Содержание
Введение 3
Глава I. Биография М.А, Букова 4
Глава II. История создания романа 7
Б.В. Соколов 8
В.И. Лосев 9
И. Белобровцева и С. Кульюс 10
Глава III. Библия в «Мастере и Маргарите» 11
Глава IV. Московские сцены романа 15
Глава V. Аналогии в романе 18
Первая триада 18
Вторая триада 19
Третья триада 19
Четвертая триада 20
Пятая триада 20
Шестая триада 20
Седьмая триада 21
Восьмая триада 21
Иешуа и Мастер 22
Маргарита 22
Глава VI. Отношение официальной православной церкви к «Мастеру и Маргарите» 24
Глава VII. Прототипы в романе 26
Мастер 26
Маргарита 27
Иван Бездомный 27
Михаил Александрович Берлиоз 28
Аркадий Аполлонович Семплеяров 28
Барон Майгель 28
Алоизий Могарыч 29
Азазелло 29
Коровьев-Фагот 30
Кот Бегемот 30
Гелла 30
Фрида 31
Глава VIII. Попытки постановки романа 32
Глава IX. Причина популярности романа 35
Заключение 36
Опросы и исследования 37
Галерея 38
Жизнь М.А. Булгакова 38
Места из романа 40
Прототипы 41
Театр и кино 42
Творчество поклонников 44
Список источников 45
Введение Темой своей работы я выбрала вопрос «В чем загадка романа «Мастер и Маргарита»?» Интерес к этой теме у меня возник уже давно, буквально после прочтения в первый раз произведения М.А. Булгакова, поэтому я, не сомневаясь, решила произвести исследование на эту тему.
Сразу хочу оговориться, что я не ставлю перед собой задачи разгадать многочисленные загадки самого романа, потому что считаю это невозможным, ведь до меня этим занималось большое количество ученых-литературоведов, а это им так и не удалось, так считают сами ученые. Скорее, я ставлю перед собой задачу немного другого характера: в чем заключается успех романа «Мастер и Маргарита»?
Мне самой очень понравилось работать с выбранной темой, но, то и дело возникало желание снова начать перечитывать роман или пересмотреть фильм. Прежде чем перейти к самому исследованию хотелось бы еще объяснить, в чем же актуальность моей проблемы. Роман «Мастер и Маргарита» читают все от мала до велика, это факт. Самое интересное в том, что многие представители молодежной культуры обожают и возвышают этот роман, хотя, как правило, подростки скептически относятся к классике и открывают ее для себя лишь в более сознательном возрасте, а с «Мастером и Маргаритой» всё не так просто. Поэтому самым главный вопрос, который я перед собой решила поставить: почему книга «Мастер и Маргарита» популярна в молодежной среде, хоть и является признанной классикой?
Произведение М.А. Булгакова стало популярным сразу, как только было опубликовано, но и по сей день все читают эту книгу с упоением, частенько не задумываясь о том, чем же она так привлекательна.
Поскольку, задав такой вопрос себе самой, я не смогла найти подходящего ответа, эта тема меня стала интересовать вдвое больше. Неслучайно, равнодушных к данному роману почти не существует. Это показалось мне очень интересным. Что же важнее любовь, сатира, проблематик, а может то, что всегда возникают трудности в экранизации романа? Или всё-таки популярным роман делает образ зла, который выглядит так обаятельно?
Работая над данной темой, я пользовалась большим количеством источников. В ходе моего исследования мне очень помогла книга Б.В. Соколова «Булгаковская Энциклопедия», которую можно читать и просто так, как дополнение к роману. Так же было весьма любопытно узнать текст ранних редакций романа в книге В.И. Лосева «Мой бедный, бедный мастер…». Конечно, многие другие авторы меня тоже натолкнули на различные мысли по поводу «Мастера и Маргариты», например книга дьякона Андрея Кураева «Мастер и Маргарита: за Христа или против?», дневники писателя и его третьей жены Елены Булгаковой.
Свою работу я постаралась построить таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть интересующие меня проблемы, связанные с романом. Для начала я проанализировала личность самого М.А. Булгакова и его отношения с диктатором И.В. Сталиным, затем рассмотрела историю создания романа. Потом я посчитала правильным более подробно обратиться к трактовке Библии, и только в следующей главе изучить московский мир. И наконец, узнать разные прочтения и мнения по поводу «Мастера и Маргариты». Порядок, выбранный мной, помогает раскрывать тему всё больше и больше и, лишь проанализировав создание, суть и мнения ученых, можно ответить на вопрос, поставленный в начале.
|