Скачать 184.15 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Танец, сценическое движение Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии по направлению 070100.62 «Музыкальное искусство» Рецензия на учебно-методический комплекс по дисциплине «Танец, сценическое движение» для студентов кафедры вокального искусства, направления «Музыкальное искусство», профиль «Эстрадно-джазовое пение» Составитель: Шматенок Оксана Александровна, преподаватель института музыки, театра и хореографии ФГОУ ВПО ТГАКИиСТ Учебно-методический комплекс по дисциплине «Танец, сценическое движение» предназначен для абитуриентов и студентов кафедры вокального искусства, обучающихся по профилю «Эстрадно-джазовое пение», составлен в соответствии с учебным планом и требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования. Основная идея учебно-методического комплекса – воспитание специалистов с определенной манерой работы на сцене, ориентированных на разные направления современного искусства, а также со стремлением к самоопределению и развитию самостоятельной деятельности. В разделе «Пояснительная записка» автор последовательно и убедительно излагает цели и задачи предмета. В разделе «Тематический план» кратко изложено содержание дисциплины по принципу возрастания степени сложности учебного материала с учетом совершенствования знаний и умений студентов. В содержательной части учебно-методического комплекса подробно раскрываются основные темы занятий в конкретные периоды обучения. Система подачи учебного материала построена на конкретных методических требованиях. Учебно-методический комплекс, составленный О. А. Шматенок, обладает всеми необходимыми структурными частями и компонентами внутри них, где цели и задачи согласованы со способами их достижения. Учитывая все вышеизложенное, считаю, что данный учебно-методический комплекс можно рекомендовать для применения в учебном процессе. Преподаватель кафедры вокального искусства Института музыки, театра и хореографии ФГОУ ВПО ТГАКИиСТ Н.В. Толмачева Содержание
работы студентов………………………………………………12
Пояснительная записка Хореография – искусство, которое осваивается в течение многих лет, ведь любому танцевальному движению приходится учиться, а на овладение им требуется время. Не правы те, кто думает, что научиться танцевать очень легко, это огромный труд, как педагога, так и ученика. Ведь современная хореография многогранна и включает в себя не только все жанры и стили танцевального искусства, но и актерское мастерство. Учебно-методический комплекс по курсу «Танец, сценическое движение» предназначен для студентов музыкальных вузов и музыкальных факультетов высших учебных заведений культуры и искусств, изучающих вокальное искусство. Выписка из государственного стандарта: Изучение исторических основ танца; элементы танца и система тренировочных упражнений для развития хореографических навыков и пластики танцевальных движений, необходимых для работы певца. Культура движения. Овладение различными стилями и танцевальными жанрами. Пластические формы, специфика сценического движения в эстрадно-джазовом исполнительском искусстве. Цель курса - создание условий для самореализации, саморазвития посредством танца; развитие пластики, координации; совмещение физических действий и звукоизвлечения. Задачи:
Для освоения данной дисциплины необходимы знания в области исторического развития хореографии и ее разветвления на современные направления, которые можно использовать в концертных номерах, поэтому дисциплину «Танец, сценическое движение» рекомендуется изучать на 1-2 курсах обучения. Содержание курса позволяет студентам осмысленно и подготовлено подходить к занятиям исполнительской и концертной практики. При изучении курса используются различные формы текущего контроля за освоением учебного материала. Среди них преобладают в основном практические задания. К самостоятельным занятиям относятся работа над пройденным материалом: повторение и отработка движений, работа над мышечной памятью. Промежуточной формой аттестации служит полусеместровая аттестация по предмету в виде контрольного урока, итоговой формой служит зачет. Учебно-методический комплекс составлен на основе рабочей программы по дисциплине «Танец, сценическое движение» преподавателя ТГАКИСТ Шматенок О. А. и Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 070100.62 «Музыкальное искусство» - М.2000. Требования к уровню подготовки студентов, обучающихся по данной программе: В результате решения поставленных задач и реализации цели программы студенты должны: Знать:
Уметь: - применять полученные знания, навыки и умения в постановочном процессе создания концертного номера; - работать совместно с балетмейстером для реализации художественного замысла постановки. Владеть: - основами хореографической подготовки (основные направления хореографии); - принципами творческой взаимосвязи танца и песни. Учащиеся в процессе обучения должны иметь опыт сценической деятельности (участие в концертных программах). Тематический план курса (очная форма обучения)
Тематический план курса (заочная форма обучения)
Содержание дисциплины (очная форма обучения). 1 курс, 1 семестр. Раздел 1. Историко-бытовой танец «Введение в предмет. Историко - бытовой танец». Позиции рук и ног для исторических танцев. Танцевальный шаг (бытовой шаг, скользящий шаг, подъемный шаг, подбивающий шаг, шаги на полупальцах). Поклон и реверанс. 1.1. Тема: «Название танца. Основные позиции рук и ног».
1.2. Тема: «Танцы 17 века». Характеристика эпохи, стилевые особенности. 1.3. Тема: «Танцы 19 века». Характеристика эпохи, стилевые особенности. 1 курс, 2 семестр. Раздел 2. Народный танец «Русский танец». Основные движения русских народных танцев, положения рук и ног; основные ходы (простой шаг с носка, переменный ход, ход с каблука); основные элементы русского народного танца («елочка», «гармошка», «веревочка», «ковырялочка», «моталочка», припадание, «хлопушки» для юношей); 2.1. Тема: « Работа ног в русском танце». Выстукивания, дроби, подскоки, бег, прыжки; 2.2. Тема: «Основные виды русского танца» Русский хоровод, кадриль. Основной шаг хоровода. Основной шаг кадрили. Русский перепляс. 2.3. Тема: «Народно-сценический танец». Основные движения белорусских народных танцев; основные шаги польки; молдавский танец: основные движения молдавских танцев (шаг с подскоком, бегущий шаг); цыганский танец, основные движения цыганских танцев (дробный ход, движения плеч, чечетка); испанский танец, основные движения испанских танцев (основные шаги, выстукивающие движения, скользящие шаги). 2 курс, 1 семестр. Раздел 3: Бальный танец. 1.1. Тема: «Программа спортивных бальных танцев». Европейская программа (Медленный вальс, Танго, Медленный фокстрот, Квикстеп, Венский вальс); Латиноамериканская программа (Ча-ча-ча, Самба, Румба, Пасодобль, Джайв). 3.2. Тема: «Венский вальс». Дорожка, правый и левый повороты, перемена с правого на левый поворот. 3.3. Тема: «Танго». Прогрессивный ход, основной левый поворот, открытый променад. 3.4. Тема: «Латиноамериканские танцы».
2 курс, 2семестр. Раздел 4: Современный танец Тема: «Основные понятия и положения, изоляция». Позиции рук (нейтральная или подготовительное положение), пресс-позиция, позиции ног (ин-позиция, аут-позиция); принципы управления движениями: «напряжение» и «расслабление»; проработка основных центров тела: голова и шея, плечевой пояс, грудная клетка, бедра, колени и стопы; изоляция: крест-квадрат-круг, наклоны и повороты; упражнения для позвоночника: наклоны торса (Flat back), твист торса (Arch, Roll down, Roll up), волны (Body roll); уровни: верхний (полупальцы), средний (на всей стопе), нижний (на согнутых коленях); сontraction, release (контракция и релиз); танцевальные ритмы со смещением (канон, синкопа). 4.1. Тема: «Джазовый танец: комбинации, вариации».
4.2. Тема: «Контактная импровизация». Принципы работы с партнером, ощущение себя и партнера в движении. Содержание дисциплины (заочная форма обучения). 1 курс, 1 семестр. Раздел 1. Историко-бытовой танец Тема: «Введение в предмет. Историко - бытовой танец». Позиции рук и ног для исторических танцев. Танцевальный шаг (бытовой шаг, скользящий шаг, подъемный шаг, подбивающий шаг, шаги на полупальцах). Поклон и реверанс. 1.2. Тема: «Танцы 17 века. Танцы 19 века». Характеристика эпохи, стилевые особенности. 1 курс, 2 семестр. Раздел 2. Народный танец. Тема: «Русский танец». Основные движения русских народных танцев, положения рук и ног; основные ходы (простой шаг с носка, переменный ход, ход с каблука); основные элементы русского народного танца («елочка», «гармошка», «веревочка», «ковырялочка», «моталочка», припадание, «хлопушки» для юношей); 2.1. Тема: «Народно-сценический танец». Основные движения белорусских народных танцев; основные шаги польки; цыганский танец, основные движения цыганских танцев (дробный ход, движения плеч, чечетка); испанский танец, основные движения испанских танцев (основные шаги, выстукивающие движения, скользящие шаги). 2 курс, 1 семестр. Раздел 3: Бальный танец. 3.1. Тема: «Программа спортивных бальных танцев». Европейская программа (Медленный вальс, Танго, Медленный фокстрот, Квикстеп, Венский вальс); Латиноамериканская программа (Ча-ча-ча, Самба, Румба, Пасодобль, Джайв). 2 курс, 2семестр. Раздел 2: Современный танец Тема: «Основные понятия и положения, изоляция». Позиции рук (нейтральная или подготовительное положение), пресс-позиция, позиции ног (ин-позиция, аут-позиция); принципы управления движениями: «напряжение» и «расслабление»; проработка основных центров тела: голова и шея, плечевой пояс, грудная клетка, бедра, колени и стопы; изоляция: крест-квадрат-круг, наклоны и повороты; упражнения для позвоночника: наклоны торса (Flat back), твист торса (Arch, Roll down, Roll up), волны (Body roll); уровни: верхний (полупальцы), средний (на всей стопе), нижний (на согнутых коленях); сontraction, release (контракция и релиз); танцевальные ритмы со смещением (канон, синкопа). Практические задания для самостоятельной работы студентов.
Задания для текущего итогового контроля Контрольный урок (1 семестр): Практическое задание
Контрольный урок (2 семестр): Практическое задание
Контрольный урок (3 семестр): Практическое задание 1. Показ разученных комбинаций танца. 2. Показ перемещений по диагонали (вращения). 3. Показ комбинаций с туром. Зачет (4 семестр): Практическое задание 1. Показ разученного танца. 2. Показ комбинации придуманной самостоятельно. 3. Актерская игра в танце (танец contemporary). 4. Импровизация. Критерии оценки: «2 балла» - задание выполнено оценка «отлично» «1 балл» - задание выполнено не полностью оценка «хорошо» «0 баллов» - задание не выполнено оценка «неудовлетворительно» Библиографический список: 1. Гусев, Г. П. Методика преподавания народного танца : учебное пособие для вузов / Г.П. Гусев. – Москва : ВДАДОС, 2004. 2. Васильева-Рождественская, Маргарита Васильевна Историко-бытовой танец : учебное пособие для вузов/ М.В. Васильева-Рождественская. – Москва : ГИТИС, 2005. 4. Никитин, Вадим Юрьевич Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика. : учебник/ В.Ю. Никитин. – Москва : Один из лучших, 2006. 5. Полятков, С. Сергеевич Основы современного танца/ С.С. Полятков. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. 6. Панферов, Виктор Иванович Основы композиции танца: экспериментальный учебник/ В.И. Панферов. – Челябинск : Копейский рабочий, 2003. 7. Сидоров В. Современный танец. – М. : Первина, 1992. 8. Шереметьевская Н. Танец на эстраде. – М. : Искусство, 1985. 9. Добровольская К.А. Айседора Дункан и театральная культура эпохи модерна. – Л., ЛГИТМиК : 1992. 10. Воронина И. Историка-бытовой танец. — М. : 1980. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Словарь специальных терминов ПОЗА - определенное положение корпуса, ног, рук и головы. Позы разделяются на большие и малые в зависимости от того, поднята отведённая нога или находится на полу. Имеются варианты поз, которые образуются от изменения позиций рук и положений головы. ПОЗИЦИИ - основные положения стоп на полу и рук. ПОЛУПАЛЬЦЫ - положение одной или двух ступней на полу, при котором пятки подняты, и тяжесть корпуса находится на передней части ступни. Полупальцы могут быть низкими, средними и высокими. ОПОРНАЯ НОГА - нога, на которую перенесён центр тяжести корпуса танцовщика, независимо от ее движения. РАБОТАЮЩАЯ НОГА - нога, освобождённая от тяжести тела и выполняющая движение на полу или в воздухе, в то время, когда тяжесть корпуса исполнителя приходится на опорную ногу. ATTITUDE [аттитюд] - положение ноги, оторванной от пола и немного согнутой в колене. BATTEMENT TENDU [батман тандю] - движение ноги, которая скользящим движением отводится на носок вперед, назад или в сторону. В модерн-джаз танце исполняется так же по параллельным позициям. BATTEMENT TENDU JETE [батман тандю жете] - отличается от battement tendu активным выбрасыванием ноги в воздух на высоту. BODY ROLL [боди ролл] - группа наклонов торса, связанная с поочередным перемещением центра корпуса в боковой или фронтальной плоскости (синоним "волна"). BOUNCE [баунс] - трамплинное покачивание вверх-вниз, в основном происходит либо за счет сгибания и разгибания коленей, либо пульсирующими наклонами торса. BRUCH [браш] - скольжение или мазок всей стопой по полу перед открытием ноги в воздух или при закрытии в позицию. CONTRACTION [контракпш] - сжатие, уменьшение объема корпуса и округление позвоночника, начинается в центре таза, постепенно захватывая весь позвоночник, исполняется на выдохе. CURVE [кёрф] - изгиб верхней части позвоночника (до "солнечного сплетения") вперед или в сторону. DEEP BODY BEND [диип боди бэнд] - наклон торсом вперед ниже 90°, сохраняя прямую линию торса и рук. DEEP CONTRACTION [диип контракшн] - сильное сжатие в центр тела, в котором участвуют все сочленения, т.е. в это движение включаются руки, ноги и голова. DE GAGE [дегаже] - перенос тяжести корпуса с одной ноги на другую по второй позиции (вправо, влево) и по четвертой позиции ног (вперед, назад), может исполняться как с demi-plie, так и на вытянутых ногах. DEMI-РЫЁ [деми-плие] - полуприседание, при котором пятки не отрываются от пола. DROP [дроп] - падение расслабленного торса вперед или в сторону. FLAT BACK [флэт бэк] - наклон торса вперед, в сторону (на 90°), назад с прямой спиной, без изгиба торса. FLAT STEP [флэт стэп] - шаг, при котором вся стопа одновременно ставится на пол. FLEX [флекс] - сокращенная стопа, кисть или колени. FLIK [флик] - мазок стопой по полу к опорной ноге. GRAND BATTEMENT [гран батман] - бросок ноги на 90° и выше вперед, назад или в сторону. GRAND JETE [гран жете] - прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону. Ноги раскрываются максимально и принимают в воздухе положение "шпагат". GRAND PLIE [гран плие] - полное приседание. HIGH RELEASE [хай релиз] - высокое расширение, движение, состоящее из подъема грудной клетки с небольшим перегибом назад. HINGE [хинч] - положение танцора, при котором прямой, без изгибов торс отклоняется назад на максимальное расстояние, колени согнуты, стопы на полупальцах, HIP LIFT [хип лифт] - подъем бедра вверх. НОР [хоп] - шаг-подскок, "рабочая" нога обычно в положении "у колена". JACK KNIFE [джэк найф] - положение корпуса, при котором торс наклоняется вперед, спина прямая, опора на руки, колени вытянуты, ноги во второй параллельной позиции, пятки не отрываются от пола. JAZZ HAND [джаз хэнд] - положение кисти, при котором пальцы напряжены и разведены в стороны. JELLY ROLL [джелли ролл] - движение пелвисом, состоящее из мелкого сокращения мышц с одновременным небольшим поворотом пелвиса вправо-влево (синоним - шейк пелвиса.) JERK-POSITION [джерк-позишн] - позиция рук, при которой локти сгибаются и немного отводятся назад, за грудную клетку, предплечья располагаются параллельно полу. JUMP [джамп] - прыжок на двух ногах. KICK [кик] - бросок ноги вперед или в сторону на 45° или 90° через вынимание приемом developpe, LAY OUT [лэй аут] - положение, при котором нога, открытая на 90° в сторону или назад, и торс составляют одну прямую линию. LEAP [лиип] - прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед или в сторону. LOW BACK [лоу бэк] - округление позвоночника в пояснично-грудном отделе. PAS DE BOURREE [па де бурре] - танцевальный вспомогательный шаг, состоящий из чередования переступаний с одной ноги на другую с окончанием на demi-plle. POINT [пойнт] - вытянутое положение стопы. PRESS-POSITION [пресс-позишн] - позиция рук, при которой согнутые в локтях руки ладонями касаются бедер спереди или сбоку. RELEASE [релиз] - расширение объема тела, которое происходит на вдохе. ROLL DOWN [ролл даун] - спиральный наклон вниз-вперед, начиная от головы. ROLL UP [ролл an] - обратное движение, связанное с постепенным раскручиванием и выпрямлением торса в исходную позицию. SHIMMI [шимми] - спиральное, закручивающееся движение пелвисом вправо и влево, SIDE STRETCH [сайд стрэтч] - боковое растяжение торса, наклон торса вправо или влево. SQUARE [сквэа] - четыре шага по квадрату: вперед-в сторону-назад-в сторону. STEP BALL CHANGE [стэп болл чендж] - связующий шаг, состоящий из шага в сторону или вперед и двух переступаний на полупальцах . SUNDARI [зундари] - движение головы, заключающееся в смещении шейных позвонков вправо-влево и вперед-назад. СВИНГ - раскачивание любой частью тела (рукой, ногой, головой, торсом) в особом джазовом ритме. THRUST [фраст] - резкий рывок грудной клеткой или пелвисом вперед, в сторону или назад. TILT [тилт] - угол, поза, при которой торс отклоняется в сторону или вперед от вертикального положения, "рабочая" нога может быть открыта в противоположном направлении на 90° и выше. TOUCH - приставной шаг или шаг на полупальцы без переноса тяжести корпуса. TOUR CHANES [тур шене] - исполняемые на двух ногах по диагонали или по кругу на высоких полупальцах следующие один за другим полуповороты, в модерн-джаз танце могут исполняться на полной стопе и в demi-plie. |
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Пластическое... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс Дисциплина: Танец и методика его преподавания:... Постельняк А. И. преподаватель кафедры спортивного и эстрадного танцев, заслуженный мастер спорта Российской Федерации по танцевальному... | ||
Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психодиагностика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... |