Скачать 232.5 Kb.
|
Пояснительная записка Цель изучения данного курса – систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся. Курс носит систематизирующий и обобщающий характер изложений, направленность на закрепление и развитие умений и навыков, полученных в основной школе. Высокий уровень абстрактности изучаемого материала, логическая строгость систематического изложения соединяется с привлечением наглядности на всех этапах учебного процесса и постоянным обращением к опыту учащихся. Умение изображать важнейшие геометрические тела, вычислять их объёмы и площади поверхностей имеют большую практическую значимость. Углублённое изучение геометрии предполагает наличие у учащихся устойчивого интереса к математике и намерение выбрать после окончания школы, связанную с ней профессию. Обучение в 10-11 классах должно обеспечить подготовку к поступлению в ВУЗ и продолжению образования, а также к профессиональной деятельности, требующей достаточно высокой математической культуры. Математическое образование в России подразумевает в первую очередь развитие математической культуры учащихся, важными составными частями которой следует считать логическую культуру, культуру вербальную и культуру графическую. Необходимым элементом математической культуры является развитие умения истолковывать поставленную задачу в формальных терминах, проводить рассуждения и доказательства, строить геометрические интерпретации, устно и письменно излагать решение задач и доказательство утверждений. Рассматривая причины интереса к математике у своих учеников, не стоит путать интерес к ней как средству поступления в высшее учебное заведение с интересом к ней как собственно учебному предмету, как к замечательной науке. В изучении предметов естественнонаучного цикла очень важное место занимает эксперимент, и именно он формирует интерес к предмету. В математике эквивалентом эксперимента является решение задач. Собственно, весь курс математики может быть построен на решении различных по сложности и важности задач. Совершенно ясно, что любую теорему можно и нужно рассматривать как задачу, ее доказательство – как решение этой задачи, а использование в различных областях – как приложение этой теоремы-задачи. Ученик, испытывающий интерес к математике, чувствует эстетическое удовлетворение от красиво решенной им задачи, от установленной им возможности приложения математики к другим наукам. Изложение теоретического материала ведется лекционным методом, крупными тематическими блоками. Особенностью изучения теоретического материала стереометрии является безусловное доказательство на уроках всех рассматриваемых теорем (кроме теорем темы «Геометрические преобразования пространства»), создание стройной системы доказательства этих теорем с последующим опросом учащихся по теоремам. Работа с учащимися ведется как индивидуально, так и малыми группами. Список теорем, приводимый в учебнике, служит хорошей основой для проведения систематического повторения курса стереометрии 10 класса и изучения и повторения курса 11 класса. По мере изучения стереометрии учащиеся переносят блоками эти списки в свои компьютеры и всегда имеют перед глазами распечатку теорем из пройденного геометрического материала. Перед контрольной работой учащиеся получают подготовительный набор задач, а так же теоретического материала, его можно заимствовать из списка теорем. В основе разработанной рабочей программы лежат «Примерные программы по математике», опубликованные в книге: «Сборник нормативных документов. Математика. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Григорьев. – М.: Дрофа, 2007», которая реализуется в 11а классе на базе учебника: «Геометрия: Учебник 11кл. профильное изучение / Е.В. Потоскуев, Л.И. Звавич – М.: Дрофа, 2007, 2008.» Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. При составлении рабочего тематического планирования было взято планирование из статьи С.М. Саакяна, В.Ф. Бутузова «Примерное тематическое планирование уроков геометрии в 10-11 классах с углублённым изучением математики, опубликованной в журнале «Математика в школе» - № 5, 2006 год. А так же рекомендации по составлению тематического планирования, взятые из книги «Звавич Л.И. и др. Геометрия. 8-11 классы: Пособие для школ и классов с углублённым изучением математики/ Л.И. Звавич, М.В. Чинкина, Л.Я. Шляпочник. – М.: Дрофа, 2007. Тематическое планирование составлено на 99 часов (3 часа в неделю). Учебно-тематический план. Всего 99 часов 3 ч/н. Геометрия 11 класс.
Содержание рабочей программы. 1. Преобразование пространства (12 часов). Отображение пространства. Определение преобразования пространства. Центральная симметрия пространства. Обратное преобразование. Композиция преобразований. Движение пространства: определение движения; композиция движений. Общие свойства движения. О движении первого и второго рода в пространстве. О равенстве фигур в пространстве. Свойства центральной симметрии пространства. Симметрия относительно плоскости. Симметрия относительно плоскости в координатной форме. Свойства симметрии относительно плоскости. Параллельный перенос. Параллельный перенос в координатах. Свойства параллельного переноса. Скользящая симметрия. Поворот вокруг оси. Осевая симметрия. Свойства осевой симметрии и поворота вокруг оси. Зеркальный поворот. Винтовое движение. Взаимосвязь различных движений пространства. Композиция двух симметрий относительно плоскости. Семь различных видов движения пространства. Гомотетия пространства. Формулы гомотетии пространства в координатах и ее свойства. Определение подобия пространства; разложение подобия в композиции гомотетии и движения. О подобии фигур в пространстве. 2. Многогранники (7 часов). Внутренние и граничные точки, внутренность и граница геометрической фигуры. Выпуклая, связанная, ограниченная геометрическая фигура. Пространственная область. Геометрическое тело, его внутренность и поверхность. Многогранник и его элементы: вершины, ребра, грани, плоские углы при вершине, двугранные углы при ребрах. Эйлерова характеристика многогранника. Теорема Декарта-Эйлера для выпуклого многогранника (без доказательства). Понятие о развертке многогранника. Свойства выпуклых многогранников. Понятие объема. Свойства объемов тел. Равновеликие и равносоставленные тела. Объем прямоугольного параллелепипеда. 3. Призма и параллелепипед (12 часов). Определение призмы и ее элементов. Количество вершин, ребер, граней, диагоналей у угольной призмы. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Призматическая поверхность. Перпендикулярное сечение призмы. Боковая и полная поверхность призмы; формулы вычисления их площадей. Формулы вычисления объемов прямой и наклонной призмы. Параллелепипед наклонный, прямой и прямоугольный. Куб. Свойства диагоналей параллелепипеда. Свойство прямоугольного параллелепипеда. Объем параллелепипеда. 4. Трехгранные многогранные углы (5 часов). Понятие о многогранном угле. Вершины, грани, ребра, плоские углы при вершине выпуклого многогранного угла. Многогранные углы при вершинах многогранников. Трехгранный угол. Теорема о плоских углах трехгранного угла. Теорема о сумме плоских углов выпуклого многогранного угла. Теорема синусов, теорема косинусов трехгранного угла. 5. Пирамида (20 часов). Определение пирамиды и ее элементов. Количество вершин, ребер, граней угольной пирамиды. Некоторые частные виды пирамид. Пирамида, все боковые ребра которой равны между собой. Пирамида, все двугранные углы которой при ребрах основания равны между собой; пирамида, ровно одна боковая грань которой перпендикулярна плоскости основания. Пирамида, две соседние боковые грани которой перпендикулярны плоскости ее основания. Пирамида, две не соседние боковые грани которой перпендикулярны плоскости основания; пирамида, боковое ребро которой образует равные углы с ребрами основания, выходящими из одной вершины. Формулы вычисления площадей боковой и полной поверхности пирамиды. Правильная пирамида и ее свойства. Апофема правильной пирамиды. Формулы вычисления площадей боковой и полной поверхности правильной пирамиды. Свойства параллельных сечений пирамиды. Усеченная пирамида, формулы вычисления ее боковой и полной поверхности. Формулы вычисления площадей боковой и полной поверхностей усеченной пирамиды. Объем пирамиды и формулы его вычисления. Тетраэдры. Объем тетраэдра. Возможность выбора основания у тетраэдра. Свойство отрезков, соединяющих вершины тетраэдра с центроидами противоположных граней. Правильный тетраэдр. Ортоцентрический тетраэдр. Равногранный тетраэдр. Тетраэдр, все боковые грани которого образуют равные двугранные углы с плоскостью основания. Формула вычисления объема тетраэдра , где - угол между прямыми, содержащими эти ребра. Отношение объемов двух тетраэдров, имеющих равные трехгранные углы. 6. Правильные многогранники (6 часов). Виды, элементы и свойства правильных многогранников. Вычисление площадей поверхности и объемов правильных многогранников. 7. Цилиндр и конус (12 часов). Поверхность и тело вращения. Цилиндр. Основания, образующие, ось, высота цилиндра. Цилиндрическая поверхность вращения. Сечение цилиндра плоскостью. Изображение цилиндра. Касательная плоскость к цилиндру. Развертка цилиндра. Вычисление площадей боковой и полной поверхности цилиндра. Призма, вписанная в цилиндр и описанная около цилиндра. Вычисление объема цилиндра. Конус вращения. Вершина, основание, образующие, ось, высота, боковая и полная поверхность конуса. Сечение конуса плоскостью. Равносторонний конус. Касательная плоскость к конусу. Изображение конуса. Развертка. Вычисление полной и боковой поверхности конуса. Свойства параллельных сечений конуса. Вписанные в конус и описанные около конуса пирамиды. Цилиндр, вписанный в конус. Усеченный конус: основания, образующие, высота, боковая и полная поверхность. Вычисление площадей боковой и полной поверхностей усеченного конуса. Вычисление объемов конуса и усеченного конуса. 8. Сфера и шар (13 часов). Шар и сфера. Хорда, диаметр, радиус сферы и шара. Изображение сферы. Уравнение сферы. Взаимное расположение плоскости и сферы. Пересечение шара и сферы с плоскостью. Плоскость, касательная к сфере и шару. Теоремы о касательной плоскости. Шары и сферы, вписанные в двугранный угол, многогранный угол. Шары и сферы, вписанные в цилиндр, конус, многогранник и описанные около них. Шары и сферы, вписанные в правильные многогранники и описанные около них. Шаровой сегмент, его основание и высота, сегментная поверхность. Шаровой слой, его основание и высота, шаровой пояс. Шаровой сектор и его поверхность. Формулы для вычисления площадей сферы, сегментной поверхности, шарового пояса, поверхности шарового сектора. Формулы для вычисления объемов шара, шарового сегмента, шарового сектора, шарового слоя. 9. Повторение. Практикум по решению задач (12 часов). Теоремы о параллельных прямых. Теоремы о скрещивающихся прямых. Теоремы о параллельности прямой и плоскости. Теоремы о параллельности плоскостей. Теоремы о перпендикулярности прямой и плоскости. Теоремы об углах в пространстве. Решение задач по темам: призма и параллелепипед, пирамида, цилиндр и конус, сфера и шар Календарно-тематическое планирование по геометрии 11 класс (99 часов 3 ч/н.). Федеральный компонент ФК (66 часов 2 ч/н.). Компонент образовательного учреждения КОУ (33 часа 1 ч/н.).
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью урока является усвоение учащимися материала курса химии на уровне компетенции посредством самостоятельного изучения теоретического... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью урока является усвоение учащимися материала курса химии на уровне компетенции посредством самостоятельного изучения и презентации... | ||
Изложение теоретического материала в форме монолога Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос) | Технологическая карта самостоятельного изучения теоретического материала (реферат) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повторение теоретического материала, необходимого для решения рациональных неравенств методом интервалов | Гипоксия и гипероксия Технологическая карта самостоятельного изучения теоретического материала студентами 2-го курса стоматологического факультета | ||
«Наркомании и токсикомании.» Технологическая карта самостоятельного изучения теоретического материала для студентов 2 курса стоматологического факультета | «Сердечные аритмии» Технологическая карта для самостоятельного изучения теоретического материала студентами 2-го курса стоматологического факультета | ||
Основные вопросы для изучения Технологическая карта самостоятельного изучения теоретического материала для студентов 2 курса стоматологического факультета | Тема: адгезивная техника. Методика восстановления зубов композитами Технологическая карта самостоятельного изучения теоретического материала (электив) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кроме теоретического материала, в каждом разделе содержатся упражнения для отработки материала, а также тесты для контроля усвоения... | Тема: классификация, состав, свойства, показания к применению композиционных материалов Технологическая карта самостоятельного изучения теоретического материала (электив) | ||
Тема. «Нарушения липидного обмена». Основные вопросы для изучения Технологическая карта самостоятельного изучения теоретического материала для студентов 2 курса стоматологического факультета | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок является первым практическим уроком после изучения теоретического материала. Вид урока – сдвоенный урок, продолжительность... | ||
Технологическая карта самостоятельного изучения теоретического материала (реферат) Тема: Оказание скорой неотложной помощи стоматологическим больным. Обморок, шок, коллапс | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Как правило, это уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы. В зависимости от дидактических... |