Скачать 71.28 Kb.
|
Организация тестового контроля знаний учащихся на уроках физики Караваев С.А. учитель физики СОШ № 5 Одним из важнейших этапов учебного процесса является проверка уровня сформированных у учащихся знаний и умений. Для этого очень удобно применять тесты. Они позволяют в кратчайший срок проверить знания больших групп учащихся, выявить пробелы при изучении учебного материала, применить методы математической статистики для оценки степени его усвоения всеми учениками. Тест - это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях и навыках учеников. Поэтому к тестам предъявляют определенные требования (свойства теста): валидность (адекватность, обоснованность); определенность (общепонятность); надежность; практичность; простота в использовании; прогностическая ценность. Валидность теста отражает, что именно должен измерить тест и насколько хорошо он это делает; показывает в какой мере тест измеряет то качество (свойство, способности и т.д.), для оценки которого он предназначен. Определенность теста означает, что при его чтении испытуемый хорошо понимает, какие задания и в каком объеме он должен выполнить, чтобы полученный результат соответствовал поставленной задаче. Надежность теста - это вопрос о том, в какой мере его повторение приводит к тем же результатам. Повышению надежности теста способствует его простота, строгое соблюдение условий тестирования, исключение возможностей влияния посторонних факторов (подсказки, списывания и т.п.) Прогностическая ценность теста означает, что тест должен быть таким, чтобы результаты обследования могли быть использованы в последующей деятельности. При выборе тестов должны учитываться следующие требования:
В современной тестологии (Аванесов В.С., Челышкова М.Б., Майоров А.Н. и др.) различают 4 типа заданий в тестовой форме:
Учителя как правило чаще всего используют первую форму. Остановлюсь подробнее на типах тестов. Задания на выбор одного или нескольких правильных ответов для компьютерного контроля знаний подходят больше всего. Такие задания удобно разделить на следующие виды: задания с двумя, тремя, четырьмя пятью и большим числом ответов. Инструкцией для этой формы заданий служит предложение: «Обведите (отметьте, укажите) номер правильного ответа». Пример 1. Отметьте номер правильного ответа. Что из названного относится к веществам?
Задание должно быть сформулировано кратко и четко, так, чтобы его смысл был понятен при первом прочтении. Содержание задания формулируется как можно яснее и как можно короче. Краткость обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средств добиваться максимума ясности смысла задания. Необходимо полностью исключить повторы слов, использование малопонятных, редко употребляемых, а также неизвестных учащимся символов, затрудняющих восприятие смысла. Для достижения краткости в каждом задании лучше спросить о чем-нибудь одном. Утяжеление заданий требованиями что-то найти, решить и затем еще и объяснить отрицательно сказываются на качестве задания, хотя с педагогической точки зрения легко понять причину такой формулировки. Еще лучше, когда короткими являются и задание и ответ. Задания с выбором одного или нескольких ответов являются самой критикуемой формой. Нередко считается, что найти правильный ответ гораздо легче, чем формулировать его самому. Однако в хорошо сделанных заданиях незнающему ученику неправильные ответы часто кажутся более правдоподобными, чем правильные. Но тестовое задание с выбором одного или нескольких правильных ответов годится только для оценки знаний так называемого низшего уровня. В заданиях открытой формы готовые ответы не даются: их должен придумать или получить сам тестирующийся. Иногда вместо термина «задания открытой формы» используют термины: «задания на дополнение» или «задания с конструируемым ответом». Для открытой формы принято использовать инструкцию, состоящую из слова: «Дополните» или «Запишите ответ». Пример 2. Найдите скорость трактора ( в км/ч), если за 12 мин он прошел 1,8 км. Задания на дополнение бывают двух заметно отличающихся видов: 1) с ограничениями, налагаемыми на ответы, возможности получения которых соответствующим образом определены по содержанию и форме представления; 2) задания со свободно конструируемым ответом, в котором необходимо составить развернутый ответ в виде полного решения задачи или дать ответ в виде микросочинения. В заданиях с ограничениями заранее определяется, что однозначно считать правильным ответом, и задается степень полноты представления ответа. Обычно он бывает достаточно кратким – одно слово, число, символ и т.д. Отличительная особенность заданий с ограничениями на дополняемые ответы заключается в том, что они должны порождать только один, запланированный разработчиком правильный ответ. Задания второго типа со свободно конструируемым ответом не имеют никаких ограничений на содержание и форму представления ответов. За определенное время учащийся может писать что угодно и как угодно. Однако тщательная формулировка подобных заданий предполагает наличие эталона, в качестве которого обычно выступает наиболее правильный ответ с описывающими его характеристиками и признаками качества. В заданиях на установление соответствия проверяется знание связей между элементами двух множеств. Элементы для сопоставления записываются в два столбца: слева обычно приводятся элементы задающего множества, содержащие постановку проблемы, а справа – элементы, подлежащие выбору. К заданиям дается стандартная инструкция: «Установите соответствие». Пример 3. Температуру холодильника тепловой машины увеличили, оставив температуру нагревателя прежней. Количество теплоты, полученное газом от нагревателя зв цикл, не изменилось. Как изменились при этом КПД тепловой машины, количество теплоты, отданное газом за цикл холодильнику, и работа газа за цикл? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цыфры в ответе могут повторяться.
Следует отметить, что ответов может быть больше, чем вопросов. В этой ситуации возникают определенные трудности, связанные с подбором правдоподобных избыточных элементов. Иногда на один элемент одного множества необходимо выбрать несколько правильных ответов из другого множества. Кроме того, соответствия могут быть расширены на три и большее число множеств. Тестовые задания на установление правильной последовательности предназначены для оценки уровня владения последовательностью действий, процессов и т.п. В заданиях приводятся в произвольном, случайном порядке действия, процессы, элементы, связанные с определенной задачей. Стандартная инструкция к этим заданиям имеет вид: «Установите правильную последовательность действий». Пример 4. Установите правильную последовательность возрастания длины волны в видимом спектре А) красный Б) синий В) желтый Г) фиолетовый Д) оранжевый Е) голубой Ж) зеленый Учителя широко используют тестовый контроль знаний учащихся не только потому, что это эффективный способ проверки знаний учащихся, но и эффективный способ проверки самих работ учителем – за короткое время можно проверить большое количество работ. При выборе критериев оценки тестов также учитываются мыслительные навыки, которые должны быть получены учащимися в процессе обучения: информационные навыки (узнает, вспоминает); понимание (объясняет, показывает); применение (демонстрирует); анализ (обдумывает, рассуждает); синтез (комбинирует, моделирует); сравнительная оценка (сравнивает по параметрам). Разработка тестового контроля включает следующие этапы
Но, как правило, учителя используют готовые тесты, разработанные специалистами, благо сейчас много методических и дидактических пособий можно найти в продаже или на образовательных сайтах. ПРИЛОЖЕНИЕ:
|
Тесты можно использовать уже готовые в тренажерах, можно их брать... Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов оптимизации учебного процесса,... | Мбоу «Бухоловская сош» Целью аттестации является: · установление фактического уровня теоретических знаний и пониманий учащихся по предметам обязательного... | ||
Тесты по информатике для учащихся 8 классов по теме «Двоичная система... Эти тесты очень удобно использовать для самоконтроля | Положение о промежуточной аттестации учащихся 1-8 и 10 классов и... Целью аттестации является: установление фактического уровня теоретических знаний и пониманий учащихся по предметам обязательного... | ||
Положение о промежуточной аттестации учащихся 1-8 и 10 классов и... Целью аттестации является: установление фактического уровня теоретических знаний и пониманий учащихся по предметам обязательного... | Урок 11 Цели: закрепление и проверка знаний и умений учащихся, сформированных при изучении главы XI, формирование навыков решения задач,... | ||
Приказ №150 от «01» сентября 2011 г. Положение о промежуточной аттестации... Целью аттестации является: установление фактического уровня теоретических знаний и пониманий учащихся по предметам обязательного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью аттестации является: а диагностика фактического уровня знаний учащихся по предметам учебного плана, их практических умений... | ||
Тесты по математике, 4-й класс Предлагаемые диагностические разноуровневые тесты являются одним из способов проверки знаний и умений учащихся, направленных на выявление... | Решением Педагогического совета Директор Целью аттестации является: установление фактического уровня теоретических знаний и пониманий учащихся по предметам обязательного... | ||
Города москвы юго-восточное окружное управление государственное бюджетное... Целью аттестации является: · установление фактического уровня теоретических знаний и пониманий учащихся по предметам обязательного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: Проверка, коррекция и контроль знаний по физике – установление уровня усвоения учащимися знаний, умений и навыков по... | ||
Тесты м. З. Биболетова, О. А. Денисенко умк «Enjoy English» 4 класс I четверть Предлагаемые диагностические разноуровневые тесты являются одним из способов проверки знаний и умений учащихся, направленных на выявление... | Положение о текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся... Целью аттестации является: обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдение их прав и свобод в части регламентации учебной загруженности... | ||
Тесты по вариантам, целью которых является проверка знаний умений... Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Практическая риторика» | Тесты на сегодняшний день являются одной из современных форм проверки уровня знаний учащихся Педагогический тест – это система заданий позволяющая измерить уровень обученности учащихся, совокупность их представлений, знаний,... |