№ этапа
| Время (мин)
| Этапы
занятия
| Обще-
дидактические
задачи
| Деятельность учителя
| Деятельность
учащихся
| Методы,
приемы
обучения
| Формы
обучения
| Характер
познавательной
деятельности
учащихся
|
1
| 1
| Оргмомент.
Эмоциональная рефлексия
| Создать благоприятную рабочую атмосферу, включить учащихся в деловой ритм, обеспечить эмоциональную предрасположенность к общению.
| Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня и приглашаю вас к сотрудничеству. Думаю, что наша встреча не будет напрасной: вы узнаете что- то новое и интересное для себя, а я чему – то научусь у вас.
| Подготовка к уроку.
Знакомство с учителем.
| Прием «обращение»
|
|
|
2
| 5
| Актуализация знаний
| Подготовить учащихся к восприятию новой темы.
| Прежде чем перейти к рассмотрению новой темы, мы проведем с вами интеллектуальную разминку. (слайд1)
1)Посмотрите видеофрагмент, что он демонстрирует? (слайд№2)
Повторим запись закона и его основные свойства (слайд№3)
| Осмысливание вопроса и ответ: демонстрирует закон сохранения импульса Проговаривают закон сохранения импульса.
| Словесно - наглядный
| Фронтальная
| Реконструктивный
|
3
| 15
| Усвоение новых знаний
| Обеспечить восприятие, осмысление и первичного запоминание учебного материала.
| Демонстрация видеофрагментов движения кальмаров и медуз, затем запуска ракеты.
На доске вопрос «Что общего?» Как вы думаете: что общего в продемонстрированных фрагментах?
Действительно, в каждом из приведенных примеров используется одинаковый принцип движения.
Итак, тема нашего урока:
Реактивное движение. Запишите ее в тетрадь.
Движение, которое возникает как результат отделения от тела какой-либо части, либо как результат присоединения к телу другой части, называется реактивным движением.(слайд №7)
На данном принципе работают реактивные самолеты и ракеты. Сила тяги обеспечивается реактивной тягой струи раскаленных газов.
Каракатицы, осьминоги при движении в воде также используют реактивный принцип перемещения. Набирая в себя воду, они, выталкивая ее, приобретают скорость, направленную в сторону, противоположную направлению выброса воды.
Демонстрируются слайды примеры реактивного движения.(№8,9,10)
| Просмотр видеофрагментов
Осмысление вопроса и озвучивание вариантов ответа
Предполагаемый ответ учащихся:
используется одинаковый принцип движения.
Работа под руководством учителя.
| Создание проблемной ситуации
Словесно - наглядный
| Фронтальная работа
Индивидуальная работа
| Конструктивный. Творческий.
Репродуктивный
|
|
|
|
Развивать способность к распределению внимания, анализу и синтезу.
Развивать интерес к изучению предмета.
| Вопросы:
Как рассчитать скорость ракеты?
Какой закон можно использовать?\
Итак, используем закон сохранения импульса для нашей ракеты.
Работая в парах выведите формулу для скорости ракеты. Проверяем.
Если импульс выброшенных газов равен mГ υГ, а импульс ракеты mР υР, то можно получить:
mГ υГ = mР υР
Откуда:
Слайд № 12.
Ясно, что выведенная формула справедлива только для случая мгновенного сгорания топлива. Такого быть не может, так как мгновенное сгорание - это взрыв. На практике масса топлива уменьшается постепенно, поэтому для точного расчета используют более сложные формулы.
Запишите формулы в тетрадь.
Проведем виртуальный эксперимент. Наша установка позволяет проследить полет модели ракеты и получить расчеты. Рассмотрим модель.
Проведем анализ данных, пронаблюдаем движение ракеты.
Сделаем вывод.
Скорость ракеты тем больше, чем больше скорость истечения газов, и чем больше отношение .
|
Выводят формулу.
Анализируют модель
|
Проблемный
Проблемный
|
Работа в парах.
Работа в парах.
|
Конструктивный.
Творческий
Конструктивный.
Творческий
|
4
| 1
| Физминутка
|
| Ну, а теперь немного отдохнем.
Встаньте, посмотрите вокруг себя, постарайтесь окинуть взглядом весь класс. Посмотрите на экран и повторите движения.
|
|
|
|
|
5
| 5
| Усвоение новых знаний
| Развивать коммуникативную компетенцию.
| Продолжая говорить о реактивном движении, совершим экскурс в прошлое.
Родоначальником практического современного ракетостроения в нашей стране является К.Э.Циолковский. (слайд 13-14)
Реактивные установки «Катюша», реактивные самолеты сыграли огромную роль во время Великой Отечественной войны.
Самые большие достижения в области покорения космоса принадлежат нашей стране. 4 октября 1957 г. при помощи ракеты был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли. (слайд 15)
12 апреля 1961 г. первый в истории человечества человек - Ю.А.Гагарин совершил космический полет.
(слайд 16).
В настоящее время существует много проектов по созданию фотонных, гравитационных двигателей, которые позволят разгонять корабли до околосветовых скоростей.
Но это - дело будущего. Возможно и кто – то из вас внесет свой вклад в развитие науки.
| Отвечают на вопросы, участвуют в дискуссии.
| Эвристическая беседа
| Индивидуальная работа
| Конструктивный.
|
6
| 3
| Рефлексия
| Развивать самооценку учащихся и их способность к самоанализу своей деятельности.
| У каждого из вас есть лист с таблицей «+», «-»,
«интересно». Впишите туда свои впечатления от урока, сделайте самолетик и отправьте его мне. Пусть ваш бумажный самолет унесет от вас все разочарования и неудачи и принесет мне ваши положительные эмоции.
Спасибо за работу. До свидания.
|
|
|
|
|