Международного Фестиваля «Дни pr в Моске-2011»





НазваниеМеждународного Фестиваля «Дни pr в Моске-2011»
страница1/3
Дата публикации13.07.2014
Размер273 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3
Стенограмма круглого стола «Кризис государственной пропаганды в России»,

который состоялся в рамках XV Международного Фестиваля «Дни PR в Моске-2011» 15 декабря 2011 года в МГИМО (Университет) МИД РФ
Модератор – Олег Солодухин, Вице-президент Компании Развития Общественных Связей (КРОС)
Спикеры:

Михаил Делягин, Директор Института проблем глобализации

Дмитрий Журавлев, Генеральный директор Института региональных проблем

Юрий Солодухин, Действительный советник 1-го класса
В дискуссии принимают участие:

Павел Андреев, РИА «Новости»

Александр Борисов, Первый президент РАСО, доктор исторических наук, профессор МГИМО (У) МИД РФ

Ольга Бударина, преподаватель, доцент кафедры связей с общественностью Московского института культуры и искусств

Григорий Куранов, рекламно-политическое агентство «Кучер», г. Пермь

Партнер круглого стола



Олег Солодухин: - Даже пропаганда, это был больше сервисный проект. Что нужно сделать, чтобы повысить популярность государственной службы? Мы проводили соответствующие исследования на эту тему, хотя я совершенно не понимал, зачем нужно повышать популярность государственной службы. То есть я понимал, что нужно демагнитизировать образ государственного служащего и изменить мотивацию людей, которые хотят идти на гос.службу, но популярность её не нужно было повышать, она и так была достаточно популярна. Когда мы проводили исследования, мы получили страшную цифру – на вопрос «можно ли доверять другим людям?» 82% опрошенных ответили «нельзя». У нас люди не то что бы не доверяют власти, они уже не доверяют друг другу. То есть совсем верить нельзя. Денег одолжить нельзя, ребёнка с ним оставить нельзя и так далее. То, что происходит, это уже превратилось в проблему душевного здоровья народа, по-другому я эту вещь определить не могу. И на этом фоне стоит проблема – не понятно, что надо делать государству. Государство делает одну простую вещь – как и во всех вопросах у нас, наша власть идёт по пути наименьшего сопротивления, совершенно четко. Оно перестало адресоваться к рациональной составляющей людей. Любая нормальная пропаганда сочетает в себе 2 фактора – эмоциональный и рациональный. Рациональный – это формирование убеждений, эмоциональный – это закрепление. У нас происходит другое. У нас даже те кампании, которые сейчас проводятся государством, выходят на уровень эмоций. То есть выиграли мы Сочи-2014, замечательно. Почему это «замечательно» никто не объясняет? Рационального объяснения, зачем нам нужны «Сочи-2014», нет. Выиграли универсиаду в Казани, то ли деньги разворовали, то ли их мало выделили. Про универсиаду нельзя сказать, что у неё была какая-то особенная кампания в отличие от «Сочи». Или в последнее время наблюдаю кампанию, что «у нас будет цифровое телевидение». Это действительно государственный проект, в который вкладывается значительно количество денег. При этом рациональная составляющая отсутствует – не известно, как это будет проходить, и сколько должен будет заплатить гражданин за это цифровое телевидение. Никаких объяснений. Просто нам говорят, что «цифра» это «кул», «классно». Идёт упор на эмоциональную составляющую и нет работы с рациональной. Один из вопросов, на который я не могу найти ответ, и который я хотел бы сегодня обсудить – почему нет рациональной составляющей. То ли государство нечего предложить населению, то ли нечего объяснять, хотя это постоянное наступление на грабли.

Вопрос даже не в том, плохой закон, или хороший. Вопрос в том, что схема реализации закона всё-таки не продумана, не подготовлена. И самое главное – я не говорю о том, что на уровне пропаганды, она даже на уровне директоров школы и так далее до конца не доведена, то есть люди не совсем понимают, что с ними будет. Плюс обнаружилось, что на этом фоне может произойти снижение зарплаты учителей, в том числе и в Москве. Директора своих учителей предупреждают, что они им будут понижать зарплату. Это будет мощнейший взрыв. И это при полном молчании государства, учитывая, что этот закон готовился, тем более на предвыборном фоне, на фоне президентских выборов, может выйти достаточно неприятная вещь. Хотя в принципе нормальная позиция любого государства должна заключатся в том, что народу нужно объяснить, что ты делаешь. Объяснить, зачем ты это делаешь, и объяснить, что хорошего от этого для народа будет.

При этом я приглашаю принять участие в дискуссии всех здесь присутствующих. Естественно, потому что большинство здесь все профессионалы, так или иначе, в этой области, и раз сюда пришли, наверное, для них интересно, то есть у нас есть, условно говоря, четыре спикера которые готовились, а дальше я с удовольствием перейду в режим свободной дискуссии.
Михаил Делягин: - Я хотел бы защитить наше государство от чудовищных нападок, которые здесь сейчас прозвучали. Я считаю, что наше государство сверхэффективный механизм, и его пропаганда с учетом возможного находится на вполне приемлемом уровне. Надо понимать, что у нас за государство. Наше государство существует ради обогащения значительной части чиновников. Образующие его чиновники искренне убеждены в массе своей, что государство - это инструмент их личного обогащения и ничего больше. Ну и как вы хотите, чтобы в этой ситуации представители государства объяснили народу, что они делают и зачем? Тут никаких лимонов не надо будет. Еще будет огромная часть людей, которая наварит неизвестно сколько, но тоже очень много, и все будут счастливы.

Реформа. Выходит Чубайс и говорит: «Дорогие друзья, мы тут решили, что энергоснабжение это ерунда. Тарифы мы повысим, приватизируем все центры прибыли, а за центр, убытки вы будете платить, после того как мы повысим тарифы, чтобы повысить центры прибыли». Это как? Нельзя говорить. Значит отсюда выходит, что у нас сознательной части пропаганды нет, потому что быть не может. Нельзя на черное говорить, что это белое. Можно, но короткое время и по локальному кругу вопросов.

У нас нет идеологии абсолютно правильной, потому что у нас идеология государства такова, что ее нельзя сказать вслух, а если ее нельзя сказать вслух, как вы будете внедрять убеждения в общественное сознание? Какие будут убеждения? Что воровать плохо? Это мы будем стравливать общество с государством, это неправильно. Наоборот, его нужно разлагать. По телевизору модно показывать курсы начинающего бандита и курсы начинающей проститутки, мало того, что это просто выгодно, это ещё и эффективный способ личного поручения и социальной организации. 80% россиян не верят друг другу. Это чудесный результат для государства, которое проводит такую политику, это означает, что народ является «хомячками». А управлять «хомячками» легко и приятно. Если они побегут в пропасть, они без вас убегут. Это отличный успех. То, что всё идёт на уровне эмоциональном, а не сознательном – правильно, не нужно развивать у народа логическое мышление, а то они думать начнут. Другое дело, что такой тип государственности имеет некоторые проблемы, потому что человек – это производное не от того, ЧТО он делает, а от того, КАК он делает. Поскольку воровство, несмотря на изощренность ряда схем, занятие, в принципе, простое, у нас происходит деградация интеллектуального потенциала государства. Критически значимая часть государства занимается простым делом. Посмотрите, как менялся уровень проработки государственных решений, любых за последние 15-20 лет. Посмотрите, как менялся язык государственных конкурентов – он становился всё более запутанным не только потому, что не надо, чтобы неподготовленный потребитель не понимал, что с ним делают. Он становился неподготовленным потому, что средний сотрудник госуправления «всё хуже владеет русского языка». Это, естественно, накладывало определённый отпечаток на всё. Как выразился один русский последователь Дэн Сяопина: «Какая разница, какого цвета кошка, если она не ловит мышей. Топить надо таких кошек». Если мы подходим к государству с точки зрения формальной логики, что вот оно должно делать что-то, кроме воровства, то можно только смеяться. Когда городской средний класс выходит на площадь, есть риск протеста со стороны городского среднего класса. Кого выпускают его зомбировать и отговаривать? Выпускают людей, которых он на дух не переваривает, по эстетическим причинам. Пускай товарищ Кургинян, пускай товарищ Шевченко, да, он говорит всё правильно, но он говорит с неправильной интонацией, с глушащей интонацией. Он говорит для людей, которые на площадь не пойдут. Мы живём в кругу друзей, на самом деле. Европарламент делает фантастический подарок Российскому государству – он требует проведения следующих парламентских выборов. Это фантастический подарок, это грубейшее вмешательство во внутренние дела. Если бы эти европейские «обаятельные люди» посмотрели собственные законы, они не дали бы оценку – они рекомендовали бы. Они начинают требовать – они нарушают формальное международное право. И обратите внимание, кто по этому поводу высказался у нас. У нас высказался Первый Зампред Совета Федерации и Общественная Палата. Молчат все. Есть чудесная поговорка католическая: «Когда Бог бросает тебе сливу, открой рот». Этим людям бросили сливу, и они убежали в панике. Это неописуемо. Конечно, есть и объективные причины помимо сути нашего замечательного государства – это общий управленческий кризис, который охватил весь мир, потому что иерархическая система управления не приспособлена к технологиям формирования сознания. Они начинают их использовать. Самый понятный образ – это обезьяна с гранатой. Понятно, с другой стороны, что у нас, когда один замечательный директор одного чудесного завода громко в полный голос объяснял на совещании, что «с новым откатом в 60% я даже сковородку не могу сделать, не то, что танк», когда ему объясняли, что он не может производить изделия должного качества. Понятно, что когда вы воруете, то у вашего персонала возникает чувство собственной правоты. Это такая трудноощутимая моральная вещь, мораль полностью выкорчевать не удаётся, к сожалению. Ну и наконец, поскольку общество атомизировано, с одной стороны, т.е. безопасно. С другой стороны, у нас сменилось 3 поколения руководителей, я имею ввиду не президента, я имею ввиду основные государственные кадры. Люди боялись того, что они делают, они боялись того, что вот сейчас будут какие-то социальные выступления, недовольства, протесты. На сегодняшний день это выглядит так – «мы можем делать всё, что хотим; это быдло будет думать, то, так и тогда, что, как и когда мы покажем им по телевизору, и поэтому мы можем творить всё, что угодно, мы находимся в полной безопасности». Зачем стараться, если мы находимся в полной безопасности? Особенность этого государства в том, что люди полностью ослабились. Люди уверовали в то, что бы они не сделали, какой бы ляп они не допустили, что бы не сотворили, это всем сойдёт с рук, потому что это сходит с рук всем уже 3 поколения подряд. Это психологически абсолютно понятная позиция. Другое дело, что она неправильная, но это уже лирика. Когда вы глупеете, у вас тоже логические способности довольно сильно сокращаются. Когда вы занимаетесь эмоциональным зомбированием общества, ваши логические способности сокращаются ещё сильней. Ну и наконец, особенностью нашей пропаганды является полное игнорирование реальности. Но это тоже объективно обусловлено всеми предшествующими обстоятельствами, потому что с одной стороны в принципе неинтересно, какая она устроит домик на Кипре себе, а с другой стороны, если что-то окажется глупым, то это сойдёт с рук, потому что всегда сходило. Исходя из этих граничных обстоятельств, наша пропаганда хорошая и высоко эффективная. Просто нужно сравнивать не с учебников, которые написаны с совершенно иных типов государств, а нужно сравнивать с тем, что у нас есть на самом деле.
Юрий Солодухин: - Я, наверное, единственный из присутствующих здесь, который был очевидцем и участником двух исторических типов пропаганды. Первый тип пропаганды – в советский период, я работал в этой сфере, ну и волей-неволей, время от времени сейчас я вращаюсь в сфере нынешней пропаганды. Тот первый опыт полностью неприменим к современным условиям, хотя некоторые уроки тот опыт всё же даёт. Я выделю только 2 компонента той пропаганды, которая могла бы быть эффективной. Первое – в основе пропаганды должна лежать внятно сформулированная идеология. Пропаганда, у которой нет идеологии, или она плохо сформулирована, обречена и никакие технологические ухищрения ей не помогут. И второй урок пропаганды не только советской, но и других стран мира – пропагандой занимаются профессионалы, и она должна быть хорошо выстроенной системой. Там должны быть свои мозговые центры, органы правления, планирования, и там должны быть специалисты по технологиям.

После выступления Михаила Геннадьевича говорить довольно трудно, но всё главное он уже сказал, и мои оценки нынешнего состояния пропаганды совпадают с его оценками. Я хочу подчеркнуть, что тема наша называется «Кризис государственной пропаганды», но поскольку система пропаганды ещё не выстроена, говорить о кризисе довольно трудно. Но всё же он есть и это, во-первых, кризис идейный, во-вторых, кризис нравственный и моральный, и в-третьих, это кризис эстетический.

Расскажу коротко об идейном кризисе. Я уже говорил – в основе пропаганды должна быть идеология. В течение 20 лет идеологии не было, и нет. Суть, реальную идеологию сформулировал в предыдущем выступлении очень четко – воровство. Но с этим выступать просто неприлично. Попытки воодушевить народ были, на мой взгляд, совершенно безуспешны, более того, бездарны. То есть, никакую удобоваримую идеологическую концепцию создать не удалось. Прошедшие думские выборы показали, на мой взгляд, что и другим участникам выборов предъявить, собственно, нечего было. То, с чем выступила правящая партия, это ниже всякой критики. Там был большой вариант программы, который был сводом народных желаний, порывов, настроений. Всё было общо, подчас наивно, подчас просто по-дурацки. Но и другие партии не предъявили, вот возьмём КПРФ. Я считаю, что она, вторая партия по числу набранных голосов, в идейном плане сейчас находится даже не в 20м веке, а в 19м веке. Их идеологический уровень ниже уровня Ленина, ниже даже уровня Сталина. В тот период, хуже или лучше, но пропаганда, идеология пропаганды, старались реагировать на реальность и учитывать. КПРФ сегодня не то что бы не реагирует, она вообще реальности не видит. Есть некий набор клише, стандартных фраз, стереотипов, и они кочуют из одной кампании в другую. Несколько лучше на этом фоне выглядит «Справедливая Россия», но это их первые шаги на политическом поприще, здесь нужен опыт, когда теоретические конструкции можно соотнести с реальностью. Пока они этот этап ещё не прошли. Второй момент – мне кажется, после митинга на Болотной площади, предстоящего следующего митинга, идти на президентские выборы с теми установками, которые обнаружил кандидат в президенты от правящей партии, просто невозможно. Они нуждаются в коренном пересмотре. Этому значительная часть населения уже просто не верит, следовательно, эти установки надо менять. Возможно, мы сейчас здесь сидим, может быть, какие-то новации прозвучат от кандидата в президенты сегодня по телевидению, посмотрим – узнаем. В победе Владимира Владимировича сомневаться не приходится в нынешних условиях, но не просто выиграть, а выиграть достойно в первом туре будет чертовски трудно. Правда многое будет зависеть от того, кто будет его оппонентами, но, в любом случае, проблема имеется. Полагаться в этой кампании только на харизму, здравый смысл и прагматизм, на мой взгляд, было бы опрометчиво. И второй момент. Выделяются 2 типа пропаганды – социологическую и политическую. Политическая пропаганда – это тексты, это то, что обращено к разуму, к интеллекту, я этой темы касаться не буду. Под социологической пропагандой имеется ввиду пропаганда, направленная на утверждение в сознании людей и их поведении каких-то образцов, образцов потребления, культуры, нравственности и т.д. Это то, чем занимаются, прежде всего, СМИ. Так вот если с точки зрения мы посмотрим на нашу социальную реальность, она тоже провальная, потому что образцы, которые навязываются обществу, они сводятся к трём типам – либо это паразитический образ (потребление), либо это пропаганда криминального образа жизни (он удачливый бизнесмен, и не важно, своровал ли он, и вообще не важно, каким образом он нажил своё богатство, главное, что он удачливый), и третий тип образцов – это то, что демонстрируют в наглядном виде (программа Малахова «Пусть говорят»).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Международного Фестиваля «Дни pr в Моске-2011» iconПоложение международного медийного фестиваля дикой природы "Мой снежный барс"
Миссия Фестиваля – через вовлечение жителей разных стран в исследовательскую и творческую деятельность способствовать налаживанию...
Международного Фестиваля «Дни pr в Моске-2011» iconПоложение международного медийного фестиваля дикой природы "Мой снежный барс"
Миссия Фестиваля – через вовлечение жителей разных стран в исследовательскую и творческую деятельность способствовать налаживанию...
Международного Фестиваля «Дни pr в Моске-2011» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Классная Драма» – это театральный проект для подростков (14-16 лет), который с 2011 года существует под эгидой международного фестиваля...
Международного Фестиваля «Дни pr в Моске-2011» iconПрограмма всероссийского фестиваля «Шукшинские дни на Алтае»
Литературный перекресток «Шукшин и вся Россия» встреча с писателями – участниками Шукшинских дней на Алтае
Международного Фестиваля «Дни pr в Моске-2011» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пресс-конференция в преддверии Третьего международного фестиваля «День Европы» в Казани
Международного Фестиваля «Дни pr в Моске-2011» iconЛекция и духовная беседа настоятеля храма Иоанна Кронштадтского отца Кирилла «Слово пастыря»
Выставка работ участников Международного фестиваля карикатуры «Чистый взгляд-2010»
Международного Фестиваля «Дни pr в Моске-2011» iconАналитическая записка по итогам проведения жанра «Исследовательская...
«Исследовательская деятельность» фестиваля «Юные таланты Московии в 2010/2011 учебном году
Международного Фестиваля «Дни pr в Моске-2011» iconИнформационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №10 (861) от 17 марта 2014 г
Открытие XV международного Брянцевского фестиваля детских театральных коллективов (тюз им. А. А. Брянцева – Пионерская пл., 1). Подробности...
Международного Фестиваля «Дни pr в Моске-2011» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящее Положение о проведении районного фестиваля открытых уроков (далее – Фестиваль) устанавливает цели и задачи, определяет...
Международного Фестиваля «Дни pr в Моске-2011» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понятие, предмет, природа, методы, система международного частного права. Соотношение международного частного и международного публичного...
Международного Фестиваля «Дни pr в Моске-2011» iconАнкета просим включить в число участников II международного фестиваля...
Контактный телефон (с указанием кода города и страны), факс, почтовый адрес (с указанием индекса)
Международного Фестиваля «Дни pr в Моске-2011» iconПоложение о проведении VII международного Фестиваля детского изобразительного искусства
Варбанец Е. С., Курочкина Л. В. преподаватели методики развития детского изобразительного творчества гоу спо «Сокольский педагогический...
Международного Фестиваля «Дни pr в Моске-2011» iconИнформационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №12 (763), 9 апреля 2012 г
Открытие XIII международного «Брянцевского фестиваля» детских театральных коллективов. Спектакль «Синяя птица» по пьесе М. Метерлинка...
Международного Фестиваля «Дни pr в Моске-2011» iconО проведении всероссийского Фестиваля «Творческий урок»
Учредителем всероссийского Фестиваля «Творческий урок» является Томский государственный педагогический университет. Организатором...
Международного Фестиваля «Дни pr в Моске-2011» iconПрограмма II международного фестиваля детского и юношеского творчества
Организаторы: Продюсерский центр «Юные таланты 21 век» ( г. Москва), ООО «Артек-тур» (г. Москва), ООО «арт-квест» (Крым, г. Саки),...
Международного Фестиваля «Дни pr в Моске-2011» iconПоложени е международный фестиваль «Мой снежный барс»
Настоящее положение определяет порядок и проведение регионального этапа Международного фестиваля «Мой снежный барс»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск