Скачать 82.28 Kb.
|
Тема: «Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями»Предметы точных дисциплин (алгебра)Айшаева Фердаус СулеймановнаУчитель математики и информатикиМКОУ СОШ с.п.Кара-СууЦели и задачи: Образовательные: сформировать у учащихся умение приводить алгебраические дроби к общему знаменателю и выполнять их сложение и вычитание; повторить и закрепить действия сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, способы разложения многочлена на множители, сокращение дробей. Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к алгебре, применяя интересные задания, различные формы работы; формирование личностных качеств: точность и ясность словесного выражения мыслей, сосредоточенность и внимание, ответственность и настойчивость. Развивающие: развивать у учащихся умение работать как индивидуально (самостоятельно), так и коллективно (работа в парах); развивать познавательные интересы. Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями, карточки для проверки. Задания для актуализации знаний: 1) ; 2) ; 3) 4) ; 5) Алгоритм сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями.
множителей, из остальных знаменателей приписать к этому произведению недостающие множители. Полученное произведение и будет общим (новым) знаменателем.
будут произведения тех множителей, которые имеются в общем (новом) знаменателе, но которых нет в старом знаменателе.
дополнительный множитель и получим новые дроби с общим знаменателем.
Карточки к самостоятельной работе с взаимопроверкой: a) b) Карточка для этапа рефлексии.
ХОД УРОКА 1. Самоопределение к деятельности. Цели этапа:
Организация учебного процесса на этапе 1: - Доброе утро, ребята! Мы продолжаем наше увлекательное путешествие по стране “Алгебраические дроби с разными знаменателями ”. - С какими “жителями” страны мы встречались на предыдущих уроках? (С алгебраическими выражениями.) - Что мы можем выполнять с алгебраическими выражениями? (Сложение и вычитание.) - Какая характерная особенность алгебраических дробей, которые мы уже умеем складывать и вычитать? (Мы складываем и вычитаем дроби, имеющие одинаковые знаменатели.) - Верно. Но мы все вместе хорошо понимаем, что навыков выполнения действий с алгебраическими дробями, имеющими одинаковые знаменатели, недостаточно. Что ещё необходимо нам научиться делать? (Выполнять действия с дробями, имеющими разные знаменатели.) - Молодцы! Тогда продолжим наше путешествие? (Да!) 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цели этапа:
Организация учебного процесса на этапе 2: На доске записано несколько примеров на выполнение действий с дробями:
Учащимся предлагается озвучить свои варианты решения. В первом примере ребята без труда выдают правильный ответ, вспоминая алгоритм выполнения действий с алгебраическими дробями, имеющими одинаковые знаменатели. Когда уже прозвучал комментарий к примеру № 2, учитель акцентирует внимание на этом примере. В данном примере не только выполняются действия с алгебраическими дробями имеющими одинаковые знаменатели, но и выполняли сокращение получившейся алгебраической дроби: вынесли знак “минус” за скобки, в числителе и знаменателе получили одинаковые множители, на которые впоследствии мы и сократили результат. Решаем задание №3 - Чем же можно воспользовался при решении примера № 3? (Алгоритмом сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями.) Как именно? (Сначала надо привести алгебраические дроби к наименьшему общему знаменателю 30, а затем сложить их.) - При решении примеров № 4 и 5 затруднение вызывает то, что эти дроби, разными знаменателями, и в состав этих разных знаменателей входят переменные (№ 4), а в № 5 вообще в знаменателях стоят буквенные выражения!..” Ответ на задания 4–5 не получены. 3. Выявление места и причин затруднений и постановка цели деятельности. Цели этапа:
Организация учебного процесса на этапе 3: - Почему при их решении заданий №4 и 5 вы не готовы обсудить решение и дать ответ? (Потому что алгебраические дроби, предложенные в этих заданиях, имеют разные знаменатели, а нам знаком алгоритм выполнения действий с алгебраическими дробями, имеющими одинаковые знаменатели. Что же нам ещё надо уметь делать? Надо научиться складывать и вычитать дроби с разными знаменателями. Как можно сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями. Тема урока записывается в тетрадях. 4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель этапа:
Организация учебного процесса на этапе 4: - Какую же цель мы сегодня поставим перед собой на уроке? (Научиться складывать и вычитать алгебраические дроби с разными знаменателями.) - Как же быть? (Для этого мы должны построить алгоритм дальнейшей работы с алгебраическими дробями.) - Что нам необходимо придумать для достижения цели урока? (Алгоритм приведения алгебраических дробей к общему знаменателю, чтобы потом работать по привычному нам правилу сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.) Работа организована в группах, каждой группе даётся лист бумаги и маркер. Учащиеся могут предложить свои варианты алгоритма в виде перечисления шагов. На работу отводится 5 минут. Группы вывешивают свои варианты алгоритма или правила, и дальше проводится анализ каждого варианта. Один из учащихся проводит аналогию своего алгоритма с алгоритмом сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями. Впоследствии этого выводится единый вариант. Он может быть таким:
Применим наше правило для выполнения нерешённых предложенных заданий. Задания 4 и 5 решаются совместно с учителем. 5. Первичное закрепление во внешней речи. Цель этапа:
Организация учебного процесса на этапе 5: - Ребята, но все мы хорошо знаем, что просто смотреть и знать “карту местности” - это ещё не путешествие. Для того чтобы больше проникнуть в мир алгебраических дробей мы должны тренироваться в решении примеров, для того, чтобы закрепить наш новый алгоритм. Работа с учебником: № 136(а). (Один ученик у доски, остальные выполняют задание в тетрадях.) №133 (а, г). Учащиеся работают в парах, проговаривая решение друг другу: a) b) 6. Самостоятельная работа с самопроверкой. Цели этапа:
Организация учебного процесса на этапе 6: На этом этапе каждый из учеников уже готов самостоятельно обдумывать способы и находить решения примеров по теме. №134 (а, б): выполняют работу по вариантам. a); b) После выполнения работы проводится проверка по эталону. Проверяя решения, учащиеся отмечают “+” правильное решение, “?” не верное решение. Желательно, чтобы ученики, допустившие ошибки, объяснили причину, по которой они неправильно выполнили задание. Проводится анализ и исправление ошибок. 7. Включение новых знаний в систему знаний. Цель этапа: повторить и закрепить изученный на уроке алгоритм сложения и вычитания алгебраических дробей с разными знаменателями. Организация учебного процесса на этапе 7: Необходимо всегда “поддерживать связь” нового материала с пройденными темами. Поэтому предлагаются задания, для выполнения которых потребуются не только сегодня полученные знания, но и материалы ранее изученных тем. Учащимся предлагается задания. Работа в группах: Выполнить действия: 1) 1) 2) 2) По окончанию работы представитель каждой группы выступает с получившимися результатами Задача. Идя вдоль трамвайного пути, я заметил, что каждые 12 минут меня нагоняет трамвай, а каждые 4 минуты я сам встречаю трамвай. И я, и трамваи движемся равномерно. Через сколько минут один после другого покидают трамвайные вагоны свои конечные пункты? Решение. Если вагоны покидают свои конечные пункты каждые x минут, то это означает, что в то место, где я встретился с одним из трамваев, через x минут приходит следующий трамвай. Если он догоняет меня, то оставшиеся 12-х минут он должен пройти тот путь, который я успеваю пройти за 12 минут. Значит, тот путь, который я прохожу за 1 минуту, трамвай проходит в минут. Если же трамвай идет мне навстречу, то он встретит меня через 4 минуты после предыдущего, а в оставшиеся (х-4) минуты он пройдет тот путь , который я успел пройти в эти 4 минуты. Следовательно, тот путь, который я прохожу в 1 минуту, трамвай проходит в минуты. Получаем уравнение , отсюда x=6. Вагоны отходят каждые 6 минут. 8. Рефлексия урока. Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. Организация учебного процесса на этапе 8: - Какую цель мы поставили в начале урока? (Научиться складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.) - Что мы придумали для достижения цели? (Алгоритм сложения и вычитания алгебраических дробей с разными знаменателями.) - Что мы ещё использовали при этом? (Мы раскладывали на множители знаменатели, подбирали НОК для коэффициентов, и дополнительные множители для числителей.) Домашнее задание: параграф 4 (учебник); № 126, 127 (задачник). |
Урок "Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями".... Образовательные: формировать умение приводить алгебраические дроби к общему знаменателю и выполнять их сложение и вычитание; повторить... | Карточки с алгоритмом нахождения общего знаменателя для алгебраических... Образовательная: формировать умение приводить алгебраические дроби к общему знаменателю и выполнять их сложение и вычитание; повторить... | ||
«Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» Контрольная работа №2 по теме: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» | Урок по математике в 6-м классе по теме "Сложение и вычитание дробей... Закрепить умения выполнять сложение и вычитание дробей с разными знаменателями; обогатить знания по теме; повысить вычислительную... | ||
Учебник: под ред. Виленкина Н. Я. «Математика. 6 класс». Цель : Обобщить... Конспект урока по математике "Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" | Урока: Обобщение по темам «Делимость чисел», «Сложение и вычитание... Тема урока: Обобщение по темам «Делимость чисел», «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» | ||
Тема: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями(5 класс) Систематизация знаний по темам: “ Обыкновенные дроби”,”Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями”, “Сравнение обыкновенных... | Сложение и вычитание алгебраических дробей Повторить правила сложения и вычитания числовых дробей с одинаковыми знаменателями. Затем устно решить следующие примеры | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями», урок 1 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Открытые уроки: в 7 классе по теме «Линейные уравнения с одной переменной», в 8 классе по теме «Сложение и вычитание дробей с разными... | ||
Урок обобщение (математика, 5 класс) Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби». На этом уроке мы повторим правильные и неправильные дроби, сложение и... | Прямая и обратная пропорциональность Игра «Хочу все знать» по теме: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» (открытое индивидуальное занятие) | ||
Тема урока: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» Цель урока: усвоение знаний по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей», умение самостоятельно в комплексе применять зун, отработка... | Содержание курса алгебры Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраической дроби. Сложение, вычитание, умножение и деление алгебраических дробей. Степень... | ||
Конспект урока сложение и вычитание десятичных дробей фио (полностью)... Цель урока: усвоение знаний по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей», умение самостоятельно в комплексе применять зун, отработка... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, смешанных чисел» |