятам дано задание проработать текст учебника, они не только читают, но и параллельно делают краткие записи, выбирая главное, они сами рассказывают, поясняют, разбирают сложные моменты, а я их просто веду, задавая вопросы. Или, после краткого и четкого изложения темы, даю ребятам время для самостоятельного изучения текста учебника. Все это позволяет научить их самостоятельно работать и не бояться математического текста, это им очень пригодится в дальнейшей учебе.
Не маловажную роль на уроке играет общение, считается, что сейчас время индивидуалистов. Но если и мы будем так считать, ничего хорошего из этого не выйдет. Я о взаимопомощи. Некоторые ученые говорят, что обучение на уроках не имеет аналогов в жизни. И это факт. Конечно, где вы видели, чтобы несколько часов человек сидел и слушал, а кто-то говорил. В жизни люди постоянно общаются, чем-то обмениваются. У меня на уроках ребята работают в парах, группах, много спорят находят оптимальное решение, думают, помогают друг другу, здесь выигрывают и сильные и слабые учащиеся. Одни, углубляя знания, помогают разобраться и понять тему другим ребятам. Общение это не цель, а средство обучения.
На уроках математики необходим дифференцированный подход к обучению (что может выполнить сильный не по силам слабому).

Практический опыт показывает, что настоящее обучение начинается там, где ученик включается в серьёзное дело с реальными трудностями, которые требуют полного напряжения его умственных способностей.

- Учение не должно даваться слишком легко. Легкость учения не вырабатывает у учащихся привычки работать с напряжением и привычки преодолевать трудности - а это важнейшее качество человека. Но и нельзя превысить уровень сложности – ребенок потеряет интерес к учебе.

- Не следует создавать препятствия для дальнейшего углубленного изучения и движения вперед.

В.А. Сухомлинский писал: "Интерес к учению есть там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха".

- Поэтому преподавание должно возбуждать интерес к предмету.

Эффективность урока, где создана "ситуация успеха", является важнейшим условием результативности и фактором познавательной активности учащихся.

Формы проведения уроков различны, кроме традиционных форм урока приемлемы и нетрадиционные формы - это игра. Я провожу такие уроки в среднем звене, для этого возраста они более эффективны, дети любят играть. Игра – увлекает, заинтересовывает, активизирует даже самых слабых учащихся. С обязательной связью с жизнью, другими предметами, с историей предмета. На таких уроках работают все, с полной энергией и заинтересованностью. Мы с ребятами пятого и шестого классов путешествуем по морям, летаем на самолетах, участвуем в математических гонках, бываем на «Поле чудес», играем в «Счастливый случай», в седьмых и восьмых классах учебно-деловые игры с практическим применением, например "Придумай проект", в девятом и старших классах экономические игры, пресс-конференции.

Даже на традиционном уроке включаю нетрадиционные моменты, например, вместо опроса по теме, включаю кроссворд и т.д. Но каждый такой урок и вообще урок, должен иметь некоторую логическую завершенность, законченность, плановость, приучая учащихся к более сосредоточенному и целенаправленному вниманию. Такие уроки я с ребятами готовлю вместе, они находят дополнительный материал, в основном связанный с историей предмета. В практике моей работы есть закономерность заканчивать тему нетрадиционным уроком. Я провожу такие уроки при обобщении и закреплении знаний после контрольной работы или перед ней. Да и вообще, на уроке должен блистать не учитель, а ученик. Учитель, оставаясь в стороне, должен раскрыть возможности своих учеников, сделать все для того, чтобы они почувствовали себя личностями.
Если дело, которым занимается человек, соответствует его интересам, склонностям и

индивидуальным способностям, тогда он может реализоваться полностью, следовательно, самореализовать себя как творческая личность. Если такого нет, если человек занимается нелюбимым делом или к нему равнодушен, то и самореализация вряд ли возможна.

Оказывается, постигая и преобразуя окружающий мир, человек, может выступать в нескольких видах творческой деятельности, например открытие, изобретение. Мои пятиклассники и шестиклассники открывают мир истории предмета, а изобретают на координатной плоскости, создавая свои рисунки. Формой отражения опыта творческой деятельности учащихся более старшего возраста являются проблемные, познавательные и практические задачи.

Я часто задаю себе вопрос: "Почему к яркому на наш взгляд, материалу учащиеся порой равнодушны?"

Чтобы отвечать на этот и подобные вопросы, надо строить обучение в соответствии с требованиями времени.

И все это при учете потребностей, интересов и мотивов учащихся. Вот почему в каждом уроке может быть от двух до четырех целей (одна из них обязательно воспитательная). Но главная цель урока - усвоение знаний, умений, навыков.

Учитель математики знакомит учащихся с понятиями, которые часто не могут быть представлены в виде конкретных образов. Материал имеет абстрактный характер, наверное, поэтому по математике далеко не все ребята хорошо успевают. Из этого вытекают задачи изучения законов логического мышления и развития интереса.

"Ученик - это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь". А чтобы "зажечь" каждого ученика на уроке и во внеурочное время, следует много работать над активизацией его познавательной деятельности на уроке, но это возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.

В 5-м классе уже на первых уроках стараюсь показать не только красоту математики, но и ее занимательность. Провожу беседы о значении математики в жизни человека. Как правило, равнодушных на уроке не бывает. У пятиклассников интерес легко возникает, но он и легко угасает. Это надо учитывать. В 6-м классе отмечается интерес к содержанию, для семиклассников характерно критическое отношение к преподаванию, стремление преодолеть трудности. У восьмиклассников появляется стремление к успеху, а в старших классах интерес становится более устойчивым. Для поддержки интереса к предмету я провожу "недели математики", содержание которых не оставляет никого равнодушным.

Наконец, нужно научить человека быть счастливым, жить в мире с собой и миром. Пожалуй, больше ни одна сфера нашей деятельности не требует от нас такого искусства владения собой, как общение с детьми. Я стараюсь пробудить у детей любовь к знаниям, преклонение перед творчеством и неистовое желание творить самим, веселое и радостное ощущение жизни, готовность и желание помочь себе и другим. Я не хочу подменять их трудные решения своими, пусть идут по дороге, и получают истинное удовольствие от маленьких своих побед.

Как здорово каждый день видеть детские глаза. Они такие разные: одухотворенные, живые, задумчивые. Стоит посмотреть: мечтательный взгляд - ученик витает где-то в облаках, а вот сосредоточенный - работа просто кипит. Дети - удивительные существа. С ними ни один день не похож на другой. А это придает силы, заставляет быть энергичной, не отставать от жизни. Математика помогает мне видеть жизнь во всем её многообразии, чувствовать её глубину и полноту. И я отлично осознаю, что познание математики - это уникальный инструмент познания жизни.

Учитель, считаю я, должен соответствовать формуле: любовь к детям + любовь к предмету.

Учитель математики Сафонова М.Н.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок это интересно Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением математической iconСоздание инновационных условий на уроках для развития познавательной...
Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие...
Урок это интересно Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением математической iconМетодические рекомендации по оформлению портфолио Аттестация играет...
Аттестация играет важную роль в профессиональном развитии педагогических работников. Аттестация проводится на основе экспертной оценки...
Урок это интересно Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением математической iconОплата труда как фактор мотивации персонала на предприятии
Каковы бы ни были взгляды на трудовую мотивацию, невозможно отрицать, что компенсация (оплата труда) играет исключительно важную...
Урок это интересно Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением математической iconРабочая программа дисциплины
Дисциплина «История» играет важную роль в системе социально-гуманитарных наук, обеспечивающих понимание гражданственности и патриотизма...
Урок это интересно Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением математической iconПояснительная записка Обучение математике является важнейшей составляющей...
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании...
Урок это интересно Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением математической iconУрок-анализ
Музейная педагогика играет важную роль в формировании научного мировоззрения учащихся, становлении гражданственности, воспитании...
Урок это интересно Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением математической iconКакую роль играет философия в системе современного образования?
Охватывают лишь одну её грань. Такое
Урок это интересно Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением математической iconПолитическое сознание
В структуре политического сознания важную роль играет политическая психология – чувства, эмоции, настроения и другие психологические...
Урок это интересно Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением математической iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся,...
Урок это интересно Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением математической iconРекомендации по проведению занятий информатика как наука и как вид практической деятельности
Практические занятия по этой теме проводятся на семинарах. Важную роль играет написание и защита рефератов
Урок это интересно Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением математической iconРеферата «Решение систем уравнений с двумя переменными». Эта тема...
Тема моего реферата «Решение систем уравнений с двумя переменными». Эта тема играет важную роль в курсе математики. Издавна применялось...
Урок это интересно Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением математической iconФизиологическое выражение эмоций
Эмоциональный компонент выполняет особую функцию в структуре мотивации. Эмоция, возникающая в составе мотивации, играет важную роль...
Урок это интересно Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением математической iconРассмотрена утверждена
Историческое образование — мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации...
Урок это интересно Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением математической iconТемы вашего учебного проекта
Кадровая документация играет важную роль в жизни любого человека, т к она является подтверждением прав гражданина на социальное обеспечение...
Урок это интересно Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением математической iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В дошкольном периоде музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребёнка, развитии эстетических чувств, художественного...
Урок это интересно Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением математической iconУчилище
Важную роль играет автомобильный транспорт в освоении восточных и нечерноземных районов нашей страны. Отсутствие развитой сети железных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск