Скачать 64.36 Kb.
|
Управление образования Старооскольского городского округа Белгородской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка- детский сад №22 «Улыбка» Конспект НОД по образовательной области познание Тема: «Земля – наш общий дом» Кибе С.В., воспитатель 2012 годТема : «ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»Программные задачи: -познакомить детей с природным явлением - вулканом, причиной его извержения; -развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме; - поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения; - ключевые слова: вулкан, лава, извержение, пепел, пемза.- развивать аккуратность, взаимопомощь. Группа:подготовительная группа (6-7 лет). Оборудование и материалы:Компьютерная презентация (фотографии вулканов, изображение римского бога Вулкана, репродукция картины К.Брюллова "Последний день Помпеи", ) кусочки пемзы, обычные камушки и миски с водой на каждого ребенка, модель вулкана, картинки с изображением вулканов; карта России; поддоны, картон, клей; сода; уксус; сухая красная краска; моющая жидкость; листы бумаги; цветные карандаши (для фиксации наблюдений); чайные ложки; пипетка. Ход занятия:Педагог: -Ребята, сегодня почтальон принес необычную посылку, предлагаю вам открыть ее и посмотреть, что лежит в посылке. ( В посылке аудиокассета с записью рассказа о вулканах. Для аудио записи: Вулканы образно называют огнедышащими горами. Происходит от имени древне римского бога огня Вулкан. Извержения вулканов - опасное для людей явление. Вулкан представляет собой гору, в верхней части которой имеется углубление - вулканический кратер, а в толще проходит канал, называемый жерлом. Он ведет в особую камеру - очаг магмы. Вулканы бывают действующими, спящими и потухшими. ). Прослушав рассказ, дети отвечают на вопрос: Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии? (ответы детей).(Иллюстрация с изображением вулкана) В некоторых местах на земле есть необычные горы. Когда они "спят" они мало отличаются от других гор, но стоит им проснуться, и тогда из их вершин вырываются пламя и раскаленные камни. Они окутываются дымом, звучат взрывы, по склонам течет раскаленная жидкость-лава, настоящий огненный поток. Вулканы извергаются. Такие горы есть и у нас в стране, на Камчатке (картинка с изображения вулкана). Вулканы делятся на действующие, спящие и потухшие (показать изображения: извержение вулкана - это действующий вулкан; озеро в кратере потухшего вулкана). Почему же они так называются? Вулканом звали римского бога огня и покровителя кузнецов ( изображение римского бога Вулкана). Ребята, древние римляне верили, что кузница этого бога находится под горой на острове в Средиземном море. Когда бог Вулкан ковал металл, в своей кузнице, извергались вулканы, и лилась горячая раскаленная лава. Лава - это расплавленная масса. Температура внутри земли такая высокая, что плавятся даже твердые камни. Когда лава застывает, образуются новые камни. Лава поднимается по жерлу вулкана. Доходит до кратера и выходит на поверхность (схема строения вулкана на экране). Прежде чем, мы перейдем к несложному опыту с извержением вулкана, сначала я расскажу вам одну легенду о вулкане. "Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди Средиземного моря. Когда Вулкан работал молотом, ковал металл, в своей кузнице, извергались вулканы, и лилась горячая раскаленная лава. Лава - это расплавленная масса. Температура внутри земли такая высокая, что плавятся даже твердые камни. Когда лава застывает, образуются новые камни. Лава поднимается по жерлу вулкана. Доходит до кратера и выходит на поверхность (схема строения вулкана) гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. "Вулкан работает", - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами". Интересная легенда. Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Посмотрите, это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом - это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож? Дети: - Похож на пирамиду, конус. Педагог: - Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа? Дети: -На большую яму, воронку. Педагог: - Верно. Вершина горы из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана. -Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато - оранжевая пасть - это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Вам бы хотелось одним глазком взглянуть на извержение вулкана. - Хотите, я вас научу, как сделать вулкан из нашего, у нас тут и кратер в ней будет. Дети: -Да, хотим. Физкультминутка: П: -Ребята, предлагаю вам немного поиграть. Слушайте и будьте внимательны. Цель игры – первым добраться до «вулкана», не наступить при этом в «лаву», то есть пол.ю а перебраться по камешкам . Перед тем как отправиться в путь, попросите детей надеть воображаемые защитные костюмы, объясняя, что лава очень горячая, а газы, выходящие из недр вулкана, могут быть чрезвычайно ядовитыми. Воспитатель: Сюрпризный момент. В зал вносится модель вулкана. Детям предлагается его разбудить. П: - Ребята , давайте склеим из картона конус, это будет основание вулкана. Из чего сделаем жерло? : Давайте вставим внутрь конуса стаканчик из -под йогурта. Из чего же нам сделать лаву? Сюрпризный момент. В зал вносится модель вулкана. Детям предлагается его разбудить. П: - Я знаю формулу ее приготовления. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком. Что он означает? (Дети уже знакомы с этим.) Верно, это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость - уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит? заливает его в "жерло" вулкана. Наблюдаем "извержение " вулкана. П:- Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает "спокойно" . У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России. Экспериментирование.(На столе стоят миски с водой, камни и кусочки пемзы на каждого ребенка). П: Ребята, сегодня мы вместе с вами будем исследовать пемзу-камень вулканического происхождения. Рассмотрите внимательно пемзу и сравните ее с обычным камнем. Д: в пемзе очень много дырочек. П: а как вы считаете эти дырочки пустые или в них что-то есть? Д: в дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень. П: очень хорошо, но следует проверить ваши предположения: опустите кусочки пемзы в миску с водой. Есть ли пузырьки? Плавает или тонет пемза? Почему? Дети делают открытия: пемза - камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды. П: Ребята, как вы считаете, сегодня происходят извержения вулканов? (мнения разделились). Посмотрите внимательно на картинки ( фотографии извержения вулканов на Камчатке и в Индонезии) Ребята, и в наше время происходят извержения вулканов в разных частях нашей планеты, доказательством этому являются фотографии, которые вы видите. П: Ребята, скажите об извержениях вулканов мы откуда можем узнать?( из информационных программ телевидения, радио, газет, Интернета) ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА и вытекающей из неё лава, является причиной страшного бедствия – лесного пожара. От дыма лесных пожаров нечем дышать. Огонь пробирается глубоко в землю и губит корни деревьев и трав, а так же деревни, города. А кому нужны деревья в лесу?
- Птицам (строят гнезда на деревьях, находят пищу)
- Животным (кабанам нужны желуди с дуба, медведь питается плодами и ягодами, устраивает под деревьями берлогу, лоси питаются листьями и побегами с деревьев, заяц зимой питается корой деревьев). Поэтому каждое дерево, каждый куст и травинку нужно беречь, и прежде всего от огня. Ведь лес человеку – самый щедрый друг.
Без леса не было бы кислорода – источника нашей жизни. -Что еще дает лес человеку? (бревна для дома, доски для мебели, дрова для печки, грибы, ягоды, орехи, все не перечислишь). Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они На планете мы останемся одни. (Д.Радович). |
Расписание 1 1а «Земля- наш общий дом» | Конкурс рефератов на тему «Земля наш общий дом» | ||
Тема: «Земля наш общий дом» Внеклассное мероприятие проводилось в рамках реализации проекта по окружающему миру «Что мы знаем о природе?», в учебном плане по... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мбдоу «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Чебурашка» Мензелинского муниципального района рт работал по экологическому проекту... | ||
«Средняя общеобразовательная школа п. Горноправдинск» Игра-путешествие: «Земля наш общий дом!» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Конспект занятия в старшей логопедической группе "Земля наш общий дом" В помощь подготовке старшеклассников к самообразовательной работе после окончания школы | ||
Земля – наш общий дом Звучит заставка мелодии к передаче «Пусть говорят» О предложениях Медведевской районной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ по проекту | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Архив публикаций о международном фестивале детского музыкального творчества «Земля – наш общий дом» | ||
Положение о 5 районной истоковской ярмарке «Земля наш общий дом» Программа «Истоки» имеет своей целью ввести в образовательное поле систему идеалов, ценностей и норм, лежащих в основе российской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... План урока, пмк природа. Человек. Общество: Земля – наш общий дом. Солнечная система. Модель Солнечной системы (анимация) | ||
«Земля наш общий дом!» Общие положения Необходимое техническое оборудование Учебники, рабочие тетради, атласы, компьютерный класс с выходом в Интернет (мультимедийный проектор,... | Конспект Интегрированного занятия на тему: «Земля наш общий дом» Необходимое техническое оборудование Учебники, рабочие тетради, атласы, компьютерный класс с выходом в Интернет (мультимедийный проектор,... | ||
Рабочая программа по географии для 7-11 классов на 2013-2014 учебный год И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев. География. Наш дом – Земля. 7 класс М.: Дрофа 1996 | Заявка на областной конкурс методических разработок Ф. И. О. Ярошевская Инна Харисовна Должность Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля – наш общий дом. Их решение... | ||
«Земля – наш дом!» Родине, воспитание гражданственности и патриотизма, ответственности за свои поступки, знакомство с проблемами охраны природы и формами... | Викторина по истории химии «Наш дом Земля» Вопросы к зачету по дисциплине «Методология и организация научных исследований» для магистратуры 2011\12 уч г |