Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по занимательному труду разработана на основе:
Закона РФ «Об образовании»;
Закона Республики Татарстан «Об образовании»;
Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» № 443РТ от 18.07.2004г. – учит. тат. яз.
федерального компонента государственного стандарта;
примерной образовательной программы по занимательному труду;
образовательной программы ГБОУ АСКОШ №19 VIII;
программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2012 года);
учебного плана ГБОУ АСКОШ №19 VIII вида на 2013-2014 учебный год;
положения школы «О рабочей программе педагога»;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189).
Общая характеристика учебного предмета
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики. Цели и задачи
Цель программы обучения:
развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;
подготовка учащихся к профессионально - трудовому обучению.
Обучение занимательному труду в 2 классе направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде — во время приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно - гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Требования к уровню подготовки уч-ся
Учащиеся должны уметь:
сравнивать образец с натуральным объектом;
составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
подбирать материалы и инструменты;
придерживаться плана при выполнении изделия;
осуществлять необходимые контрольные действия;
делать отчет о последовательности изготовления изделия;
делать отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов;
анализировать свое изделие и изделие товарища; ориентироваться при выполнении плоскостных и объемных работ, правильно располагать детали, соблюдать пропорции;
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов;
осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки.
Учащиеся должны знать:
правила ТБ при работе с бумагой, тканью, проволокой, клеем, ножницами, иголкой, кусачками, шилом, плоскогубцами;
свойства материалов: бумаги, ткани, древесины, металла;
приемы соединения деталей;
названия инструментов;
элементарные сведения о профессиях: слесаря, столяра, швеи.
Количество часов
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Содержание программы
Содержание образовательной программы.
На основании программы специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой 2008 года издания в программу 2 класса по трудовому обучению включены следующие разделы:
Работа с глиной или пластилином
Лепка форм прямоугольных геометрических тел, цилиндрической формы. Лепка с применением стеки и резака. Лепка по образцу или с натуры игрушек, посуды конической формы, чайной посуды в форме шара, цилиндра, конуса и круга; стилизованных фигур животных, птиц. Лепка по представлению свободных композиций (по сказкам). Работа с природными материалами
Экскурсии в природу с целью сбора природного материала.
Изготовление по образцу птички, щенка, зайца, рыбки из желудей, перьев, палочек, крылаток, шишек. Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов, трав, соломы, перьев, ракушек, опилок и т.д. Коллективное изготовление макета к сказке. Работа с бумагой и картоном
Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией; счетного материала в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов; закладки; плоских елочных игрушек и гирлянд; Разметка бумаги и тонкого картона по шаблонам. Резание ножницами по прямым и кривым линиям. Оклеивание картона цветной бумагой с одной стороны, с обеих сторон, аппликацией. Изготовление поздравительных открыток. Изготовление по образцу мебели из коробочек, картона и цветной бумаги. Работа с текстильными материалами
Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей, плетение косички; стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из связанных пучков нитей, шпагата, тесьмы.
Пришивание пуговиц с двумя отверстиями. Завязывание узелка.
Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника. Ознакомление с ручными стежками. Вышивание закладки, салфетки; изготовление игольницы.
№ п\п
| Наименование раздела программы
| Тема урока
| Кол-
во часов
| Тип
урока
| Элементы содержания образования
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контро
ля
| Дом.
задание
| Дата проведения урока
| план
| факт
| 1 четверть – 9 часов
|
| Работа пластилином
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| 1.Формовка прямоугольных геометрических тел на плоскости
| 1
| УОНМ
| Геометрические фигуры: куб, шар, прямоугольник; брусок
| Уметь производить формовку куба из шара и бруска из столбика
| ФО,
СР
|
| 4.09
|
| 2.
| 2.Лепка дидактического материала с помощью стеки и резака
| 1
| УЗИМ
| Кубик, брусок, башенка, домик
| Уметь изготавливать кубики и бруски разного размера;
Уметь пользоваться стекой.
| ФО,
СР
|
| 11.09
|
| 3.
| 3.Лепка по образцу игрушки: автобус, автомобиль
| 1
| УЗИМ
| Натура, образец, стека
| Уметь изготовить поделку, с опорой на образец;
Знать правила дорожного движения
| ФО,
СР
|
| 18.09
|
|
| Работа с природным материалом
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4
| 4.Сбор природного материала. Экскурсия.
| 1
| УОСЗ
| Природа города, свойства природных материалов, хранение
| Знать природу родного края;
Уметь собирать и правильно сушить природный материал
| ФО,
СР
|
| 25.09
|
| .5
| 5.Изготовление по образцу птички с использованием желудей, перьев…
| 1
| УПЗУ
| Перо, желудь;
Клювик, грудка, хвостик
| Уметь правильно соединять детали, сравнивать с образцом
| ФО,
СР
|
| 2.10
|
| 6
|
| 6.Изготовление свиньи из скорлупы яйца, шишки, и других деталей
| 1
| УПЗУ
| Пятачок, ушки, копытца, хвостик
| Знать приемы соединения деталей;
Уметь самостоятельно изготовить поделку.
| ФО,
СР
|
| 9.10
|
|
7.
|
Работа с бумагой и картоном
|
7.Изготовление пакета из бумаги по образцу
|
1
|
УОНМ
|
Шаблон, ножницы, техника безопасности
|
Знать приемы разметки по шаблону;
Уметь выполнять работу с помощью учителя
|
ФО,
СР
|
| 16.10
|
| 8
| 8.Изготовление счетного материала в форме полосок, квадратов
| 1
| УПЗУ
| Шаблон, ножницы, техника безопасности
| Знать приемы резания по прямым и кривым линиям бумаги и картона с использованием шаблона; выполнить работу с помощью учителя
| ФО,
СР
|
| 23.10
|
|
| Работа с текстильными материалами
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9
| 9.Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков ниток
| 1
| УОНМ
| Пучок, нитки, ягоды
| Уметь планировать последовательность изготовления ягод из связанных пучков нитей, выполнить работу с помощью учителя.
| ФО,
СР
|
| 30.10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 четверть – 7 часов
lll
| Работа с бумагой и картоном
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10.
| 1. Изготовление закладки сложной конфигурации
| 1
| УОНМ
| Ножницы, картон, бумага
| Знать приемы резания по линиям разметки;
Уметь планировать работу, наклеивать на картон аппликацию
| ФО,
СР
|
| 13.11
|
| 11.
| 2.Изготовление из картона плоских елочных украшений в виде рыб, птиц
| 1
| УПЗУ
| Украшение, орнамент
| Знать приемы разметки и резания по кривым линиям,
| ФО,
СР
|
| 20.11
|
| 12.
| 3.Изготовление елочных украшений в виде животных
| 1
| УПЗУ
| Украшение, хвоя, сгиб, разрез
| Знать приемы соединения деталей с помощью клея; приемы сгибания бумаги под прямым углом по трафарету;
Уметь склеивать детали между собой;
Уметь закреплять нитки-петли с помощью клея
| ФО,
СР
|
| 27.11
|
| 13-14.
| 4-5.Изготовление объемных елочных -игрушек: фонарик, шар.
| 2
| УОНМ
| Сгибание, разгибание, вырез «лапша»
| ФО,
СР
|
| 4,11.12
|
| 15.
| 6.Изготовление объемных елочных игрушек: гирлянда
| 1
| УПЗУ
| Объем, разрез, гирлянда, сборка
| ФО,
СР
|
| 18.12
|
| 16.
| 7.Изготовление объемных елочных игрушек: шар
| 1
| УПЗУ
| Объем, разрез, гирлянда, сборка
| ФО,
СР
|
| 25.12
|
|
3 четверть – 10 часов
| Работа с глиной и пластилином
|
| 4
|
|
|
|
|
|
|
| 17.
| 1.Лепка по образцу стилизованной фигуры цыпленка и утенка
| 1
| УПЗУ
| Примазывание, стека, части тела птиц
| Знать приемы соединения деталей изделия из пластилина;
Уметь определять последовательность лепки, соединять детали примазыванием.
Знать пропорции частей тела птиц
| ФО,
СР
|
| 15.01
|
| 18
| 2.Лепка по образцу стилизованной фигуры утки и гуся
| 1
| УПЗУ
| Примазывание, стека, части тела птиц
| ФО,
СР
|
| 22.01
|
| 19.
| 3.Лепка по образцу стилизованной фигуры кошки
| 1
| УПЗУ
| Пропорции части тела животных
| Иметь представление о пропорциональности частей тела птиц;
Уметь планировать выполнение работы;
Знать приемы работы с пластилином без инструментов и с использованием стеки
| ФО,
СР
|
| 29.01
|
| 20.
| 4.Лепка по образцу стилизованной фигуры белки
| 1
| УПЗУ
| Пропорции части тела животных
| ФО,
СР
|
| 5.02
|
|
| Работа с природными материалами
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
| 21
| 5.Изготовление деталей к макету по сказке «Теремок» по образцам
| 1
| УОНМ
| Макет, сказка, герои, детали, части
| Знать приемы работы с бумагой и клеем, Уметь планировать работу, вычленять детали и части макета;
Знать приемы крепления деталей на подставке;
Уметь работать в паре.
| ФО,
СР
|
| 12.02
|
| 22
| 6.Сборка макета к сказке «Теремок»
| 1
| УПЗУ
| Макет, сказка, герои, детали, части
| ФО,
СР
|
| 19.02
|
| 23-24
| Работа с бумагой и картоном
| 7-8.Изготовление поздравительной открытки
| 2
| УОНМ
| Клеящие составы
| Знать свойства бумаги и картона; приемы разметки с помощью линейки.Уметь оклеивать картон бумагой
| ФО
СР
|
| 26.02,
5.03
|
| 25
|
| 9.Изготовление закладки по образцу
| 1
| УОНМ
| Клеящие составы
| ФО,
СР
|
| 12.03
|
|
26
|
| 10.Окантовка картона полосками бумаги
| 1
| УОНМ
| Клеящие составы
| ФО
СР
|
| 19.03
|
|
4 четверть – 8 часов
| Работа с пластилином
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
| 27
| 1.Лепка композиции к сказке «Колобок»
| 1
| УПЗУ
| Детали, композиция, содержание сказки
| Знать содержание сказки;
Знать пропорции фигур человека и животных;
Знать приемы лепки фигур человека и животных;
Уметь правильно располагать детали на макете;
Знать приемы крепления деталей к подставке;
Уметь работать в группе.
| ФО,
СР
|
| 2.04
|
| 28
| 2.Лепка композиции к сказке «Три медведя»
| 1
| УПЗУ
| Детали, композиция, содержание сказки
| ФО,
СР
|
| 9.04
|
|
| Работа с бумагой и картоном
|
| 3
|
|
|
|
|
|
|
| 29
| 3.Изготовление мебели из коробочек, картона и бархатной бумаги
| 1
| УОНМ
| Бархатная бумага, бросовый материал
| Знать приемы разметки деталей крепления по шаблону и оклеивания, Уметь подбирать цвет в зависимости от предназначения;
| ФО,
СР
|
| 16.04
|
| 30
| 4.Изготовление мебели из коробочек, картона и бархатной бумаги
| 1
| УПЗУ
| Детали мебели
| ФО,
СР
|
| 23.04
|
| 31
|
| 5.Изготовление подушечки для иголок
| 1
| УПЗУ
| Разметка, игольница, предназначение
| Знать предназначение ткани и иглы сделать поделку
| ФО,
СР
|
|
30.04
|
| 32
|
Работа с текстильными материалами
| 6.Изготовление по образцу указателя «переход»
| 1
| УОНМ
| Указатель переход ПДД
|
|
|
| 7.05
|
| 33
| 7.Выполнение стежка «шнурок» на полосе бумаги в клетку
| 1
| УОНМ
| ТБ,
Стежок, виды стежка
| Знать правила работы с иглой;
Уметь выполнять стежок «шнурок» на полосе бумаги;
Знать приемы работы при отделке изделий стежками «шнурок» и «сметочный»;
Уметь работать в группе.
| ФО,
СР
|
| 14.05
|
|
34
| 8.Изготовление закладки из ткани
| 1
| УПЗУ
| Свойства ниток и ткани
| ФО,
СР
|
| 21.05
|
|
|
| Изделие
| ФО,
СР
|
|
|
| |