Концепция проекта Контраст как прием создания учебной ситуации на уроке





Скачать 39.46 Kb.
НазваниеКонцепция проекта Контраст как прием создания учебной ситуации на уроке
Дата публикации12.10.2013
Размер39.46 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок




Концепция проекта

Контраст как прием создания учебной ситуации на уроке
«Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к творческой стороне личности, по сложности психологического напряжения родственна деятельности писателя.1 В качестве одного из средств педагогического воздействия предлагаем прием, активно используемый в художественной литературе, – прием контраста. На антитезе строятся лучшие произведения русской классической литературы, это излюбленный прием писателя и педагога Л.Н.Толстого. Контраст в художественном произведении – это и средство создания образа, и композиционно-стилистический принцип построения текста, и его смысловая доминанта.

ФГОС вводит понятие – учебная ситуация.2 В связи с новыми требованиями к современному уроку перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Для создания учебной ситуации используем контрасты, которые зачастую продиктованы самим предметом изучения.

Планируя урок, учитель обозначает контрастные пары, рассматривая которые, учащиеся приходят к определенным выводам.

Примеры контрастных пар:

  • мир – война;

  • любовь – ненависть;

  • жизнь – смерть;

  • маленький – большой;

  • природа – цивилизация;

  • правда – ложь;

  • уменьшить – увеличить;

  • старый – новый;

  • город – дом;

  • долг – чувство;

  • добро и зло;

  • мечты – реальность;

  • согласие – несогласие;

  • и др.

Рассмотрим поэтапное действие приема:

1. Формулируем противоречие. ( Это может сделать как учитель, так и учащиеся, если противоречие заложено в теме урока или связано с объектом изучения.)

2. Преобразование контраста в проблемный вопрос.

3. Решение проблемы, поиск ответа на проблемный вопрос. (Учащиеся сами выбирают пути решения.)

4. Формулировка своей позиции-ответа.

В качестве упрощенной модели действия данного приема могут выступать математические задачи на нахождение большего или меньшего числа.

Так как «контраст является отражением одной из основных закономерностей человеческого мышления – познания мира через соотношение противоположностей»3, то результатом разрешения контрастной ситуации является осознание и принятие в качестве составляющей своего мировоззрения той или иной важной жизненной ценности. Так, например, анализируя повесть Н.В.Гоголя «Шинель»4, дети рассматривают контрастную пару «маленький человек» – «значительное лицо» и обнаруживают, что при всей контрастности образов Н.В.Гоголь в финале сближает их. В результате приходят к выводу, что для гуманиста Гоголя нет людей маленьких и значительных, а есть Человек, поэтому в финале писатель «уравнивает» двух героев. Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни – одна из задач духовно-нравственного развития подрастающего поколения.

Учебная ситуация урока-мастерской по рассказу А.П.Чехова «Крыжовник» строится на контрасте «Съедобное – Несъедобное»5. Десятиклассники, размышляя о том, что такое мечта, какая мечта достойна стать жизненной целью, приходят к выводу, что зачастую люди совершают подмену истинных, духовных, ценностей («несъедобных») материальными («съедобными») [см.: Приложение 1].

На уроках, в качестве предмета изучения которых выступают два произведения, сходные по нравственно-философской проблематике, для создания учебной ситуации также можно использовать контраст. Пример такого урока представлен в Приложении 1.

Особое место занимают уроки, которые строятся на контрасте эмоций. В основе одной из учебных ситуаций урока русского языка в 6 классе по теме «Причастие как самостоятельная часть речи» [см.: Приложение 1,2] – контраст «Веселое – Грустное». В качестве текстового материала для работы, кроме упражнений учебника, записки детей и рассказ В.П.Астафьева «Записка». Как результат этого урока – осознание таких нравственных устоев семьи, как уважение к родителям, забота о старших, ответственность за другого человека.

Таким образом, прием контраста – действенный прием, который может быть положен в основу учебной ситуации. Данный прием не только стимулирует самостоятельную познавательную деятельность школьника, но и дает возможность формировать систему ценностных ориентиров школьников с учетом национального воспитательного идеала, сформулированного в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

В качестве иллюстраций данной концепции представлены уроки литературы и русского языка, однако нам представляется возможным использование приема контраста для создания учебных ситуаций и на уроках других предметов.


1 Об этом см.: Шкатулла В.И. Положение учителя и ребенка в современном мире.- М., 1992. - С. 102.

2 Под понятием «учебная ситуация» подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

3 Торосян М.С. Феномен контраста в аспекте концептуальной организации художественного текста: Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 Ставрополь, 2005.- С. 24.

4 Конспект урока см.: http://www.proshkolu.ru/user/kareva76/file/2075919/

5 Идея урока заимствована у О.В.Смирновой: Лекция 2. Что такое проблематика произведения и как говорить о ней с читателем?/ Смирнова О.В. Материалы курса «От теории литературы – к практике школьного анализа (методические разработки для 8-11-х классов)»: лекции 1-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция проекта Контраст как прием создания учебной ситуации на уроке iconКонспект "Педагогические приемы создания ситуации успеха" с элементами тренинга для педагогов
Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий здоровье- сберегающей среды обучения
Концепция проекта Контраст как прием создания учебной ситуации на уроке iconПоложительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеклассной работе
Педсовет: «Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения уровня социальной успешности выпускников...
Концепция проекта Контраст как прием создания учебной ситуации на уроке iconКонспект урока-проекта по теме «Два состояния вещества»
Дидактическая цель: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение их в знакомой и новой учебной ситуации, привлечение...
Концепция проекта Контраст как прием создания учебной ситуации на уроке iconКонцепция создания международного финансового центра в Российской Федерации Содержание
Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации (далее – Концепция) содержит детальный план мероприятий,...
Концепция проекта Контраст как прием создания учебной ситуации на уроке iconКак составить конспект
Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий здоровье- сберегающей среды обучения
Концепция проекта Контраст как прием создания учебной ситуации на уроке iconЗадача: оценить пс по уровню организации, актуальности и практической...
Педагогический совет «Мотивация: приемы и способы создания ситуации успеха, ее влияние на формирование навыков «само» у обучающихся...
Концепция проекта Контраст как прием создания учебной ситуации на уроке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На предыдущем уроке учащимся были предложены на выбор 10 дополнительных тем для создания совместного проекта
Концепция проекта Контраст как прием создания учебной ситуации на уроке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысления блока новой учебной информации, применении её в знакомой и новой учебной...
Концепция проекта Контраст как прием создания учебной ситуации на уроке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приемы: создание на уроке ситуации занимательности, ситуации успеха, поощрение за успешное выполнение заданий
Концепция проекта Контраст как прием создания учебной ситуации на уроке iconКонспект первоисточника
Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий здоровье- сберегающей среды обучения
Концепция проекта Контраст как прием создания учебной ситуации на уроке iconМетодические рекомендации по работе с литературой
Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий здоровье- сберегающей среды обучения
Концепция проекта Контраст как прием создания учебной ситуации на уроке iconВ результате реализации проекта
Цель проекта; концепция развития компании; новые качества руководителей; цели подготовки концепции; замечания по содержанию настоящего...
Концепция проекта Контраст как прием создания учебной ситуации на уроке iconКонцепция создания структурного подразделения дополнительного профессионального...
Концепция создания структурного подразделения дополнительного профессионального образования Института экономики недвижимости
Концепция проекта Контраст как прием создания учебной ситуации на уроке iconУчебно–методический комплекс по предмету информатика (пропедевтический...
На данном уроке дети знакомятся с понятием «кодирование», со способами кодирования, определяют значимость кодирования информации....
Концепция проекта Контраст как прием создания учебной ситуации на уроке iconТема: Свойства равнобедренного треугольника
Способствовать формированию универсальных учебных действий по средством создания проблемной ситуации. Как результат открытие новых...
Концепция проекта Контраст как прием создания учебной ситуации на уроке iconСоздание многоязычного проекта
В данном уроке мы познакомимся, как создать сайт на разных языках и реализовать переключение между этими сайтами


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск