Скачать 119.52 Kb.
|
Тема урока: Коллективизация – успех или трагедия крестьянина-труженика… Цель урока: показать процесс превращения крестьян - индивидуальных тружеников и собственников в класс социалистического общества. Задачи урока:
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы. Оснащение урока: Мультимедийный проектор, демонстрационный экран, презентация, историческая карта «СССР в 30 –е годы 20 века» Иллюстративное сопровождение: Колхозы. Раскулачивание. В колхоз. Худ. А. Пластов. Большой террор. Метод обучения: изучение нового материала с использованием ЦОР. Формы работы на уроке:
Основные понятия: коллективизация, репрессии, раскулачивание, обобществление, спецпереселенцы, кулаки, подкулачники. Основные знания: кризис хлебозаготовок 1927—1928 гг. и пути его преодоления; предпосылки «великого перелома»; цели и задачи индустриализации; предпосылки политики сплошной коллективизации; цели и задачи «нового курса» в деревне; политика раскулачивания; экономические, социальные и политические итоги и последствия «великого перелома». Основные события. 1927г. – острый хлебозаготовительный кризис. 1927г. – XV съезд компартии, курс на коллективизацию. 1929г. – статья Сталина «Год великогоперелома». Март 1930г. - статья Сталина «Головокружение от успеха». 1937г. – завершение сплошной коллективизации. Работа с историческими источниками: статья И. В. Сталина «Год великого перелома» (7 ноября 1929 г.); статья И. В. Сталина «Головокружение от успехов» (2 марта 1930 г.). План урока.
Ход урока:
Учитель сообщает тему урока, цели и задачи урока. 2. Изучение нового материала Урок начинается с мотивационной беседы. - До сих пор многие из нас пытаются ответить на вопросы: - Почему наше сельское хозяйство не в состоянии полноценно накормить страну? - Почему мы до сих пор закупаем за границей зерно, продукты питание? - Почему так плохо приживается фермерство? - Почему так неэффективно российское сельскохозяйственное производство? Ответы на многие вопросы следует искать в 1930-х гг. нашей истории, когда была проведена коллективизация. Вводное слово учителя. Еще 15- 20 лет назад понятие «коллективизация» было внесено во все учебники как одно из «звеньев ленинского плана строительства социализма». Именно так должны были понимать этот процесс миллионы советских людей. Лишь в последние десятилетия 20 века события, хранившиеся в исторической памяти народа, предстали перед нами во всей своей подлинности. Процесс превращения крестьян – из индивидуальных тружеников и собственников - в «класс социалистического общества», - процесс, который воспринимается сейчас как грандиозный социально-экономический эксперимент, граничащий с преступлением, - будет в центре нашего внимания. П.А. Столыпин говорил: “Когда мы пишем закон для всей страны, необходимо иметь в виду разумных и сильных, а не пьяных и слабых”. С опорой, на какие слои деревни проводилась коллективизация? Набравший силу во 2-й половине 20-х гг. “большой скачок” в индустриализации, повлек за собой крутой перелом политики в деревне – коллективизацию. Она стала 4-м крупным преобразованием в России после 1861 г. Вспомните, какие это преобразования? (1861 – отмена крепостного права; 1906 – аграрная реформа Столыпина; 1917 – декрет о земле; 1927 – коллективизация). Стадия «Вызов»Целостный образ коллективизации представлен в произведениях двух замечательных писателей в романах Шолохова «Поднятая целина» и Платонова «Котлован». - Вдумайтесь, почему так по-разному звучат названия? Обратите внимание на доску, в конце темы не стоит знак препинания. Каким он будет, давайте определимся в конце урока. С коллективизацией мы знакомились в 9 классе. С чем ассоциируется у вас упоминание этого термина? Составление кластера. КоллективизацияСтадия «Осмысление». Рассмотрим первый вопрос темы. Решение об индустриализации неизбежно повлекло за собой перелом политики в деревне. Что же представляла она в это время? В 1928 г. на селе проживало более 80% населения СССР, сельское хозяйство давало более половины всего произведённого продукта в экономике. Сельское хозяйство было мелкокрестьянским (около 25 млн. крестьянских хозяйств). Из-за грубой политики правительства крестьяне не были заинтересованы в продаже зерна и другой продукции государству. В результате в 1927-1928, 1928-1929 гг. возникли кризисы хлебозаготовок, во много раз снизился объём экспорта, в городах стали вводиться карточки. Большевистское руководство всегда рассматривало основу нации – крестьянство – как реакционный класс, делая исключение для бедноты. Основную часть деревни составляли середняки, даже по официальным подсчетам, кулацких хозяйств насчитывалось около 5%.
Две группы учащихся работают по этому вопросу. Результатом работы является следующая таблица:
- Какая точка зрения вам кажется более верной и почему? 1927 г. – XV съезд партии: начало коллективизации (запись в тетрадь). - Зная события предшествующие этому процессу, мы можем назвать причины коллективизации. Причины коллективизации (запись в тетрадь).
Зная причины коллективизации и мотивы руководства, сформулируйте определение коллективизации. Коллективизация – это процесс объединения мелких единоличных хозяйств в крупные кооперативные социалистические хозяйства (запись в тетради). Кооперативные хозяйства хоть и в малом количестве уже существовали в СССР, в трёх формах: коммуны, артели, ТОЗы. Схема «Колхозы» № (N 201578) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3735991e-b2d8-4786-a96a-02366ae2429c/[IS11RO_3-03]_[SH_06].swf В 1927 году коллективизация рассматривалась как длительный процесс (лишь к 1933 году в колхозы должны были объединиться 85% хозяйств). 1929 г. – выход статьи И.В. Сталина «Год великого перелома» 1929. ресурс № 112485 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b45a55cd-8734-470f-9b86-07d0f592e925/%5BIS9IR_3-28%5D_%5BTS_03%5D.html После этого намечаются совсем другие сроки.
Для оказания помощи в коммунистическом преобразовании деревни партия послала 25 тысяч промышленных рабочих. Началось принудительное обобществление домов, мелкого скота и даже домашней птицы. - Вот как описывают это в романах Шолохов и Платонов (чтения отрывков из произведений). Статья Сталина положила начало и еще одному процессу – раскулачиванию. Как определить кулака? В перечне, опубликованном в 1930 г., были такие критерии: наличие мельницы, крупорушки, сдача в наём оборудования и помещений, занятие торговлей, отказ вступать в колхоз и т.д. Под эти критерии попадало большинство крестьян. Форсированная коллективизация и массовое раскулачивание вызвало недовольство крестьян. В 1930 г. по стране прокатилась волна восстаний. 1930 г. – статья И.В. Сталина «Головокружение от успехов», в которой осуждались перегибы (отток их колхозов) № ресурса 112306 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/417413ab-13ae-426b-a84f-1673033cb29c/%5BIS9IR_3-28%5D_%5BTS_04%5D.html После этой статьи И.В. Сталин стал восприниматься большинством крестьян как народный заступник. Но шаг назад был сделан для того, чтобы тут же совершить десяток шагов вперед. В сентябре 1931 года коллективные крестьянские хозяйства объединяли уже 60% крестьянских дворов, в 1934 г. – 75%. Сталина праздновал победу. Коллективизация создавала необходимые условия для осуществления планов индустриализации и выполняла важную политико-идеологическую задачу, уничтожив последний островок рыночной экономики – частнособственническое крестьянское хозяйство. Государство ликвидировало зависимость от частных крестьянских хозяйств в деле хлебозаготовок.
- Давайте определимся со знаком препинания в конце нашей темы. Трагедией обернулись и высокие темпы коллективизации. Советское правительство сознательно сталкивало различные слои крестьянства. Представьте, у крестьянина Ивана нет никакого хозяйства: развалившаяся изба, пустой погреб, заросший огород, голодная семья. А у его соседа большой дом, крепкое подворье. Кто охотнее пойдет в колхоз? Обоснуйте свое мнение. - Каких крестьян относили к кулакам? - Какие методы применяли? - Когда, и при каких обстоятельствах, происходило раскулачивание? Давайте посмотрим, каковы были итоги коллективизации. Самым страшным коллективизации был голод 1932 – 1933 годов. Знакомство с документом 1. «Как только созрели первые колоски, матери голодающих детей по ночам выходили с ножницами в поле. Когда началась уборка урожая, колхозники, боясь остаться после сдачи государству сельхозпродукции без хлеба, несли зерно домой в карманах, за пазухой…» В ответ 7 августа 1932 года был издан закон «Об охране социалистической собственности», получившей в народе название «закон о трех колосках». За сбор колосков применялся расстрел или лишение свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией всего имущества. За 5 месяцев 32г. было осуждено 55 тысяч человек, из них приговорено к расстрелу 2,1 тысяч человек. От голода погибло около 3 млн. человек. «Несмотря на масштабы голода, за границу было вывезено 18 млн. центнеров. Чтобы крестьяне не разбегались из деревень, наиболее крупные села, районы блокировались войсками НКВД. Несмотря на голод партийно-государственная власть публично отрицала размах голода, организуя поездки иностранцам по «потемкинским деревням». Запад знал о масштабах, но предпочитал молчать». - Дайте моральную оценку данному документу. Проблемный вопрос. Работа над высказываниями крестьян, взятых из писем, отправленных из деревни сыновьям в красную армию 1933-1937 годы. - «Рабочим есть защита, а колхозников зажали…» - «Царь Николай был дурак, но зато хлеб был пятак, и то белый, и без очереди, сколько хочешь» - «Соввласть и Сталин действуют методами крепостного права. Как раньше крестьяне работали на барина, так и сейчас колхозник работает до упаду не известно на кого, а хлеб не получает» Почему крестьяне не были довольны организацией колхозов? Последствия коллективизации
Стадия рефлексии.
Домашнее задание. Написать эссе «Цена великого перелома»; «Голод и коллективизация: рукотворная трагедия»; «Коллективизация – успех или трагедия крестьянства?!»Литература 1. 2. Жарова Л.Н. “История Отечества ХХ века”, М., “Просвещение”, 1992. 3. Верт Н “История Советского государства 1900–1991 г.”, М., 1992. 4. Хрестоматия по истории СССР 1917–1945, под редакцией Э.М.Шагина, М., Просвещение”, 1992. |
«Коллективизация в ссср: достижения и трагедия» Ведерникова Наталья Ивановна, учитель истории и обществознания мбоу «Парбигская средняя общеобразовательная школа» | Урок24 Тема урока: Коллективизация в Добринском районе Добринского района; познакомить с понятием и годами коллективизации; выяснить, каким образом коллективизация осуществлялась на территории... | ||
«Принято» «Утверждаю» Цель недели – содействовать формированию у педагогов потребности использовать в своей работе принцип «Успех рождает успех» | Старомодная трагедия или сделать мужчину Квартира Аллы Васильевны. Стиль хозяйки – вкус и чувство меры. Это касается и ее нарядов и квартирного интерьера | ||
Урок формирования умений и навыков (закрепление знаний). Оборудование:... Оборудование: портрет А. С. Пушкина, трагедия «Моцарт и Сальери», иллюстрации к трагедии, музыка Моцарта «Реквием» | «Важно понимать, что учеба — не соревнование. Успех другого студента... «Технология автоматизированных производств» Алтгту, кандидат технических наук, доцент | ||
Пояснительная записка Успех крайне важен для положительного самоотношения ребенка Помогите своим ученикам выработать привычку фиксировать успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех и обрести адекватную... | Литература. 18 Индустриализация и коллективизация. Их политические, социально-экономические и демографические итоги и последствия. 7 | ||
Урок по литературе и английскому языку по теме «У. Шекспир. Писатель... «Уроки культуры речи» в 9 «Б» классе гбоу лицей №179 был проведен открытый бинарный урок по литературе и английскому языку по теме... | Литература 37 введение «Успех приходит к тем, кто может меняться... Учебно-методическое пособие предназначено для научных сотрудников, преподавателей вузов, разрабатывающих рейтинговые системы образования... | ||
«Развитие отношений между Люксембургом и Россией» Люксембурге не видят европейской архитектуры безопасности без участия России. Успех Евросоюза возможен лишь в том случае, если долгосрочным... | Очерк Краеугольные камни этнической культурологии 4 Белорус как реальность: константный самообраз и менталитет белоруса-крестьянина 97 | ||
Приложение №2. Инвариант. Научно-практическая конференция: «Вторая... Взгляды на истории войн: историческая закономерность или трагедия человеческой цивилизации (влияние: война и её последствия, поиск... | Тема : Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства в бсср Цели и задачи: Опираясь на исторические документы, рассмотреть процессы индустриализации и коллективизации | ||
Как нефть попадает в море? Этот вопрос нуждается в дальнейшем изучении. Пытаются также сжигать разлившуюся нефть или засыпать её известью, песком и другими... | Урок по предмету «Истоки» в 9 классе. Тема: «Слава и успех» Цели:... Этот урок – добрым или горьким. Неважно и то – был ли он в истории первым, вторым или третьим. Важно, чтобы он был всегда единственным... |