Скачать 39.46 Kb.
|
Концепция проекта Контраст как прием создания учебной ситуации на уроке «Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к творческой стороне личности, по сложности психологического напряжения родственна деятельности писателя.1 В качестве одного из средств педагогического воздействия предлагаем прием, активно используемый в художественной литературе, – прием контраста. На антитезе строятся лучшие произведения русской классической литературы, это излюбленный прием писателя и педагога Л.Н.Толстого. Контраст в художественном произведении – это и средство создания образа, и композиционно-стилистический принцип построения текста, и его смысловая доминанта. ФГОС вводит понятие – учебная ситуация.2 В связи с новыми требованиями к современному уроку перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Для создания учебной ситуации используем контрасты, которые зачастую продиктованы самим предметом изучения. Планируя урок, учитель обозначает контрастные пары, рассматривая которые, учащиеся приходят к определенным выводам. Примеры контрастных пар:
Рассмотрим поэтапное действие приема: 1. Формулируем противоречие. ( Это может сделать как учитель, так и учащиеся, если противоречие заложено в теме урока или связано с объектом изучения.) 2. Преобразование контраста в проблемный вопрос. 3. Решение проблемы, поиск ответа на проблемный вопрос. (Учащиеся сами выбирают пути решения.) 4. Формулировка своей позиции-ответа. В качестве упрощенной модели действия данного приема могут выступать математические задачи на нахождение большего или меньшего числа. Так как «контраст является отражением одной из основных закономерностей человеческого мышления – познания мира через соотношение противоположностей»3, то результатом разрешения контрастной ситуации является осознание и принятие в качестве составляющей своего мировоззрения той или иной важной жизненной ценности. Так, например, анализируя повесть Н.В.Гоголя «Шинель»4, дети рассматривают контрастную пару «маленький человек» – «значительное лицо» и обнаруживают, что при всей контрастности образов Н.В.Гоголь в финале сближает их. В результате приходят к выводу, что для гуманиста Гоголя нет людей маленьких и значительных, а есть Человек, поэтому в финале писатель «уравнивает» двух героев. Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни – одна из задач духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Учебная ситуация урока-мастерской по рассказу А.П.Чехова «Крыжовник» строится на контрасте «Съедобное – Несъедобное»5. Десятиклассники, размышляя о том, что такое мечта, какая мечта достойна стать жизненной целью, приходят к выводу, что зачастую люди совершают подмену истинных, духовных, ценностей («несъедобных») материальными («съедобными») [см.: Приложение 1]. На уроках, в качестве предмета изучения которых выступают два произведения, сходные по нравственно-философской проблематике, для создания учебной ситуации также можно использовать контраст. Пример такого урока представлен в Приложении 1. Особое место занимают уроки, которые строятся на контрасте эмоций. В основе одной из учебных ситуаций урока русского языка в 6 классе по теме «Причастие как самостоятельная часть речи» [см.: Приложение 1,2] – контраст «Веселое – Грустное». В качестве текстового материала для работы, кроме упражнений учебника, записки детей и рассказ В.П.Астафьева «Записка». Как результат этого урока – осознание таких нравственных устоев семьи, как уважение к родителям, забота о старших, ответственность за другого человека. Таким образом, прием контраста – действенный прием, который может быть положен в основу учебной ситуации. Данный прием не только стимулирует самостоятельную познавательную деятельность школьника, но и дает возможность формировать систему ценностных ориентиров школьников с учетом национального воспитательного идеала, сформулированного в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В качестве иллюстраций данной концепции представлены уроки литературы и русского языка, однако нам представляется возможным использование приема контраста для создания учебных ситуаций и на уроках других предметов. 1 Об этом см.: Шкатулла В.И. Положение учителя и ребенка в современном мире.- М., 1992. - С. 102. 2 Под понятием «учебная ситуация» подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. 3 Торосян М.С. Феномен контраста в аспекте концептуальной организации художественного текста: Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 Ставрополь, 2005.- С. 24. 4 Конспект урока см.: http://www.proshkolu.ru/user/kareva76/file/2075919/ 5 Идея урока заимствована у О.В.Смирновой: Лекция 2. Что такое проблематика произведения и как говорить о ней с читателем?/ Смирнова О.В. Материалы курса «От теории литературы – к практике школьного анализа (методические разработки для 8-11-х классов)»: лекции 1-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. |
Конспект "Педагогические приемы создания ситуации успеха" с элементами тренинга для педагогов Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий здоровье- сберегающей среды обучения | Положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеклассной работе Педсовет: «Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения уровня социальной успешности выпускников... | ||
Конспект урока-проекта по теме «Два состояния вещества» Дидактическая цель: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение их в знакомой и новой учебной ситуации, привлечение... | Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации Содержание Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации (далее – Концепция) содержит детальный план мероприятий,... | ||
Как составить конспект Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий здоровье- сберегающей среды обучения | Задача: оценить пс по уровню организации, актуальности и практической... Педагогический совет «Мотивация: приемы и способы создания ситуации успеха, ее влияние на формирование навыков «само» у обучающихся... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На предыдущем уроке учащимся были предложены на выбор 10 дополнительных тем для создания совместного проекта | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысления блока новой учебной информации, применении её в знакомой и новой учебной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приемы: создание на уроке ситуации занимательности, ситуации успеха, поощрение за успешное выполнение заданий | Конспект первоисточника Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий здоровье- сберегающей среды обучения | ||
Методические рекомендации по работе с литературой Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий здоровье- сберегающей среды обучения | В результате реализации проекта Цель проекта; концепция развития компании; новые качества руководителей; цели подготовки концепции; замечания по содержанию настоящего... | ||
Концепция создания структурного подразделения дополнительного профессионального... Концепция создания структурного подразделения дополнительного профессионального образования Института экономики недвижимости | Учебно–методический комплекс по предмету информатика (пропедевтический... На данном уроке дети знакомятся с понятием «кодирование», со способами кодирования, определяют значимость кодирования информации.... | ||
Тема: Свойства равнобедренного треугольника Способствовать формированию универсальных учебных действий по средством создания проблемной ситуации. Как результат открытие новых... | Создание многоязычного проекта В данном уроке мы познакомимся, как создать сайт на разных языках и реализовать переключение между этими сайтами |