Скачать 323.33 Kb.
|
ЖестокостьЯков Кротов 31.08.06 Яков Кротов: Наша сегодняшняя передача будет посвящена жестокости. У нас в гостьях игуменья Елизавета Крючкова, педагог Вера Павловна Давыдова и воспитанница школы, о которой сейчас мы будем говорить, Мария Витальевна Ульянова. Итак, жестокость. Христианин, конечно, отличается от неверующего человека, примерно как зрячий отличается от слепого (заранее прошу прощения у атеистов). В каком отношении? Не то, что христианин лучше или информированнее, но, если уж человек говорит, что он соприкоснулся с духом, точнее, что дух его коснулся, значит, человек в каком-то очень четком смысле видит духовное и видит то, что невидимо для других – Бога. И не всегда это хороший дар, скажем прямо. Потому что человек видит как Бога, так и то, что против Бога начинает видеть. И когда мы видим в Москве, что идет мама по улице с ребенком и кричит ему, а ребенку 4 года, «козел, чего ты отстаешь», и так - раз за руку, как будто бы она у него хочет выведать какую-то военную тайну, с материальной точки зрения, это просто мать, которая плохо воспитана и плохо воспитывает. А с христианской точки зрения здесь какая-то космическая совершенно трагедия, потому что это прорыв в мир колоссальной жестокости. И не надо думать, что христиане гордятся этим своим духовным видением. Куда мы будем гордиться? Ведь эта жестокость проникает и в христианскую саму жизнь. Со стороны, может быть, неверующие люди глядят сегодня на Церковь, особенно в России. Что видят? Поверхность. Все позолочено, лакировано, все благолепно. Христианин же глядит на Церковь, в которой он находится, и видит часто ту же самую жестокость. Жестокость, которая проявляется не в материальных поступках, но жестокость, которая проявляется в отношениях между людьми, а это значительно более страшно. И вот у нас сегодня в гостях игуменья Елизавета Крючкова , которая на протяжении многих, я бы сказал, лет, с начала 90-х годов возглавляла Марфо-Мариинскую обитель в Москве. Кажется, с 1994-го Вы были во главе? Елизавета Крючкова: Нет, немножко раньше, все это началось уже с 1989 года. Яков Кротов: С 89-го. Я просто помню, что в начале 90-х были какие-то пресс-конференции, совершенно черносотенные, по Марфо-Мариинской обители… Елизавета Крючкова: Чего только не было в нашей жизни. Яков Кротов: Видите. И вот так как обитель одна, знаменитая, основанная святой княгиней Елизаветой, основанной накануне Первой мировой войны вдовой великого князя Сергея Александровича, не для монашек, это совершенно особая организация, Марфо-Мариинская обитель предполагала, что это своеобразное монашество в миру. К сожалению, с началом войны обитель подверглась, в сущности, разорению, потому что великая княгиня была немкой или ее считали немкой, врагом русского народа, отнеслись к ней не по-христиански. И вот прошло, считаем, 70 с большим лет и Вы встаете во главе этой обители. Насколько я понимаю, помещения целиком все не были возвращены и Вы там организуете, в том числе и детский приют, а рядом происходит какая-то своя самостоятельная жизнь. Вы внутри Церкви, это церковное заведение, и в то же время, насколько я понимаю, отношение к Вам было далеко непростое. И кончилось, если это кончилось, к сожалению, тем, что Вы были сняты в течение последнего года с заведования приютом. Как и наши другие сегодняшние гости, в этом смысле пострадали. Я думаю, не совру, если скажу, что пострадали от какой-то жестокости человеческой. Тогда просьба, пару слов о том. Вы когда становились во главе приюта, обители, как Вы оценивала положение церковных дел? Предполагали ли Вы, что столкнетесь с жестокостью в отношении церковного начальства к себе? И вообще, считаете ли Вы это жестокостью и, на Ваш взгляд, ваш приют детский, Ваш метод воспитания отличался чем-либо от других современных православных русских приютов? Елизавета Крючкова Елизавета Крючкова : Как Вам сказать, этот вопрос очень сложный и однозначно на него не ответишь. Дело в том, что время-то ведь течет быстро и ситуация меняется. То, что было в начале, не похоже на то, что стало сейчас. В начале некогда было думать, потому что государство давало крен огромный и те люди, которые находились на палубе, как мне так образно виделось наше государство, и те, кто не мог постоять за себя, не защищен, они буквально сыпались в бездну, пришла-то я туда именно за тем, чтобы как-то помочь людям, вот мы все вместе, наше сестричество. И первые несколько лет мы только и успевали, как одевать, обувать, кормить, помогать подняться с колен, вот это было первое. Дальше пошли дети. Дети истощенные, измученные, без родителей. В общем, как-то все смешалось. Настолько страшно в государстве, что не думалось о том, что в Церкви, какие отношения, вот главное надо было протянуть руку помощи страждущему. И детки наши, они так были как бы измучены, ранены этой жизнью, этими перестройками… Конечно, все шло к лучшему, я не хочу даже и говорить о том, что все не так. Все по воле Божьей происходило. Но самое главное, чтобы спасти этих детей, в первую очередь обогреть, полюбить, показать им, что есть у них отец – Отец Небесный, Матерь Божья и мы здесь, на земле, кто даст им возможность жить, проявить себя и прожить эту жизнь так, как должно им прожить, потому что они создания Господни, создания Божьи. Ну, а уж что потом пошло, мне трудно судить, потому что я человек заинтересованный. Но ведь мы же были патриаршим подворьем, это было решение святейшего патриарха. Значит, видимо, что-то было не так с их точки зрения, если надо меня было, так сказать, отодвинуть и поставить других людей. Посмотрим, как дальше пойдет дело, я ведь не нахожусь в обиде, мне даже трудно об этом говорить, поверьте, отец Яков. Вопрос такой, очень деликатный, мне бы не хотелось углубляться в него. Яков Кротов : Не хотелось бы углубляться, это я понимаю. Но тогда я продолжу свой допрос. Потому что… Да, Вы не в обиде, но Вас обидели. И проблема, мне кажется, именно в том, что до сих пор нет мотивации, почему Вас сняли. Было какое-то мотивированное постановление? Елизавета Крючкова : Был указ святейшего, в котором говорилось о том, чтобы в целях наибольшего приближения деятельности обители к первоисточнику, то есть к той обители, которая была создана Елизаветой Федоровной, надо, чтобы я вышла из сестричества и все… понять, дать возможность, может быть, более такого близкого духовного руководства. То есть сейчас там Новоспасский монастырь, так сказать, руководит, я знаю, владыка Алексей и его духовное чадо там поставлено на эту должность, как исполняющий обязанности. Мне сейчас трудно говорить, я же не там, я не знаю, что там происходит. Я только собираю детей, которые оказались на улице, особенно подростков, которые как-то вычислили и нашли меня. И теперь мы все вместе, девочки-подростки, которые могли бы, в общем-то, сломаться, их жизнь в минуту могла быть, они еще молоды, 17-18 лет, это еще не возраст, чтобы идти, вот встал и пошел самостоятельно, понимаете, в такой сложной жизни, как наша сейчас. Тоже сориентироваться не так просто. Поэтому конечно я их прижала к сердцу всех и они со мной, и я стараюсь, чтобы они поступили в учебные заведения, чтобы они уже дальше продолжили свою жизнь так, как мы затевали это с самого начала. Яков Кротов : Спасибо. Вера Павловна, к вопросу о жестокости. Все-таки, я так понимаю, что это же не объяснение закрытия приюта, когда начинают, чтобы лучше вернуться к началу и к духу начала 20-го столетия. Потому что в начале 20-го столетия совершенно ни один монастырь не руководил Марфо-Мариинской обителью, тем более, мужской. Это в высшей степени как-то парадоксально. Но я знаю, по крайней мере, об одном случае, когда претензии к Марфо-Мариинской обители, ее приюту детскому были озвучены, что они отступают от православных традиций – одежда. Потому что в России сейчас много православных приютов и очень приятно на них глядеть, все в черных длинных юбках, все в черных кофтах, все в платочках сереньких, любо, дорого. А вот в Марфо-Мариинской было безобразие. Или как бы Вы это назвали? Вера Давыдова Вера Давыдова : Конечно, никакого безобразия в Марфо-Мариинской обители не было, и матушка Елизавета более широко смотрела на эту проблему. Ведь дело в том, что все дети приюта учились в обычной общеобразовательной школе, это, во-первых. Во-вторых, эти дети выходили в мир, они выезжали на концерты, они ездили в Англию неоднократно, они были на Святой земле и они - и православные, и светские в то же время. Они присутствовали на всех службах, например, в субботу и воскресенье, в пасхальной службе дети тоже участвовали. Они прекрасно знали молитвы, это было обязательно, утренняя и вечерняя. По существу в Марфо-Мариинской обители, что меня особенно удивляет, как раз сейчас, к этому времени, она-то и была приближена к своему первоначальному идеалу. Во-первых, это не просто была обитель, это была семья. В этой семье жила матушка, это мама, все воспитанницы её так и воспринимают, у них есть отец – это Бог, и в семье происходила жизнь. Тот изначальный идеал, который планировался Елизаветой Федоровной, как раз в 2006 году мы достигли этого идеала. И поэтому мне кажется безмерно жестокой, несправедливой и просто не поддающейся какой-то критике ситуация, когда человека, который все это создал, человека, который дал детям новую жизнь, и трудным детям дал, детям, которые перенесли трагедию в своей жизни, и вдруг этот человек уходит, и вот тут-то жестокость, она просто прет, простите, оттуда. Я бы со своей точки зрения оценила ситуация там, то, что там сейчас происходит, это как Вторая мировая война для России, вот такие потери на самом деле. Потому что дети уже перенесли какие-то жестокости со стороны мира и повторно это делают уже с разрешения вышестоящих церковных властей. И поэтому, мне кажется, что в обители вот эта жестокость на сегодня просто махровым цветом развивается. И очень страшно, что это показная духовность так называемая. Скажите, разве можно назвать такой факт, что детей, например, двух девочек, которые заканчивают 11-й класс, лишают питания в обители? Как это вообще? Что предполагается, что они пойдут, у метро будут просить, чтобы поесть что-то? Причем, кто это делает? Это делает человек, его начальница, некто Молибога. Кто сам этот человек? Никакого образования, ни одного дня трудового стажа. Как ты можешь так к детям относиться? И много-много таких примеров. Яков Кротов: Спасибо. У нас есть звонок из Петербурга. Александр, добрый день, прошу Вас. Слушатель: Добрый день. Вы не подскажите, в раю работать надо будет или не надо? Я представлюсь. Я член лиги сторонников возможности любому гражданину отделиться от России территорией. Яков Кротов: Спасибо, Александр. И что Вы предлагаете нашим сегодняшним гостьям? Отделяться от России? Вера Давыдова: Он спрашивает, нужно ли будет в раю работать. Яков Кротов: Нет, я так понимаю, что человек вышел в эфир, чтобы сказать, что он уже отделился и, видимо, отделившись, исчез. Мария Витальевна, Вы сколько лет были в приюте? Мария Ульянова Мария Ульянова: 9 лет. Яков Кротов: Сколько Вам было лет, когда Вы туда попали? Мария Ульянова: 11-12. Яков Кротов: 12. Вы считаете, что носить одинаковую форму одежды – это жестоко по отношению к ребенку? Мария Ульянова: Смотря, с какой точки зрения смотреть. Яков Кротов: Нет, Вы со своей мне, пожалуйста, скажите. Мария Ульянова: Со своей личной я скажу, что жестоко. Яков Кротов: Наказывать ограничением в еде жестоко? Мария Ульянова: Да, безусловно. Яков Кротов: Кричать на ребенка жестоко? Мария Ульянова: Это просто не поддается обсуждению, Жестокость с большой буквы. Яков Кротов: Жестокость с большой буквы. Хорошо. Вы тоже считаете, что то, что произошло с обителью, - это жестокость со стороны руководства? Мария Ульянова: Да. Яков Кротов: Отсутствие информации о происшедшем Вас беспокоит? Мария Ульянова: Безусловно. Яков Кротов: Тогда скажите мне… Тут надо было бы матушку Елизавету и Веру Павловну выгнать, как это было в старину на флоте, когда приезжает инспектор, адмирал, то он выгоняет офицеров и матросы жалуются в их отсутствие. Ну, выгонять не будем. Маша, тогда скажите мне, на Ваш взгляд, какие-то случаи жестокости в жизни приюта при матушке Вы могли бы привести? Мария Ульянова: Я не могу этого припомнить, потому что мы жили одной большой семьей, в которой есть любящая мать, в которой есть любящие сестры и никаких форм жестокости не было никогда. Все решалось любовью. Яков Кротов: Вы сейчас сохраняете связь с теми, кто пока живет в приюте? Мария Ульянова: Да, я общаюсь с девочками. Яков Кротов: И они что говорят сейчас? Мария Ульянова: Они рассказывают на самом деле страшные вещи, от которых просто хочется плакать. Яков Кротов: Например? Мария Ульянова: Например, бесконечные какие-то издевательства. Яков Кротов: Что Вы вкладываете в понятие «издевательство»? Мария Ульянова: Моральное унижение ребенка. Яков Кротов: Это понятно, что невидимая, вот это та самая духовная жестокость. Но, Вы знаете, я боюсь, что многие наши слушатели, если не большинство, уже далеко не дети, а скорее те, кто на детей смотрит, как начальник на подчиненных и вполне готовы причинить им моральное унижение, вот эта невидимая жестокость. Все-таки, что Вы считаете жестокостью? Мария Ульянова: Я считаю жестоким сказать 11-летней девочке, чтобы она собирала свои вещи и уходила, когда ей некуда пойти. Причем сказать это без объяснения ее вины, в чем она виновата. Яков Кротов : Спасибо… Жестокость, как отсутствие объяснения. А все-таки, матушка, здесь в том, что говорила Вера Павловна, проскочило упоминание о том, что обязательное знание молитв. Сейчас к 1 сентября большой подарок – еще четыре российских области ввели обязательное преподавание Закона Божьего под названием «Основы православной культуры». У нас есть звонок из Москвы. Сестра Лидия, добрый день, прошу Вас. |
Никита Яковлевич Бичурин выходец из бедных слоев сель- ского духовенства,... Следуя традиции церкви, служителями культа стали и его сыновья — Яков и Иван Даниловы. Отец нашего знаменитого земляка — Яков Данилов... | Урок для будущих судей Северного и Южного Бутова, избравших профессию юриста, была организована увлекательная, интересная и познавательная практика. Провел... | ||
Самообследование Приказа №49 по отделу культуры от 21. 08. 1970г согласно народно-хозяйственного плана утвержденного Областным управлением культуры,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Елка наряжается» Яков Аким, «Встали девочки в кружок», «Снег, снег кружится» Агния Барто, «Выбрал папа елочку» Андрей Усачев | ||
Яков Шехтер Каббала и бесы предисловие Главное таинство каббалы – то, что происходит между мужчиной и женщиной – впервые по-русски и без прикрас. Книга снабжена трехуровневым... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Весело мне! : [для чтения взрослыми детям] / Яков Аким; [текст читают: А. Жданович, Т. Бовкалова; идея: С. Булацкий; худож. А. Трифанова].... | ||
Жестокость в компьютерных играх и женщины-игроки: как сказывается... Мэтью Истин (Matthew S. Eastin, School Of Communication, Ohio State University, oh 43210) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подвести их к мысли, что жестокость равно разрушительна и для тех, на кого она направлена, и для тех, кто ее совершает | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Саммари: Англия, начало прошлого века. Судьба сводит всем известных героев в школе св. Брута – заведении для трудных подростков.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фз об информационной безопасности детей, который призван защитить подрастающее поколение от медиа-продукции, пропагандирующей наркотические... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Человечество не является единым видом. Оно состоит из четырех видов, у которых различная морфология коры головного мозга. Два вида... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наши дети мало читают, а больше смотрят такие фильмы, где царят жестокость, насилие, ужасы. Поэтому очень важно в школе постоянно... | ||
Нравственное воспитание младших школьников средствами исследовательских проектов Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас,... | Мало-вяземская средняя общеобразовательная школа «утверждаю» «согласовано»... Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Почему 60 людей одновременно убеждены в том, что животное имеет право на жизнь, и в том, что человек имеет право это животное съесть?... | Конспект урока тема: "Железо и его соединения" Аксёнова Ирина Евгеньевна... В юго-Восточной Азии из него до сих пор делают амулеты, отгоняющие злых духов и врагов. Но у некоторых народов оно символизирует... |