Скачать 106.81 Kb.
|
УТВЕРЖДАЮ Начальник Главного управления МЧС России по Пензенской области генерал - майор внутренней службы С.М. Козлов « » __________ 2013 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И ОБОРУДОВАНИЮ КАБИНЕТА (КЛАССА) «ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Подготовлены: Управлением гражданской защиты ГУ МЧС России по Пензенской области Пенза 2013 год
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Государственный образовательный стандарт по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» включает в себя базовый уровень предъявления учебного материала, который государство обязуется представить всем обучающимся независимо от вида образовательного учреждения. Основной результат овладения знаниями, умениями и навыками по безопасности жизнедеятельности – это усвоение обучающимися минимальных требований для жизни человека, вне зависимости от того, чем он будет заниматься в будущем. Учебная база должна способствовать тому, чтобы был успешно выполнен государственный стандарт и требования регионального стандарта. Для успешного решения учебно-воспитательных задач, определяемых учебной программой, в каждой общеобразовательной школе (учебном заведении) рекомендуется иметь кабинет ОБЖ. Под кабинетом ОБЖ следует понимать учебное помещение, оборудованное классной мебелью, оснащенное учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения и устройствами, которые рационально размещены в готовности для систематического применения на уроках и внеклассных мероприятиях по ОБЖ. Для него выделяется просторное светлое помещение 54-60 кв.м с примыкающей лаборантской, где может быть расположен металлический шкаф для хранения пневматического оружия. Лаборантская имеет вход из кабинета ОБЖ. Кабинет ОБЖ общеобразовательной школы оборудуется с целью: - создания необходимой учебно-материальной базы для изучения (преимущественно теоретического) всех разделов учебной программы курса ОБЖ; - проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий по основам безопасности жизнедеятельности и основам военной службы с учащимися, закреплению и углублению полученных знаний; - пропаганды здорового образа жизни, ответственного отношения к личной и общественной безопасности. Кабинет ОБЖ должен отвечать следующим основным требованиям: - представлять собой помещение, удобное для занятий, удовлетворяющее санитарно-гигиеническим нормам, с примыкающей к нему лаборантской, предназначенной для хранения приборов, учебных наглядных пособий и учебного имущества; - способствовать решению в ходе урока не только учебных, но и воспитательных задач; - обеспечивать максимальное достижение наглядности в обучении и одновременно создавать условия для выполнения учениками самостоятельных заданий; - обеспечивать возможность для широкого применения технических средств обучения; - содержать учебную литературу, наглядные пособия и имущество по курсу ОБЖ; - иметь художественное, эстетическое оформление. Анализ опыта оборудования кабинетов ОБЖ в школах позволяет утверждать, что значительная часть оборудования этих кабинетов и учебных наглядных пособий может быть разработана и изготовлена силами самих школ. Непосредственной разработкой, как правило, занимается преподаватель-организатор ОБЖ, а изготовлением – художественно-оформительские мастерские, ученики и учителя. II. ПРИНЦИПЫ ОФОРМЛЕНИЯ И ОБОРУДОВАНИЯ КАБИНЕТА ОБЖ Оформление кабинета ОБЖ должно быть на основе единого замысла, соответствовать учебной программе и методике проведения занятий, отвечать эстетическому уровню, дополнять общий художественный интерьер кабинета. Необходимо продумать общую композицию оформления, составив эскизы стендов и расположения оборудования. Объемные и графические решения оформления должны быть в едином стиле, не мешать, а способствовать усвоению изучаемого материала. Прежде всего, выполнив эскиз, нужно подумать – какой материал будет использован для изготовления планшетов, стендов. В настоящее время имеется большой выбор материала: фанера, ДВП, ДСП, пластик и т.д. Наиболее практичным и дешевым является ДВП. ДВП можно оклеивать бумагой, пленкой, ламинировать и т.д. Жесткость ДВП позволяет изготовлять из этого материала различные конструкции планшетов. Например – планшеты-книжки, сменные и т.д. В зависимости от возможностей школы при изготовлении стендов и другого оборудования для кабинета ОБЖ могут применяться металлические трубы и прокатный металл, а также пластик и органическое стекло. В эстетическом решении интерьера кабинета ОБЖ большое значение имеет правильный выбор фона стендов, сочетание цвета стен и основного цвета планшетов стендов. Фон планшетов можно отгрунтовать эмульсионной краской с применением гуаши, можно сделать обивку планшетов тканью, оклейку бумагой и т.д. Оптимальное соотношение размеров планшета, текста, символов и рисунков дают хорошее восприятие содержания планшета, его читаемость. Стенд должен содержать минимум текста, броские запоминающиеся иллюстрации и схемы. Но всегда хочется содержание планшетов наполнить по максимуму. Поэтому, исходя из практики, предлагается следующее техническое решение изготовления стендов, используя доступный материал ДВП. На стене закрепляются два деревянных каркаса стенда: верхний и нижний, рассчитанные таким образом, чтобы в них легко входили и легко снимались планшеты, выполненные из ДВП. Планшеты из ДВП можно использовать с обеих сторон. Например, на обратную сторону планшета можно наклеить политическую карту мира, которая часто необходима на уроках ОБЖ, планшет, содержащий информацию по теме урока и т.п. Оборудование кабинета ОБЖ включает в себя мебель, учебно-методическое оборудование, учебные пособия и технические средства обучения, а также некоторые приспособления и устройства. III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБОРУДОВАНИЮ КАБИНЕТА ОБЖ Кабинет основ безопасности жизнедеятельности предназначен для проведения занятий, самостоятельной подготовки, а также для проведения кружковой работы во внеурочное время. По своему оснащению кабинет можно сравнить образно с музеем. Музей показывает от 0,1 до 5% имеющихся экспонатов, а остальные ценности содержатся в запасниках. Так и кабинет должен содержать самую необходимую справочную, часто нужную в работе, легко меняющуюся информацию, а остальные плакаты, схемы, приборы, макеты, рисунки хранятся в лаборантской. Целесообразно над доской оборудовать: - планшет, на котором дано определение: «Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, охватывающая теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности»; - здесь же над доской поместить список телефонов различных служб; - слева и справа от доски – требования государственного образовательного стандарта для средней школы; - стенд «Правила безопасности жизни» (предвидеть опасность; по возможности избегать ее; при необходимости – действовать); - стенд «Материал к уроку». На этот стенд помещаются: информация о текущих событиях, пособия, сообщения. Новые сообщения по безопасности жизни вызывают интерес у школьников. В кабинете может быть сделан план и макет местности, отражающий местоположение школы со всеми дорогами, потенциально опасными объектами. На макете отрабатываются вопросы безопасного поведения на улице, безопасный путь от дома до школы и действия учащихся в случае возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций на территории, прилегающей к школе. Указанные стенды можно рекомендовать как общие. А другие стенды (в зависимости от наличия рисунков, плакатов) должны «работать» - нести информацию по темам программы «Основ безопасности жизнедеятельности», утвержденной Министерством образования РФ. Эти стенды рекомендуется оформлять по трем разделам:
Примерное содержание стендов «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях: - определение чрезвычайной ситуации; - классификация ЧС природного характера; - классификация ЧС техногенного характера; - РСЧС как система обеспечения безопасности (структура; управление; силы и средства ЧС); - обязанности учащихся по защите при возникновении ЧС. Примерное содержание стендов «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»: - профилактика травматизма учащихся; - первая медицинская помощь при различных видах травм; - инфекционные заболевания и их профилактика; - определение здоровья и здорового образа жизни (распределение дневного рациона по калорийности; основные питательные вещества и витамины; энергетическая ценность основных пищевых продуктов; показатели здоровья; составляющие здоровья и ЗОЖ и т.д.); - вредные привычки и борьба с ними (отставание в учебе курящих школьников; влияние алкоголя на внутренние органы подростка; опасность наркомании; влияние алкоголя на здоровье потомства; профилактика венерических заболеваний; информация о СПИДе и т.д.); - основные спортивные нормативы подростков допризывного возраста. Примерное содержание стендов «Подготовка по основам военной службы»: - правовые основы военной службы (статья 59 Конституции РФ, выписки из Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»); - структура Вооруженных Сил РФ; - воинские звания и знаки различия; - тактическая подготовка; - огневая подготовка; - строевая подготовка; - общевоинские уставы ВС РФ. Кроме этого стенды по основам военной службы могут быть дополнены Днями воинской славы Отечества, портретами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ и Министра обороны РФ. При оформлении кабинета можно использовать лозунги по тематике стендов. Например: «Любить Родину – значит уметь ее защищать». «Изучение предмета ОБЖ является частью обязательной подготовки граждан к службе в рядах Вооруженных Сил». «Катаклизмы природного и техногенного характера сотрясают нашу планету». Все вышеизложенное имеет рекомендательный характер. Каждый преподаватель ОБЖ в содружестве с учителем ИЗО и технологии, исходя из местных условий и возможностей школы, может оформить и оснастить кабинет так, как считает наиболее приемлемым. Но при этом, он должен обязательно учитывать выше приведенные структурные основы содержания оформления. IV. УГОЛОК ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ Уголок гражданской обороны находится в школе на видном месте. Материалы используются при проведении занятий по ряду тем. Рекомендуется при оборудовании уголка ГО разместить в нем следующие материалы: - гражданская оборона – определения и понятия; - основные задачи ГО; - структура управления ГО в России; - структура ГО в школе (организация ГО в школе; формирования ГО в школе; сигналы оповещения ГО и действия по ним; схема оповещения); - индивидуальные и коллективные средства защиты; - возможные ЧС для данной местности и действия населения при угрозе и возникновении этих ЧС; - план размещения защитных сооружений; - порядок экстренной эвакуации из здания школы. V. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ПО ОБЖ При проведении смотра-конкурса учебной базы по ОБЖ необходима единая методика оценки. В предлагаемой методике основное внимание уделяется обеспечению каждого урока наглядными пособиями, таблицами и даются следующие оценки в баллах: - наличие наглядных пособий (плакаты, таблицы, рисунки) из расчета одно наглядное пособие – 1 балл; за обеспечение 1 урока не более 3 баллов; наличие контролирующего материала (карточки контроля): 1 тема – 5 баллов; - ситуационные задачи: 1 задача – 5 баллов; - тесты: за полугодие – 40 баллов, за год – 40 баллов; технические средства: - диафильмы (за один диафильм – 5 баллов); - слайды (за обеспечение урока не более 3 баллов); - видеофильмы по теме – 10 баллов; обеспечение средствами индивидуальной защиты, медицинскими средствами защиты: -противогазы – 10 баллов; - респираторы – 10 баллов; - ОЗК – 10 баллов; - ИПП – 10 баллов; - АИ – 10 баллов; - жгуты кровоостанавливающие резиновые – 10 баллов; компасы Андрианова – 15 баллов; огнетушители – 15 баллов; обеспечение учебниками (15-20 учебников) на кабинет: - 1-4 класс – 50 баллов; - 5-9 класс – 50 баллов; - 10-11 класс – 50 баллов; обеспечение рабочими тетрадями по ОБЖ: - для 1 класса – 40 баллов; - для 2 класса – 40 баллов; - для 5 класса – 40 баллов; - для 6 класса – 40 баллов; использование опорных схем на уроке: - максимальное количество баллов – 68 за класс; занятие в кабинете информатики: - обучение с помощью компьютерных программ – 40 баллов; - контроль усвоения материала за полугодие – 40 баллов; применение в учебном процессе: - макетов – 10 баллов; - тренажеров – 10-30 баллов; наличие стрелкового тира – 150 баллов (оборудование места для стрельбы – 50 баллов); наличие кабинета ОБЖ – 200 баллов; тематическое планирование – 10 баллов на параллель классов; план создания и совершенствования учебно-материальной базы – 30 баллов. Значение тому или иному элементу оценки в данной методике придает его значимость, частота использования, стоимость, трудозатраты на разработку и изготовление. За наличие оборудованного кабинета ОБЖ дается 200 баллов. Это стимул, так как наличие кабинета – уже начало создания учебно-материальной базы. Приложение 1 ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА ОБЖ Для эффективности обучения учащихся по ОБЖ в школе должен быть отдельный кабинет, оборудованный и оформленный в соответствии с программой ОБЖ. В кабинете должны быть:
Рядом с кабинетом необходимо иметь комнату для хранения имущества, необходимого для изучения программы ОБЖ. В комнате для хранения имущества должно быть:
В кабинете должны быть следующие технические средства обучения:
|
Методические рекомендации для студентов по написанию и оформлению... Методические рекомендации предназначены студентам Уссурийского медицинского колледжа | Методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовых работ для студентов Методические рекомендации подготовлены доцентом кафедры фармации Кондратьевой Г. К | ||
Методические рекомендации по оформлению выпускной квалификационной работы Методические рекомендации по оформлению выпускной квалификационной работы (дипломной работы) / Составители: профессорско-преподавательский... | Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации... М 54 Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся/ Составители: Борщева Н.... | ||
Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите реферата Чернушка, 2013 Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. Предназначены для преподавателей и... | Методические рекомендации для студентов по написанию и оформлению... Методические рекомендации предназначены студентам Уссурийского медицинского колледжа | ||
Методические рекомендации Самостоятельная работа студентов Методические рекомендации предназначены для студентов асф кемГУ. В рекомендациях описаны общие требования к оформлению рефератов | Методические указания по выполнению курсов ых работ по дисциплине «теория управления» Методические указания предназначены для выполнения курсовой работы студентами направления подготовки бакалавриат 081100. 62 «г осударственное... | ||
Методические рекомендации по разработке и оформлению учебно-методической документации Методические рекомендации призваны оказать помощь пцк и преподавателям в грамотном обозначении названия методической разработки,... | Оснащение стоматологического кабинета ... | ||
Методические рекомендации по написанию эссе Данные методические рекомендации... Гу-вшэ, Москва 2001 год. Методические рекомендации составлены в целях унификации требований к содержанию, оформлению и оцениванию... | Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите Методические рекомендации предназначены для студентов, специализирующихся в области философии на социально-теологическом факультете... | ||
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых,... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические... | Методические рекомендации для студентов и преподавателей по выполнению,... Методические рекомендации для студентов и преподавателей по выполнению, оформлению и защите выпускной квалификационной (дипломной)... | ||
Методические рекомендации по подготовке и оформлению письменных работ... Методические рекомендации предназначены в помощь студентам специальности 080105 «Финансы и кредит» инаправления бакалавриата 080100... | Методические рекомендации находка 2003 Министерство образования Российской... Методические рекомендации предназначены для ознакомления студентов с требованиями к написанию и оформлению реферативных работ. Рассматриваются... |