МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»
Утверждено приказом
№ 157 от 03.09.2012 г.
____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
(геометрия 10 - 11 класс)
Учитель: Быстрых В.Н. г. Красновишерск 2012 Рабочая программа по геометрии
(базовый уровень) Пояснительная записка Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Преобразование геометрических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
Образовательные и воспитательные задачи обучения геометрии должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики геометрии как учебного предмета, определяющего её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизированное применение объяснительно-иллюстрированных и эвристических методов, использование технических средств, ИКТ -компонента. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. Статус документа Рабочая программа по математике геометрия, (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 часа в неделю.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 -11 классов и реализуется на основе следующих документов:
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Сборник “Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2002; 4-е изд. – 2004г.
2. Стандарт основного общего образования по математике. Стандарт среднего (полного) общего образования по математике // Математика в школе.– 2004г,- № 4 ,- с.9
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Целью курса является: - овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
- приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
- освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования выбора решений;
- приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
- развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
- научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов. Задачи курса:
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве; аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве; изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы; проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
закрепить сведения о векторах и действиях с ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве;
находить площади и объемы пространственных фигур
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения геометрии на этапе основного общего образования отводится не менее 136 часов из расчета 2 часа в неделю. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В результате изучения геометрии на базовом уровне учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
универсального характера законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе; значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии; вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Общая характеристика курса
Повторение планиметрических понятий (14)
Требование к уровню математической подготовки
Знать:
понятие многоугольника;
определения и свойства многоугольников;
понятие площади многоугольника и формулы для нахождения площадей; многоугольников;
понятия угол, отрезок окружность;
теоремы и аксиомы.
Уметь:
строить фигуры на плоскости;
решать задачи с применением свойств фигур, теорем и аксиом.
Аксиомы стереометрии (4)
Требование к уровню математической подготовки
Знать:
аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве и их следствия.
Уметь:
применять аксиомы стереометрии и их следствия при решении задач.
Параллельность прямых и плоскостей (15)
Требование к уровню математической подготовки
Знать:
виды расположения прямых в пространстве;
понятие параллельных и скрещивающихся прямых;
теоремы о параллельности прямых и параллельности 3-х прямых;
расположение в пространстве прямой и плоскости;
понятие параллельности прямой и плоскости ( признак параллельности прямой и плоскости);
понятие скрещивающиеся прямых;
теорему о равенстве углов с сонаправленными сторонами;
находить угол между прямыми в пространстве;
применять полученные знания при решении задач;
понятие тетраэдра;
понятие параллелепипеда и его свойства;
способы построения сечений тетраэдра и параллелепипеда.
Уметь:
рассматривать понятие взаимного расположения прямых, прямой и плоскости на моделях куба, призмы, пирамиды;
применять изученные теоремы к решению задач;
самостоятельно выбрать способ решения задач;
находить угол между прямыми в пространстве;
применять полученные знания при решении задач;
доказывать признак параллельности двух плоскостей и применять его при решении; задач. Использовать свойства параллельных плоскостей при решении задач;
работать с чертежом и читать его;
решать задачи , связанные с тетраэдром;
решать задачи на применение свойств параллелепипеда;
строить сечение тетраэдра и параллелепипеда.
Перпендикулярность прямых и плоскостей (17)
Требование к уровню математической подготовки
Знать:
понятие перпендикулярных прямых;
лемму перпендикулярности двух параллельных прямых к третей;
определение перпендикулярности прямой и плоскости;
связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости;
признак перпендикулярности прямой и плоскости;
понятие расстояние от точки до прямой;
теорему о трех перпендикулярах;
понятие угла между прямой и плоскостью;
понятие двугранного угла и его линейного угла;
понятие угла между плоскостями;
определение перпендикулярных плоскостей;
признак перпендикулярности двух плоскостей;
понятие прямоугольного параллелепипеда, свойства его граней , диагоналей двугранных углов.
Уметь :
доказывать лемму перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей;
применять признак перпендикулярности прямой и плоскости к решению задач;
находить связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости;
решать основные типы задач на перпендикулярность прямой и плоскости;
доказывать теорему о трех перпендикулярах и использовать ее при решении задач;
находить угол между прямой и плоскостью;
определять угол между плоскостями;
применять признак перпендикулярности двух плоскостей при решении задач;
работать с чертежом и читать его;
использовать свойства прямоугольного параллелепипеда при решении задач.
Многогранники (14)
Требование к уровню математической подготовки
Знать:
понятие многогранника, призмы и их элементов;
виды призм;
понятие площади поверхности призмы;
формулу для вычисления площади поверхности призмы;
понятие пирамиды;
понятие правильной пирамиды;
теорему о площади боковой поверхности правильной пирамиды;
симметрия в пространстве;
пять видов правильных многогранников.
Уметь:
работать с чертежом и читать его;
различать виды призм;
давать описание многогранников;
выводить формулу для вычисления площади поверхности призмы;
работать с чертежом и читать его;
отличать виды пирамид;
доказывать теорему о площади боковой поверхности правильной пирамиды;
решать задачи на нахождение площади боковой поверхности правильной пирамиды;
увидеть симметрию в пространстве;
различать виды правильных многогранников;
работать с чертежом и читать его.
Векторы в пространстве (12)
Требование к уровню математической подготовки
Знать:
определение вектора;
понятие равных векторов;
oобозначения;
правило треугольника и параллелограмма сложения векторов в пространстве;
законы сложения векторов;
два способа разности двух векторов;
правило сложения нескольких векторов в пространстве;
правило умножения векторов на число и его свойства определение компланарных векторов;
признаки компланарности трех векторов и правило параллелепипеда, сложения трех некомпланарных векторов;
теорему о разложении вектора по трем некомпланарным векторам.
Уметь:
работать с чертежом и читать его;
обозначать и читать обозначения;
определять равные вектора;
пользоваться правилом треугольника и параллелограмма при нахождении суммы двух векторов;
находить сумму нескольких векторов;
находить разность векторов двумя способами;
находить векторные суммы не прибегая к рисункам;
умножать вектор на число;
выполнять действия над векторами;
разложить вектор по трем некомпланарным векторам;
использовать правило параллелепипеда при сложении трех некомпланарных векторов.
Метод координат в пространстве (15)
Требование к уровню математической подготовки
Знать:
понятие вектора в пространстве;
правило сложения и вычитания векторов;
правило умножения вектора на число;
понятие - компланарные векторы;
понятие - координаты точки и координаты вектора;
скалярное произведение векторов;
уравнение плоскости.
Уметь:
применять сложения и вычитания векторов;
умножать вектор на число;
определять компланарные векторы;
находить координаты точки и координаты вектора;
вычислять скалярное произведение векторов;
решать задачи методом координат.
Тела вращения (15)
Требование к уровню математической подготовки
Знать:
определения тел вращения;
понятие сечения тел вращения;
понятия вписанной и описанной фигуры.
Уметь:
строить тела вращения;
строить сечения тел вращения;
строить вписанной и описанной фигуры;
решать задачи.
Объем тел (17)
Требование к уровню математической подготовки
Знать:
понятие объема;
понятие площади боковой и полной поверхности тел вращения;
формулы для нахождения объемов тел вращения.
Уметь:
находить объемы тел вращения;
находить поверхности тел вращения;
решать задачи.
Итоговое повторение (12)
Требование к уровню математической подготовки
Знать:
теоретический материал курса 10 – 11 классов;
основные теоретические факты;
наиболее распространенные приемы решения задач.
Уметь:
практически применять теоретический материал;
совершенствовать умения и навыки решения задач.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен
знать/уметь:
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Тематическое планирование по геометрии 10 класс 2012- 2013 №
| тема
| часов
| № урока
| дата
| 1
| Повторение (планиметрия)
| 14
|
|
| Многоугольники (лекция), дома опорный конспект
| 2
| 1 2
| 4
| Многоугольники (решение задач), дома в тетради
| 1
| 3
| 11
| Углы и отрезки, связанные с окружностью (лекция); (дома: опорный конспект)
| 2
| 4 5
| 11 18
| Решение задач ( дома: в тетради)
| 1
| 6
| 18
| Решение треугольников; (дома: в тетради)
| 4
| 7 8 9 10
| 25 2
| Теоремы Менелая и Чевы; теория, (дома: практические задания на построение)
| 2
| 11 12
| 9
| Эллипс, гипербола, парабола; (дома: практические задания на построение)
| 2
| 13 14
| 16
|
| Аксиомы стереометрии
| 4
|
|
| 2
| Введение (Предмет стереометрии. основные понятия и аксиомы стереометрии, следствия из теорем) (дома: опорный конспект)
| 2
| 15 16
| 23
|
| Аксиомы стереометрии. Решение задач (дома: конспект; № 6; 9; 11)
| 2
| 17 18
| 30
| 3
| Параллельность прямых и плоскостей
| 15
|
|
| Параллельность прямых, прямой и плоскости, лекция (дома п.4; 5; 6, опорный конспект)
| 2
| 19 20
| 13
| Решение задач по теме «Параллельность прямых, прямой и плоскости»(дома: конспект; №18(а); 19; 21)
| 2
| 21 22
| 20
| Взаимное расположение прямых в пространстве
(дома:§2, п. 7-9, № 35; 36; 37)
| 2
| 23 24
| 27
| Угол между двумя прямыми. Контрольная работа № 1
по теме: Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых в пространстве (20 мин.) (дома:§2, п. 7-9, № 40; 42; 44(а))
| 2
| 25 26
| 4
| Параллельность плоскостей (дома:§3 п. 10 – 14, опорный конспект)
| 2
| 27 28
| 11
| Тетраэдр и параллелепипед(дома: опорный конспект)
| 1
| 29
| 18
| Решение задач по теме «Тетраэдр и параллелепипед» (дома: §3 п. 10 – 14; № 44(в); 46; 87(б);+ 82 (в))
| 2
| 30 31
| 18 25
| Контрольная работа № 2
| 1
| 32
| 25
| Зачет №1
| 1
| 33
|
| 4
| Перпендикулярность прямых и плоскостей
| 17
|
|
| Перпендикулярность прямой и плоскости.
| 5
| 34 35 36 37 38
|
| Перпендикуляр и наклонные
| 6
| 39 40 41 42 43 44
|
| Угол между прямой и плоскостью
|
| Двугранный угол
| 4
| 45 46 47 48
|
| Перпендикулярность плоскостей
|
| Контрольная работа № 2. 1
| 1
| 49
|
| Зачет № 2
| 1
| 50
|
| 5
| Многогранники (проект)
| 14
|
|
| Понятие многогранника Призма
| 3
| 51 52 53
|
| Пирамида
| 4
| 54 55 56 57
|
| Правильные многогранники
| 5
| 58 59 60 61 62
|
| Контрольная работа № 3. 1
| 1
| 63
|
| Зачет № 3
| 1
| 64
|
| 6
| Повторение
| 6
| 65 66 67 68 69 70
|
| Тематическое планирование по геометрии 11 класс 2012- 2013 №
| тема
| часов
| № урока
| дата
| 1
| Повторение (планиметрия)
| 9
|
|
| Многоугольники (лекция), дома опорный конспект
| 2
| 1 2
| 5
| Многоугольники (решение задач), дома в тетради
| 1
| 3
| 12
| Углы и отрезки, связанные с окружностью (лекция); (дома: опорный конспект)
| 2
| 4 5
| 12 19
| Решение задач ( дома: в тетради)
| 1
| 6
| 19
| Решение треугольников; (дома: в тетради)
| 2
| 7 8
| 26
|
| Зачет 1
| 1
| 9
| 3
| 2
| Векторы в пространстве
| 6
|
|
| Понятие вектора в пространстве (дома:п 38; 39; №321; 326)
| 1
| 10
| 3
| Сложение и вычитание векторов. (дома п 40; 41 №328; 332; 335)
| 1
| 11
| 10
| Умножение вектора на число (дома: п 42; № 344; 347)
| 1
| 12
| 10
| Комплонарные векторы (дома: п 43; 44; 45 № 363; 366; 369)
| 2
| 13 14
| 17
| Зачет № 2
| 1
| 15
| 24
| 3
| Метод координат в пространстве
| 15
|
|
| Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора(дома:46; 47 № 402; 403)
| 2
| 16 17
| 24 31
| Связь между координатами векторов и координатами точек (дома:48 № 412; 418; 419)
| 2
| 18 19
| 31 14
| Простейшие задачи в координатах (дома: п 49 № 428;429; 431)
| 2
| 20 21
| 14 21
| Угол между векторами. Скалярное произведение векторов (д: п 50; 51 № 444; 447)
| 2
| 22 23
| 21 28
| Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Уравнение плоскости. (п 52 № 451; 467; 465)
| 2
| 24 25
| 28 5
| Решение задач (№474; 475; 476)
| 3
| 26 27 28
| 5 12
| Контрольная работа
| 1
| 29
| 19
| Зачет № 3
| 1
| 30
| 19
| 4
| Цилиндр, конус, шар (метод проектов) Д.з. индивидуально
| 15
|
|
| Цилиндр
| 3
| 31 32 33
| 26 26
| Конус
| 4
| 34 35 36 37
|
| Сфера
| 6
| 38 39 40 41 42 43
|
| Контрольная работа №
| 1
| 44
|
| Зачет № 4
| 1
| 45
|
| 5
| Объем тел (МЕТОД ПРОЕКТОВ) Д .з. индивидуально
| 17
|
|
| Объем прямоугольного параллелепипеда
| 3
| 46 47 48
|
| Объем прямой призмы и цилиндра
| 4
| 49 50 51 52
|
| Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса
| 5
| 53 54 55 56 57
|
| Объем шара и площадь сферы
| 5
| 58 59 60 61 62
|
| Контрольная работа №
| 1
| 63
|
| Зачет № 5
| 1
| 64
|
| 6
| Повторение
| 6
| 65 66 67 68 69 70
|
| Литература
Геометрия, 10–11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2002.
Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 10 кл. – М.: Просвещение, 2001.
Ковалева Г.И, Мазурова Н.И. геометрия. 10-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2006.
Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса. – М. Просвещение, 2003.
Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2003.
С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10 – 11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001.
|