Скачать 319.01 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Факультет математический Кафедра анатомии, физиологии и валеологииРАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Для специальности «050201 – Математика» По циклу ОПД – общепрофессиональные дисциплины, федеральный компонент Очная форма обучения Заочная форма обучения Курс – 2 Курс – 1 Семестр – 3 Семестр – 2 Объем в часах всего – 72 Объем в часах всего – 72 в т.ч.: лекции – 36 в т.ч.: лекции – 4 самостоятельная работа – 36 самостоятельная работа - 68 Зачет – 3 семестр Зачет – 2 семестр Екатеринбург 2007Рабочая учебная программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2007. – 9 с. Составители: Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры методики преподавания математики Протокол № 1 от 28 августа 2006 г. Зав. кафедрой Малафеева С.Н. к. пед. н., профессор Отделом нормативного обеспечения образовательного процесса УрГПУ присвоен рег. № от . Начальник отдела Р.Ю. Шебалов
В современном мире вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности, как отдельного человека, так и общества в целом приобретают все большее значение. Безопасность жизнедеятельности – это новый учебный предмет, содержание которого составляют общие закономерности опасных явлений и соответствующие методы и средства защиты человека в любых условиях обитания. Безопасность жизнедеятельности решает триединую задачу, которая состоит в идентификации опасностей, реализации профилактических мероприятий и защите от остаточного риска. Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» обязательная обще профессиональная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственная, бытовая, городская, природная) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Изучением дисциплины достигается формирование у студентов представление о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях. В дисциплине рассматриваются: современное состояние и негативные факторы среды обитания, принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации. Безопасность жизнедеятельности, представляющая серьезную проблему современности и привлекающая для ее решения многие другие науки, выработала определенную систему собственных понятий, концептуальных схем, теоретических положений, аксиом, методов исследования, учитывающих существенные особенности действительности, т.е. содержит компоненты общей науки о безопасности. Структурно программа курса БЖД состоит из трех содержательных линий: человек и среда обитания, воздействие негативных факторов на человека и среду обитания, обеспечение безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, проблемы национальной и международной безопасности. Просматривается комплексный характер дисциплины: социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты. В программе реализованы требования федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об обороне», «Концепция национальной безопасности», «ГО и ЧС». Цель дисциплины: формирование у студентов сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, привития основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь в случае проявления опасностей. Подготовка обучаемых в области защиты человека от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального происхождения во всех сферах деятельности. Реализация цели предусматривает решение следующих задач:
Курс осуществляет следующие функции:
Основными методами изучения курса являются: Лекции, активный диалог с группой, семинарские занятия, деловые игры, консультации и самостоятельная работа студентов, написание и защита реферативных работ. 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 семестр
2.2 Учебно-тематический план заочной формы обучения 2 семестр
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЧЕЛОВЕК И СРЕДА ОБИТАНИЯ 1.1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Содержание, цель и задачи предмета безопасность жизнедеятельности. Актуальные проблемы на современном этапе. Концепция национальной безопасности России (КНБ), определение и ее основные разделы. Значение и место предмета БЖД в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека. Теоретическое обоснование содержания предмета БЖД. Понятие аксиомы о потенциальной опасности, степень риска, концентрация приемлемого риска. Понятие интегрального показателя БЖД, средняя продолжительность жизни в России и других странах. Основные причины смертности населения в России и других странах. Определение понятий авария, катастрофа, чрезвычайная ситуация, вредные и опасные факторы. Этапы формирования и решения проблемы оптимального воздействия человека со средой обитания: безопасность труда, техника безопасности, охрана труда, производственная санитария. 1.2. Классификация ЧС мирного времени. Понятия: ЧС, авария, катастрофа. Причины особенности и характер развития аварий и катастроф на объектах экономики. Пять стадий развития ЧС. Прогнозирование аварий и катастроф. Классификация ЧС техногенного происхождения. Классификация ЧС по признакам: степень внезапности, скорость распространения, масштаб распространения, продолжительность действия, характер ЧС. Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. 1.3.Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий. Классификация ЧС естественного (природного) происхождения. Общая характеристика ЧС в природе. Литосферные, гидросферные, атмосферные опасности, природные пожары. Причины возникновения, последствия возникновения ЧС в литосфере, гидросфере и атмосфере, меры защиты и рекомендации населению по действию при угрозе и возникновению ЧС природного характера. 1.4. Классификация ЧС техногенного характера и защита населения от их последствий. Радиационно опасные объекты (РОО). Аварии на АЭС и другие источники радиоактивного заражения, основные поражающие факторы радиационных аварий, внешнее и внутреннее облучение, характер распределения радиоактивных веществ в организме, мероприятия по защите персонала и населения в случае аварии на радиационно-опасном объекте. Профилактика возникновения аварий на РОО. Химически опасные объекты (ХОО). Основные способы хранения и транспортировки СДЯВ, их характеристики. Причины аварий на ХОО, деление СДЯВ по характеру воздействия на организм, быстродействующие и медленнодействующие ОВ, стойкие и нестойкие АОХВ, общие требования к организации и проведению аварийно-спасательных работ, первая медицинская помощь, локализация ЧС и очага поражения. Профилактика возникновения аварий на ХОО. Биологически опасные объекты. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ. Характеристика и классификация биологически опасных объектов экономики, особенности возникновения и развития аварий с выбросом биологически опасных веществ, меры защиты населения и правила поведения и действия при авариях с выбросом биологически опасных веществ. Действия населения в ЧС данного вида, оказание первой помощи пострадавшим. 1.5. Основы пожарной безопасности. Пожаро-взрывоопасные объекты. Опасные факторы пожара, поражающие факторы взрыва, средства и способы прекращения горения: охлаждение, разбавление, изоляция, химическое торможение реакции горения. Действия населения при пожаре, правила безопасности. Классификация пожаров. Профилактика возникновения взрывов и пожаров. Средства тушения пожаров и их применение. Правила поведения и действия населения при пожаре. Первая помощь при ожогах. 1.6. Транспорт и его опасности. ЧС на транспорте. Правила безопасного поведения на транспорте. Основные понятия, классификация и характеристика видов транспорта, опасности, подстерегающие пассажиров при посадке, высадке и передвижении на транспорте, причины возникновения аварий на транспорте, меры защиты и основные правила безопасного поведения при передвижении на транспорте Соблюдение правил безопасного поведения пешеходов и пассажиров, действие населения в ЧС данного вида, оказание первой помощи пострадавшим в ЧС на транспорте. 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 2.1. Чрезвычайные ситуации социального характера. Криминогенная опасность. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. Наука – виктимология. Причины преступления, жертвы преступления, язык жестов. Правила поведения при встрече с преступником: выработка уверенности, преодоление страха, снятие напряженности, методы отвлечения внимания. Зоны повышенной опасности. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, на стадионе, на вокзале, на дискотеке и др. Мошенничество и защита от него. Виды мошенничества. 2.2. Экономическая, информационная, продовольственная безопасность. Сущностные характеристики экономической, информационной и продовольственной опасностей. Основные направления государственной политики по предотвращению ЧС. 2.3. Общественная опасность экстремизма и терроризма. Виды террористических актов и способы их осуществления. Терроризм – как наиболее опасная проблема в современном мире. История развития терроризма. Террористическая деятельность в современных условиях. Виды террористических актов и способы их осуществления. Международный терроризм. 2.4. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Действия педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористических актов. Меры предупредительного характера для уменьшения вероятности захвата в образовательном учреждении. Воспитание у учащихся и студентов чувства патриотизма и гражданского долга, ответственности за свое поведение, формирование способности противостоять любым попыткам вовлечения их в экстремистские организации и религиозные секты. Безопасно действовать при обнаружении подозрительных предметов, при поступлении угроз по телефону, получении угрозы в письменном виде, захвате в заложники. 3. ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 3.1. Гражданская оборона и ее задачи. Организация ГО общеобразовательного учреждения. Цель и задачи ГО в образовательном учреждении, ее предназначение. Современные средства поражения. Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны. План ГО образовательного учреждения. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления ГО. 3.2. Современные средства поражения. Характерные особенности современных войн. Характеристика опасностей военного времени, характерные особенности современных войн. Краткая характеристика современных боевых средств. Ядерное, химическое и бактериологическое оружие. Организация защиты населения в мирное и военное время. 3.3. Средства индивидуальной защиты. Средства индивидуальной защиты (противогаз, респиратор, ВМП, ПТМ). Фильтрующие противогазы, назначение и устройство. Средства защиты кожи. Устройство противогаза и принцип действия. Использование противогазов (ГП – 5, ГП – 7, ПДФ – 2ш), респираторов в целях индивидуальной защиты органов дыхания. Правильно подобрать маску (шлем – маска) и подготовить противогаз к использованию. Путем дополнительной герметизацией и пропиткой повышать защитные свойства одежды. 3.4. Защитные сооружения Гражданской обороны. Защитные сооружения ГО (убежища, ПРУ), простейшие укрытия – щели, содержание и использование. Устройство простейшего укрытия. Приспособление подвальных и других заглубленных помещений под ПРУ. Размещение и правила поведения укрываемых в помещении. Размещение и безопасное поведение в убежище, выполнение практического норматива по заполнению защитного сооружения. 3.5. Организация защиты населения в мирное и военное время. Организация и проведение эвакуации, назначение и работа эвакокомиссий, сборных эвакопунктов, станций посадки, высадки, использование транспорта. Обязанности и правила поведения населения при эвакуации. Организацию ГО в общеобразовательных учебных заведениях (объектах народного хозяйства), формирования ГО в учебных заведениях, их задачи и оснащение. План мероприятий ГО на мирное и военное время и обязанности учащихся. Правильное поведение во время эвакуации, правила безопасного поведения, способы эвакуации из заваленного убежища. |
Учебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд безопасность жизнедеятельности... «Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы... «Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности... | Безопасность жизнедеятельности ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины сд. 13 Информационные технологии... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Руп дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Направление подготовки 190205. 65 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные... | ||
Методические указания по дипломному проектированию для студентов... «Безопасность технологических процессов и производств», направления 280100 «Безопасность жизнедеятельности»/ нгту; Сост: А. Б. Елькин,... | Программа курса «Безопасность жизнедеятельности» В соответствии в учебным планом кафедра сумгф в 2012-2013 учебном году обеспечивает учебный процесс по альтернативному курсу «Безопасность... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности» Умкд «Безопасность жизнедеятельности» часть 1 составлен на основании типовой программы гос впо, гос №215 тех/бак от 23. 03. 2000... | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. В. Безопасность жизнедеятельности Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании основной образовательной программы специальности 040201 "Социология"... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» «Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины экология и безопасность жизнедеятельности... Специальность 050104. 65 – Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура» | Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, изучающая природу опасностей, угрожающих человеку и окружающему миру, закономерности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Правовое регулирование и... «Безопасность жизнедеятельности», 050720 «Физическая культура», утвержден ученым советом вгпу 29. 09. 05, протокол №2 | Учебно-методический комплекс по дисциплине Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» (бжд и мк) является формирование культуры безопасности, готовности и способности... |