Скачать 140.06 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» составлена на основе программы факультативных занятий по математике для 9 класса общеобразовательных учреждений. Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Поэтому наряду с решением основной задачи расширенное изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой. Основная цель факультатива - это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к новой системе государственной (итоговой) аттестации по алгебре в 9 классе. Так как ГИА отличается от обычных экзаменов, то помимо дополнительной математической подготовки, требуется научить учащегося работать с тестами, заполнять правильно бланки ответов. Формирование умения рассуждать, доказывать и решать задачи в процессе обучения математике является одной из важнейших педагогических задач. Содержание данного факультативного курса предоставляет большие возможности для решения данной задачи. В ходе изучения алгебраического компонента школьного курса математики 9 класса создаются предпосылки для развития мышления учащихся, формирования у них умения подмечать закономерности, выдвигать гипотезы и обосновывать их, делать выводы, проводить правдоподобные и доказательные рассуждения. Однако реализация этих возможностей в практике проведения факультативных занятий в значительной степени зависит от того, насколько основная педагогическая задача данного факультатива находится в поле зрения учителя на всех этапах занятия – при изучении теоретического материала, при проверке домашнего задания, в ходе решения математических задач. Специфика факультативных занятий выражается в том, что в нем основное время и значительное место отводятся задачам самого разнообразного плана, начиная с элементарных упражнений репродуктивного характера и кончая задачами, требующими нестандартных подходов к решению. В связи с этим важнейшая цель учителя состоит в том, чтобы учащиеся овладели технологией решения основных типов алгебраических задач, к которым относятся задания на вычисления, тождественные преобразования выражений, решение уравнений, неравенств, систем, решение текстовых задач с помощью уравнений и систем, построение и чтение графиков функций и т.п. В процессе проведения факультативных занятий в 9 классе следует продолжать работу, направленную на формирование таких специальных умений и навыков по данному предмету, которые отвечают таким требованиям, как правильность, осознанность, автоматизм, рациональность, обобщенность и прочность. Важно в процессе работы данного факультатива продолжать работу по формированию у учащихся способности к использованию основных эвристических приемов по поиску решений нестандартных задач. Цели факультативного курса: формирование у учащихся умения рассуждать, доказывать и осуществлять поиск решений алгебраических задач на материале алгебраического компонента 9 класса; формирование опыта творческой деятельности, развитие мышления и математических способностей школьников. Задачи курса:
Ожидаемые результаты: На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:
Структура курса Курс рассчитан на 34 занятий в год, в неделю 1 час. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры:
Основные методические особенности курса
Формы организации учебных занятий Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений. Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5-10 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫТема 1. Выражения и их преобразования (4ч) Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной. Тема 2. Уравнения и системы уравнений (6ч) Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней). Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений. Тема 3. Неравенства (6ч) Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств. Тема 4. Функции (6ч) Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Тема 5. Координаты и графики (4ч) Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы. Тема 6. Арифметическая и геометрическая прогрессии (4ч) Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-ого члена. Характеристическое свойство. Сумма n-первых членов. Комбинированные задачи. Тема 7. Текстовые задачи (4ч) Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания. Календарно-тематический план
Литература:
Утверждаю руководитель методического совета:__________________ №_____ дата:_________ Рабочая программа Элективный курс по математике 9 класс «Алгебра учит рассуждать» составила учитель математики Шестова С.А. Рассмотрено на заседании методического объединения: № _____ дата______ Подпись_____________ с. Васильевское 2012 – 2013 учебный год |
Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 9-х классов «Алгебра учит рассуждать» составлена на основе программы факультативных... | Программа факультативных занятий для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений Домашних животных можно разделить условно на три большие группы: сельскохозяйственные, служебные и декоративные. Данная программа... | ||
Программы занятий по интересам, факультативных занятий и курсов по... В. В. Буткевич, зав каф педагогики и психологии начального образования бгпу, доктор педагогических наук, профессор | Игра по математике для учеников 5 классов Давно известно, что математика учит нас мыслить, логически рассуждать. Занятия этой наукой развивают свой ум и внимание, воспитывают... | ||
Программа факультативных занятий для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений Этому необходимо учить с самого раннего возраста, воспитывать экологическую культуру и экологическое сознание. Ведущая роль в достижении... | Учебная программа факультативных занятий для учащихся Х классов общеобразовательных учреждений Автор-составитель: Игнатьева Татьяна Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры основ медицинских знаний Белорусского... | ||
Рабочая программа по математике (модуль «Алгебра») на 2012 2013 учебный... Данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа факультативных занятий «Логические задачи» предназначена для учащихся 5 классов. Программа посвящена рассмотрению ряда... | ||
Темы рефератов по педагогике и психологи Особенности урока, лекции, семинарских занятий, практических и лабораторных занятий, диспутов, конференций, зачетов, экзаменов, факультативных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: обобщить знания учащихся по теме «Чему учит экономика», развивать мышление умение делать выводы, рассуждать, воспитывать уважение... | ||
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных занятий... Начальник Красноармейского территориального управления департамента по образованию администрации Волгограда | Доклад организация индивидуальных, групповых и курсов по выбору по предмету Возможности же факультативных занятий, спецкурсов, групповых и индивидуальных занятий помогают расширению и углублению знаний учащихся... | ||
Рабочая программа По предмету «Алгебра» для 9 класса Разработала:... Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов | Рабочая программа по алгебре (120 часов) для учащихся 7 класса А. Г. Мордковича по алгебре к учебнику «Алгебра 7 класс»: Программы. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра. 7 – 9 классы. Алгебра и начала... | ||
Программа факультативных занятий польский язык для I-XI классов общеобразовательных... Важную роль в решении данных проблем играет изучение польского языка, который выступает в качестве инструмента всестороннего информационного... | Учебная программа факультативных занятий «Творческая мастерская»... «Творческая мастерская» рассмотрена на заседании Президиума Научно-методического совета при Министерстве образования республики Беларусь... |