Скачать 64.81 Kb.
|
Ожгихина Н.В. Внеклассное мероприятие по русскому языку. «Речевой этикет и бизнес» (Урок с элементами деловой игры) 6 класс. Тема: Речевой этикет и бизнес Цель:- познакомить учащихся с правилами речевого поведения; -убедить в необходимости их соблюдения в конкретной жизненной ситуации; -формировать культуру общения; -навыки участия в деловой игре; -умение отстаивать свое мнение; -через деловую игру воспитать чувство такта, уважения к собеседнику; -привить стремление овладевать правилами хорошего тона; - развивать речь учащихся Эпиграф: Хорошие манеры прибыльны. Бизнес – это умение разговаривать с людьми. На столе у каждого ученика – памятки «Формулы речевого этикета», «Речевые клише» ХОД УРОКА 1.«Мозговой штурм». Учащимся предлагается через 1-2 минуты продолжить фразу: «Деловой человек - это …» 2.Объявление темы и целей занятия. УЧИТЕЛЬ. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Это важно в любом обществе, в любой сфере занятости человека. Мир бизнеса не исключение. Здесь наша речь, наше умение общаться имеют огромное значение. Прежде всего, речь должна быть правильной. Вспомните, какая речь называется правильной? (Та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка.) - Это так. Но высокая культура речи заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и выбрать наиболее доходчивое (т.е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т.е. самое подходящее для данного случая «Управление представляет собой не что иное, как настраивание людей на труд. Единственный способ настроить их на энергичную деятельность – это общаться с ними,»- говорил Ли Якокка, ведущий менеджер США. Наш разговор сегодня пойдет о деловом общении, в котором необходимо соблюдать правила речевого этикета. Итак, что же такое речевой этикет? (Ответы учащихся) Да, это разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения. Как вы считаете, насколько важно соблюдать правила речевого этикета в бизнесе? - Вы правы, ребята, очень важно. Степень владения речевым этикетом определяет уровень профессиональной пригодности человека. Это особенно относится к государственным служащим, политикам, юристам, предпринимателям, т.е. к тем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми. Понаблюдайте за ситуацией и оцените ее. Элемент деловой игры «На приеме» - Будут ли уважать такого руководителя, испытывать доверие к нему? Скорее всего, нет. Речевой этикет всегда определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это может быть презентация, совещание, на котором обсуждается финансовое, экономическое положение компании, предприятия. - С чего начинается любое общение? Да, конечно же, официальные и неофициальные встречи знакомых и незнакомых людей начинаются с приветствия. Какое основное приветствие в русском языке? (Сообщение ученицы «История слова «здравствуйте») - Обратитесь к памяткам. Какие еще формулы приветствия можно использовать? Приветствуя человека, лучше обратиться к нему по имени, имени и отчеству – это свидетельство высокой культуры. Приветствие часто сопровождается рукопожатием, которое может даже заменить вербально выраженное приветствие. Однако следует знать: если встречаются мужчина и женщина, то мужчина должен выждать, когда женщина протянет руку для пожатия, иначе он делает только легкий поклон. - Как вы считаете, ребята, необходимо ли соблюдать очередность приветствия? (Да, первыми приветствуют: мужчина – женщину; младший по возрасту – старшего; младшая по возрасту женщина – мужчину, который значительно старше ее; младший по должности – старшего; член делегации – ее руководителя.) Учитель. Любое общение начинается еще и со знакомства. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. - Какие же формулы предписывает этикет при посещении учреждения, офиса, конторы, когда предстоит разговор с ее представителем? (Учащиеся отвечают, используя памятки) - А если посетитель не назвал себя? Используя формулы знакомства, дети разыгрывают различные ситуации. - Как вы поступите, если во время представления вам дадут визитную карточку? (Даю свою визитную карточку ученику. Анализируем его действия.) - Обратите внимание на формулы представления. Попробуем разыграть ситуации, используя этикетные формулы представления. 1. Вы на презентации продукции известной фирмы. Представьте вашего молодого знакомого его конкуренту – президенту фирмы. 2. Вы знакомитесь с журналистом, о работе которого достаточно осведомлены, но раньше лично не встречались. Учитель. Сейчас, ребята, посмотрим на этикетные формулы, используемые в различных деловых ситуациях. (Используя речевые клише, учащиеся тренируются применять следующие правила хорошего тона:
(Каждая группа получает задание разыграть ситуацию, применяя этикетные формулы. 1группа. Составьте варианты извинений – за случайное опоздание на деловую встречу. 2 группа. Обратитесь к секретарю в приемной с просьбой узнать, когда начнется совещание. 3 группа. Ответьте отказом с извинением на просьбы: -остаться после заседания, чтобы поговорить; - встретиться во вторник в четыре часа; - выступить с докладом на собрании фирмы. 4 группа. Вы восхищены знаниями своего сотрудника в сфере бизнеса. Скажите ему об этом. 5 группа. Ваш сотрудник неправильно составил договор, допустил серьезные юридические ошибки. Сделайте ему замечание. 6 группа. Вы хотите работать коммерческим директором в солидной фирме. С этой целью вы пришли на прием к начальнику. Разыграйте эту ситуацию. 7 группа. Составьте варианты извинения за сорванные поставки товара. 8 группа. Вы директор Дома моды. Побеседуйте с журналистом, предварительно написав для него вопросы, на которые будете отвечать.) В заключение обращаем внимание на речевые формулы прощания. Учитель (подводит итог). Речь, умение общаться, этикет выступают главными «орудиями» создания имиджа делового человека, т.е. самопрезентации. Благородный образ гарантирует руководителю, предпринимателю половину успеха. ПРИЛОЖЕНИЕ «ЭТИКЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ» Формулы знакомства
При посещении офиса:
Если посетитель не назвал себя, тогда чиновник спрашивает:
Формулы представления:
Формулы благодарности:
Формулы замечания, предупреждения:
Формулы совета, предложения:
Формулы просьбы:
Формулы согласия, разрешения:
Формулы отказа:
Формулы комплимента:
Обращение как формула речевого этикета:
Помните: Речь- это визитная карточка делового человека |
Внеклассное мероприятие по русскому языку Раздел: внеклассная /внеурочная... Цель: Способствовать развитию интереса к русскому языку, укреплению любви к слову и нестандартным решениям | Внеклассное мероприятие по русскому языку. Проводилось в рамках Недели... | ||
Внеклассное мероприятие по русскому языку журнал «в мире слов» Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо южный Федеральный Университет | Внеклассное мероприятие «Ты + я = 7 Я» «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков // Программно-методические материалы.... | ||
Внеклассное мероприятие по русскому языку Учитель: Письменова Наталия... Игра-викторина, в которой участвуют команды, состоящие из обучающихся 5-6 классов | Внеклассное мероприятие Внеклассное мероприятие «Праздничная программа к Дню Матери» Воспитывать уважительное и бережное отношение к маме, формировать понятие о роли мамы в жизни каждого человека | ||
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Своя игра» для учащихся 5-6 классов Сборник рмк «Труд и творчество педагогов. Сборник материалов педагогов Курагинского района» №11 | Внеклассное мероприятие «Профессия Учитель» 5 Дьячкова А. А. 4 Внеклассное... Согласно приказу директора школы №18 от 24 сентября 2012года проводилась декада, посвященная ко Дню Учителя и 90-летию мо рс (Я) | ||
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: «Язык самое удивительное, что есть на свете!» Учитель: Вершинина Фаина Владимировна, учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... | Внеклассное мероприятие по теме "Фестиваль телевизионных программ"... Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа" | ||
Внеклассное мероприятие «Я в мире толерантности» для 7-8 классов... Дополнительные сведения Внеклассное мероприятие «Я в мире толерантности» для 7-8 классов | Урок по чтению. Тема урока «Корзина с еловыми шишками». Калининой... С 14 ноября по 18 ноября в начальной школе проводилась «Неделя русского языка», где приняли участие ребята 2-4 классов | ||
Внеклассное мероприятие по английскому языку для 10 класса по теме... Открытое внеклассное мероприятие по английскому языку для 10 класса по теме «Музыка в жизни современного подростка» | Внеклассное мероприятие по математике. 5-8-е классы Игра "Кто хочет стать отличником?" Внеклассное мероприятие по математике. 5–8-е классы | ||
Посвящение в юные музыканты (внеклассное мероприятие) «Посвящение в юные музыканты» (внеклассное мероприятие) Ерофеева Галина Павловна, преподаватель мбоу дод «дши г. Нарьян-Мара» | Внеклассное мероприятие по английскому языку Тема мероприятия «Literary quiz» Выбор темы внеклассного мероприятия по английскому языку обусловлен ее актуальностью и местом в системе уроков английского языка |