«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»Методическим объединением директор ГБОУ СОШ №1384учителей математики имени А.А. ЛеманскогоГБОУ СОШ №1384 Н.П. Пархоменкоимени А.А. Леманского _______________________ Протокол №1 от 30.08. 2012 г. 01.09.2012 г.РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО МАТЕМАТИКЕДЛЯ 5 КЛАССАНА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОДСоставитель учитель математикиГорина Галина Геннадьевнапервая квалификационная категорияг. Москва2012 г.Пояснительная запискаДанная программа является непосредственным продолжением программы по математике для начальной школы Л.Г. Петерсон. Программа рассчитана на 5 часов в неделю, всего 170 часов.
Основной особенностью этой программы является то, что главной целью обучения математике становится формирование готовности к саморазвитию, т.е. качеств мышления и качеств личности, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе, для динамичной адаптации его к этому обществу.
Еще одна особенность данного курса заключается в том, что учащиеся получают математические знания не в «готовом» виде, а в результате самостоятельного «открытия» ими свойств и отношений реального мира. При этом внимание уделяется всем трем этапам математического моделирования. Ими являются:
1.этап математизации действительности, т.е. построения математической модели некоторого фрагмента действительности;
2.этап изучения математической модели, т.е. построения математической теории, описывающей свойства построенной математической модели;
3.этап приложения полученных результатов к реальному миру.
Таким образом,
целями обучения математике в данном курсе являются:
Формирование мышления через обучение деятельности: умению адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределению), осознанно строить свою деятельность по достижению цели (самореализации) и оценивать собственную деятельность и ее результаты (рефлексии);
Формирование системы ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
Формирование представлений о математическом методе исследования реального мира, роли и месте математики в системе наук;
Овладение математическими знаниями, обеспечивающими включение учащихся в деятельность на уроках математики, смежных предметах и в практической жизни.
Содержание программы
Математический язык (43 часа)
Цель: формировать представление о математическом методе исследования реального мира; повторить известные из начальной школы методы работы с математическими моделями; познакомить с методом проб и ошибок и методом перебора; развивать логическую культуру, мышление, речь, познавательные интересы.Математические выражения. Запись, чтение и составление выражений. Значение выражения.
Математические модели. Перевод условия задачи на математический язык. Работа с математическими моделями. Метод проб и ошибок. Метод перебора.
Язык и логика. Высказывания. Общие утверждения. Утверждения о существовании. Способы доказательства общих утверждений. Введение обозначений.
Делимость натуральных чисел (40 часов)
Цель: расширить и углубить знания о свойствах натуральных чисел; познакомить с понятиями, связанными с делимостью чисел; подготовить основу для изучения обыкновенных дробей; развивать логическую культуру, мышление, речь, познавательные интересы.Делители и кратные. Простые и составные числа. Делимость произведения. Делимость суммы и разности.
Признаки делимости на 10, на 2 и на 5, на 3 и на 9, на 4 и на 25.
Разложение на простые множители. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Степень числа. Дополнительные свойства умножения и деления.
Равносильность предложений. Определения.
Дроби (45 часов)
Цель: выработать прочные навыки чтения, записи, сравнения и вычислений с обыкновенными дробями и смешанными числами; познакомить с новыми приемами решения задач на дроби; рассмотреть задачи на совместную работу; развивать логическую культуру, мышление, речь, алгоритмические умения.Натуральные числа и дроби. Смешанные числа.
Основное свойство дроби. Преобразование дробей. Сравнение дробей.
Арифметика дробей и смешанных чисел; сложение, вычитание, умножение и деление.
Задачи на совместную работу.
Десятичные дроби (42 часа)
Цель: выработать прочные навыки чтения, записи, сравнения и вычислений с десятичными дробями, навыки преобразования и действий с именованными числами; рассмотреть правила округления чисел, условия преобразования дробей из десятичной в обыкновенную и обратно; развивать логическую культуру, мышление, речь, алгоритмические умения.Новая запись чисел. Десятичные и обыкновенные дроби. Приближенные равенства. Округление чисел. Сравнение десятичных дробей.
Арифметика десятичных дробей: сложение, вычитание, умножение и деление.
Требования к уровню подготовки учащихсяУчащиеся должны:
Иметь представление о математическом методе исследования реального мира, уметь записывать, читать и составлять буквенные и числовые выражения, находить их значения;
Уметь переводить условие задачи на математический язык, работать с построенными математическими моделями; решать задачи методом проб и ошибок, методом перебора;
Иметь представление о высказываниях, различать основные типы утверждений: общие и утверждения о существовании; уметь доказывать общие утверждения; вводить обозначения в зависимости от условия задачи;
Знать такие математические понятия как делители, кратные чисел, простые и составные числа; делимость произведения, делимость суммы и разности, дополнительные свойства умножения и деления; наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное; знать и применять при решении задач признаки делимости на 10, на 2, на 5, на 3 и на 9, на 4 и на 25;
Уметь раскладывать числа на простые множители, находить наибольший общий делитель чисел, наименьшее общее кратное чисел, степень числа;
Иметь представление о равносильности предложений, математических определениях;
Иметь прочные навыки чтения, записи, сравнения и вычислений с обыкновенными дробями и смешанными числами; применять новые приемы решения задач на дроби;
Иметь навыки решения задач на совместную работу;
Иметь прочные навыки чтения, записи, сравнения и вычислений с десятичными дробями, навыки преобразования и действий с именованными числами, округления чисел;
Знать условие преобразования дробей из десятичной в обыкновенную и обратно.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельностиВ ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали
умениями общеучебного характера, разнообразными
способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Календарно-тематическое планирование курса № уроков
| Тема
| Количество
часов
по плану
| Дата
|
| Глава 1. Математический язык
| 43
|
|
1/1
| «Что я знаю из математики». Повторение
|
| 3.09-8.09
|
2/2
| Обозначение натуральных чисел
|
| 3.09-8.09
|
3/3
| Десятичная система счисления. Разряды. Классы
|
| 3.09-8.09
|
4/4
| Контрольная работа
|
| 3.09-8.09
|
5/5
| Запись, чтение и составление выражений
|
| 3.09-8.09
|
6/6
| Запись, чтение и составление выражений
|
| 10.09-15.09
|
7/7
| Значение выражений
|
| 10.09-15.09
|
8/8
| Значение выражений
|
| 10.09-15.09
|
9/9
| Значение выражений
|
| 10.09-15.09
|
10/10
| Перевод условия задачи на математический язык
|
| 10.09-15.09
|
11/11
| Перевод условия задачи на математический язык
|
| 17.09-22.09
|
12/12
| Перевод условия задачи на математический язык
|
| 17.09-22.09
|
13/13
| Перевод условия задачи на математический язык
|
| 17.09-22.09
|
14/14
| Перевод условия задачи на математический язык
|
| 17.09-22.09
|
15/15
| Перевод условия задачи на математический язык
|
| 17.09-22.09
|
16/16
| Перевод условия задачи на математический язык
|
| 24.09-29.09
|
17/17
| Работа с математическими моделями
|
| 24.09-29.09
|
18/18
| Работа с математическими моделями
|
| 24.09-29.09
|
19/19
| Работа с математическими моделями
|
| 24.09-29.09
|
20/20
| Работа с математическими моделями
|
| 24.09-29.09
|
21/21
| Метод проб и ошибок
|
| 1.10-6.10
|
22/22
| Метод проб и ошибок
|
| 1.10-6.10
|
23/23
| Метод проб и ошибок
|
| 1.10-6.10
|
24/24
| Метод перебора
|
| 1.10-6.10
|
25/25
| Метод перебора
|
| 1.10-6.10
|
26/26
| Метод весов
|
| 8.10-13.10
|
27/27
| Метод весов
|
| 8.10-13.10
|
28/28
| Метод весов
|
| 8.10-13.10
|
29/29
| Решение задач для самопроверки
|
| 8.10-13.10
|
30/30
| Контрольная работа № 1
|
| 8.10-13.10
|
31/31
| Высказывания
|
| 15.10-20.10
|
32/32
| Общие утверждения
|
| 15.10-20.10
|
33/33
| Общие утверждения
|
| 15.10-20.10
|
34/34
| Утверждения типа «Хотя бы один»
|
| 15.10-20.10
|
35/35
| Утверждения типа «Хотя бы один»
|
| 15.10-20.10
|
36/36
| О доказательстве общих утверждений
|
| 22.10-27.10
|
37/37
| О доказательстве общих утверждений
|
| 22.10-27.10
|
38/38
| Введение обозначений
|
| 22.10-27.10
|
39/39
| Введение обозначений
|
| 22.10-27.10
|
40/40
| Введение обозначений
|
| 22.10-27.10
|
41/41
| Введение обозначений
|
| 6.11-10.11
|
42/42
| Решение задач для самопроверки
|
| 6.11-10.11
|
43/43
| Контрольная работа № 2
|
| 6.11-10.11
|
| Глава 2. Делимость натуральных чисел
| 40
|
|
44/1
| Делители числа
|
| 6.11-10.11
|
45/2
| Кратные числа
|
| 12.11-17.11
|
46/3
| Кратные числа
|
| 12.11-17.11
|
47/4
| Простые и составные числа
|
| 12.11-17.11
|
48/5
| Простые и составные числа
|
| 12.11-17.11
|
49/6
| Делимость произведения
|
| 12.11-17.11
|
50/7
| Делимость произведения
|
| 19.11-24.11
|
51/8
| Делимость произведения
|
| 19.11-24.11
|
52/9
| Делимость суммы и разности
|
| 19.11-24.11
|
53/10
| Делимость суммы и разности
|
| 19.11-24.11
|
54/11
| Делимость суммы и разности
|
| 19.11-24.11
|
55/12
| Признаки делимости на 10, на 2, на 5
|
| 26.11-1.12
|
56/13
| Признаки делимости на 10, на 2, на 5
|
| 26.11-1.12
|
57/14
| Признаки делимости на 10, на 2, на 5
|
| 26.11-1.12
|
58/15
| Признаки делимости на 3 и на 9
|
| 26.11-1.12
|
59/16
| Признаки делимости на 3 и на 9
|
| 26.11-1.12
|
60/17
| Признаки делимости
|
| 3.12-8.12
|
61/18
| Решение задач для самопроверки
|
| 3.12-8.12
|
62/19
| Контрольная работа № 3
|
| 3.12-8.12
|
63/20
| Разложение чисел на простые множители
|
| 3.12-8.12
|
64/21
| Разложение чисел на простые множители
|
| 3.12-8.12
|
65/22
| Разложение чисел на простые множители
|
| 10.12-15.12
|
66/23
| Наибольший общий делитель
|
| 10.12-15.12
|
67/24
| Наибольший общий делитель
|
| 10.12-15.12
|
68/25
| Наибольший общий делитель
|
| 10.12-15.12
|
69/26
| Наименьшее общее кратное
|
| 10.12-15.12
|
70/27
| Наименьшее общее кратное
|
| 17.12-22.12
|
71/28
| Наименьшее общее кратное
|
| 17.12-22.12
|
72/29
| Степень числа
|
| 17.12-22.12
|
73/30
| Степень числа
|
| 17.12-22.12
|
74/31
| Степень числа
|
| 17.12-22.12
|