Рабочая программа по праву 10-11 класс базовый уровень пояснительная записка





Скачать 156.9 Kb.
НазваниеРабочая программа по праву 10-11 класс базовый уровень пояснительная записка
Дата публикации02.07.2014
Размер156.9 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРАВУ 10-11 КЛАСС

Базовый уровень

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы общего образования и имеющих государственную аттестацию на 2012-2013 учебный год, учебного плана МБОУ СОШ № 17.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.

Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной школе. К основным содержательным линиям примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие:

  • роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;

  • гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;

  • вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;

  • основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;

  • особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.

Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.

Цели

Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

  • освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;

  • формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.



Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования, а именно в Х и Х1 классах, из расчета 1 час в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов.

10 класс-35 часов, 11 класс – 35 часов.

Так как примерная программа рассчитана на 35 часов, то в неё были внесены существенные изменения в плане увеличения часов.

10 класс. В соответствии с представленной структурой учебника были внесены некоторые темы. А именно добавлена тема «Государство» - 4 ч., в неё же включена тема «Гражданство в Российской Федерации», в тему «Система российского права» добавлен 1 час, тема «Основные конституционные права и обязанности граждан в России» увеличена с 5 до 12 часов, тема «Процессуальные правоотношения» с 6 до 11 часов, на итоговое повторение выделяется 2 часа. Также в программу включены 10 практических работ.

11 класс. Тема «Трудовые правоотношения» увеличена с 4 до 10 часов, тема «Социальное обеспечение» с 1 до 2 часов, тема «Гражданские правоотношения» с 6 до 10 часов, тема «Семейные правоотношения» с 2 до 6 часов, добавлена тема «Уголовное право» - 6 часов, а также присутствует итоговое повторение -1 час, и практические работы – 10 часов.
Для повышения эффективности подготовки к единому государственному экзамену предполагается использование технологий дистанционного обучения.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата); участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…». В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений. В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Правовое образование в старшей школе на базовом уровне ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации.
Результаты обучения

Результаты изучения курса «Право» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для защиты прав и законных интересов граждан и подержания правопорядка в обществе.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.

Виды деятельности:

  • работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;

  • анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;

  • изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

  • решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.


Содержание
Программа 10 класс право базовый уровень (35 час)

Тема 1. Государство (4 ч.)

Понятие и виды государства.


Роль и структура государства.

Урок-практикум «Какой государственный аппарат нужен нашей стране?»(диспут).

Повторительно-обобщающий урок по теме «Государство».
Тема 2. Система российского права (6 ч.)

Право в системе социальных норм.

Законотворческий процесс в России. Порядок принятия и вступления в силу законов. Участие граждан в законотворческой деятельности. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Система российского права. Система права.

Правонарушения и юридическая ответственность.

Урок-практикум «Можно ли искоренить преступления и что для этого надо сделать?» (диспут)

Повторительно-обобщающий урок по теме «Система российского права».

Тема 3. Основные конституционные права и обязанности граждан в России (12 ч.)

Конституция Российской Федерации. Гражданство в Российской Федерации. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Конституционные права граждан. Правила приема в образовательные учреждения профессиональ­ного образования. Порядок оказания дополнительных платных обра­зовательных услуг. Международная защита прав человека в условиях мирного и воен­ного времени.

Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Урок-практикум «Права гражданина» (решение задач).

Конституционные обязанности граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Экологические правонарушения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защи­ты. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности налогоплательщика.

Урок-практикум «Какое образование должен получить каждый человек?» (поединок).

Избирательная система и избирательный процесс. Право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства. Понятие избирательной системы. Избирательный процесс: понятие, принципы. Формы и процедуры избирательного процесса.

Урок-практикум «Выборы в Российской Федерации» (решение задач).

Президент Российской Федерации. Тест на определение способности быть президентом.

Парламент Российской Федерации.

Урок-практикум «Заседание Государственной Думы» (деловая игра – внесение поправки в Конституцию об установлении обязательного среднего (полного) образования).

Правительство Российской Федерации.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Основные конституционные права и обязанности граждан в России».

Тема 4. Процессуальные правоотношения (11ч. )


Органы судебной власти в Российской Федерации. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Основания и порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом Российской Федерации. Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений.

Урок-практикум «Гражданский процесс» (деловая игра).

Особенности административной юрисдик­ции. Порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Урок-практикум «Административное правонарушение» (решение практических задач).

Особенности уголовного процесса. Конституционное судопроиз­водство.

Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе.

Урок-практикум «Судебный процесс» (деловая игра).

Прокуратура. Компетенция прокуратуры. Система органов прокуратуры. Полномочия прокурора.

Нотариат. Понятие нотариата и его задачи. Обязанности нотариуса. Полномочия нотариуса.

Адвокатура. Понятие и задачи адвокатуры. Обязанности адвоката. Виды юридической помощи.

Урок-практикум «Суд» (просмотр фильма, ответы на вопросы).

Повторительно-обобщающий урок по теме «Процессуальные правоотношения» (экскурсия в Узловский городской суд).

Итоговое повторение «Государство. Право. Управление государством» 2 ч.


Программа 11 класс право базовый уровень (35 час)

Тема 1.Трудовые правоотношения (10 ч.)


Законодательство о труде. Понятие трудовых правоотношений.

Занятость и трудоустройство. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства.

Порядок приема на работу, заклю­чения и расторжения трудового договора. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения.

Урок-практикум «Выбор работников как право работодателя» (решение задач).

Рабочее время и время отдыха. Порядок предоставления отпусков.

Трудовая дисциплина. Меры поощрения. Меры дисциплинарной ответственности. Порядок наложения дисциплинарных взысканий.

Труд молодёжи. Поступление на работу. Запреты на отдельные виды работ. Нормы труда для молодых рабочих. Оплата труда несовершеннолетних. Трудоустройство несовершеннолетних. Увольнение несовершеннолетних.

Урок-практикум «Подросток как работник» (решение задач).

Безработица. Понятие безработицы. Регистрация безработицы. Подходящая работа. Обучение и переобучение безработных. Пособие по безработице.

Урок-практикум «Посещение Центра занятости населения» (экскурсия).

Тема 2. Социальное обеспечение (2 ч.)


Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Пенсии и пособия.

Повторительно-обобщающий урок «Трудовые правоотношения. Социальное обеспечение».

Тема 3. Гражданские правоотношения (10 час)

Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Понятие гражданских правоотношений. Понятие права собственности. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность.

Субъекты гражданского права. Наследование. Физические лица. Юридические лица. Граждане как собственники. Гражданская правоспособность. Гражданская дееспособность. Наследование имущества. Юридические лица как собственники. Организационно-правовые формы юридических лиц. Государство как собственник.

Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Правовой режим предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской деятельности. Виды предпринимательства. Формы предпринимательства. Правовой статус индивидуального предпринимателя. Партнёрское предпринимательство. Корпоративное предпринимательство.

Урок-практикум «Бизнес: польза или вред?» (диспут).

Гражданско-правовые договоры. Понятие договора. Принципы договоров. Формы договора. Заключение договора.

Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Урок-практикум «Защита собственности» (деловая игра: судебное заседание по гражданским делам).

Споры и порядок их рассмотрения. Понятие экономических споров. Виды споров. Способы разрешения споров.

Урок-практикум «Судебный процесс по арбитражному делу» (деловая игра).

Повторительно-обобщающий урок «Гражданские правоотношения».

Тема 4. Семейные правоотношения (6 ч.)


Порядок и условия заключения и расторжения брака. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака.

Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности супругов. Брачный договор.

Урок-практикум «Права и обязанности супругов» (решение задач).

Права и обязанности родителей и детей. Установление происхождения ребёнка. Личные права детей и обязанности родителей по отношению к ним. Имущественные права детей и обязанности родителей.

Урок-практикум «Имею право!» (решение задач).

Повторительно-обобщающий урок «Семейные правоотношения».

Тема 5. Уголовное право (6 ч.)

Уголовное право. Понятие преступления. Понятие преступления. Субъект преступления. Соучастие в преступлении. Виды соучастников.

Виды преступлений. Преступления против личности. Преступления в сфере экономики. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка. Преступления против государственной власти. Воинские преступления. Преступления против мира и безопасности человечества.

Урок-практикум «Виновен – отвечай!» (решение задач).

Уголовное наказание. Понятие наказания. Особенности уголовного наказания. Цели наказания. Виды наказания. Назначение наказания.

Урок-практикум «Должна ли быть в России смертная казнь?» (диспут).

Повторительно-обобщающий урок «Уголовное право».

Итоговое повторение (1 ч.)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ



В результате изучения права на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;

уметь

  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);

  • характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;

  • объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;

  • различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

  • анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

  • решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по праву 10-11 класс базовый уровень пояснительная записка iconПояснительная записка. Статус документа Данная рабочая программа...
География. Программы для общеобразовательных учреждений. Классическая линия 6 – 11 классы. Составитель: С. В. Курчина, Москва, Дрофа,...
Рабочая программа по праву 10-11 класс базовый уровень пояснительная записка iconРабочая программа по праву для 11 класса (профильный уровень)
Рабочая программа по праву (базовый уровень) для 11 классов составлена в соответствии с
Рабочая программа по праву 10-11 класс базовый уровень пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа «Русский язык 10-11 класс»
Составлена из расчета 2 часа в неделю (базовый уровень) и 3 часа в неделю (профильный уровень). Предлагаемый курс должен обеспечить...
Рабочая программа по праву 10-11 класс базовый уровень пояснительная записка iconРабочая программа по литературе для 7 класса, 68 часов, базовый уровень Пояснительная записка
Коровиной В. Я. (Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Базовый уровень)10-11 (профильный). В. Я. Коровина,...
Рабочая программа по праву 10-11 класс базовый уровень пояснительная записка iconПояснительная записка Рабочая учебная программа курса «Литература...
Коровиной В. Я. (Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Базовый уровень)10-11 (профильный). В. Я. Коровина,...
Рабочая программа по праву 10-11 класс базовый уровень пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по географии мира 10 класс...
Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать...
Рабочая программа по праву 10-11 класс базовый уровень пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочейпрограммепо английскому языку для...
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык –10 класс» составлена в соответствии с требованиями
Рабочая программа по праву 10-11 класс базовый уровень пояснительная записка iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании...
Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география...
Рабочая программа по праву 10-11 класс базовый уровень пояснительная записка iconРабочая программа По праву 10 класс (Профильный уровень)
...
Рабочая программа по праву 10-11 класс базовый уровень пояснительная записка iconРабочая программа По праву 11 класс (Профильный уровень)
...
Рабочая программа по праву 10-11 класс базовый уровень пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа «Русский язык 10-11 класс»
С. И., Гольцова Н. Г.) и предназначена для изучения русского языка в 10-11 классах на базовом и профильном уровне. Составлена из...
Рабочая программа по праву 10-11 класс базовый уровень пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального...
«Биосферный уровень организации жизни», «Биогеоценотический уровень организации жизни», «Популяционно – видовой уровень организации...
Рабочая программа по праву 10-11 класс базовый уровень пояснительная записка iconРабочая программа по истории. (10 класс. Базовый уровень). Пояснительная записка
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования
Рабочая программа по праву 10-11 класс базовый уровень пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 5-9 классы (базовый уровень) I. Пояснительная записка
Охватывают внутреннюю структуру
Рабочая программа по праву 10-11 класс базовый уровень пояснительная записка iconРабочая программа по праву для 10 класса среднего общего образования
Рабочая программа по праву (базовый уровень) для 10 класса составлена в соответствии с
Рабочая программа по праву 10-11 класс базовый уровень пояснительная записка iconБалагтдиновой Алсу Ниязовны (первая квалификационная категория) по...
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск