МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СБОРНИК
МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
УРОКОВ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
2013 год МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ – 2013 год
Сборник методических разработок уроков благотворительности. – Министерство образования Московской области, 2013.- 94 C.
В сборник вошли материалы методических разработок уроков благотворительности. Сборник предназначен для педагогов, специалистов по работе с детьми и молодежью.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
| 4
| Историческая справка.
| 4
| Регламент проведения областного марафона «Белый цветок».
| 8
|
Конспекты уроков благотворительности для детей 7 – 10 лет:
|
| Вариант 1. Игра-путешествие «Дорогой доброты».
| 10
| Вариант 2. Урок благотворительности «Волшебники добра».
| 20
| Вариант 3. Урок благотворительности «Цветы милосердия».
| 27
| Вариант 4. Урок благотворительности «Добрые слова».
| 31
| Вариант 5. Урок благотворительности «Кто добро творит, того бог благодарит».
| 34
| Конспекты уроков благотворительности для детей 11 – 14 лет:
|
| Вариант 1. Урок «Делай людям добро».
| 37
| Вариант 2. Деловая игра «Школа волонтерства».
| 40
| Вариант 3. Урок благотворительности «Твори добро на всей земле».
| 48
| Вариант 4. Урок благотворительности «По капельке добра, по капельке добра наполним счастьем озеро жизни своей».
| 53
| Вариант 5. Внеклассное мероприятие «Кто, если не мы?».
| 56
| Конспекты уроков благотворительности для детей 15 – 18 лет:
|
| Вариант 1. Урок-дискуссия «Мифы о благотворительности».
| 61
| Вариант 2. Урок-дебаты «Человек должен быть альтруистом».
| 66
| Вариант 3. Нестандартный урок «Доброта спасет мир».
| 68
| Вариант 4. Урок благотворительности.
| 71
| Вариант 5. Урок-викторина «Меценаты и благотворители».
| 81
| Высказывания великих людей о благотворительности.
| 83
| Вариант 6. «У благотворительности женское лицо».
| 84
|
|
| Заключение.
| 95
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ. Духовно-нравственный компонент является важнейшей составляющей Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Одной из личностных ценностей человека, является ценность добра. Она означает направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие, как проявление высшей человеческой способности - любви. Призыв «спешите делать добро» становится определённым жизненным правилом организации социальных отношений, которому противостоит тенденция насилия, разрушения, зла.
Во все времена школа решала социальные задачи воспитания. Работа каждого педагога должна опираться на разумное и нравственное развитие в каждом ребёнке определённых ценностей собственной жизнедеятельности, помогать обрести чувство ответственности за сохранение моральных принципов общества, в котором живут дети.
Целью «Уроков благотворительности» является воспитание у ребенка гуманных чувств, развитие способности к сопереживанию и к сочувствию вообще и в частности. Речь идет о развитии общей эмоциональности несовершеннолетних. Ведь эмоциональный человек более активно воспринимает происходящее вокруг, проявляет заинтересованность, у него появляется желание заботиться о других, бережнее относиться к людям, животным и природе. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. Детям свойственна бурная эмоциональная реакция на услышанное или увиденное. Именно их потребность постоянно контактировать с людьми должна быть использована и реализована учителями, классными руководителями для воспитания у ребят чуткости, внимания и сострадания.
Своевременно давая детям первоначальные представления об идеях благотворительности и меценатства, знакомя их с деятельностью известных благотворителей, мы пробуждаем в детях стремление самим оказывать посильную помощь, развиваем и воспитываем личность человека нравственного, культурного, деятельного созидателя и гражданина своей страны.
В данном сборнике обобщен опыт последнего времени. Представлены различные виды уроков, обобщен понятийный аппарат по тематике. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Благотворительность всегда была основой русского общества. Многие идеи организации благотворительных акций мы и черпаем из славного прошлого.
Традиции благотворительной деятельности в нашей стране были заложены еще в Киевской Руси, когда церкви и монастыри призревали обездоленных. А в 17 веке стали закладываться государственные основы социального обеспечения таких людей. Так, в соответствии с царским указом, за счет казны возводились дома призрения и богадельни для детей бедняков, выделялись средства и на пособия, пенсии, земельные наделы. В 1682 году был принят «Приговор» церковного Собора о призрении больных и нищих, в 1701 году Петр I подписал «Об определении в домовыя Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых», в 1712 - «Об учреждении во всех Губерниях гошпиталей». Благодаря этим документам системы социальной защиты детей, бедняков и престарелых, хоть медленно, но выстраивалась.
Важное значение для становления благотворительности в России имела… Лютеранская Церковь, в ведении которой находились первоклассные учебные заведения, больницы, дома престарелых, культурные и образовательные структуры. Впоследствии большую роль в развитие благотворительной деятельности сыграла Екатерина II, создавшая дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для питомцев Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для неимущих женщин. А в 1775 году впервые в Росси на государственном уровне губернские органы управления стали обязаны организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, для умалишенных, работные смирительные дома. Это был решительный шаг государства в благотворительной деятельности, и поначалу эти заведения финансировались за счет казны, только потом был принят закон об отчислении на содержание учреждений определенной части доходов из городского бюджета.
Частные лица, города, селения и общества также имели право открывать по собственной инициативе дома призрения, и вот в 1797 Павел I назначил свою супругу Марию Федоровну руководителем всех социальных учреждений. Начался новый этап в истории благотворительной деятельности.
Весь 19 век стал временем бурного развития благотворительности в России. Например, общество посещения бедных в Санкт-Петербурге, основанное в 1846 году по инициативе князя В.Ф. Одоевского, привлекало к помощи обездоленным как волонтеров, так и спонсоров. Во второй половине 19 века существенно расширилась практика меценатства и благотворительности. Благотворительные фонды объединяли вокруг себя все больше волонтеров и благотворителей: и по месту жительства, и по уровню образования, и по виду трудовой деятельности (Общество женского труда, Общество дешевых квартир и др.). Появились воскресные народные школы с бесплатным обучением и безвозмездным трудом учителей – их основатели были убеждены, что причины бедности народа кроятся в его невежестве. Так, благотворительная деятельность сводилась к просвещению.
Немаловажное для характеристики существовавшей благотворительной системы имеет значение того факта, что до 1912 года государственные пенсии в России начислялись исключительно военнослужащим и чиновникам. Однако страховой закон обязал выплачивать пенсии 2,5 млн. рабочим и служащим фабрично-заводской и горной промышленности.
Забота о бедняках, инвалидах и сиротах также имеет свою историю. В 1682 году были открыты две богадельни для инвалидов, к концу века их число перевалило за 10, а в 1718 году таких учреждений стало 90 (в том числе и Матросская Тишина на Яузе). Граф Шереметев основал Странноприимный дом с больницей для сирых и убогих (сегодня это Институт скорой помощи им. Склифосовского). При Александре I французский доктор Гаюи основал первый в России институт для слепых, а после Отечественной войны 1812 года появилась газета «Русский инвалид», создаваемая для ветеранов и выпускавшаяся вплоть до Октябрьской революции. Во время Крымской, Русско-Турецкой и Русско-Японской войн зарождались первые общины сестер милосердия. Великая княгиня Елена Павловна и знаменитый хирург Пирогов стояли у истоков этого движения, которое впоследствии присоединилось к Обществу Красного Креста.
К началу XX века общественная и частная благотворительность становится в России явлением повсеместным, не на словах, а на деле доказывая широту великой русской души. Эпоха знала много ярких купеческих характеров. Самоотверженных меценатов, благодаря которым появлялись новые больницы, театры, картинные галереи, и, рядом с ними, — жестко-прагматичных предпринимателей, ни в чем не жалевших ближнего своего. И все-таки класс коммерсантов России занимался благотворительностью, как правило, а не в виде исключения. В людях той поры христианский идеал боролся со многими мудрованиями и соблазнами, но все еще держался. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки, больницы, санатории - вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины, Пироговы и многие другие.
Идея проведения благотворительных акций, за участие в которых жертвователям дарят небольшие букетики цветов, принадлежит Европейской Лиге борьбы с чахоткой при Красном Кресте. В 1910 году по инициативе Императора Николая II такая Лига была создана и в России. 20 апреля 1911 года в Санкт-Петербурге состоялся первый «День Белого Цветка». 21-22 мая 1911 г. этот праздник милосердия прошел и в Екатеринбурге.
С самого начала «Дни Белого Цветка» проходили при поддержке и участии Царской Семьи. Императрица, Наследник и Великие Княжны заблаговременно готовили поделки и сувениры ручной работы, которые позже сами продавали на благотворительном базаре. Собранные средства расходовались на помощь больным туберкулезом. Милосердие и благотворительность были частью повседневной жизни Царской Семьи.
Сама императрица организовала четыре больших базара в пользу туберкулезных больных в 1911 — 1914 годах; они принесли массу денег. Она вместе с Великими княжнами загодя придумывала поделки, рисовала и вышивала для базара, а на самом празднике весь день стояла у киоска, окруженная огромной толпой народа. Александра Фёдоровна писала государю во время Первой мировой войны: «Выставка-базар действуют очень хорошо. Наши вещи раскупаются прежде, чем они появятся; каждой из нас удается ежедневно изготовить подушку и покрышку».
Быт Царской Семьи намеренно не был роскошным, поскольку родители боялись, что богатство и нега испортят характеры детей. Высший свет не понимал и не принимал таких взглядов. Но Императрица предпочитала светской жизни заботу о семье, она посвящала время воспитанию своих пятерых детей: лично обучала их манерам, языкам, рукоделию, беседовала с ними на духовные темы, сама составляла программы занятий и подбирала учителей. Члены Царской Семьи любили проводить время вместе. По вечерам они часто собирались в комнате Императрицы, иногда приглашая близких друзей и родственников: музицировали или беседовали, читали, занимались рукоделием. Порой Император, до полуночи работавший с государственными бумагами, присоединялся к ним и читал вслух. Любимым чтением были произведения русской литературы и Евангелие.
Милосердие и благотворительность были частью повседневной жизни Царской Семьи. «Кроме красоты в мире много печали», – учила дочерей Государыня, посылая их навещать неизлечимо больных туберкулезом. С начала Первой мировой войны ни себе, ни дочерям Императрица не сшила ни одного платья, «кроме форм сестер милосердия, да и те были заготовлены в таком скромном количестве, что Великие Княжны постоянно ходили в штопаных платьях и стоптанных башмаках, все личные деньги Их Величеств шли на благотворительность». Александра Федоровна организовывала медицинские пункты, в дворцовых помещениях размещались госпитали. В Царскосельском лазарете для тяжелораненых Императрица вместе со старшими дочерями служила сестрой милосердия. Анна Вырубова, фрейлина и близкая подруга Государыни, вспоминает: «С того самого времени буквально вся наша жизнь была посвящена тяжелому труду… Императрица не чуралась абсолютно никакой работы».
Быт Царской Семьи намеренно не был роскошным, поскольку родители боялись, что богатство и нега испортят характеры детей. Высший свет не понимал и не принимал таких взглядов. Но Императрица предпочитала светской жизни заботу о семье, она посвящала время воспитанию своих пятерых детей: лично обучала их манерам, языкам, рукоделию, беседовала с ними на духовные темы, сама составляла программы занятий и подбирала учителей. Члены Царской Семьи любили проводить время вместе. По вечерам они часто собирались в комнате Императрицы, иногда приглашая близких друзей и родственников: музицировали или беседовали, читали, занимались рукоделием. Порой Император, до полуночи работавший с государственными бумагами, присоединялся к ним и читал вслух.
В ночь на 17 июля 1918 года Император Николай Второй, его Семья и верные слуги были убиты в Екатеринбурге. Цесаревичу Алексею было 13 лет, Великой Княжне Ольге – 23 года, Великой Княжне Татьяне – 21 год, Великой Княжне Марии – 19 лет, Великой Княжне Анастасии – 17 лет.
В память об этих достойнейших людях сегодня возрождается царская традиция милосердия - «Дни Белого Цветка».
Соликамск, Москва, Белгород, Алексеевка, Воронеж, Кострома, Екатеринбург – вот неполная палитра городов, в которых уже на постоянной основе проводятся благотворительные праздники. Говоря о городах Московской области – это Черноголовка, Егорьевск, Зарайск.
РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ
ОБЛАСТНОГО БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО МАРАФОНА
«ДОБРОЕ ПОДМОСКОВЬЕ» в 2013 – 2014 учебном году
Период проведения
| Мероприятие
| Место проведения
| Категория
| Сентябрь – октябрь
2013 года
| Подготовка методических рекомендаций к проведению уроков благотворительности.
| Министерство образования Московской области
| Педагоги и классные руководители образовательных организаций
| Ноябрь – декабрь
2013 года
| Проведение уроков (классных часов) на тему благотворительности.
| Образовательные организации Московской области
| Обучающиеся
| Декабрь
2013 года
| Второй Московский областной благотворительный фестиваль «Твори добро». Практический семинар.
| Государственного бюджетного учреждения среднего профессионального образования «Московского областного колледжа искусств и технологий»
(г. Егорьевск)
| Педагоги и классные руководители образовательных организаций
| Февраль
2014 года
| Проведение благотворительных мероприятий в образовательных организациях.
| Образовательные организации Московской области
| Обучающиеся
и их родители (законные представители)
| Март
2014 года
| Организация работы по подготовке участия в областном благотворительном празднике «Белый Цветок».
| Образовательные организации Московской области
| Обучающиеся
| Апрель
2014 года
| Сбор заявок на участие в областном благотворительном празднике «Белый Цветок».
| Министерство образования Московской области
|
| 18 мая
2014 года
| Областной благотворительный праздник «Белый Цветок».
| Городской округ Коломна
| Обучающиеся
и их родители (законные представители)
| |