Рабочая программа
по геометрии
для 8 класса
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования и программы курса геометрии автора А.В.Погорелова. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма « О преподавании математики в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса общеобразовательной школы.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Цели
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Цели изучения курса геометрии в 8 классе:
--развивать пространственное мышление и математическую культуру;
-учить ясно и точно излагать свои мысли ;
-формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности ,доводить начатое дело до конца;
-помочь приобрести опыт исследовательской работы. Задачи курса:
-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
- -ввести теорему Пифагора и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;
-ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;
- развить умение применять алгебраический аппарат для решения геометрических задач;
- -ввести понятие вектора , суммы векторов, разности и произведения вектора на число, познакомить учащихся с применением векторной алгебры для решения геометрических задач;
-познакомить с примерами геометрических преобразований.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится 5 ч в неделю в 8 классе. Из них на геометрию по 2 часа в неделю или всего 70 часов.
Тема « Окружность» была изучена в 7 классе ( уроки геометрии проводилась, начиная с 1 четверти), поэтому, освободившиеся 7 часов распределены дополнительно на изучение тем: « Четырехугольники» - 2 часа, « Теорема Пифагора» - 2 часа, « Декартовы координаты на плоскости» -1 час, « Векторы» - 2 часа. Программа предусматривает проведение 5 текущих контрольных работ и одной итоговой работы. Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения геометрии ученик должен
знать/понимать1
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов,), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Содержание учебного курса. Четырехугольники. Определение четырехугольника. Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника. Трапеция. Средняя линия трапеции. Пропорциональные отрезки. Теорема Пифагора. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Неравенство треугольника. Перпендикуляр и наклонная. Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов. Декартовы координаты на плоскости. Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты середины отрезка. Расстояние между точками. Уравнения прямоц и окружности. Координаты точки пересечения прямых. График линейной функции. Пересечение прямой с окружностью. Синус, косинус и тангенс углов от 00 до 1800. Движение. Движение и его свойства. Симметрия относительно точки и прямой. Поворот. Параллельный перенос и его свойства. Понятие о равенстве фигур. Векторы. Вектор. Абсолютная величина и направление вектора. Координаты вектора. Сложение векторов и его свойства. Умножение вектора на число. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.
Средства контроля и учебно - методические средства обучения.
Для проведения контрольных работ используется сборник « Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7 – 9. Составитель Т.А.Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2008
Для проведения текущих проверочных работ
– « Математика. Самостоятельные и контрольные работы. Алгебра, геометрия 8 класс. А.П.Ершова, В.В.Голобородько, А.С.Ершова. – М.: Илекса, 2005;
-Геометрия. Дидактические материалы для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. И.Б.Мельников и др. – М.: Мнемозина, 1998;
- Тематическиее тесты по геометрии 8 к учебнику А.В.Погорелова Т. М..Мищенко – М.: Просвещение, 2010
Цифровые образовательные ресурсы.
1.Открытая математика. Планиметрия. « Физикон »
2.Дидактический и раздаточный материал. Геометрия 7 – 9 классы.
Издательство « Учитель».
3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки геометрии 8 класс.
4. Математика 5 – 11. Практикум. Издательство « Дрофа»
Учебно-тематический план. Четырехугольники (21 час).
Основная цель: дать учащимся систематизированные сведения о четырехугольниках и их свойствах.
№
| Дата
| Содержание учебного материала
| № пункта
| Тип урока
| повторение
| 1.
|
| Определение четырехугольника.
| 50
| Комбинированный.
|
| 2.
|
| Параллелограмм.
| 51
| Комбинированный.
|
| 3.
|
| Свойство диагоналей параллелограмма.
| 52
| Комбинированный.
|
| 4.
|
| Свойство противолежащих сторон и углов параллелограмма.
| 53
| Ознакомление с новым материалом и закрепление изученного.
|
| 5.
|
| Свойство противолежащих сторон и углов параллелограмма.
| 53
| Комплексное применение изученного материала.
|
| 6.
|
| Прямоугольник.
| 54
| Комбинированный.
|
| 7.
|
| Ромб.
| 55
| Комбинированный.
|
| 8.
|
| Квадрат.
| 56
| Комбинированный.
|
| 9.
|
| Решение задач.
|
| Комплексное применение изученного.
|
| 10.
|
| Решение задач.
|
| Обобщение и систематизация.
|
| 11
|
| Контрольная работа №1.
« Четырехугольники »
|
| Проверка и коррекция знаний и умений.
|
| 12.
|
| Теорема Фалеса.
| 57
| Комбинированный.
|
| 13
|
| Средняя линия треугольника.
| 58
| Комбинированный.
|
| 14
|
| Трапеция.
| 59
| Комбинированный.
|
| 15
|
| Решение задач.
|
| Комплексное применение ЗУН.
|
| 16
|
| Теорема о пропорциональных отрезках.
| 60
| Комбинированный.
|
| 17
|
| Построение четвертого пропорционального отрезка.
| 61
| Комбинированный.
|
| 18
|
| Решение задач.
|
| Комплексное применение ЗУН.
|
| 19
|
| Решение задач.
|
| Комплексное применение ЗУН.
|
| 20
|
| Решение задач.
|
| Комплексное применение ЗУН.
|
| 21
|
| Контрольная работа №2 по теме «Теорема Фалеса»
|
| Проверка усвоения знаний и способов действий по теме.
|
|
Теорема Пифагора (15ч)
Основная цель – сформировать аппарат решения прямоугольных треугольников, необходимый для вычисления элементов геометрических фигур на плоскости и в пространстве.
№
| Дата
| Содержание учебного материала.
| № пункта
| Тип урока.
| повторение
| 22
|
| Косинус угла.
| 62
| Комбинированный
|
| 23
|
| Теорема Пифагора. Египетский треугольник.
| 63,64
| Комбинированный.
|
| 24
|
| Решение задач.
| 62-64
| Комплексное применение ЗУН.
|
| 25
|
| Решение задач.
| 62-64
| Комплексное применение ЗУН.
.
|
| 26
|
| Перпендикуляр и наклонная.
| 65
| Комбинированный.
|
| 27
|
| Неравенство треугольника.
| 66
| Комбинированный
|
| 28
|
| Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.
| 67
| Комбинированный.
|
| 29
|
| Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.
| 67
| Закрепление новых знаний
|
| 30
|
| Решение задач.
| 67
| Комплексное применение ЗУН.
|
| 31
|
| Основные тригонометрические тождества.
| 68
| Комбинированный.
|
| 32
|
| Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов.
| 69
| Комбинированный.
|
| 33
|
| Решение задач.
| 67-69
| Применение ЗУН. .
|
| 34
|
| Решение задач.
| 67-69
| Комплексное применение ЗУН. .
|
| 35
|
| Изменение синуса, косинуса и тангенса при возрастании угла.
| 70
| Комбинированный.
|
| 36
|
| Контрольная работа №3 по теме «Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике»
|
| Контроль усвоения знаний и способов действий по теме.
|
|
Декартовы координаты на плоскости. (11) Основная цель – обобщить и систематизировать представления учащихся о декартовых координатах; развивать умение применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач.
№
| Дата
| Содержание учебного материала.
| № пункта
| Тип урока.
| повторение
| 37
|
| Определение декартовых координат. Координаты середины отрезка. Расстояние между точками.
| 71
|
|
| 38
|
| 72.73
| Комплексное применение ЗУН.
|
| 39
|
| Уравнение окружности. Уравнение прямой.
| 74
| Комбинированный.
|
| 40
|
| 75
| Комплексное применение ЗУН.
|
| 41
|
| Координаты точки пересечения прямых.
| 76
| Комбинированный.
|
| 42
|
| Расположение прямой относительно системы координат. Угловой коэффициент в уравнении прямой..
| 77,78
| Комбинированный.
|
| 43
|
| График линейной функции. Пересечение прямой с окружностью. п.
| 79,80
| Комбинированный.
|
| 44
|
| Решение задач.
| 72-80
| Комплексное применение ЗУН.
|
| 45
|
| Решение задач.
| 72-80
| Комплексное применение ЗУН.
|
| 46
|
| Определение синуса, косинус и тангенса любого угла от 00 до 1800.
п.
| 81
| Комбинированный.
|
| 47
|
| Практическая работа по теме
«Декартовы координаты на плоскости»
|
| Комплексное применение ЗУН.
|
|
Движение (7ч)
Основная цель – познакомить учащихся с примерами геометрических преобразований.
№
| Дата
| Содержание учебного материала.
| № пункта
| Тип урока.
| повторение
| 48
|
| Преобразование фигур. Свойство движения.
| 82.83
| Комбинированный.
|
| 49
|
| Симметрия относительно точки.
| 84
| Комбинированный.
|
| 50
|
| Симметрия относительно прямой..
| 85
| Комбинированный.
|
| 51
|
| Поворот.
| 86
| Комбинированный.
|
| 52
|
| Параллельный перенос и его свойства.
| 87
| Комбинированный.
|
| 53
|
| Существование и единственность параллельного переноса.
| 88
| Комбинированный.
|
| 54
|
| Контрольная работа № 4 по теме « Декартовы координаты на плоскости. Движения»
|
| Контроль знаний
|
|
Векторы ( 10ч ).
Основная цель – познакомить учащихся с элементами векторной алгебры и их применением для решения геометрических задач, сформировать умение производить операции над векторами.
№
| Дата
| Содержание учебного материала.
| № пункта
| Тип урока.
| повторение
| 55
|
| Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов
| 91,92
| Комбинированный.
|
| 56
|
| Координаты вектора.
| 93
| Комбинированный.
|
| 57
|
| Сложение векторов. Сложение сил.
| 94,95
| Комбинированный.
|
| 58
|
| Сложение векторов. Сложение сил.
| 94,95
| УКПЗ
|
| 59
|
| Умножение вектора на число.
| 96
| Комбинированный.
|
| 60
|
| Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.
| 97
| Комбинированный.
|
| 61
|
| Скалярное произведение векторов. Разложение вектора по координатным осям.
| 98
| Комбинированный.
|
|
62
63
|
|
Решение задач.
Решение задач.
| 94 - 98
| Комплексное применение ЗУН. Обобщение и систематизация.
|
| 64
|
| Контрольная работа №5 по теме «Векторы»
|
| Контроль усвоения зн и сд.
|
|
Повторение (6ч).
№
| Дата
| Содержание учебного материала.
| № пункта
| Тип урока.
| Повторение
| 65
|
| Повторение «Четырехугольники».
|
| Обобщение и систематизация.
|
| 66.
|
| Решение задач.
|
| Комплексное применение ЗУН.
|
| 67
|
| Повторение «Теорема Пифагора».
|
| Обобщение и систематизация.
|
| 68
|
| Решение задач.
|
| Комплексное применение ЗУН.
|
| 69
|
| Итоговая контрольная работа.
|
| Контроль усвоения зн и сд.
|
| 70
|
| Презентация проектов по теме «Движение».
|
| Творческое применение ЗУН.
|
|
Литература
Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7 – 9. Составитель Т.А.Бурмистрова. Москва. «Просвещение», 2008.
Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений, - М.: Просвещение, 2007
Н.Б.Мельникова и др. Геометрия. Дидактические материалы для 7 – 9 классов. М.: Мнемозина, 1998
А.И.Азевич.Задачи по геометрии. 7-9 классы. Москва, « Школьная пресса»,2003
Гусев В.А., Медяник А.И. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. – М.: Просвещение
С.М.Саврасова, Г.А.Ястребинецкий. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах. Москва, « Просвещение», 1987
Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса, - М.: Илекса, 2005.
Мищенко Т.М., Семенов А.В. Разноуровневые дидактические карточки-задания по геометрии. 8 класс. – М.: Генжер
|