Открытый урок
Дата проведения - 24. 04. 2013.
Класс - 7 «Б»
Учитель - Барсукова Т.А.
Тема: Наклонная плоскость.Лабораторная работа «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».Образовательные цели урока:- изучить применение наклонной плоскости как одного из видов простых механизмов;
- продолжить формирование понятий: полезная работа, затраченная работа, КПД простого механизма.
Развивающие цели урока:- продолжить формирование умений планировать
исследовательский эксперимент: осознать проблему, выдвинуть гипотезу, построить план проверки, проверить убедительность полученного вывода;
- познакомить с элементами метода научного познания.
Воспитательные цели урока:- Развитие коммуникативных качеств личности и навыков совместной работы при проведении лабораторного эксперимента.
План.1. Организационный момент, целевая установка урока.
2. Опрос-повторение с целью актуализации знаний.
3. Подготовка к лабораторной работе. Постановка проблемных вопросов.
4. Выполнение лабораторной работы.
5. Подведение итогов работы.
6. Задание на дом.
Целевая установкаПродолжаем изучать простые механизмы. Знакомимся с применением наклонной плоскости. Учимся определять коэффициент полезного действия при подъёме тела по наклонной плоскости. Выясняем, от чего зависит выигрыш в силе, даваемый наклонной плоскостью.
Ход урока Содержание
| Формы работ
|
Вопросы опроса.
1. Что такое простые механизмы? Для чего они служат?
2. Какие виды простых механизмов вам известны?
3. О чём гласит «Золотое правило» механики?
4. Какую силу надо приложить к правому концу рычага, чтобы поднять груз?
5. Какова масса груза, поднятого системой двух блоков?
m = ? F = 10 Н
6. При подъёме какого из двух тел получится бо´льший выигрыш в силе, если использовать наклонные плоскости?
Инструктаж и подготовка к лабораторной работе.
1. Как определить (по какой формуле) КПД при подъёме тела по наклонной плоскости?
2. Как рассчитать полезную работу?
Какие величины для этого надо измерить? Какие измерительные приборы для этого нужны?
3. По какой формуле мы найдём затраченную работу? Что для этого надо экспериментально определить?
4. Какая работа больше, полезная или затраченная? Почему?
5. Как вы считаете, зависит ли КПД от угла наклона плоскости к горизонту? Если зависит, то как? Почему?
6. От чего будет зависеть выигрыш в силе, получаемый при использовании наклонной плоскости?
Лабораторная работа №10 (последняя в уч. году !!!)
Предмет исследования: наклонная плоскость
Цель исследования: определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.
Задачи исследования:
- рассчитать
- рассчитать затраченную работу;
- сравнить величину полезной и затраченной работы;
- вычислить КПД;
- выяснить, как зависит КПД от угла наклона плоскости к горизонту.
Расчётные формулы:
η = А / А
А = Рh
А = Fs
Оборудование: деревянная доска, штатив с муфтой и лапкой, деревянный брусок с ниткой, динамометр, измерительная линейка, деревянный цилиндр со скобой и нитью.
Выполнение работы.
Таблица результатов.
№
| Р,
Н
| h,
м
| А , Дж
| F,
Н
| S,
м
| А , Дж
| η = А / А
%
| 1
|
|
|
|
|
|
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
| Вычисления.
А = 2. А =
А = А =
η = η =
Выводы.
1. Мы научились определять КПД простого механизма – наклонной плоскости.
2. Опытным путём доказали, что полезная работа меньше затраченной работы.
3. Наши эксперименты показали, что при увеличении угла наклона плоскости к горизонту КПД увеличивается.
Дополнительное задание.
Вкатывая по наклонной плоскости деревянный цилиндр, сравнить выигрыш в силе Р/F и отношение длины наклонной плоскости к высоте l/h.
Выполнение дополнительного задания.
Р= l=
F= h=
Р/F= l/h =
Вывод.
При очень малом трении наклонная плоскость даёт выигрыш в силе во столько раз, во сколько раз её длина больше высоты: Р/F = l/h.
В заключение приводим примеры практического применения наклонной плоскости:
пандусы,
эскалаторы,
обычные лестницы,
конвейеры,
судовозные камеры,
горные дороги, вьющиеся пологим серпантином.
Другая разновидность наклонной плоскости - винт.
Винт - наклонная плоскость, навитая на ось. Резьба винта - это наклонная плоскость, многократно обернутая вокруг цилиндра.
Домашнее задание. §61, повторить §56, написать мини-сочинение по теме «Простые механизмы в моём доме».
В завершение урока предлагается сочинить стишок, используя набор слов:
наклонная, и, без, рычаг, не, вашей, никак, плоскость, можем, блок, и, помощи.
Урок заканчивается загадкой:
«Одной ручкой встречает, а другой провожает».
(Отгадка: дверь – простой механизм).
| Фронтальная беседа.
Устное решение задач-рисунков.
Обсуждение проблемных вопросов. Выдвижение гипотез.
Фронтальное выполнение работы и оформление протокола.
Таблицу, заранее
подготовленную на доске, заполняют двое учащихся. Они выполняют эксперимент, используя оборудование, размещённое на демонстрационном столе.
Обсуждение предсказанных и полученных результатов.
Фронтальное задание по определению выигрыша в силе одновременно с классом выполняет вторая пара учащихся, используя оборудование, размещённое на демонстрационном столе.
Обсуждение предсказанных и полученных результатов.
Демонстрация изображений на экране.
Демонстрация винта от бытовой мясорубки и её развёртки на листе картона с целью приблизительной оценки выигрыша в силе.
|