Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005/2006 учебного года





Скачать 108.58 Kb.
НазваниеФестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005/2006 учебного года
Дата публикации08.08.2014
Размер108.58 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005/2006 учебного года

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ангарский лицей №1»

учитель истории и обществознания

Алексеева Светлана Николаевна

идентификатор 308594

Приложение 1

Раздаточный материал к уроку

Домашнее задание проверяется с помощью карточки 1 прошлого урока:

Раздел III, урок 1, карточка 1
Николай I

Годы жизни 1796 – 1855 гг.

Годы царствования 1825 – 1855 гг.

Родители: Павел I и принцесса Вюнтербергская (Мария Федоровна)

Жена: принцесса Прусская Фредерика-Луиза-Шарлотта (Александра Федоровна)

Дети: Александр (1818 г.) – будущий император Александр II, Мария (1819 г.), Ольга (1822 г.), Александра (1825 г.), Константин (1827 г.), Николай (1831 г.), Михаил (1832 г.)

Высказывания современников и ученых о Николае I:

Никто, лучше как он, не был создан для роли самодержца. Его внушительная и величественная красота, величавая осанка, строгая правильность олимпийского профиля, властный взгляд, все дышало в нем всемогущим повелителем. Повсюду вокруг него в Европе под веянием новых идей зарождался новый мир, но этот мир индивидуальной свободы и свободной индивидуальности представлялся ему лишь преступной ересью, которую он призван был искоренить. Глубоко искренний в своих убеждениях, часто героический и великий в своей преданности тому делу, в котором он видел миссию, возложенную на него провидением, Николай I был Дон-Кихотом самодержавия…

Тютчева А.Ф.
Природа наделила его одним из лучших даров, какие она может дать тем, которых судьба поставила высоко: у него была самая благородная наружность. Обыкновенное выражение его лица имеет в себе нечто строгое и даже неприветливое. Его улыбка есть улыбка снисходительности, а не результат веселого настроения или увлечения. Привычка господствовать над этими чувствами сроднилась с его существом до того, что вы не заметите в нем никакой принужденности, ничего неуместного…В Николае есть что-то необычное: он говорит живо, просто, кстати; все, что он говорит, умно; ни одной пошлой шутки, ни одного забавного или непристойного слова. Ни в тоне его голоса, ни в составе его речи нет ничего, что обличало бы гордость или скрытность, но вы чувствуете, что сердце его закрыто, что преграда недоступна, и что безумно было бы надеяться проникнуть в глубь его мысли и обладать полным доверием.

Козловский П.Б.
Отличался сильной волей, непреклонностью.

Из анкеты журнала «Родина»
Политическим идеалом Николая I был Петр I. Он старался ему подражать во всем. Изображение Петра Великого всегда было с ним до его смерти. Казалось бы, такой выбор идеала означал прозападность императора. Однако это не так. В Петре I его привлекала решительность, сила и мощь государственной власти. Западный путь он отрицал. Николай I не только не хотел преобразовывать Россию по западному варианту, но и мечтал искоренить то, что уже было сделано до него. В одном из первых манифестов после 14 декабря 1825 г. Николай I поставил задачу: «Очистить Русь… от заразы, извне к нам нанесенной». Для упрочения государственной власти предлагалось насаждать «отечественное, природное, не чужеземное воспитание». Николай I, как и Петр I, верил во всесилие государства и считал, что государственный механизм может изменить мир.

Семенникова Л.И.
Николай I был красив, но красота его обдавала холодом. [Ничто так не обличает характер человека], как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное – глаза, без всякого милосердия, зимние глаза. Я не верю, что он когда-нибудь страстно любил какую-нибудь женщину, кроме своей жены; он «пребывал к ним благосклонен», не больше.

Герцен А.И.
Наши историки, идя вслед за Герценом, создали образ Николая I – жестокого и вредного деспота, каким он отчасти и был. Но еще до революции Готье отмечал, что «была… одна сфера, в которой суровый и надменный властитель смягчался и снимал со своей души мундир, в который она была затянута: это была его семья и среда детей-кадетов. Многочисленные свидетельства, в искренности которых нет никакого основания сомневаться, единогласно говорят об обворожительной простоте и доброте, которую проявлял император в кругу семьи». Николай, с детства страдавший робостью, скрывавшейся за внешней резкостью и грубостью, и всю жизнь старательно носивший маску военной жестокости, смягчался в кругу близких ему людей. Среди строгих этикетных церемоний... императорская чета ухитрялась сохранять теплую семейную атмосферу.

Черкасов П.П., Чернышевский Д.В.

Основные события внутренней жизни империи



1826, 1828 гг. – приняты цензурные уставы, которыми предусматривалось запрещение произведений, противоречащих положениям веры, монархии, нравственности. Одновременно за авторами запрещенных произведений устанавливался полицейский надзор. Кроме того, устав вводил множественность цензуры, т.е. правом цензуры стали обладать не только министерство народного просвещения, но и III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, Святейший Синод, медицинская академия и т.д.

1828 г. – Учебная реформа, согласно которой в средние и высшие учебные заведения принимались только дети дворян и чиновников

1833 г. – кодификация российского законодательства с 1649 по 1825 гг. Опубликован «Свод законов Российской империи» в 15 томах, в который вошли только действующие акты, классифицированные по сферам их действия (государственное устройство, налоги, сословия и т.д.)

1835 г. – Университетский устав, ограничивающий свободу и автономность университетов
Основные события культурной жизни империи
Открытие для публики собрания живописи в Эрмитаже; возведение зданий Сената и Синода, Главного штаба в Петербурге, Большого Кремлевского дворца в Москве; начало строительства храма Христа Спасителя

Крестьянский вопрос



1837-1841 гг. – реформа об устройстве государственных крестьян

1842 г. – реформа об обязанных крестьянах
Основные события внешней политики империи


1826 г. – успешная для России война с Ираном

1828-1829 гг. – успешная для России война с Турцией

1830 г. - разгром польского восстания

В течение всего царствования – действия по завоеванию Кавказа

1853 г. – начало Крымской войны с Турцией, Францией, Англией, закончившейся поражением России (1856 г.)
Раздел III, урок 2, карточка 1
Император Николай стремился к искоренению злоупотреблений, вкравшихся во многие части управления, и убедился из внезапно открытого заговора, обагрившего кровью первые минуты нового царствования, в необходимости повсеместного, более бдительного надзора, который окончательно стекался бы в одно средоточие; государь избрал меня для образования высшей полиции, которая покровительствовала бы утеснимым и наблюдала за злоупотреблениями и людьми, к ним склонными. Число последних возросло до ужасающей степени с тех пор, как множество французских искателей приключений, овладев у нас воспитанием юношества, внесли в Россию революционные начала своего отечества и еще более со времени последней войны через сближение наших офицеров с либералами тех стран Европы, куда заводили нас наши победы. Никогда не думав готовиться к этому роду службы, я имел о нем лишь самое поверхностное понятие, но благородные и благодетельные побуждения, давшие повод к этому учреждению, и желание быть полезным новому нашему государю не позволили мне уклониться от принятия образованной им должности, к которой призвало меня его высокое доверие. Решено было учредить под моим начальством корпус жандармов. Всю империю разделили в сем отношении на семь округов; каждый округ подчинен генералу, и в каждую губернию назначено по одному штабс-офицеру; дальнейшее же развитие и образование нового установления было определено времени и указаниям опыта. Учрежденное в то время Третье отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии представляло под моим начальством средоточие этого нового управления и вместе высшей секретной полиции, которая в лице тайных агентов должна была помогать и способствовать действиям жандармов…

Из воспоминаний А.Х.Бенкендорфа

Ответить на вопросы:

  1. В чем, по вашему мнению, заключается связь между неудачным выступлением декабристов и созданием Третьего отделения секретной полиции?

  2. Удалось ли императору Николаю «искоренить злоупотребления»?

Раздел III, урок 2, карточка 2

Структура собственной Его Императорского Величества канцелярии





Собственная Его Императорского Величества канцелярия





































I отд.

II отд.

III отд.

IV отд.

V отд.

VI отд.

Готовило бумаги для докладов импера-тору

Создано в 1826 г. для кодификации законода-тельства

Создано в 1826 г. Орган высше политичес-кой полиции

Создано в 1828 г. для руководства женскими училищами и благотворитель-ными заведениями

Создано в 1836 г. для проведения реформы государст-венных крестьян

Создано в 1842 г.

по вопросам управления Закавказьем

























Отдельный корпус жандармов











Ответить на вопросы:

  1. Какое место занимала Собственная Его Императорского Величества канцелярия в системе государственного управления?

  2. Почему увеличение числа отделений канцелярии способствовало усилению централизации власти?

Раздел III, урок 2, карточка 3

План работ по кодификации российского законодательства в 30-е гг. XIX в.


1 стадия

2 стадия

3 стадия

Опубликование в 1830 г. «Полного собрания законов Российской Империи в 45 томах, в который вошли все законодательные акты, начиная с «Соборного уложения» 1649 г. и до конца царствования Александра I.

Создание в 1833 г. «Свода законов Российской империи» в 15 томах. В него вошли только действующие акты, классифицированные по сферам их действия (государственное устройство, налоги, сословия и т. д.)

Создание нового сводного закона. Не реализо-вано.


Ответить на вопросы:

  1. Что такое кодификация?

  2. Была ли она необходима?

  3. Кто возглавил работу по кодификации?

Раздел III, урок 2, карточка 4

Теория официальной народности








Теория официальной народности

(автор — граф С.С. Уваров, министр народного просвещения)
















Самодержавие




Православие




Народность













Единственно возможная для России форма правления




Глубокая религиозность русского народа




Духовная связь народа с монархом


Ответить на вопросы:

  1. Объясните содержание ее составных частей?

  2. Как вы относитесь к данной теории?

Раздел III, урок 2, карточка 5

Крестьянский вопрос в первой половине XIX в.





Указ о вольных хлебопашцах 1803 г.

Указ об обязанных крестьянах 1842 г.

«Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих поодиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли, то сделав с ними условие, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам (императору); и если последует от нас решение, желанию его согласное: тогда представятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин. Если крестьянин или (и) целое селение не исполнит своих обязательств, то возвращается помещику с землею и семейством его во владение по прежнему.

Крестьяне, отпущенные от помещиков на волю, и владеющие землею в собственности, несут подушный казенный оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность и, исправляя наравне с другими казанными крестьянами земские повинности, оброчных денег в казну не платят. Они ведаются судом и расправой в тех же местах, где и казенные крестьяне. Как скоро исполнением условий, крестьяне таковые получают землю в собственность; они будут иметь право продать ее, закладывать и оставлять в наследие, не раздробляя, однако ж, участков менее восьми десятин; равно имеют они право вновь покупать землю»

«В статьях… Свода Законов… установлены правила, на основании коих помещикам дозволено обращать крестьян своих в свободные хлебопашцы, с уступкой им в собственность помещичьих земель за определенные, по взаимному условию, вознаграждение. Желая, в общих видах государственной пользы, чтобы, при заключении таковых условий, принадлежащие помещикам земли, как вотчинная собственность дворянства, охранены были от отчуждения из владения дворянских родов, мы признали за благо… предоставить тем из помещиков, которые сами того пожелают, заключать с крестьянами своими, по взаимному соглашению, договоры на таком основании, чтобы, не стесняясь последствиями о свободных хлебопашцах, помещики сохраняли принадлежащее им полное право вотчинной собственности на землю со всеми ее угодьями и богатствами, как на поверхности так и в недрах ее, а крестьяне получали от них участки земли в пользование за условные повинности …на следующих правилах:

Повинности крестьян в пользу помещиков могут быть определены в договорах денежным оброком, произведениями, обрабатыванием помещичьей земли или другой работой. Крестьяне, по надлежащим утверждении заключенных между ими и помещиками договоров, принимают название обязанных крестьян… Помещики учреждают в селениях обязанных крестьян вотчинное управление и имеют высшее наблюдение за сельскою в них полицией и за исполнением законов о сельском благоустройстве; им принадлежит также право суда и расправы в проступках и маловажных преступлениях обязанных крестьян и первоначальный разбор взаимных между ними тяжб и споров…»


Ответить на вопросы:

  1. Каковы основные положения документов?

  2. В чем сходство и отличие их положений?

  3. Какой из указов давал больше свободы крестьянам?

  4. Мог ли Николай предпринять более решительные шаги в решении крестьянского вопроса?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005/2006 учебного года iconСценарий находится в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Алексеевки Белгородской области
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005/2006 учебного года iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Диплом и сертификат к диплому №206-544-808/оу-9 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2011-2012 учебного года
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005/2006 учебного года iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Районный фестиваль педагогических идей учителей русского языка и литературы «Открытый урок» является этапом Республиканского фестиваля...
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005/2006 учебного года iconОбучение немецкому языку как второму иностранному (на базе английского)
Сборник «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 г.» – Издательский дом «Первое сентября», Москва
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005/2006 учебного года iconФестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Новосибирска Урок литературного чтения в 1 классе по теме Е. Я. Ильина «Шум и Шумок» Приложение1
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005/2006 учебного года iconПубликации
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (сайт фестиваля, компакт – диск, сборник тезисов)
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005/2006 учебного года iconНачальная школа
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Самый большой педагогический форум в русскоязычном интернете. Содержит свыше 26000...
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005/2006 учебного года iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программы наблюдения уроков, анкета «Уровень владения общеучебными умениями и навыками», материал размещен в открытых ресурсах Интернет,...
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005/2006 учебного года iconПоложение о фестивале педагогических идей
Фестиваль это смотр педагогических идей и педагогов, которые их реализуют, это встреча педагогических талантов
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005/2006 учебного года iconПоложение о районном фестивале педагогических идей «Открытый урок», «Мой лучший мастер-класс»
«Открытый урок», «Мой лучший мастер-класс» (далее Фестиваль) проводится управлением образования администрации Балахнинского муниципального...
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005/2006 учебного года iconПоложение о фестивале педагогических идей “
Организатором фестиваля Педагогических идей «Ideas for education» (далее – Фестиваль) является компания Панасоник Рус, выступающая...
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005/2006 учебного года icon«Современный урок/занятие». На Интернет-фестиваль принимаются материалы,...
Настоящее Положение об Интернет фестивале педагогических идей «Современный урок/занятие» (далее Интернет-фестиваль) определяет регламент...
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005/2006 учебного года iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальный фестиваль педагогических идей «Делимся секретами педагогического мастерства» (организатор мбдоу №8 «Якорек); открытый...
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005/2006 учебного года iconУрок Откуда берется шоколад? Сайт «Фестиваль педагогических идей»
Познакомить детей с производством хорошо известного шоколада, показать его природное происхождение
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005/2006 учебного года iconПеречень публикаций педагогических работников
Красноярск, Материалах II всероссийской научно-практической конференции «Преподавание естественных наук, математики и информатики...
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005/2006 учебного года iconОткрытый урок во 2а классе
В феврале месяце 2010 года в нашей школе прошел открытый урок «Овощи и фрукты – полезные продукты» во 2а классе, учитель Фролкина...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск