МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет Технологический Кафедра общепрофессиональных и строительных дисциплин УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
_____________А.А. Схаляхов
«_____»__________ 20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине Б.3.7. Механика жидкости и газа
по направлению
подготовки бакалавров 151000.62 Технологические машины и оборудование
по профилю подготовки Машины и аппараты пищевых производств
Квалификация (степень)
выпускника Бакалавр
Форма обучения очная, заочная
Майкоп
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению (специальности) 151000.62 Технологические машины и оборудование.
Составитель рабочей программы:
Доцент, канд.техн. наук Мариненко О.В.
(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
Общепрофессиональных и строительных дисциплин
( наименование кафедры)
Заведующий кафедрой
«____»_________20 г. ___________ Меретуков З.А.
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрено научно-методической комиссией факультета
(где осуществляется обучение) «_____»_________20 г.
Председатель
научно-методической
комиссии факультета Сиюхов Х.Р.
(где осуществляется обучение) (подпись) (Ф.И.О.)
Декан факультета
(где осуществляется обучение)
«_____»________20 г. ________________ Схаляхов А,А,
(подпись) (Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«_____»________20 г. __________________ Гук Г.А.
(подпись) (Ф.И.О.) Зав. выпускающей кафедры
по специальности
«_____»________20 г. __________________ Сиюхов Х.Р.
(подпись) (Ф.И.О.)
1. Цели и задачи освоения дисциплины Цели и задачи дисциплины заключаются в подготовке выпускника к решению следующих профессиональных и воспитательных задач:
анализ проблемных производственных ситуаций, связанных с транспортировкой жидкостей и газов, являющихся технологическими средами, либо средствами передачи энергии;
решения проблемных задач и вопросов, связанных с совершенствованием или созданием новых производств, включающих гидравлические машины, а также машины, использующие гидравлические и пневматические приводы;
.поиск путей и разработка новых способов решения нестандартных производственных задач, связанных с эксплуатацией насосов и насосных установок, оборудования с гидро - и пневмоприводом;
анализ состояния и динамики показателей качества работы технологического оборудования, включающего гидравлические машины, гидро - и пневмопривод;
разработка проектов технологических линий, включающих насосы и насосные установки, оборудование с гидро - и пневмоприводом с учетом механических, технологических, материаловедческих, эстетических, экономических параметров и экологических требований.
расширить общий кругозор, профессиональную культуру, воспитать активную жизненную и социальную позицию, патриотизм.
Место дисциплины в структуре ОПП бакалавриата
Дисциплина входит в перечень курсов базовой части профессионального цикла ООП.
Для изучения дисциплины студент должен обладать знаниями, полученными при изучении учебных предметов «Физика», «Математика», «Техническая механика» основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.
Учебная дисциплина «Механика жидкости и газа» является предшествующей для дисциплины профессионального цикла: «Основы технологии машиностроения», «Монтаж, эксплуатация и ремонт оборудования».
Дисциплина направлена на изучение основных физических явлений в механике связанных с использованием газообразного и жидкого состояния вещества, а также изучение принципов классификации, расчёта и анализа гидравлических и пневматических систем. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать: законы механики жидкости и газа и их применение для решения профессиональных задач; методические и нормативные материалы по выбору гидравлических машин и аппаратов при проектировании технологических процессов и режимов производства; устройство и принцип работы гидравлических машин и аппаратов; типовые схемы применения гидро- и пневмоаппаратов (ОК-1,ОК-7);
уметь: использовать на практике основные принципы и общие положения современной гидравлики; выбирать гидравлические машины и аппараты при разработке технологических процессов, оборудование с гидро- и пневмопроводом; применять типовые схемы использования гидро- и пневмоаппаратов (ОК -9,ОК-11, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-17);
владеть: применением теоретических положений механики к решению практических задач инженерной практики; регулированием работы гидравлических машин и систем гидравлического привода; пользованиям методическими и нормативными материалами, стандартами и техническими условиями на гидравлические машины и гидроаппараты (ОК-15, ПК-4). 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа)
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет _2__зачетные (х) единиц (ы)
(_72_ часов).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 5
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 36/1,0
| 36/1,0
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 18/0,5
| 18/0,5
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 18/0,5
| 18/0,5
|
|
|
| Семинары (С)
| -
| -
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 36/1,0
| 36/1,0
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| -
| -
|
|
|
| Реферат
| 18/0,5
| 18/0,5
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
Решение задач
|
18/0,5
|
18/0,5
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
зачет
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 72/2
| 72/2
|
|
|
|
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет __2__зачетные (х) единиц (ы)
(_72_ часа).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 5
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 8/0,222
| 8/0,22
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 4/0,11
| 4/0,11
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 4/0,11
| 4/0,11
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС), (всего)
| 64/1,78
| 64/1,78
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
|
64/1,78
|
64/1,78
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
Зачет, экзамен, курсовая работа
| зачет
|
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 72/2
| 72/2
|
|
|
| 5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Структура дисциплины для очной формы обучения
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
|
| Семестр 5
| 1.
| Основы механики жидкости и газа.
| 1-2
| 2
| 2
|
| 6
| Блиц-опрос
Обсуждение докладов
| 2.
| Гидростатика.
| 3-4
| 2
| 4
|
| 6
| Блиц-опрос
Обсуждение докладов
| 3.
| Кинематика и динамика жидкости. Гидравлические потери.
| 5-10
| 6
| 4
|
| 6
| Блиц-опрос
Обсуждение докладов
| 4.
| Гидромашины.
| 11-14
| 4
| 4
|
| 8
| Блиц-опрос
Обсуждение докладов
| 5.
| Основы гидро- и пневмо привода.
| 15-18
| 4
| 4
|
| 6
| Блиц-опрос
Обсуждение докладов
| 6.
| Промежуточная аттестация.
| 18
| -
| -
|
|
| Зачет в устной форме
| 7.
| ИТОГО:
|
| 18
| 18
|
| 36
|
| 5.2. Структура дисциплины для заочной формы обучения
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу и трудоемкость (в часах)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| Семестр 5
| 1.
| Основы механики жидкости и газа.
|
|
|
|
| 10
| 2.
| Гидростатика.
|
| 1
| 1
|
| 10
| 3.
| Кинематика и динамика жидкости. Гидравлические потери.
|
| 1
| 1
|
| 15
| 4.
| Гидромашины.
|
| 2
| 2
|
| 15
| 5.
| Основы гидро- и пневмо привода.
|
|
|
|
| 14
| 6.
| Промежуточная аттестация
|
|
|
|
| Зачет в устной форме
| 7.
| ИТОГО:
|
| 4
| 4
|
| 64
|
5.3.Содержание разделов дисциплины «Механика жидкости и газа», образовательные технологии
Лекционный курс
№
п/п
| Наименование темы дисциплины
| Трудоемкость (часы / зач. ед.)
| Содержание
| Формируемые компетенции
| Результаты освоения
(знать, уметь, владеть)
| Образовательные
технологии
| ОФО
| ЗФО
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 1.
| Введение. Основы технической гидромеханики. Газообразные жидкости. Свойство жидкостей и газов.
| 2/0,056
| -
| Наука механика жидкости и газа. Ее задачи. Краткая история развития. Роль российских ученых. Понятие «Жидкость» и ее модели. Физические свойства жидкостей и газов. Силы, действующие на жидкость.
| ОК-1
ОК-7
ОК-9
ОК-11
ПК-3
ПК-17
| Знать: цель и задачи дисциплины; понятие жидкость и ее модели; основные физические свойства жидкости и газа, а также силы, действующие в жидкости.
Уметь: организовать свою самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературы.
Владеть: навыками сбора и анализа информации.
| Лекция-беседа
| 2.
| Гидростатика. Уравнения Эйлера. Закон Паскаля.
| 2/0,056
| 1/0,0278
| Уравнение Эйлера. Гидростатическое давление и его свойства. Избыточное давление и вакуум. Способы и приборы для измерения давления. Силы гидростатического давления на плоские и криволинейные поверхности. Простейшие гидравлические машины гидростатического давления. Основное уравнение гидростатики. Закон Паскаля.
| ОК-1
ОК-7
ОК-9
ОК-11
ПК-3
ПК-17
| Знать: уравнение Эйлера. Характеристику гидростатического давления и его свойства; понятие избыточного давление и вакуума; способы и приборы для измерения давления; силы гидростатического давления на плоские и криволинейные поверхности; принцип действия простейших гидравлических машин.
Уметь: организовать свою самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературы.
Владеть: навыками сбора и анализа информации.
| Лекция-беседа
| 3.
| Методы описания и виды движения жидкости.
| 2/0,056
| 1/0,0278
| Понятие о движении жидкости. Скорости и давления движущейся жидкости. Траектория, линия тока, трубка тока. Элементарная струйка и ее свойства. Поток, как совокупность элементарных струек, элементы потока. Расход и средняя скорость потока.
| ОК-1
ОК-7
ОК-9
ОК-11
ПК-3
ПК-17
| Знать: основные понятие кинематики жидкости: траектория линии тока, трубка тока; элементарная струйка и ее свойства; понятие потока и элементы потока; расход и средняя скорость потока.
Уметь: организовать свою самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературы.
Владеть: навыками сбора и анализа информации.
| Лекция-беседа
| 4.
| ГидродинамикаУравнение Бернулли для моделей невязкой, вязкой, несжимаемой и сжимаемой жидкости при установившемся движении. Гидравлические потери (общие сведения).
| 4/0,111
|
| Уравнение неразрывности для элементарной струйки и потока несжимаемой жидкости.
Уравнение Бернулли для моделей невязкой, вязкой, несжимаемой и сжимаемой жидкости при установившемся движении. Энергетический и геометрический смысл уравнений;
характеристику режимов движения жидкости: а) ламинарного
б) турбулентного; критерий Рейнольдса и его значение для характеристики режима. Характеристику гидравлических потерь.
| ОК-1
ОК-7
ОК-9
ОК-11
ПК-3
ПК-17
| Знать: уравнение Бернулли для элементарной струйки идеальной и реальной жидкости. Энергетический и геометрический смысл уравнений;
характеристику режимов движения жидкости: а) ламинарного
б) турбулентного; критерий Рейнольдса и его значение для характеристики режима. Характеризовать
гидравлические потери.
Уметь: организовать свою самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературы.
Владеть: навыками сбора и анализа информации.
| Лекция-беседа
| 5.
| Гидромашины.Классификация гидромашин. Основные параметры гидромашин.
| 4/0,111
| 2/0,056
| Понятие гидравлических машин. Назначение и область применения. Характеристику основных параметров лопастного насоса, основное уравнение лопастных насосов. Характеристику центробежного насоса. Поршневые насосы.
| ОК15
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-4
ПК-17
| Знать: назначение и область применения лопастного насоса; понятие подачи, напора, мощности, классификацию лопастных насосов.
Характеристику центробежного насоса. Поршневые насосы.
Уметь: организовать свою самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературы
Владеть: навыками сбора и анализа информации.
| Лекция-беседа
| 6.
| Основы гидро- и пневмо привода.
Структура и типовые схемы, основные энергетические соотношения и внешние характеристики гидропривода
| 4/0,11
|
| Основные понятия гидро- и пневмо привода.
Структура и типовые схемы, основные энергетические соотношения и внешние характеристики гидропривода и пневмопривода.
| ОК-15
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-4
ПК-17
| Знать: назначение гидро- и пневмо привода.
Структуру и типовые схемы, основные энергетические соотношения и внешние характеристики гидропривода и пневмопривода. Уметь: организовать свою самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературы.
Владеть: навыками сбора и анализа информации.
| Лекция-беседа
|
|
| 18/
0,5
| 4/
0,11
|
|
|
|
| 5.4. Практические и семинарские занятия, их наименование, содержание и объем в часах
№ п/п
| № раздела
дисциплины
| Наименование практических занятий
| Объем в часах / трудоемкость в з.е.
| ОФО
| ЗФО
|
|
| Семестр 5
|
|
| Основы механики жидкости и газа.
| Вводные сведения. Основные физические свойства жидкостей и газов. Силы, действующие на жидкость.
| 2/0,056
|
|
| Гидростатика.
| Гидростатика. Уравнения Эйлера. Закон Паскаля.
| 4/0,111
| 1/0,0278
|
| Кинематика и динамика жидкости. Гидравлические потери.
| Гидродинамика. Гидравлические потери.
| 4/0,111
| 1/0,0278
|
| Гидромашины.
| Подбор и расчет гидромашин.
| 4/0,111
| 2/0,056
|
| Основы гидро- и пневмо привода.
| Методы расчета передаточных чисел и усилий в приводах.
| 4/0,111
|
|
|
|
| 18/0,5
| 4/011
| 5.5. Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах.
Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены
|