Программа правового просвещения для учащихся и их родителей «Азбука практического права: изучаем вместе»





Скачать 353.94 Kb.
НазваниеПрограмма правового просвещения для учащихся и их родителей «Азбука практического права: изучаем вместе»
страница1/4
Дата публикации19.08.2014
Размер353.94 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3   4
О тематике бесед по Конвенции о правах ребенка с учащимися

начальной школы
Определяя тему беседы с учащимися начальной школы, важно исходить из задач правового просвещения, образования и воспитания, которые рекомендуется решать в первые годы учебы ребят.

Программа правового просвещения для учащихся и их родителей «Азбука практического права: изучаем вместе», так определяет эти задачи:

    • знакомство в доступных, игровых ситуациях с основами социальных норм и основными правами ребенка;

    • понимание важности и значимости для каждого человека правил поведения в повседневной жизни (игре, общении, моделировании бытовых ситуаций и т.д.);

    • приобретение первоначального опыта регулирования детских отношений, отношений со взрослыми, старшими;

    • знание и использование конкретных правил и норм: наиболее важные права ребенка; правила, обеспечивающие безопасность человека (в частности – правила дорожного движения); этические правила и нормы (например, правила поведения в общественных местах, в образовательном учреждении, транспорте); правила, регулирующие жизнедеятельность конкретного образовательного учреждения;

    • получение первичного опыта разработки собственных правил (например, общения в классе, дежурства по классу и т.д.).

На основании учета этих задач, содержания Конвенции о правах ребенка, ее отражении в вышеназванной программе, темами бесед в единый День правовых знаний могут быть следующие:

1 класс

- «Правила вокруг нас». Зачем нужны правила? Правила в игре. Моделирование и обсуждение игры без правил. Справедливость. Правила, которые важно знать. Конвенция о правах ребенка – документ, который тебя защищает.

- «Наш класс». Конвенция о правах ребенка о праве на имя. Права учащихся в нашем классе. Ответственность. Дежурство по классу. Разработка правил поведения в классе.

- «Я и мои друзья». Дружба. Все мы – разные. Конвенция о правах ребенка о защите права на индивидуальность. Толерантность. Памятка «Как не ссориться с друзьями». Встреча со школьным психологом.

2 класс

- «Наша школа». Конвенция о правах ребенка о праве на образование. Знакомство со школой и ее внутренним распорядком. Устав школы – основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся. Встреча с руководителями образовательного учреждения.

- «Дом, в котором я живу». Право на выбор места жительства. Конвенция о правах ребенка о праве на неприкосновенность жилища. Защита прав ребенка на жилище в российском законодательстве. Ответственность семьи за создание условий для развития ребенка. Распределение обязанностей по дому. Домашние праздники.

- «Я и моя семья». Конвенция о правах ребенка о праве детей на семейную жизнь. Права членов семьи. Ответственность родителей. Защищенность. Право ребенка на защиту от жестокого обращения. Памятка «За помощью обращаться…» (адреса и телефоны организаций, где могут оказать помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации). Встреча с юристом (работником органов опеки и попечительства или др. организаций).

3 класс

- «Идем в гости». Конвенция о правах ребенка о праве на семейные связи. Мои родственники. Некоторые правила этикета. Договариваемся о встрече. Подарки и сувениры. Правила поведения в гостях.

- «На экскурсии». Конвенция о правах ребенка о праве на отдых и досуг. Как организовать свой досуг? Культурно-исторические места нашего города. Встреча с экскурсоводом. Правила поведения на экскурсии.

4 класс

- «Я – гражданин России». Конвенция о правах ребенка о праве на гражданство. Что значит быть гражданином? Наша Родина – Российская Федерация. Правила жизни в стране – законы. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина России.

- «Защита прав ребенка». Документы, защищающие права ребенка. Конвенция о правах ребенка об основных правах ребенка. Защита прав ребенка в школе. Составление памятки «Кто может меня защитить?». Встреча с юристом (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокуратура и т.д.).

Разработка уроков по Конвенции о правах ребенка для основной и старшей школы
Урок для 5-7 классов

Цель урока: познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения; способствовать развитию навыка работы с документом.

Задачи урока: передать школьникам знания о Конвенции о правах ребенка, ее содержании, сформировать представление о системе прав ребенка.

Методы: беседа, работа в группах, работа с источником, интерактивная игра.

Необходимое оборудование: текст Конвенции о правах ребенка, доска или большой лист бумаги, маркеры.

Ход урока:

Разминка: игра «Черные шнурки». Учитель предлагает поменяться местами тем, кто:

- считает себя внимательным;

- … общительным;

- … свободным;

- … счастливым.

Учитель: как видно, мы все разные, но, так или иначе нам приходится находить общий язык, уважать мнение других людей, быть терпимым к другим.

Продолжение разминки:

- … знает такой документ, как Конвенция о правах ребенка?

Учитель: 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка – это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.

А знаете ли вы, что первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла новую декларацию, содержащую 10 важнейших принципов обеспечения защиты и благосостояния детей, один из которых содержится в статье 6 Декларации: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной обеспеченности …».

Приняв краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка.

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше.

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.).

Далее учитель предлагает учащимся блиц-опрос. Вот примерные вопросы:

  1. Что такое права человека?

  2. Какие права есть у вас?

  3. Достаточно ли прав у детей?

  4. Можете ли вы добиться, чтобы ваши права уважали?

  5. Какие права вы считаете главными для человека?

  6. Как вы думаете, есть ли особые права у детей? Какие?

  7. Какие из ваших прав чаще всего нарушаются?

  8. Чтобы вы сделали для защиты прав других людей или своих?1

Работа с текстом Конвенции о правах ребенка:

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Вопросы к учащимся:

  1. Что удивило вас в отношении возраста детей?

  2. Чем можно объяснить такую продолжительность детского возраста?

Статья 7. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Вопросы к учащимся:

  1. Какие права ребенок приобретает сразу же после рождения?

  2. Что такое гражданство?

При работе с текстом Конвенции можно обсудить следующие вопросы:

  1. На кого Конвенция возлагает ответственность защищать интересы ребенка? (на государства-участники).

  2. При каких обстоятельствах (если это вообще допустимо) могут быть ограничены права и свободы ребенка? (Эти ограничения необходимы для: А. Для уважения прав и репутации других лиц. Б. Для охраны государственной безопасности или общественного порядка, ли здоровья или нравственности населения).

  3. Как выглядит ваша реальная жизнь по сравнению с правами, записанными в Конвенции?

Варианты интерактивных игр:

1. Учитель вместе с учениками, используя текст Конвенции о правах ребенка, в игровой форме разбираются, где права взрослых, а где права детей. Для этого класс делится на 3-4 группы. Учитель раздает группам по листку, в котором сформулировано 2 права, одно принадлежащее всем, другое – только взрослым либо только детям. Каждая группа продемонстрирует другим группам свои права, изобразив их на рисунке. Затем группы показывают классу рисунки, а класс определяет, что это за право и кому оно принадлежит.

Например, можно предложить следующие права:

  1. Право на жизнь.

  2. Право на участие в выборах.

  3. Право на свободное передвижение и выбор места жительства.

  4. Право на вступление в брак.

  5. Право на имя.

  6. Право на труд.

  7. Право на образование.

  8. Право на собственность.

2. Игра «Самое-самое».

Учитель просит назвать одно качество соседа справа, то, что делает его заметным, привлекательным.

Учитель спрашивает: кто не согласен с мнением другого?

Учитель: даже, если мы не согласны, мы должны быть терпимыми. Конвенция о правах ребенка говорит и об этом: государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности (статья 8).

3. Комиссия по правам ребенка. Избирается Комиссия по правам ребенка из 7-9 человек. Комиссия обсуждает устные или письменные жалобы на нарушения прав ребенка, провозглашенных в Конвенции о правах ребенка.

Жалобы составляются заранее. Для их написания могут быть использованы личные впечатления учащихся, факты, отраженные в средствах массовой информации.

Комиссия разрабатывает рекомендации о том, как устранить несправедливость.

Рефлексия:

Можно предложить учащимся подумать и дать краткие письменные ответы на следующие вопросы:

  1. Как вы думаете, что мы должны сделать для того, чтобы с вашими правами больше считались?

  2. Что вам осталось неясным после обсуждения основных положений Конвенции о правах ребенка, что нужно пояснить?

Затем учитель подводит итоги урока:

Итак, Конвенция предоставляет ребенку большие права. Но Конвенция – это не волшебная палочка, а то на, что в трудную минуту вы можете опереться в вашем жизненном пути. Дух Конвенции о правах ребенка можно выразить так: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».

Словарь урока
Генеральная Ассамблея ООН – главный орган Организации Объединенных Наций, состоящий из всех государств-членов, каждый из которых наделен равными правами.

Гражданство – устойчивая правовая и политическая связь человека с государством, политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству.

Декларация – правовой документ, имеющий силу рекомендации.

Конвенция – международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

Организация Объединенных Наций (ООН) – международная организация, объединение государств, созданное в 1945 г., для поддержания и укрепления мира и безопасности, развития сотрудничества между народами и государствами.

Урок для 8-9 классов

Цель урока: знакомство с Конвенцией о правах ребенка; содействие воспитанию нравственно-правовых норм, основанных на уважении к правам и свободам человека, правам ребенка.

Задачи урока: на основе положительной мотивации усвоения знаний о Конвенции содействовать воспитанию убеждения, что обладание правами и свободой неразрывно связано с ответственностью за свои поступки и поведение; содействовать воспитанию культуры прав человека; расширение правового кругозора учащихся.

Методы: беседа, ответы на вопросы, работа в группах, работа с источником, интерактивная игра.

Необходимое оборудование: тексты Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, доска или большие листы бумаги, маркеры.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Наш урок посвящен охране прав детей. Дети обладают всеми основными правами и свободами человека, однако требуют особой правовой защиты, поскольку они имеют меньшие возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. Давайте вспомним, какие специальные документы по защите прав детей приняло мировое сообщество?

Материал для учителя: первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Документ состоял из 5 пунктов. В нем говорилось о принятии мер в отношении рабства, детского труда, торговли детьми, необходимости особой заботы о детях «в виду их физической и умственной незрелости».

Во время Второй мировой войны Декларация о правах ребенка утратила свою силу, дети стали жертвами войны, вот почему с момента создания ООН (1945 год) дети и их благополучие стали в центре внимания мировой общественности.

В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила Всеобщую декларацию прав человека. Она стала основой для дальнейших усилий в этом направлении.

Вопрос для учащихся: что говорится во Всеобщей декларации прав человека о правах ребенка? (ст. 25. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой).

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней сформулированы 10 основных принципов, касающихся защиты, благополучия детей. Главный тезис декларации – «Человечество обязано давать детям лучшее, что имеет».

В международный год ребенка (1979 г.) Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка. Сложная работа продолжалась 10 лет. 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.

Вопрос для учащихся:

Как вы думаете, почему через 30 лет после принятия Декларации потребовалось принять еще один документ о правах ребенка – Конвенцию?

Материал для учителя: декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция – соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Подписывая конвенцию, государства заявляют о своем обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом.

Учитель: а теперь приступим к работе с текстом Конвенции о правах ребенка.

Учитель может выбрать любые формы работы из нижеперечисленных.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа правового просвещения для учащихся и их родителей «Азбука практического права: изучаем вместе» iconГ. Элиста о проведении Республиканской олимпиады по вопросам избирательного...
В целях правового просвещения учащейся молодежи, разъяснения и пропаганды избирательного законодательства, знакомства с принципами...
Программа правового просвещения для учащихся и их родителей «Азбука практического права: изучаем вместе» iconГ. Элиста о проведении Республиканской олимпиады по вопросам избирательного...
В целях правового просвещения учащейся молодежи, разъяснения и пропаганды избирательного законодательства, знакомства с принципами...
Программа правового просвещения для учащихся и их родителей «Азбука практического права: изучаем вместе» iconКакие права имеет ребенок в отношении жилого помещения?
Права ребенка в отношении занимаемого жилья, так же, как и права взрослого, зависят от правового режима жилья – является ли оно собственностью...
Программа правового просвещения для учащихся и их родителей «Азбука практического права: изучаем вместе» iconЛитература. Соотношение Земельного и Гражданского права по предмету правового регулирования
В свою очередь отрасль права это совокупность правовых норм, регулирующих предмет правового регулирования. Такие отношения возникают...
Программа правового просвещения для учащихся и их родителей «Азбука практического права: изучаем вместе» iconПрава и обязанности родителей права родителей
На выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений
Программа правового просвещения для учащихся и их родителей «Азбука практического права: изучаем вместе» iconПрограмма кружка «Азбука права» предназначена для учащихся 7 классов общеобразовательной школы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Быструшинская средняя общеобразовательная школа
Программа правового просвещения для учащихся и их родителей «Азбука практического права: изучаем вместе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Каширцева Е. Г. «Ваши права»/ Книга для учащихся начальных классов М: Вита-Пресс, 2007; Антонов В. В. «Изучаем права человека»/ Рабочая...
Программа правового просвещения для учащихся и их родителей «Азбука практического права: изучаем вместе» iconРабочая программа учебной дисциплины
Целью изучения дисциплины является усвоение студентами основ правового регулирования международных отношений, основных концепций...
Программа правового просвещения для учащихся и их родителей «Азбука практического права: изучаем вместе» iconМир природы изучаем вместе Вам скажу: не насмотреться На леса и на...
Сотрудничество педагогов и учащихся по воспитанию экологической культуры школьников
Программа правового просвещения для учащихся и их родителей «Азбука практического права: изучаем вместе» iconРабочая программа по дисциплине б 13. Правовое обеспечение землеустройства...
Вместе с тем правового обеспечение использования земель является предметом регулирования значительного числа отраслей российского...
Программа правового просвещения для учащихся и их родителей «Азбука практического права: изучаем вместе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью изучения дисциплины является усвоение студентами : основ правового регулирования международных отношений, основных концепций...
Программа правового просвещения для учащихся и их родителей «Азбука практического права: изучаем вместе» iconИнформация моу сош №47 г. Ульяновска о мероприятиях по реализации антикоррупционной политики
Формирование идеологии просвещения, идеалы правового государства и гражданского общества
Программа правового просвещения для учащихся и их родителей «Азбука практического права: изучаем вместе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование идеологии просвещения, идеалы правового государства и гражданского общества
Программа правового просвещения для учащихся и их родителей «Азбука практического права: изучаем вместе» iconКурсовая работа по дисциплине: Общая теория права на тему: «Источники права Республики Беларусь»
Все большее использование в качестве источников права приобретает договор. Существуют различные подходы к перечню источников права...
Программа правового просвещения для учащихся и их родителей «Азбука практического права: изучаем вместе» iconТеоретические и практические проблемы правового регулирования несостоятельности...
I. особенности правового статуса должников особых категорий в конкурсных отношениях
Программа правового просвещения для учащихся и их родителей «Азбука практического права: изучаем вместе» icon13. Век Просвещения
Ша — Т. Джефферсон, Б. Франклин; в России — Н. И. Новиков. Своё наибольшее развитие идеология Просвещения получила во Франции. Экономические...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск