Почему я выбрала эту тему?





Скачать 78.08 Kb.
НазваниеПочему я выбрала эту тему?
Дата публикации16.08.2014
Размер78.08 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Математика > Вопрос
Тема моей исследовательской работы «Литературное творчество великих математиков».

Почему я выбрала эту тему? Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения. В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, большую роль играет математика. На уроках математики мы учимся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Общепризнанно, что «математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению», «математика ум в порядок приводит» как отмечал М.В. Ломоносов. Актуальны слова В.П. Вахтерова о том, что образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания. Талантливый человек гениален во всем. Я очень люблю литературу, выбрав эту тему решила убедиться в многогранности таланта великих математиков, познакомиться с их стихами. Вряд ли можно считать культурным человека, не знакомого ни с именами, ни с творчеством Баха и Толстого, Пушкина. И в то же время считается вполне нормальным, когда гуманитарии слыхом не слыхали об именах и смысле работ Декарта и Коши, Ковалевской и Ломоносова. Считают, что математика-сухая наука. Выучил формулу - и решай задачи! Не то, что литература. Вот где красота и гармония». Именно математика подарила нам такие слова как гармония, симметрия, пропорция. Природа совершенна, и у нее есть свои законы, выраженные с помощью математики и проявляющиеся во всех искусствах. Многие математики были поэтами, писателями. Как можно говорить о сухости математики, если многие известные поэты и писатели увлекались ею и сами составляли математические задачи в стихах и не только? Заинтересовавшись этой темой, я решила проследить и выяснить связь математики и литературы. Перечитала произведения, стихи, поэмы. Познакомилась с биографией математиков и их творчеством. Сформулировала гипотезы:

- в чем эстетический потенциал математики;

- установить насколько тесна связь между математикой и литературой;

- опровергнуть стереотип о сухости математиков;

Цель моей работы:

-изучение связи математики и литературы на примере поэтического творчества Омара Хайяма; Пьера Ферма; Михаила Васильевича Ломоносова; Софьи Васильевны Ковалевской; Николая Ивановича Лобачевского.

Задачи работы:

  • Поиск фактов, подтверждающих связь математики с литературой.

  • Изучение литературных трудов великих математиков.

Актуальность темы в том, что история развития человечества подтверждает, что гениальность всегда многогранна и ее можно развивать.

Практическая значимость: материал может быть использован как дополнительный источник для изучения жизни и творчества великих математиков .

Поэтами были многие восточные ученые-энциклопедисты средневековья. Ибн Сина (Авиценна) (X-XI в.), аль-Хайям (XI в.), аль-Беруни (XII в.), Ибн аль-Ясмин (XII в.), Ибн аль-Хаим (XV в.) и Ибн Гази (XV в.). Они сделали много в науке вообще и в математике особенно. Они были специалистами мирового масштаба и в других областях знания - медицине, физике, философии, богословии, арабском языке, астрономии, географии, истории и др.

Омар Хайям (1048-1122) родился в Хорасане, в древнем городе Нишапуре, в семье зажиточного ремесленника, старейшины цеха ткачей, изготовлявших ткани для шатров и палаток. Ремесло его предков было почетным, Хайям - псевдоним поэта - происходит от слова "хайма" (шатер, палатка). Из всех наук молодого Хайяма сильнее всего увлекала математика. Славу ему принес трактат "Трудные вопросы математики" и последовавший за ним - "Объяснения трудного в заключениях Эвклида". Его четверостишия - рубай - пробились, как родники, из глубин народного творчества. Каждое четверостишие Хайяма - это маленькая поэма.

Я красив: кипарису подобен мой стан,

Борода - словно шелк, щеки - вешний тюльпан,

Но зачем так старался предвечный ваятель?

Если вся эта видимость - краткий обман

Вся поэзия Хайяма - это прославление величия духа человеческого, вся она проникнута верой в бессмертный творческий разум человека. В этом - залог ее бессмертия.

Пьер Ферма(1601-1665)

Французский математик, один из создателей аналитической геометрии и теории чисел (теоремы Ферма). Его труды по теории вероятностей, исчислению бесконечно малых и оптике (принцип Ферма) получили широкую известность. Математике он мог посвящать только свободное от работы время. Но сила его гения была столь велика, что, несмотря на это, его идеи наложили глубокий отпечаток на все дальнейшее развитие теории чисел, геометрии и математического анализа. Прекрасный знаток древности, Ферма писал стихи по-гречески и по-латыни. Так же как и Паскаль, он был одним из создателей литературного французского языка. Он был образцом умеренности, доброты и силы характера”.

Аналитик, будь честен!

Иначе ночью Эквидомид-мститель

Сожмет твое горло смертельной тоской.

Гениальный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765).

Творец идей новой науки во многих областях. Он был величайший математик, химик, физик, геолог и в то же время историк, языковед и поэт. Он на собственном примере доказал, что человек может заниматься наукой и одновременно искусством, физикой и литературой. Ломоносов описал стили языка с нескольких сторон. Со стороны их словарного состава. Он создал схему деления литературного языка на три стиля -"высокий", "средний" и "низкий" .Ломоносов писал : "К первому причитаются, которые у древних славян и ныне у россиян общеупотребительны, например: бог, слава, рука, ныне, почитаю ( речь идет о словах, общих для русского и церковнославянского языков). Ко второму принадлежат, кои хотя обще употребляются мало, а особливо в разговорах, однако всем грамотным людям вразумительны, например: отверзаю, господень, насажденный, взываю ( речь идет о словах церковнославянского языка). " К третьему роду относятся, которых нет в остатках славянского языка, т. е. в церковных книгах, например: говорю, ручей, который, пока, лишь" (т.е. чисто русских слов и выражений). Обладая прекрасным фонетическим чутьем, Ломоносов удачно переделал "оризонт" на горизонт, "квадратуум" на квадрат, "ваторпас" на ватерпас и т. д.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут:

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха,

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры.

Н. И. Лобачевский (1792 – 1856гг.)

Создатель неевклидовой геометрии (геометрии Лобачевского). Ректор Казанского университета (1827-46). Открытие Лобачевского (1826, опубликованное 1829-30), не получившее признания современников, совершило переворот в представлении о природе пространства, в основе которого более 2 тыс. лет лежало учение Евклида, и оказало огромное влияние на развитие математического мышления. Ректор Казанского университета и известный математик вдруг в 1834 году опубликовал свое стихотворение “Разлив Волги при Казани”.

Ты поражаешь ли поля опустошеньем?
Ты похищаешь ли надежды поселян?
Нет! На водах твоих всегда благословенье
Почиет благодарных стран,
Тобой, питаемых, тобой обогащенных!


После встречи с Лобачевским Пушкин сказал:

«Вообще-то он и начал свою творческую жизнь с поэзии и много работал в этом жанре. Увековечил он себя в области математики и философии, а всё же его последней работой была пьеса в стихах. Вдохновение нужно в поэзии, как в геометрии».

С.В.Ковалевская (1850—1891).

В июле 1874г. на основании трех работ Ковалевской, представленных Вейерштрассом, - "К теории уравнений в частных производных" (1874г.), "Дополнения и замечания к исследованию Далласа о форме кольца Сатурна" (1885г.), "О приведении одного класса абелевых интегралов третьего ранга к интегралам эллиптическим" (1884г.) - Гёттингенский университет заочно присвоил ей степень доктора философии. В аналитической теории дифференциальных уравнений с частными производными (метод мажорации) одна из теорем называется теоремой Коши-Ковалевской. В 1888г. Ковалевская написала работу "Задача о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки". После классических работ Л. Эйлера и Ж. Лагранжа только работа Ковалевской продвинула вперед решение этой задачи: Ковалевская нашла новый случай вращения не вполне симметрического гороскопа, когда решение доводится до конца. Служение математике С.В.Ковалевская представляла себе неотрывным от служения литературе. "Мне кажется, - говорила она, - что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это должен математик". Казалось странным, как она сочетает математику с поэзией, но она была крупнейшим литератором и математиком .

Если ты в жизни, хотя на мгновенье

Истину в сердце своём ощутил,

Если луч правды сквозь мрак и сомненье

Ярким сияньем твой путь озарил:

Чтобы в решении своём неизменном

Рок ни назначил тебе впереди -

Память об этом мгновении священном

Вечно храни, как святыню, в груди

Ковалевская выступала также как писательница. Известны ее драма "Борьба за счастье" (1887г.), написанная совместно со шведской писательницей А. Ш. Леффлер Эдгрен, романы "Нигилистка" (1891г.), " Воспоминание детства " (1890г.).

Образ Софьи Васильевны Ковалевской, талантливейшей женщины – математика, которая в годы темной реакции и нелепых предрассудков с необычайной смелостью и настойчивостью пробивала себе дорогу к науке и свету, предел восхищения передовых людей России и всего мира.

В завершении моего выступления хочется сказать, что в работе показана, конечно, не вся литературная деятельность математиков, но надеюсь, что мне удалось последовательно и точно отразить те моменты их творчества , которые представляют интерес в свете поставленной передо мною задачи. Эстетический потенциал математики велик и многогранен. Математика и литература неразрывно связаны друг с другом. Творчество и талант не имеют границ. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Прекрасные стихи написали математики. Не зря говорят, что фантазия нужна не только поэту, но и математику. А поэту-математику она нужна вдвойне. Заблуждение это - от неведения того, что гениальность совместна только с личностью увлеченной, разносторонне деятельной, глубокой и содержательной. Большое математическое дарование сочеталось в этих великих людях с проявлением творческого интереса к поэзии. У меня возникло восхищение жизненными свершениями учёных - поэтов, появилось чувство сопереживания, и это привело к переоценке своего отношения к математике. Над этой темой я буду работать и в следующем году, хочу изучить математическое творчество в стихах русских писателей и поэтов.

Настоящий ученый, он тоже поэт,
Вечно жаждущий знать и предвидеть,
Кто сказал, что в науке поэзии нет?
Нужно только понять и увидеть!

Литература:

1. Большая энциклопедия «Кирилл и Мефодий »/www.KM.ru/ 1996-2004.

2. Энциклопедия для детей. Математика / Ред. Коллегия: М. Аксёнова, В. Володин – М.: «Аванта +» , 2002.

3. Еженедельная учебно – методическая газета «Математика». Издательский дом «Первое сентября» www.1september/ru

4. « Великие жизни в математике» Б. А. Кодемский. М: « Просвещение» 2004.

5. Сайты Интернета.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Почему я выбрала эту тему? iconПроектная работа на тему
Тема моего проекта – это мои рисунки. Я выбрала эту тему, так как я очень люблю рисовать, срисовывать и просто творить чудеса на...
Почему я выбрала эту тему? icon«что я должен делать, чтобы сберечь лес»
В школе проходил конкурс на лучший рисунок «осенние мотивы», а я решила сделать проект на эту тему, потому что у меня осталось много...
Почему я выбрала эту тему? iconРеферат по дисциплине: “Основы экономический теории”
Я выбрала эту тему так, как она наиболее актуальна в наше время, потому что Россия находится на этапе перехода от государственно-монополистической...
Почему я выбрала эту тему? iconI. Биография М. А, Букова 4
Темой своей работы я выбрала вопрос «В чем загадка романа «Мастер и Маргарита»?» Интерес к этой теме у меня возник уже давно, буквально...
Почему я выбрала эту тему? iconВ своем реферате я рассматриваю данные вопросы
Тема моего реферата – «Появление и развитие техники в античности». Я выбрала эту тему потому, что я интересуюсь историей античности...
Почему я выбрала эту тему? iconВ своем реферате я рассматриваю данные вопросы
Тема моего реферата – «Появление и развитие техники в античности». Я выбрала эту тему потому, что я интересуюсь историей античности...
Почему я выбрала эту тему? iconРеферат По Мировой Художественной Культуре на тему: «Леонардо да Винчи. Жизнь Великого Гения»
Прочитав название моего реферата можно подумать, почему же я выбрала именно Леонардо да Винчи? Я могу объяснить три, самые весомые...
Почему я выбрала эту тему? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Я выбрала эту тему для проекта, так как считаю, что вышивание бисером это модно и креативно. Вышивкой из бисера можно украсить различные...
Почему я выбрала эту тему? iconРешение написать реферат на эту тему обосновано тем, что я собираюсь...
«Множественные умы Билли Миллигана». Я выбрала это направление, старясь подобрать темы, в которых точкой соприкосновения будут являться...
Почему я выбрала эту тему? iconРеферат по предмету английский язык Тема: Легендарная группа "Битлз"
Целью данного доклада является рассказ о жизни и творчестве группы "Битлз". Я выбрала эту тему, потому что много слышала от родителей...
Почему я выбрала эту тему? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Почему выбрали именно эту тему. В чём её практическая значимость именно для вас. Насколько это тема новая для вас
Почему я выбрала эту тему? iconРеферат «мир кристаллов» Выполнила работу: обучающаяся 8 класса Баширева...
...
Почему я выбрала эту тему? iconТема реферата
Я выбрала тему «Правильные многогранники» потому, что в нашей жизни многогранники встречаются повсюду, почти в каждом предмете можно...
Почему я выбрала эту тему? iconТема реферата
Я выбрала тему «Правильные многогранники» потому, что в нашей жизни многогранники встречаются повсюду, почти в каждом предмете можно...
Почему я выбрала эту тему? iconПочему школьники курят?
Почему ты начал курить? Первая сигарета не доставляет удовольствия. Тогда почему?
Почему я выбрала эту тему? iconОглавление почему и для кого мы написали эту книгу 6
Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск