Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь»





Скачать 88.18 Kb.
НазваниеИнструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь»
Дата публикации13.02.2015
Размер88.18 Kb.
ТипИнструкция
Сборник диагностических методик по теме «Агрессия»

Проективная рисуночная методика «Кактус».

Цель диагностики: выявить личностные особенности ребенка, увидеть состояние

его эмоциональной сферы , отметить наличие агрессивности , ее направление и

интенсивность.

Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус – таким, какой ты себе

представляешь».

При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем

графическим методикам: пространственное положение и размер рисунка,

характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели,

специфичные для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий,

домашний, примитивный, детально прорисованный), характеристика иголок (размер,

расположение, количество).

В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемого:

Агрессия – наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные

друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, центр листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположение внизу

листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе,

вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри

кактуса.

Оптимизм – использование ярких цветов, «радостные» кактусы.

Тревога – использование темных цветов (вариант с цветными карандашами),

преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен один кактус.

Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности –

наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества –

дикорастущие, «пустынные» кактусы.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы,

ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким- либо растением по соседству? Если растет с

соседом, то что это за растение?

5. Когда кактус подрастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)? Еще раз хочется обратить внимание на осторожность в выводах после обработки

данного теста. Ведь кроме учета изобразительных навыков, детских стереотипов,

возрастных особенностей, на образ рисунка может повлиять ситуация, например,

наличие дома кактуса определенной формы, недавно прочитанная книга о кактусах

пустыни и прочее. Не забывайте, что этот тест, как и другие графические методики,

эффективен только в комплексе с основными, классическими методами.

Диагностика состояния агрессии

Опросник Басса-Дарки

 

Инструкция: проставить «да» у тех положений, с которыми Вы согласны, и «нет» – около тех, с которыми Вы не согласны.

 

  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим____________

  2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю_____________________________

  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь_______________________________

  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполняю просьбы___________________

  5. Я не всегда получаю то, что мне положено___________________________________

  6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной_________________________________

  7. Если я не одобряю поведения друзей, то даю им почувствовать_________________

  8. Если мне случилось обмануть кого-нибуть, я испытывал мучительные угрызения совести_________________________________________________________________

  9. Мне кажется, что я не могу ударить человека________________________________

  10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами_____________

  11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам________________________________

  12. Если мне не нравиться установленное правило, мне хочется нарушить его________

  13. Другие умеют (лучше, чем я) почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами________________________________________________________

  14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал_______________________________________________

  15. Я часто бываю не согласен с людьми________________________________________

  16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь________________________

  17. Если кто-нибуть первым ударит меня, я не отвечу ему_________________________

  18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми_____________________________________

  19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружающим____________________

  20. Если кто-нибуть корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор_______________________________________________________

  21. Меня немного огорчает моя судьба_________________________________________

  22. Я думаю, что многие люди не любят меня____________________________________

  23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной_________________

  24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины______________

  25. Тот, который оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку______________________________________________________________

  26. Я не способен на грубые ошибки___________________________________________

  27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются________________________

  28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались__________________________________________________

  29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибуть, кто мне не нравится________________

  30. Довольно многие люди завидуют мне_______________________________________

  31. Я требую, чтобы люди уважали мои права___________________________________

  32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей______________________

  33. Люди, которые постоянно изводят Вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу____

  34. От злости я иногда бываю мрачен___________________________________________

  35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь________

  36.  Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на него внимания_____________

  37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть______________________

  38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются_________________________________

  39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям_____________________

  40. Мне хочется, чтобы мои ошибки были прощены______________________________

  41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибуть ударит меня________________________

  42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь____________________________

  43. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием_____________________

  44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел___________________________

  45. Мой принцип: «никогда не доверяй чужакам»________________________________

  46. Если кто-нибуть раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю_________

  47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею__________________________

  48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибуть________________________________

  49. С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева___________________________

  50. Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться_______________

  51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить__________________________________________________________

  52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-то приятное для меня_______________________________________________________

  53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ_____________________________

  54. Неудачи огорчают меня___________________________________________________

  55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие_____________________________________

  56. Я могу вспомнить случай, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее__________________________________________________

  57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку____________________________

  58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо________________

  59. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю___________________________________________________________________

  60. Я ругаюсь со злости______________________________________________________

  61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть__________________________

  62. Если для защиты своих прав мне надо применит физическую силу, я применяю ее_

  63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком__________________

  64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся_____________

  65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить__________________________

  66. Я не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает____________________________________________________________

  67. Я часто думаю, что жил неправильно_______________________________________

  68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки______________________

  69. Я не раздражаюсь из-за мелочей____________________________________________

  70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня__

  71. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение_____________________________________________________________

  72. В последнее время я стал занудой__________________________________________

  73. В споре я часто повышаю голос____________________________________________

  74. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям_______________________

  75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить____________________________

 

Обработка опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которая определяется суммированием полученных ответов.

1)      Физическая агрессия: «да» – №1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;   «нет» – № 9, 17, 41.

2)      Косвенная агрессия:  «да» - № 2, 18, 34, 42, 56, 63;  «нет» - № 10, 26, 49.

3)      Раздражение:   «да» - № 3, 19, 27, 43, 50, 64, 72;  «нет» - № 11, 35, 69.

4)      Негативизм:  «да» - № 4, 12, 20, 23, 36.

5)      Обида:  «да» - № 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58;  «нет» - № 44.

6)      Подозрительность:  «да» - №  6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;  «нет» - № 65, 70.

7)      Вербальная агрессия:  «да» - № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 70, 73;  «нет» - № 39, 66, 74,75.

8)      Угрызение совести:  «да» - № 8, 16, 24, 32,40, 47, 54, 61, 67.

 

Опросник выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

1)      Негативизм Физическая агрессия (нападение) – использования физической силы против другого лица.

2)      Косвенная агрессия – под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлено на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена – взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битье кулаками по столу и т.д.

3)      Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

4)      Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства, это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

5)      Обида – зависть, ненависть к окружающим, обусловленные чувства горести, гнева на весь мир за действительные и мнимые страдания.

6)      Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

7)      Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятья, ругань).

8)      Чувство вины – выражает сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Этот пункт выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки, наличие у него угрызений совести.

 

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивности, а обида и подозрительность – индекс враждебности.

   

Проективная методика «КРОКОДИЛ»

Инструкция: на белом листе бумаги нарисовать крокодила (можно в цвете).

Интерпретация результатов

  1. Длинный хвост – злопамятный.

  2. Вид сверху – депрессивное состояние.

  3. Штриховка – тревожность.

  4. Зубы – вербальная агрессия.

  5. Нарисована только голова или на рисунке присутствуют волны – латентная форма агрессии.

  6. Анфас – бескомпромиссное поведение.

  7. Большой рисунок вверху листа – высокая самооценка.

  8. Маленький рисунок в низу листа – низкая самооценка.

  9. Шипы сверху – опасается «нападения сверху», т.е. взрослых.

  10. «Круговые движения» - тревога и страх.

  11. «Рамка» - стремление отгородится от внешнего мира, обусловлено страхом, тревогой и неуверенностью.

  12. «Левая сторона рисунка» - эмоционально – интуитивная сфера личности.

  13. «Правая сторона рисунка» - интеллектуально – рациональная сфера личности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» iconИнструкция Давайте начнем рисовать на тонированном листе бумаги....
Глаза, наверное,самый важный элемент на лице. С помощью них мы общаемся с человеком. Но, некоторые глаза рисуют так,что перед нами...
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» iconИнтегрированный урок
Ножницы, шаблоны, листы бумаги, простые карандаши, магниты, интерактивная и магнитная доски, лист белой бумаги (тесто), учебник....
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учить обозначать на листе бумаги положение той или иной фигуры. Формировать умение соотносить количество предметов с числом. Совершенствовать...
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» iconКакие выставки относятся к нетрадиционным?
Эти вопросы оформляются на листе бумаги и помещаются на выставку
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» iconSection Philology (Foreign Languages)
А, услышав песню “mummy blue” сразу представляешь себе маму удивительного синего цвета. Тогда как на самом деле мы читали о ревности...
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» iconРеферат выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата...
Требования к оформлению реферативных работ на итоговую аттестацию в 9, 11-х классах
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» iconУважаемые коллеги!
Формат бумаги А4 (297×210), расположенных вертикально. На каждом листе оставляются поля: справа 1 см, слева 3 см, сверху и внизу...
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» iconУважаемые коллеги!
Формат бумаги А4 (297×210), расположенных вертикально. На каждом листе оставляются поля: справа 1 см, слева 3 см, сверху и внизу...
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» icon14-й для таблиц и рисунков 12
Формат бумаги А4 (297×210), расположенных вертикально. На каждом листе оставляются поля: справа 1 см, слева 3 см, сверху и внизу...
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эти вопросы оформляются на листе бумаги и помещаются на выставку
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» iconАлкоголизм и алкогольные психозы. Инструкция для вопросов №№465 475
Симптомы, свидетельствующие о тяжелом неблагоприятном те­чении белой горячки (алкогольного делирия)
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» icon«Экономика труда»
Реферат выполняется на компьютере (или от руки) на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (297 Х 210 мм) через 1,5 межстрочных...
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» icon«Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»
Формат бумаги А4 (297×210), расположенных вертикально. На каждом листе оставляются поля: справа 1 см, слева 3 см, сверху и внизу...
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» iconАвтор: Иванова Юлия Олеговна Класс
Формат бумаги А4 (297×210), расположенных вертикально. На каждом листе оставляются поля: справа 1 см, слева 3 см, сверху и внизу...
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» iconУрока : онз тема: «Планета на листе бумаги»
План местности – это точный чертёж местности, выполненный с помощью условных знаков
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус таким, какой ты себе представляешь» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Применение законов композиции при рисовании на листе бумаги, на компьютере и на Интерактивной доске


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск